Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухгалтерская модель безубыточности: построение и анализ




Бухгалтерская модель безубыточности является упрощенным описанием зависимости затрат, выручки и прибыли от объемов производства продукции. Обычно ее представляют в виде графика (рис. 8.4, 8.5).

Рис. 8.4. График безубыточности по бухгалтерской модели (вариант 1)

Рис. 8.5. График безубыточности по бухгалтерской модели (вариант 2)

Приведем допущения,принятые при анализе безубыточности производства.

1. Изменяется только количество продукции, все другие переменные остаются постоянными (производительность труда, стоимость единицы сырья, ставки заработной платы, цена товара).

2. Предприятие реализует одно изделие или ограниченную номенклатуру с фиксированной долей каждого изделия. В принципе точку безубыточности можно рассчитать и для многономенклатурного производства, но как только изменится доля изделий в общем выпуске, так изменятся и выводы о безубыточности.

3. Совокупные издержки и выручка линейно зависят от объемов производства.

4. Анализируется только приемлемый диапазон объемов производства, в рамках которого не изменяются полупостоянные затраты.

5. Издержки можно точно разделить на постоянные и переменные.

Обозначим:

b - удельные переменные издержки;

p - цена товара;

g - объем производства;

N - прибыль;

a - совокупные постоянные издержки за период.

Тогда прибыль равна разнице между выручкой и затратами:

Точка безубыточности(g(0) - это минимальное количество продукции, при продаже которого выручка полностью покрывает затраты.

Возможны следующие соотношения фактического (прогнозного) объема продаж и точки безубыточности.

1. Фактический или прогнозный объем продаж равен безубыточному - предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, но полностью покрывает затраты:

2. Фактический или прогнозный объем продукции меньше точки безубыточности - предприятие будет получать убытки:

gф <g0, N < 0.

Причины могут быть внутренние (недостаток производственных мощностей) или внешние (недостаточный спрос).

3. Фактический объем продаж больше точки безубыточности - предприятие будет получать прибыль:

gф > g0, N > 0

Количество продукции (g), которое необходимо реализовать для получения целевой прибыли, можно определить по формуле

Пример8.3. Вы продаете линолеум по цене 150 руб. за 1 м2.Удельные переменные затраты составили 100 руб./мес, постоянные - 300 000 руб./мес. Вас интересует, сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты. Для ответа на него необходимо произвести расчет: 300 000 : (150 100) = 6000 (м2 линолеума). Если вам удастся продать больше 6000 м2 линолеума, вы получите прибыль, если меньше - убыток.



Вас может интересовать вопрос о том, сколько линолеума нужно продать по сложившейся рыночной цене, чтобы покрыть все затраты и получить прибыль в размере 150 000 руб./мес. Для ответа на него необходимо произвести расчет: (150 000 + 300 000): (150 - 100) = 9000 (м2 линолеума).

При производстве нескольких изделий одной товарной группы расчет точки безубыточности и объема продаж, необходимого для получения целевой прибыли, несколько усложняется:

где bi - удельные переменные издержки по i-му товару;

pi - цена i-го товара;

- доля i-го товара в товарообороте.

Пример 8.4.Вы продаете яблоки двух сортов. Цена 1 кг яблок одного сорта 50 руб., переменные затраты - 36 руб., доля яблок одного сорта в товарообороте - 40%. Цена 1 кг яблок другого сорта - 35 руб., переменные затраты - 18 руб., доля яблок данного сорта в товарообороте - 60%. Постоянные затраты 500 000 руб., целевая прибыль 300 000 руб. Точка безубыточности составит 500 000: [0,4 х (50 - 36) + + 0,6 х (35 - 18)] = 500 000:15,8 = 31 646 (кг яблок); объем продаж для получения целевой прибыли составит (500 000 + 300 000) : [0,4 х (50 - 36) + 0,6 х (35 - 18)] = 800 000 : 15,8 = 50 633 (кг яблок).

