Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая сертификация и экологический аудит.

Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды и человека.

Объектами экологической сертификации являются:

- система управления окружающей средой;

- продукция;

- компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;

- оказание услуг в области охраны окружающей среды;

- иные объекты в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000.

Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ 1803-2007.

Вопросы экологической сертификации регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 № 1982-XII и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к порядку проведения сертификации различных объектов оценки соответствии.

Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и кризисов.


 

71. Общая система экономических и экологических индикаторов. Индикаторами устойчивого развития называют показатели, выводимые из первичной информации, и позволяющие судить о состоянии и/или изменениях параметров устойчивого развития (экологических, экономических, социальных). Другими словами, индикаторы устойчивого развития – инструменты оценки устойчивого развития.

Наряду с индикаторами устойчивого развития часто применяются индексы устойчивого развития.
Индексы устойчивого развития – это комплексные показатели, получаемые в ходе агрегации (объединения) нескольких индикаторов друг с другом или с другими данными.

Концепция устойчивого развития подразумевает повышение качества жизни нынешнего и последующих поколений. Сегодня, в большинстве развитых стран, долгосрочная политика развития базируется на концепции устойчивого развития. Для комплексной оценки развития необходимо учитывать социальные, экономические и экологические показатели развития.

В качестве экономических показателей используется величины ВВП и ВВП на душу населения, средняя заработная плата труда работника, покупательная способность населения, прожиточный минимум социальных групп населения, коэффициент Джини, который отражает степень расслоения общества и т.д.

В качестве экологических показателей используются такие, как доступность чистой воды, доступность чистого воздуха, доступность продуктов питания.

Для реализации устойчивого развития государств и мира в целом необходимы комплексные и обобщённые показатели, характеризующие состояние и динамику развития. Такими показателями являются индикаторы и индексы устойчивого развития.
Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения.

Индексы могут служить рекомендательной базой при принятии значимых управленческих решений.

Индексы и индикаторы применяются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения.

Индикаторы позволяют представлять информацию о сложных природных, социальных, экономических процессах в доступной для понимания форме.

Могут применяться для информирования и привлечения внимания общественности.

Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям:

1) Обладать чувствительностью;

2) Быть легко и однозначно интерпретируемыми;

3) Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты;

4) Быть научно обоснованными;

5) Иметь количественное выражение;

6) Быть репрезентативными и т.д.

Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:
1) Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.

При таком подходе индикаторы могут объединены на соответствующие группы: экологические, социальные, экономические и др.

2) Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

-социально-экономические;
-эколого-экономические:
-социально-экологические;
-эколого-социо-экономические.

Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:
1) набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;

2) несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
3) набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности – для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.
Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель «давление-состояние-реакция» (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление»).

Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов:

- индикаторы социальных аспектов устойчивого развития;

- индикаторы экономических аспектов устойчивого развития;

- индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов);

- индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).


 

72. Экологическое страхование.В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов – источников повышенного экологического риска – за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования – наиболее полная компенсация нанесённого эколого-экономического ущерба.Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в осуществившуюся позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов компенсировать возникший ущерб. Видами экологического страхования являются: 1. личное 2. имущественное 3. экологической ответственности.
Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, но оно затрагивает их интересы, создавая для них дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счёт уплачиваемых страхователями страховых взносов. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения и имущественного ущерба.
Экологическое страхование осуществляется в двух формах: добровольной и обязательной.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону «О страховании», конкретные условия определяются в договоре страхования. Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25). Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.
Но вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд, выступающий в роли страховщика.
Для организационно-методического обеспечения системы экологического страхования необходимо принятие следующих мер: 1. выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы (как следует из мирового опыта, объектами экологического страхования в первую очередь должны быть предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтяной промышленности, трубопроводный транспорт, объекты железнодорожного транспорта, а первоочередными регионами — территории с наибольшим сосредоточением отмеченных источников повышенного экологического риска);
2. инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска, исходя из учета износа оборудования, состояния природоохранных объектов, возможного объема и состава залповых выбросов (сбросов) в окружающую среду, особенностей реципиентов в пределах возможной зоны воздействия последствий аварий (численность населения; особенности природных объектов, сельскохозяйственных угодий, социальной инфраструктуры и т.п.); 3. разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию (объекты обязательного страхования — события, наступившие в результате аварий или стихийных бедствий: сверхлимитное загрязнение окружающей среды, переполнение или разгерметизация хранилищ твердых и жидких отходов, протечка или разливы вредных веществ из-за аварий хранилищ или транспортных систем, аварии на очистных сооружениях и пылегазоулавливающих устройствах); 4. разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц при наступлении страхового события (это наиболее сложная задача, предварительным условием решения которой является определение "мощности" страховщика, то есть максимальной способности страхового фонда компенсировать ущерб от страховых событий за рассматриваемый период). 5. конкретизация видов и размеров ущерба, возмещаемого третьим лицам. За рубежом возмещают затраты третьих лиц на очистку загрязненной территории (акватории), на восстановление здоровья пострадавших людей и восстановление нарушенных экосистем, затраты на эвакуацию населения и т.п. 6. Необходима и разработка нормативов компенсационных затрат при наступлении соответствующих страховых событий, а также типовых правил применения скидок со страховых сумм с учетом масштабов страховых событий, затрат виновника аварии и т.д. Во всех случаях должен страховаться не весь ущерб, возникающий вследствие аварии у самого виновника, поскольку это уменьшает заинтересованность предприятий в снижении экологического риска. 7. Разработка нормативно-правовой базы по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также юридическим лицам вследствие возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...