В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:
■ обеспечение экономической безопасности страны;
■ защита отечественного товаропроизводителя;
■ защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
■ создание условий для нормальной конкуренции;
■ ограничение власти предприятий-монополистов;
■ ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
■ поддержание ценовых пропорций.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными - воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на Две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные Цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции. Государство может воздействовать на факторы, влияющие на спрос и на предложение.
Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает:
■ государственные закупки товаров;
■ деблокирование запасов;
■ поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;
■ расширение или сужение импорта;
■ кредитную политику;
■ налоговую политику;
■ политику в области рабочей силы.
Воздействие на факторы, определяющие спрос, включает:
■ пропагандистские компании;
■ политику оплаты труда;
■ налогообложение;
■ пенсионную политику.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации. На основании этого положения Президент РФ совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства о ценообразовании. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне - это Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба по тарифам. На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по ценообразованию.
5.2. Нормативно-законодательная база рыночного ценообразования
Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст. 16) было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством и договорами.
В этом же Законе в статье «Цены и ценообразование» было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам.
Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен». С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало активно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству было поручено определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов. Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения.
28 февраля 1995 г. был принят Указ Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В Указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. В пункте 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.
Во исполнение данного Указа Правительство РФ издало одноименное постановление от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: «Не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в перечнях продукции». В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен итарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).
|