Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

- расширение знаний студентов в области прав человека;

- изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

- формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

-знать генезис, определение и классификацию прав человека;

- усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

- знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

- представлять цели и принципы правовой защиты человека;

- знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

- усвоить формы правовой защиты человека;

- уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

- уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

- уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п   Наименование тем   Всего   лекций   семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»  
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека  
Личная неприкосновенность человека  
Система прав человека  
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека  
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
  Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения )

№ п/п   Наименование тем   Всего   лекций   семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»  
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия  
Права человека и гражданина и их соотношение  
Факторы, определяющие права человека как основные  
Абсолютные права человека и ограничение прав  
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека  
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека    
Всеобщность и равенство прав человека    
Личная неприкосновенность человека    
Система прав человека    
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека    
Механизм охраны прав человека    
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку    
Механизм защиты права человека: определение и содержание    
  Итого  

Заочная форма обучения(на базе среднего специального образования, на базе высшего образования)

№ п/п   Наименование тем   Всего   лекций   семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»  
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия  
Права человека и гражданина и их соотношение  
Факторы, определяющие права человека как основные    
Абсолютные права человека и ограничение прав  
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека    
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека    
Всеобщность и равенство прав человека    
Личная неприкосновенность человека    
Система прав человека    
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека    
Механизм охраны прав человека    
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку    
Механизм защиты права человека: определение и содержание    
  Итого  

3. Содержание тем, нормативные акты и литература

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение «Прав человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

 

Человека

Высшая юридическая сила основных прав. Признаки высшей юридической силы прав человека, раскрывающие её содержание. Соответствие всех других прав основным правам человека - конституционным и международным.Основные, в том числе и Конституционные, права и свободы как юридическая база для всех прав и свобод человека.Незыблемость общего правового статуса человека.Гарантированность государственной защиты прав человека. Определяющее влияние на правовое регулирование вообще.Особый, усложнённый порядок пересмотра прав человека.

Свойство прямого действия основных прав и свобод. Определение прямого (непосредственного) действия основных прав и свобод.Содержание непосредственного действия прав человека в правовых сферах, обеспечивающих его жизнедеятельность: в сфере конституционно-правового статуса и в сфере конституционно-правовой защиты человека.

Значение непосредственного действия прав при выявлении пробела в праве о правах. Право судов прямо применять Конституцию РФ при защите прав человека. Конкретизация конституционных норм о правах человека законодателем и правоприменителем.

 

Тема 10. Система прав человека

Многообразие подходов к понятию прав человека.

Сис­темный подход в познании и определении прав человека.

Начало человека и его прав во взаимодействии с пра­вами других. Связь прав человека с государством и правом.

Права человека как система правоотношений. Права человека — властные полномочия личности.

Ге­неральное определение понятия прав человека

Соотно­шение прав человека и гуманитарного права. Стандарты прав человека. Ос­новные критерии и ориентиры формирования оптимальных систем прав человека.

Естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права как основные элементы системы прав человека. Концепция трех поколений прав человека. Коллективные права человека.

 

 

Тема 11. Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека

Определение понятия «обеспечение основных прав человека». Благоприятные условия и неблагоприятные условия обеспечения прав человека.

Обеспечение основных прав человека - международно-правовая обязанность России.

Конституция РФ об обеспечении прав человека. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать основные права и свободы человека. Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека в Российской Федерации. Особый порядок пересмотра гл. 2 Конституции, закрепляющей права и свободы человека.

Определение конституционных гарантий прав человека и их классификация. Общие гарантии. Юридические гарантии прав человека. Гарантии охраны прав человека. Гарантии квалифицированной юридической помощи человеку. Гарантии защиты прав. Организационные гарантии.

Понятие и структура механизма обеспечения прав человека.

 

Правовые нормативные акты

 

1. Конституция Российской Федерации. Глава 2.

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: Принята 21 декабря 1965г. Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.// Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.// Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

5. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

6. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г.

7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.).

8. Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Ст. 8,11, 15, 18 // Международные акты о правах человека: Сб. докум. М., 1999. С. 543.

9. Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. Ст.12, 13, 15, 16, 27.

10. Африканская хартия прав человека и народов: Принята в июне 1981г.// Права человека: Основные междун. докум. М., 1989. С. 166-214.

11. Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

12. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 47/135 от 18 декабря 1992 г.// Московск. ж - л междун. права. 1993. № 2. С. 168-174;

13. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.).

14. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания СБСЕ от 15 января 1989 г.// Международная защита прав и свобод человека: Сб. докум. М., 1990. С. 80-97.

15. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990) (ст. 24).

16. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991. Ст. 28.7.

17. Венская декларация и Программа действий: Приняты Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г.// Московск. ж - л междун. права. 1994. № 1. С. 153-180.

18. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1989.

19. Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней: Рекомендованы 15 пленарным заседанием ЭКОСОС ООН 24 мая 1989 года

20. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 8 декабря 1998 г. Ст. 15.

21. Декларация и Программа действий Форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединённых Наций в двадцать первом веке»: Приняты 26 мая 2000 г. на 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

22. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. Правило 93// Международная защита прав и свобод человека. Сб. докум. М., 1990. С. 310.

23. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 10 декабря 1985 г. Правила 15.1 и 15.2// Международные акты о правах человека: Сб. докум. М., 1999. С. 284-305.

24. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме от 9 декабря 1988г. Принципы 11, 16, 17, 18, 32 и 33// Международные акты о правах человека: Сб. докум. М., 1999. С. 208-216.

25. Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов: Принята на II Конференции юристов стран Азии и Тихого океана в Дели 15 февраля 1988 г. // Сов. гос-во и право. 1988. № 7. С. 111-113.

26. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. Ч. 2 ст. 53// Собр. законодательства 1994. № 13. Ст. 1447.

27. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. //Собр. законодательства. 1997. № 1. Ст. 1.

28. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. №15. Ст. 766.

29. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

30. Основы законодательства Российский Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. Ст. 46// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1320.

31. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. Ст. 7// Собр. законодательства РФ. 1994. №2. Ст. 74.

32. Об общественных объединениях: Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г.// Собр. законодательства 1995. № 21. Ст. 1930

33. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17 января 1992 г. в ред. Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. Разд. III. Гл. 2// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. №8. Ст. 336; Собр. законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

34. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г.// Собр. законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

35. СК РФ. Ст. 139.

36. УПК РФ. Ст. 13, 97-110.

37. ГК РФ. Ст. 26, 28-30.

38. УК РФ. Ст. 105-125.

39. УИК РФ. Ст. 184, 185.

40. ГПК РФ. Ч. 2 ст. 10.

41. ТК РФ. Ст. 366-369.

42. О чрезвычайном положении: Федеральный закон от 30 мая 2001 г.// Собр. законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

43. О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г.// Собр. законодательства РФ. 1996. № 27. Ст. 3238.

44. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституци­онности статей 2 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. от 3 сентября 1993 г.) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешниковой от 23 мая 1995 г.// Собр. законодательства РФ. 1995. № 22. Ст. 2168.

45. Введение к уложению государственных законов М. М. Сперанского (1809)// Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII-XX веков: Хрестоматия/ Сост. А. П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 47-58.

46. Положение о выборах в учредительное собрание от июля-сентября 1917 г.// СУ Временного правительства. 1917. №169. Ст. 915; № 251. Ст. 1801.

47. Положение о выборах в учредительное собрание от июля-сентября 1917 г.// СУ Временного правительства. 1917. №169. Ст. 915; № 251. Ст. 1801.

48. Основные государственные законы 1906 года// Российское законодательство XIX-XX вв. М., 1990. Гл. 8. Т. 8.

49. Указ Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. «О снятии сделанных ранее оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров»// Ведомости ВС СССР. 1989. № 11. Ст. 79.

50. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики// Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII-XX веков. Хрестоматия)/ Сост. А. П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 556-586.

51. Великая хартия вольностей 1215 г.// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 99.

52. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки от 4 июля 1776 г.

53. Французская Декларация прав человека и гражданина от26 августа 1789 г.

Литература

Основная:

1. Алексеев С. С. Права человека: энциклопедический словарь. М.: Норма, 2009.

2. Белякович Н. Н. Права человека: Практикум. Минск: Амалфея, 2005.

3. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

4. Косцов А. Европейский суд по правам человека. М.: Мартин, 2005.

5. Лукашева Е.А. Права человека. М.: Норма, 2010.

6. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство в России. М.: Норма, 2011.

7. Стремоухов А. В. Правовая защита человека: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2008.

8. Стремоухов А. В. Права человека: учебник. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009.

Дополнительная:

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебн. для юрид. вузов и факульт. Изд. 3-е, изм. и доп. М., 2002. С. 43-45.

2. Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004.

3. Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.

4. Глушкова С. И. Права человека в России: Учебн. пос. М., 2006.

5. Клейменова Е. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в Конституционном Суде Российской Федерации: Учебн. пос. СПб, 2002.

6. Козлова Е. И. Основы правового статуса личности как государственно-правовой институт. Гражданство Российской Федерации// Государственное право Российской Федерации/ Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2007. С. 211-219.

