Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Медико-санитарная часть

Медико-санитарная часть (Медсанчасть) №70 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» – филиал СПб ГУП «Пассажиравтотранс» располагается в доме № 12 по улице Комсомола. На сегодняшний день Медсанчасть №70 является единственным в России учреждением, специализирующимся на вопросах транспортной медицины.

В состав медсанчасти входит амбулаторно-поликлиническое отделение, стационар, физиотерапевтическое отделение, отделение лучевой диагностики, эндоскопический кабинет и кабинет функциональной диагностики, клинико-диагностическая лаборатория, вспомогательные службы и служба предрейсового контроля. Персонал медсанчасти оказывает квалифицированную медицинскую помощь в первую очередь работникам Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта (СПб ГУП «Пассажиравтотранс»), а также жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В настоящее время списочная численность сотрудников составляет 361 человек. В том числе врачебный персонал – 72 человека, средний медицинский персонал – 179 человек, младший персонал – 56 человек, административный и прочий персонал – 54 человека. Среди врачебного персонала врачей высшей квалификационной категории – 27 человек, врачей первой квалификационной категории – 14 человек, врачей второй квалификационной категории – 8 человек.

С 2013 года должность главного врача медсанчасти занимает А.Г.Арустамов. Артур Генрихович родился в 1959 году в городе Находка Приморского края. После окончания школы в 1976 году поступил в Военно-Медицинскую академию, которую закончил в 1982 году. До 1998 года служил в Вооружённых силах. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1998 года занимал должность заведующего онкологическим отделением Медсанчасти №70.

Фото 400

Артур Генрихович Арустамов

Здание, в котором ныне располагается медсанчасть №70, имеет богатую историю. Построено оно было В. Е. Стуккеем[1188] в 1879-1881 гг., о чём говорит табличка, расположенная на стене во внутреннем проходе: «Перестроенъ архитектор. Стуккей въ 1881 году изъ сахарнаго завода».

Сахарные заводы Пивоваровых располагались на этом участке с начала XIX века. Постройка располагалась на Симбирской улице, дом 12. Впоследствии зданием владели барон Л. А. Гауф, потомственный почётный гражданин И. А. Пастухов. В доме располагались самые различные предприятия: в 1891 году здесь был приют «Питомник Императорского Человеколюбивого Общества», в 1896 году – аптека и аптечный магазин А. А. Липинского, виноторговля Я. И. Фохта, свечная и посудная торговля Н. Н. Кашкина, московская булочная А. Н. Гаврилина и другие. Кроме того, в доме проживало много состоятельных петербуржцев. В квартире С. И. Радченко[1189], находившейся здесь же, в ноябре 1895 года был образован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Фото 435

Мраморная доска во дворе здания

Фото 439

Главный вход

Фото 433

Мозаичная надпись на полу у главного входа. Salve – здравствуй, будь здоров (лат.)

Фото 443

Парадная лестница, 2014 г.

(ведомственное хранение фото – Медико-санитарная часть №70)

В 1933 году в здании располагался Выборгский райсовет, Выборгский районный комитет ВКП(б), Выборгский районный энергокомитет Ленинградской области, Выборгское районное управление очистки города, 750-я приписная касса 4-го городского отделения при Выборгском райсовете, Выборгский районный совет Ленинградского областного совета общества «Друг детей» и ряд других организаций.

В 1961 году в здании была открыта Объединённая больница Калининского райздравотдела. В состав Объединённой больницы вошла поликлиника № 16. В 1970 году приказом Ленгорздравотдела Объединённой больнице был присвоен номер 12, и впредь она стала именоваться «Объединённая больница № 12 Калининского района». В 1976 году учреждение было переименовано в Городскую больницу № 12.

В соответствии с распоряжением мэра г. Санкт-Петербурга от 01.08.1991 г. № 182-р и на основании приказа Главного управления здравоохранения Ленинграда (ГУЗЛ) от 28.08.1991 г. № 332 Городская больница № 12 реорганизована в Медико-санитарную часть № 70 ТПО «Ленпассажиравтотранс». По мере изменения наименования предприятия, переименовывалась и медико-санитарная часть: с 1994 года – Медико-санитарная часть № 70 ГП «Пассажиравтотранс», с 2001 года – Медико-санитарная часть № 70 – филиал СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

В 2001 году дом был включён Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» и получил статус регионального памятника.