Обычно бухгалтерская модель безубыточности строится для анализа результатов производства одного изделия или ограниченной номенклатуры изделий. Если предприятие производит достаточно широкий ассортимент продукции, мы не можем воспользоваться предыдущей формулой, так как будет бессмысленно считать в натуральном выражении объем продаж разнородных товаров. Точку безубыточности можно определить, разделив постоянные затраты на удельную величину покрытия, которую можно определить, отняв от единицы долю переменных затрат в объеме реализации.

Пример 8.5.Предприятие торгует хлебобулочными изделиями. Товарооборот составил 125 000 руб. в месяц, переменные затраты составили 82 000 руб./мес, постоянные затраты - 27 000 руб./мес. Тогда доля переменных затрат составит 0,656 (руб.) = 82 000 : 125 000, т.е. на 1 руб. реализации продукции приходится 65,6 коп. переменных затрат и 34,4 коп. валовой прибыли. Точка безубыточности равна 78 488 руб. - (27 000 : 0,344).

При построении графика модели безубыточности не учитывается фактор времени, но если фактор времени оказывает существенное влияние на динамику затрат или выручки, можно модифицировать график безубыточности, обозначив на нем временные координаты.

Пример 8.6.Предприятие выходит на рынок с новым товаром. Удельные переменные затраты составляют 300 руб., постоянные затраты - 600 000 руб., цена товара - 900 руб. Объемы продаж в январе составят 500 изделий, каждый последующий месяц ожидается увеличение объемов продаж в 2 раза. Требуется определить, когда предприятие достигнет точки безубыточности; когда оно может ожидать получения целевой прибыли в размере 600 000 руб. в месяц.

На графике (рис. 8.6) видно, что точка безубыточности составит 1000 ед. товара, она будет достигнута в феврале, а запланированный уровень прибыли 600 000 руб. - в марте при объеме продаж 2000 изделий.

Рис. 8.6. График бухгалтерской модели безубыточности при выходе товара на новый рынок

Аналогично можно учесть влияние временного фактора при уходе с рынка или целенаправленном сокращении объемов производства товара.

Контрольные вопросы

1. Какие из приведенных ниже затрат можно отнести к постоянным, а какие к переменным; при делении каких затрат на постоянные и переменные могут возникнуть затруднения на практике:

а) расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями;

в) расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

г) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

д) расходы на отопление зданий;

е) заработная плата, начисленная по сдельным расценкам или в процентах от выручки;

ж)представительские расходы;

з) на приобретение материалов для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

и) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

к) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

л) расходы на канцелярские товары;

м) расходы на командировки;

н) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

о) расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

п) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках?

2. Какие факторы учитываются при построении экономической модели безубыточности?

3. Какие упрощающие предположения принимаются при анализе бухгалтерской модели безубыточности?

4. Можно ли использовать бухгалтерскую модель безубыточности при производстве двух и более изделий?

5. Можно ли использовать бухгалтерскую модель безубыточности для определения цены товара?

Задания для практических занятий

Задание 1. Предприятие выпускает изделие, изготавливая все комплектующие собственными силами. Собственные затраты предприятия на изготовление комплектующего А представлены ниже.

Статьи затрат Сумма, руб.
Прямые затраты на материалы
Прямые затраты на оплату труда с начислениями
Переменные цеховые расходы
Постоянные расходы
Итого себестоимость

Предприятие получило предложение закупать комплектующее А по цене 500 руб. Исходя только из затратных критериев оцените, что предпочтительнее: покупать комплектующее А или изготавливать собственными силами.

Задание 2.Предприятие изготавливает одно стандартное изделие по цене 1000 руб. На основании данных о работе за 6 месяцев постройте график бухгалтерской модели безубыточности.

(тыс. руб.)

Месяц Объем продаж, шт. Прибыль (убытки) Выручка Совокупные затраты
Январь 3 000 ? ?
Февраль 3 500 ? ?
Март 1 500 -200 ? ?
Апрель 2 400 ? ?
Май 2 600 ? ?
Июнь 1 800 -80 ? ?

Рассчитайте постоянные издержки за месяц и точку безубыточности. Объясните, в чем недостатки такого графика.

Задание 3.Предприятие одновременно выпускает три изделия. Ниже приведены показатели деятельности предприятия на следующий год.