7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебн. 3-е изд., перераб и доп. М.. 2006.

8. Крылов Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве// Журнал российского права. 2002. № 11. С. 13-24.

9. Права человека: Учебн. для вузов/ Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Издат НОРМА, 2004.

10. Прокурорский надзор: прошлое, настоящее и будущее// Рос. юстиция. 2002. № 4. С. 12-13.

11. Рудинский Ф. М. Права человека: Учебно-метод. пос. М.: МГСА, 2003.

12. Руднев В. Российский нотариат латинского типа: от идеологии «частного» - к формуле «небюджетного»// Рос. юстиция. 2003. № 5. С. 1-5.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Российское законодательство и органы власти Российской Федерации1. http://www.informika.ru/text/intern/russ/www0.html — серверы органов государственной власти России местного самоуправления (представлены официальные адреса всех органов власти РФ).2. http://ks.rfnet.ru — Конституционный Суд РФ.3. http://www.supcourt.ru – Верховный Суд РФ.4. http://www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального со5. брания РФ.6. http://president.kremlin.ru — Президент РФ.7. http://www.government.gov.ru — Правительство РФ.8. http://www.mon.gov.ru — Министерство образования РФ.9. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека РФ.10. http://asvser.chat.ru/index.html — Бесплатная база данных по законодательству РФ. Законы разбиты по рубрикам: административные нарушения, законы о труде, жилищная реформа, судебное производство, окружающая среда, права ребенка и множество других. Международные организации 1. http://www.un.org/russian – Организация Объединенных Наций.2. http://www.unog.ch/russian/startru.htm — Женевская штаб квартира3. ООН.4. http://www.coe.ru — Информационный центр Совета Европы.5. http://www.echr.coe.int – Европейский суд по правам человека. Общественные и просветительские организации 1. http://www.hro.org — портал «Права человека в России» (Human2. Rights Online). Самый крупный и динамичный ресурс по правам чело3. века в российском Интернете. Тексты законов, советы по защите своих прав, новости, информация об общественных кампаниях, книги и статьи, адреса правозащитных организаций.4. http://www.memo.ru/prawo – законодательство и права человека.5. Тексты международных документов по направлениям.6. http://www.mhg.ru — Московская хельсинкская группа.7. http://www.amnesty.org.ru/rus/index rus – «Международная амни8. стия» (Amnesty International) в РФ.9. http://www.civitas.ru – Народная ассамблея.10. http://www.hrights.ru – Институт прав человека (директор — С.А. Ковалев). Нормативные акты, издания, аналитический «Российский бюллетень по правам человека», интервью с правозащитниками и экспертами.11. http://www.proobraz.ru/humanizm.php – образование в сфере прав человека.12. http://www.democracy.ru – сервер по проблемам развития демократии и прав человека.13. http://www.demokratia.ru – сайт для тех, кто интересуется проблемами развития демократии и прав человека.14. http://zpch.narod.ru — общероссийское общественное движение15. «За права человека».16. http://www.prpc.ru — Пермский региональный правозащитный центр.17. http://yhrm.hrworld.ru – Молодежное правозащитное движение.18. http://tolerance.ngo.ru – гражданские механизмы противодействия19. ксенофобии и экстремизму. Новости, документы, публикации.20. http://www.mshr.ru — Московская школа прав человека.21. http://strategy spb.ru — Санкт Петербургский гуманитарно поли22. тологический центр «Стратегия».23. http://www.ycentre.org — Молодежный центр прав человека и правовой культуры.24. www.sakharov center.ru/index.htm — Музей и общественный центр25. «Мир, прогресс, права человека» им. А.Д. Сахарова.26. http://www.cgo.perm.ru – Центр гражданского образования и прав человека.27. http://www.ug.ru – «Учительская газета».28. http://doroga.karelia.ru/shkola — детская интернет газета.

 

 

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека».

2. Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика.

3. Метод познания учебной дисциплины «Права человека».

4. Система учебной дисциплины «Права человека».

5. Генезис прав человека.

6. Права человека: единство и различия правового понимания.

7. Два основных подхода к природе и сущности прав человека: естественно-правовой и позитивистский.

8. Соотношение понятий «права человека», «конституционные права человека» и «основные права человека».

9. Основные права человека и основные свободы человека: сходство и различия.

10. История развития понятий, отражающих права человека и права гражданина.

11. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «гражданин».

12. Содержательные факторы, определяющие права человека как основные.

13. Формальные, технико-юридические факторы признания прав человека в качестве основных.

14. Способы закрепления прав человека в Конституции РФ:позитивный и негативный.