При реорганизации больницы № 12 в МСЧ значительных ремонтных работ не проводилось. Силами ТПО «Ленпассажиравтотранс» и отдельных автобусных парков проводился косметический ремонт и дооборудование. При этом автобусные парки сами проводили ремонт палат для последующего лечения в них своих сотрудников.

Сегодня здание преобразилось. Текущий ремонт был начат в конце 2014 года, когда было отремонтировано и полностью переоборудовано отделение лучевой диагностики. Ремонт фасада здания начат весной 2015 года и завершён в 2016 году.

В поликлиническом отделении пациентов консультируют следующие специалисты: терапевт, невролог, хирург, хирург-ортопед, хирург-онколог, офтальмолог, дерматолог, эндокринолог, отоларинголог, уролог, профпатолог, гинеколог, аллерголог, пульмонолог, кардиолог. Проводятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья сотрудников предприятия, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Ведется динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников для своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья работников. Также регулярно проводятся профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Фото 445

Коридор первого этажа, 2014 г.

(ведомственное хранение фото – Медико-санитарная часть №70)

Фото 447

Коридор стационара, 2014 г.

(ведомственное хранение фото – Медико-санитарная часть №70)

Фото 446

Терапевтическое отделение, 2014 г.

(ведомственное хранение фото – Медико-санитарная часть №70)

В диагностических отделениях МСЧ № 70 проводится широкий спектр обследований, в том числе: эндоскопия, измерение функции внешнего дыхания, электрокардиография, маммография, рентгенологические и ультразвуковые исследования различных органов, клиническая лабораторная диагностика, включающая биохимические, клинические, иммуноферментные, иммунологические и цитологические исследования.

В стационаре медсанчасти осуществляют лечение заболеваний хирургического, урологического, неврологического, терапевтического профилей, применяют как медикаментозное, так и физиотерапевтическое лечение: УВЧ, динамотерапию, микроволновую терапию, фонофорез, короткие ультрафиолетовые лучи, магнитотерапию, электрофорез, гальванизацию, фототерапию кожи, ингаляции, массаж.

В здравпунктах МСЧ № 70, расположенных во всех автобусных парках – филиалах СПб ГУП «Пассажиравтотранс», проводятся предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей автомобильного транспорта.

В настоящее время в медсанчасти № 70 работает 12 человек, стаж работы в медсанчасти каждого из которых превышает четверть века. Все они пришли работать ещё в Городскую больницу № 12. Со сменой вывески не оставили рабочее место, а продолжили трудиться уже на предприятии, подведомственном ТПО «Главленпассажиравтотранс». Этими людьми по праву гордится медсанчасть.

Наталия Александровна Варламова, терапевт. Основное место работы – автобусный парк № 2. Стаж работы в больнице № 12 и МСЧ № 70 – 22 года. Ветеран автобусного транспорта. Имеет Почётную грамоту ГУП «Пассажиравтотранс», многочисленные благодарности администрации медсанчасти.

Фото 401

Наталия Александровна Варламова

Ольга Петровна Шепелева, повар пищеблока. Поступила на работу в больницу № 12 в 1981 году. Ветеран автобусного транспорта. Имеет ряд благодарностей администрации МСЧ № 70 за хорошую работу.

Фото 402

Ольга Петровна Шепелева

Мария Парфирьевна Шарыгина, медицинская сестра. В больницу № 12 поступила на работу в 1966 году. Общий трудовой стаж в больнице № 12 и МСЧ № 70 – 50 лет. Ветеран труда. Ветеран автобусного транспорта. Имеет Почётную грамоту СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и благодарности администрации МСЧ № 70.

Фото 403

Мария Парфирьевна Шарыгина

Надежда Викторовна Филимоновна, старший фельдшер-лаборант. В больнице № 12 работала с 1972 года. Стаж работы в больнице № 12 и МСЧ № 70 – 44 года. Ветеран автобусного транспорта. Имеет Почётную грамоту СПб ГУП «Пассажиравтотранс», благодарность Администрации Калининского района, благодарности администрации МСЧ № 70.

Фото 404

Надежда Викторовна Филимоновна

Елена Ивановна Голубкова, старшая медицинская сестра урологического отделения. Поступила на работу в больницу № 12 в 1985 году. Ветеран автобусного транспорта. Имеет памятную медаль «80 лет автобусному движению», грамоту Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, юбилейный нагрудный знак «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями».