(руб.)

Показатель Всего Изделие А Изделие В Изделие С
Объем реализации 100 000 60 000 25 000 15 000
Основные материалы 42 000 23 000 10 000 9 000
Заработная плата основных производственных рабочих 20 000 10 000 8 000 2 000
Переменные накладные расходы 10 500 4 000 5 000 1 500
Всего переменные издержки ? ? ? ?
Постоянные издержки 17 500 ? ? ?
Совокупные издержки ? ? ? ?
Прибыль (убытки) ? ? ? ?

1. Распределите постоянные расходы: а) пропорционально объему реализации; б) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

2. Заполните таблицу. Подготовьте график бухгалтерской модели безубыточности по данным таблицы. Рассчитайте точку безубыточности.

3. Рассмотрите последствия отказа от производства изделия В, если объемы продаж изделий A и C останутся прежними. Заполните для этого варианта действий аналогичную таблицу, постройте диаграмму безубыточности и рассчитайте точку безубыточности.

Задание 4.Имеются следующие данные о работе обувного магазина.

(руб.)

Показатель Фактическое значение
Объем продаж, пар 20 000
Средняя розничная цена за пару 1 400
Закупочная цена за пару 1 050
Совокупные постоянные издержки 1 800 000

1. Определите точку безубыточности. Рассчитайте прибыль (убытки) магазина.

Сложившийся уровень прибыли не устраивает руководителей предприятия, поэтому обсуждаются предложения, направленные на повышение прибыли. Оцените результаты реализации каждого предложения.

2. Если бы за реализацию одной пары обуви были введены комиссионные (продавцам, осуществляющим торговлю) в размере 5% цены продаж, сколько пар обуви нужно было бы реализовать ежегодно, чтобы прибыль увеличилась на 20% по сравнению с базовым уровнем? Каким должен быть коэффициент эластичности?

3. Предположим, что на следующий год предполагается провести дополнительную рекламную кампанию, которая обойдется в 80 000 руб., в то же время цены реализации должны быть увеличены на 10%. Какой будет точка безубыточности? При каком объеме продаж прибыль увеличится на 20%? Какой должна быть эластичность спроса по цене, чтобы при увеличении цены на 10% обеспечить необходимый объем продаж?

Задание 5.Фирма производит только один товар. Основные показатели базового периода представлены ниже.

(руб.)

Показатель Значение
Цена реализации единицы продукции
Переменные издержки на единицу продукции
Совокупные постоянные издержки 215 000
Прибыль 300 000

Уровень прибыли считается неприемлемым, поэтому есть альтернативные предложения:

1) снизить цену реализации на 10%;

2) повысить цену реализации на 8%.

Рассчитайте годовую прибыль по каждому предложению, если коэффициент эластичности спроса по цене данного товара равен -2. Обратите внимание на то, что каждое предложение является независимым.

Задание 6.Предприятие производит в настоящее время два комплектующих. Исходные данные по составу и величине затрат представлены ниже.

(руб.)

Компонент А Б
Производство, ед. 20 000 40 000
Прямые материальные затраты на ед. продукции 0,80 1,00
Оплата труда основных производственных рабочих (с начислениями) на ед. 1,60 1,80
Прочие прямые затраты на ед. 0,40 0,60
Постоянные издержки на ед. 0,80 1,00
Цена продаж 4,00 5,00
Цена закупки 2,75 4,20

В настоящее время предприятие должно принять решение продолжать выпуск данных комплектующих самостоятельно или закупать их. Определите величину прибыли в случае производства всех комплектующих собственными силами и в случае закупки и последующей перепродажи.

Задание 7.Предприятие выходит на рынок с новым товаром. Удельные переменные затраты составляют 500 руб., постоянные затраты - 700000 руб., цена товара - 1200 руб. Объемы продаж в январе составят 300 изделий, в феврале - 500 изделий, в марте - 1000 изделий, в апреле - 1300. Определите по графику безубыточности, когда предприятие достигнет точки безубыточности. Когда предприятие может ожидать получения целевой прибыли в размере 600000 руб./мес.?

ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...