15. Правовые особенности основных абсолютных прав.

16. Понятие ограничений прав человека.

Признаки ограничений прав.

Форма ограничения прав.

21. Структура ограничений прав человека как конституционно-правового явления.

22. Основа ограничений.

23. Цель ограничений Обстоятельства ограничений прав человека.

24. Основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничения). Основные права, не подлежащие ограничениям.

25. Субъекты ограничения прав человека.

26. Информирование мирового сообщества о водимых ограничениях прав человека.

27. Прирождённость и неотчуждаемость прав человека как свойства прав человека.

28. Содержание свойства неотчуждаемости прав человека.

29. Позитивистское понимание свойства неотчуждаемости прав человека.

30. Высшая юридическая сила основных прав.

31. Признаки высшей юридической силы прав человека, раскрывающие её содержание.

32. Свойство прямого действия основных прав и свобод: определение и содержание.

33. Значение непосредственного действия прав при выявлении пробела в праве о правах.

34. Всеобщность - сущностное свойство прав и свобод человека.

35. Признаки всеобщности прав человека.

36. Равенство прав как основополагающее свойство основных прав.

37. Соотношение понятий: «равенство» и «равноправие».

38. Формально-юридическое равенство прав человека в контексте Конституции РФ, российских и международных законов.

39. Равенство прав (равноправие).

40. Определение личной неприкосновенности человека.

41. Конституционные гарантии и правомочия личной неприкосновенности (ст. 20-25).

42. Личная безопасность человека как объект принципа личной неприкосновенности.

43. Индивидуальная свобода человека.

44. Физическая (телесная) неприкосновенность.

45. Нравственная неприкосновенность. Психиче­ская неприкосновенность.

46. Субъекты ограничения права личной неприкосновенности.

47. Определение понятия «обеспечение основных прав человека».

48. Обеспечение основных прав человека - международно-правовая обязанность России.

49. Конституция РФ об обеспечении прав человека.

50. Определение гарантий прав человека и их классификация.

51. Понятие и структура механизма обеспечения прав человека.

52. Определение понятия «обеспечение основных прав человека».

53. Обеспечение основных прав человека - международно-правовая обязанность России.

54. Нормы Конституции РФ об охране прав человека.

55. Понятие «охрана прав человека».

56. Статическая и динамическая стороны охраны прав человека.

57. Понятие и структура механизма обеспечения человека квалифицированной юридической помощью.

58. Конституционное право человека на получение квалифицированной юридической помощи.

59. Международные правовые нормы о юридической помощи человеку.

60. Внутригосударственное закрепление права человека на юридическую помощь.

61. Классификация нормативных правовых актов о юридической помощи по юридической силе и субъектам её получения.

62. Оказание юридической помощи лицам в сфере судопроизводства и исполнения наказаний.

63. Акты, регулирующие оказание юридической помощи потребителям товаров и услуг.

64. Акты, регулирующие юридическую помощь инвалидам, пожилым и больным гражданам.

65. Акты, устанавливающие необходимость оказания юридической помощи мигрантам.

66. Акты, закрепляющие право на оказание юридической помощи членам общественных объединений.

67. Адвокатура в конституционном механизме обеспечения права человека на квалифицированную юридическую помощь.

68. Общественные правозащитные и иные общественные организации как субъекты оказания юридической помощи человеку.

69. Место нотариата в механизме квалифицированной юридической помощи.

70. Определение и содержание правовой защиты прав человека.

71. Формы конституционно-правовой защиты прав человека.

72. Юрисдикционная форма защиты основных прав человека.

73. Процессуально-процедурная форма защиты основного права.

74. Судебные и несудебные формы защиты.

75. Общественная защита.

76. Неюрисдикционная форма защиты основного права.

77. Меры (способы) защиты прав человека.

78. Меры и виды ответственности за нарушение прав человека.

 

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

- расширение знаний студентов в области прав человека;

- изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

- формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

-знать генезис, определение и классификацию прав человека;

- усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

- знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

- представлять цели и принципы правовой защиты человека;

- знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

- усвоить формы правовой защиты человека;

- уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

- уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

- уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п   Наименование тем   Всего   лекций   семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»  
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека  
Личная неприкосновенность человека  
Система прав человека  
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека  
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
  Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения )

№ п/п   Наименование тем   Всего   лекций   семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»  
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия  
Права человека и гражданина и их соотношение  
Факторы, определяющие права человека как основные  
Абсолютные права человека и ограничение прав  
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека  
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека    
Всеобщность и равенство прав человека    
Личная неприкосновенность человека    
Система прав человека    
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека    
Механизм охраны прав

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...