Фото 405

Елена Ивановна Голубкова

Людмила Владимировна Мельникова, процедурная медицинская сестра урологического отделения. В больнице № 12 работала с 1986 года. Продолжила работу в медсанчасти № 70. Ветеран автобусного транспорта. Имеет Почётную грамоту СПб ГУП «Пассажиравтотранс», благодарности администрации МСЧ № 70.

Фото 406

Людмила Владимировна Мельникова

Валентина Юрьевна Тимошенко, медицинская сестра хирургического отделения. Пришла в больницу № 12 в 1983 году. Ветеран автобусного транспорта. Имеет памятную медаль «80 лет автобусному движению», благодарности администрации МСЧ № 70.

Фото 407

Валентина Юрьевна Тимошенко

Надежда Герасимовна Османова, заведующая лабораторией – врач клинической лабораторной диагностики. В больнице (медсанчасти) работает с 1982 года. Ветеран автобусного транспорта. Имеет памятную медаль «80 лет автобусному движению», грамоту Комитета по транспорту СПб, юбилейный нагрудный знак «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями».

Фото 408

Надежда Герасимовна Османова

Татьяна Васильевна Захарченко, Старшая медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии. В больницу № 12 пришла в 1983 году. Ветеран автобусного транспорта. Имеет памятную медаль «80 лет автобусному движению», благодарности администрации МСЧ № 70.

Фото 409

Татьяна Васильевна Захарченко

Медико-санитарная часть оснащена диагностическим оборудованием ведущих российских производителей (ООО «ИНКАРТ», АО «КРОНТ», ООО «НПК «АЗИМУТ» и других), а также ряда известных мировых фирм – производителей медицинского оборудования («Associated Industries China. Inc» Тайвань (Китай), «Erba Lachema s.r.o.» Чешская Республика, «Sony Corporation» и «Toshiba Medical Systems Corporation» Япония, «ORIJLA» Финляндия, «MEGA Medical Co. Ltd.» Республика Корея, «Diatron Messtechnic GmbH» Венгрия, «Carl Zeiss Meditec AG », «Karl Storz», «Hirtz & Co. KG» Германия, «SCHILLER AG» Швейцария.

Фото 410

Эрика Рафкатовна Гоголь, заместитель главного врача по медицинской части

Фото 411

Инна Анатольевна Бахвалова, главная медицинская сестра

Фото 431

Людмила Александровна Седых, начальник отдела кадров

Фото 430

Анатолий Иванович Архангельский, заведующий урологическим отделением, председатель профсоюзного комитета

Фото 420

Надежда Александровна Шаляпина, врач-эпидемиолог

Всё медицинское оборудование востребовано и постоянно используется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава РФ. Оказывается медицинская помощь, прежде всего, в плановом порядке, поэтому операции проводятся круглый год, независимо от сезона. Основные виды оперативных вмешательств: эндоскопические операции на органах брюшной полости общехирургические и гинекологические, операции при урологических заболеваниях, новообразованиях кожи и подкожной клетчатки, ЛОР-органах.

Фото 412

Сотрудники приёмного отделения

Фото 413

Регистратура медсанчасти

Фото 414

Палата хирургического отделения

Фото 415

Процедурный кабинет хирургического отделения

В 2015 году было приобретено новое цифровое оборудование для отделения лучевой диагностики (флюорограф, маммограф, рентгеновский аппарат на 2 места), ультразвуковой сканер экспертного класса, переносные и стационарный электрокардиографы, комплекс для суточного мониторинга АД и ЭКГ (4 монитора), полностью оборудованы рабочие места врача офтальмолога (цифровое оборудование) и отоларинголога (ЛОР – комбайн с видеомонитором). Приобретена новая видеостойка, фиброгастродуоденоскоп и фиброколоноскоп в эндоскопический кабинет. Кроме того, приобретено медицинское оборудование для кабинета гинеколога (медицинское кресло и кольпоскоп с видеомонитором) и урологического отделения.

Фото 416

Отделение лучевой диагностики

Фото 417

Кабинет ультразвуковой диагностики

Фото 418

Рентгеновский кабинет

Фото 419

Маммографический кабинет

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», медсанчасть проводит ежегодные осмотры работников СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Ежегодно формируется медицинская бригада для проведения выездных медицинских осмотров, состоящая из врачей-специалистов и медицинских сестер амбулаторно-поликлинического отделения МСЧ № 70.

Фото 421

Операционная

Фото 422

Отделение реанимации и интенсивной терапии

Фото 423

Палата терапевтического отделения, на лечении В. Л. Рукавицын, пенсионер, бывший работник АП-6

Фото 424

Хозрасчётное терапевтическое отделение

По результатам медосмотра работник допускается к труду или проходит дообследование на территории МСЧ № 70 (амбулаторно или стационарно) с целью уточнения диагноза и профпригодности.

Фото 425

Отделение клинической лабораторной диагностики

Фото 426

Сотрудники отделения клинической лабораторной диагностики

Фото 427

Сотрудники отделения клинической лабораторной диагностики

В 2015 году исполнилось 10 лет с момента создания Службы предрейсового, межрейсового, послерейсового контроля и диспансерного наблюдения за состоянием работников СПб ГУП «Пассажиравтотранс». В настоящее время в штате службы состоят 110 медицинских сестёр, 7 врачей-терапевтов и врач-профпатолог.

Конечно, предрейсовые осмотры водителей осуществлялись и до создания службы. Этой деятельностью автобусные предприятия ранее занимались самостоятельно. Но в 2005 году было принято решение о создании единой структуры, вошедшей в состав МСЧ №70 и получившей оснащение по последнему слову техники.

Фото 454

Людмила Васильевна Волкова, начальник Службы предрейсового контроля. Фото из архива МСЧ № 70

Кроме предрейсового контроля, в филиалах СПб ГУП «Пассажиравтотранс» ежедневно проводится осмотр водителей согласно графику движения автобусов с учётом строенных нарядов на автобусных станциях (пересменка водителей на автобусных станциях). Для проведения предрейсового осмотра на автобусных станциях парками предоставляются специально оборудованные автомобили.

В 2015 году стационарное лечение в медсанчасти прошли 1972 человека. Амбулаторно было излечено значительно больше: в том же году в медсанчасть обратилось за помощью 34176 человек.

Фото 429

Цистоскопический кабинет урологического отделения

Фото 432

Эндоскопический кабинет, врач-эндоскопист Александр Сергеевич Мартемьянов

Сотрудники СПб ГУП «Пассажиравтотранс», как и все люди, чаще всего страдают сезонными вирусными инфекциями (ОРВИ). Среди хронических заболеваний на первый план выходят так называемые профессионально-обусловленные заболевания, связанные с условиями труда, выраженными в напряженном графике, малоподвижном образе жизни, неправильном режиме питания, сна и отдыха. К ним также относятся такие заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника на фоне остеохондроза, сахарный диабет 2 типа и ожирение.

Фото 449

Коллектив медсанчасти № 70

Конечно, люди болели, болеют, и вероятнее всего, будут болеть. Панацеи от всех недугов пока ещё не изобретено. Но, имея коллектив высокопрофессиональных медиков и располагая самым современным оборудованием для диагностики лечения, медико-санитарная часть № 70 может гарантировать достойное лечение и уход каждому обратившемуся сюда за помощью.


[1] Полное название: «Р.М. Гутцайт. 50 лет автобусному транспорту Ленинграда. – 101 л.»

[2] Полное название: «Я. Пономарев, Р. Гужцайт*, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение ЛЕНПАССАЖИРАВТОТРАНС: Краткая историческая справка (конец XIX в. – 1945 г.). – Л., 1989. – 72 л.»

* В данной рукописи допущена опечатка в имени автора, правильное написание – «Р. Гутцайт».

[3] Ранее – Музей революционной боевой и трудовой славы «Главленавтотранса», позже – Малое государственное предприятие «Конюшенный музей – Музей автомобильного транспорта».

[4] На наш взгляд, работа «50 лет автобусному транспорту Ленинграда» не может быть отнесена к личным историческим источникам (мемуарам), т.к. снабжена библиографическим списком из 14 пунктов. С другой стороны, лишь некоторая часть утверждений, выдвинутых автором, находит свое подтверждение в библиографии. Прочие утверждения, по-видимому, основываются на личных воспоминаниях Г.М. Гутцайта, подтвержденных его профессиональным опытом.

[5] Полное название: «Я.И. Пономарев. Но баранку не бросал шофер: Автотранспортники Ленинграда в Великой Отечественной войне. – Л., Лениздат, 1988. – 191 с.».

[6] Полное название: «Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. – СПб, Б.С.К., 1997. – 230 с.».

[7] В подстрочных ссылках документы данной категории получили условное обозначение «НВФ ликвидированного музея АТЛ».

[8] До 1994 г. – ТПО «Ленпассажиравторанс»; в 1994-2001 гг. – ГП «Пассажиравтотранс», с 2001 г. – СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

[9] В подстрочных ссылках документы данной категории получили условное обозначение «Архив СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

[10] Материалы электронного архива официального сайта издания (URL: http://www.dp.ru).

[11] Материалы электронного архива официального сайта (URL: http://www.fontanka.ru).

[12] До 1953 г. – журнал «Автомобиль» Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

[13] Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 1997. С. 6.

[14] Там же. С. 12.

[15] Д. Алексеев. Колесо изобрели не на Востоке: утверждает российский археолог из Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // «Московский комсомолец», 16.06.2011, URL: http://www.mk.ru/science/2011/06/16/597841-koleso-izobreli-ne-na-vostoke (дата обращения: 03.06.2015).

[16] Там же.

[17] Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 1997. С. 22.

[18] Герона Александрийского относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрел автоматические двери, механический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).

[19] Просим не путать с жившим в тоже время в Риме великим итальянским ученым-энциклопедистом, педагогом и драматургом.

[20] Орден Иезуитов – мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основан в 1534 г. Игнатием Лойолой. Официальное название – Общество Иисуса, также Орден св. Игнатия (по имени основателя). Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью.

 

[21] Возрожде́ние, или Ренесса́нс – имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени. Приходится на начало XIV – последнюю четверть XVI веков. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

[22] Полное название – Священная Римская империя германской нации, являлась межгосударственным образованием, существовавшим с 962 по 1806 гг. и объединявшим многие территории Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральная Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции.

[23] Группа предприятий по производству чёрной меди на алтайских месторождениях. Первый завод был сооружён в 1725 г. у реки Локтевка на меднорудном месторождении. В 1736 границы ведомства Колывано-Воскресенского горного завода простирались примерно на 400 км с севера на юг и более чем на 200 км с запада на восток. Это было мощное для своего времени, хорошо оборудованное предприятие. На заводе практиковался каторжный труд, перевод вольнонаёмных мастеровых на положение "вечноотданных". К 1799 г. Колывано-Воскресенский завод пришёл в упадок и был закрыт.

[24] Повторно «изобретено» в 1910 г. инженерами американской фирмы «Катерпиллер» при разработке трактора «Холт».

[25] Повторно «изобретена» в 1849 г. английским инженером Хилсом; изделие почти полностью повторяло технические решения Кулибина.

[26] Необходимо заметить, что по соглашению, заключенному между Джеймсом Уаттом и Уильямом Мёрдоком, все результаты труда последнего становились собственностью фирмы «Бултон-Уатт». В силу этого, формально изобретателем паросиловой машины двойного действия считается совладелец фирмы Джжеймс Уатт.

[27] Уильям Мёрдок в 1792 г. впервые осуществил сухую перегонку каменного угля, в 1798 г. создал машину для сверления камня, в 1799 г. – коробчатый золотник для паровой машины, в 1803 г. организовал освещение г. Сохо посредством горения газа, получаемого при перегонке угля.

[28] «Поймай меня, кто сможет».

[29] В XIX веке почтовые дилижансы перевозили не только корреспонденцию, но являлись и основным транспортом по перевозке пассажиров на большие расстояния.

[30] К сожалению, кроме имени, какие-либо сведения об этом изобретателе нам пока неизвестны.

[31] Даже полные имена этих людей нам пока неизвестны.

[32] Цитата по книге: Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 1997. С. 198.

[33] Там же. С. 199.

[34] Там же.

[35] Изначально С.И.Мальцов (1810-1893) связал свою жизнь с Русской армией, где сделал блистательную карьеру, в 39 лет уже имея звание генерал-майора. В 1849 г. Сергей Иванович вышел в отставку и посвятил себя управлению семейными промышленными предприятиями. Упомянутый завод располагался в Людиново, под Брянском.

[36] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 6 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[37] Там же. С. 8.

[38] Ныне – улица Красного Курсанта.

[39] Я.И. Пономарев. ДВС офицера флота // «За рулем», 1995, №10. С.64-65.

[40] Я.И. Понамарев. Горный инженер // «За рулем», 1996, №2. С. 84-85.

[41] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 8-9 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[42] Ныне – АО «Завод «Двигатель», входит в состав Государственного научного центра РФ ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор».

8 Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 10 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[44] Л.М. Шугуров. Колеса надежды [Электронный ресурс] // «Авторевю», 2009, №20, URL: http://autoreview.ru/archive/2009/20/kolesa-nadezhdy (дата обращения: 25.06.2015).

[45] Там же.

[46] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 10 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[47] Мнения ученых-историков относительно границ Монгольской империи (1206-1368) сильно разнятся. Утверждение «от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии» может считаться верным при условии «включения» в состав империи не только непосредственно завоеванных, но и зависимых территорий, и только в период наибольшего могущества империи.

[48] Слово «ям», от которого произойдет русское «ямщик» - монгольского происхождения. Изначально «ямами» назывались почтовые станции – первые «общественные пункты» при передвижении путешественников.

[49] А. Н. Вигилев. История отечественной почты. М., 1990. С. 44.

[50] Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 2007. С. 145.

[51] От латинского «omnibus» - «всем». Впервые такую многоместную карету предложил известный французский физик Блез Паскаль (1623-1662), он и придумал для нее название.

[52] К сожалению, какой-либо информацией о первых маршрутах петербургских омнибусов авторы не обладают.

[53] В ценах 1830х гг.: 1 фунт (ок. 400 гр.) говядины – 1,5-2 коп., кура – 5 коп., 10 яиц – 2 коп.

[54] Ныне – ул. Некрасова.

[55] Ныне – Витебский вокзал.

[56] Ныне – 2-я Советская.

[57] Цитата по книге: Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 2007. С. 151.

[58] Приблизительно, с 540 тыс. чел. в 1850-е гг. до более чем 1 248 тыс. чел. в 1905 г.; прирост на 710 тыс. чел.

[59] Ныне – Площадь Восстания.

[60] Ныне – Кирилловская ул.

[61] По некоторым данным – 3 коп.

[62] Известно, что в 1894 г. руководство Акционерного общества городских конно-железных дорог подало в суд на Общество Финляндского летнего пароходства, обвинив его во вторжении на улицы Санкт-Петербурга, полностью арендованные для движения конки. Однако суд иск отверг, исходя из того, что акватория Невы в зону аренды не входит.

[63] Я.И. Пономарев. На пути к автомобилю. СПб, 2007. С. 167.

[64] Ныне – пл. Тургенева.

[65] Ныне – пл. Восстания.

[66] Г.М. Кнерель, Я.Н. Лернер, В.И. Поздеев, В.А. Попов, М.Я. Резник, Я.А. Рейфер, А.И. Скачков, М.Н. Степанов, В.В. Хальтунен, Е.И. Храпова, Б.Л. Шредер, О.Н. Штерцер. 50 лет ленинградского трамвая. М., 1957. С. 11-14.

[67] Там же. С. 7.

[68] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 13-14 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[69] Ныне – ул. Марата.

[70] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 20 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[71] Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения (1955-2005). СПб, 2005. С. 4-13.

[72] Дословно можно перевести как «трамвайный автомобиль» (г-ну Неелову трудно отказать в оригинальности)

[73] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 21 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[74] Там же. С. 22.

[75] Примечательно, что первый маршрут ленинградского автобуса полностью повторил его.

[76] Н.В. Грозмани. Двести тридцать шесть маршрутов / Городское хозяйство и строительство Ленинграда за 50 лет. Л., 1967. С. 220.

[77] Ныне – ул. Шкапина.

[78] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 22 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[79] Сокращенно – «Автоцентр».

[80] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 22-23 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[81] Кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита (или Кузов УНифицированный Герметизированный), наиболее распространенный вариант – фургон. (См.: М. Шелепенков. Что такое КУНГ? [Электронный ресурс] // «Грузовик Пресс», 2008, № 3, URL: http://www.gruzovikpress.ru/article/3219 (дата обращения: 18.07.2015).)

[82] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 23 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[83] Ныне – г. Сестрорецк.

[84] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 24 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[85] Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), прекращена 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. (Подробнее см.: Н. Верт. История советского государства (1900-1991). М., 1992. С. 148-188.)

[86] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 24 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[87] Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925. С. 3.

[88] Лондонский метрополитен является старейшим в мире, его открытие состоялось в 1863г. (См.: Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения (1955-2005). СПб, 2005. С. 4.)

[89] Длительный выпуск автобусов с открытым империалом, никак не защищавшим пассажиров от суровой лондонской погоды, был обусловлен соображениями безопасности – организация закрытого салона на втором этаже привела бы к увеличению массы автобуса в верхней части, что крайне негативно сказалось бы на его устойчивости. К 1920м гг. данная проблема была успешно решена посредством понижения уровня пола первого и второго этажей и пр. инженерными решениями. (См.: Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925. С. 14-15.)

[90] В ценах 1925 года (10 руб. = 7,74 г. золота высшей пробы).

[91] Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925. С. 16.

[92] Там же. С. 37.

[93] Там же. С. 40.

[94] Подробнее см.: Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925. С. 4-23.

[95] От закупки двухэтажных автобусов отказались из-за наличия улиц с большим уклоном, в том числе боковым. (Источник: Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925. С. 43.)

[96] Маршрут имел 14 остановок, среднее расстояние между ними составляло 500м. Таким образом, за 1 км пути пассажир должен был уплатить 20 коп., что в 8(!) раз больше тарифа, действовавшего тогда в Лондоне.

[97] От Leyland до "Волжанина": история московских автобусов [Электронный ресурс] // «Информационное агентство России «ТАСС», 08.08.2014, URL: http://tass.ru/obschestvo/1365495 (дата обращения: 01.08.2015).

Л.Я. Выгодский. Автобус. М., 1925, С. 42-43.

[98] От Leyland до "Волжанина": история московских автобусов [Электронный ресурс] // «Информационное агентство России «ТАСС», 08.08.2014, URL: http://tass.ru/obschestvo/1365495 (дата обращения: 01.08.2015).

[99] Сокращенно – «Откомхоз».

[100] Ныне – Витебский вокзал.

[101] Ныне – Александровский сад.

[102] Цитата по: Городская обновка: первый рейс автобусного сообщения // «Ленинградская правда», 1926, 2 сентября. С. 4 (орфография сохранена).

[103] Городская обновка: первый рейс автобусного сообщения // «Ленинградская правда», 1926, 2 сентября. С. 4.

[104] Ныне – Магнитогорская улица.

[105] Ныне – Кировский завод.

[106] Ныне – Введенская улица.

[107] Ныне – Дворцовая площадь.

[108] Ныне – Гороховая улица.

[109] Ныне – Невский проспект.

[110] Создан в 1860 г., в 1917 г. разграблен и передан в качестве филиала Государственному Эрмитажу, в 1926 г. расформирован окончательно; сохранившиеся экспонаты распределены по фондам Эрмитажа, Государственного исторического музея и музея в Детском Селе.

[111] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 27 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[112] За 1933 г. суммарный пробег автобусов по 13 маршрутам составил 7,4 млн. км, число перевезенных пассажиров достигло 25,9 млн. чел. (См.: Об опыте работы автобусного транспорта Ленинграда: к 50-летию автобусного сообщения в Ленинграде. М., 1977. С. 4.)

[113] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 29 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[114] Многотиражное периодическое издание. Первый его номер вышел из печати 21 января 1933 года. Изначально газета была органом Транспортного управления Ленсовета, но с марта 1934 г. начала выходить как «орган парткома и рабочкома Первого автобусного парка». В своих статьях газета освещала основные события в сфере автотранспорта: успехи «передовиков производства», критика недостатков в работе и т.п.

[115] Речь идет о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР («пятилетке») 1928-1933 гг.

[116] Ныне – Автобусный парк №1.

[117] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милантьева. Территориально-производственное объединение «Ленпассажиравтотранс»: краткая историческая справка (конец XIXв. - 1945г.). Л., 1989. С. 37 // НВФ ликвидированного музея АТЛ (ведомственное хранение Автобусного парка №1).

[118] Из воспоминаний современников об Александре Петровиче Шукейло известно, что он был способным и «неугомонным по энергии» организатором, весьма требовательным к себе. Видимо, именно эти качества позволили этому руководителю весьма эффективно справляться с задачей управления столь сложным подразделением, как смешанный автопарк.

[119] Я. Пономарёв, Р. Гужцайт, Е. Витушинская, Р. Милан

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...