Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгодыСуществуют важные частные случаи формирования участниками торговой системы своей экономической выгоды при различных соотношениях совокупного финансового ресурса производителей и совокупного дохода потребителей, определяемых на основе цен: совершенная конкуренция, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен спроса и предложения, поэтому цены на товары выступают в моделях как экзогенные величины; несовершенная конкуренция, когда производители, являясь монополистами, формируют цены предложения так, чтобы рентабельность производства была не ниже обусловленной; посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки. При решении этих задач существенные значения имеют следующие соотношения между I и G. 1) Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G, или В данном случае при естественных предположениях относительно функций спроса и предложения система уравнений (10.2) и (10.13)дает возможность определить равновесную систему цен и , таких, что = (j = ) с точностью до постоянного множителя, т.е. систему относительных цен. Вместе с тем деятельность посредника на таком рынке не принесет ему экономической выгоды. Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником. Рассмотрим следующие случаи: Из первого уравнения равновесия имеем p1 = 0,26077 , а из второго - p2=0,08944 . Если I = 1 000 000 ден. ед., то цены p1=260,77, а p2= 89,44. Производство первого продукта = 2607,7, второго - = 3577,7. Закупки потребителей: = 1840,7; = 1341,7; = 767,0; = 2236,0. Доходы участников рынка: G = I = 1 000 000 и R = I - G = 0. 2) Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. В этом случае, как отмечалось выше, доход посредника определяется разностью: R = I - G. При этом систему уравнений (10.5) необходимо дополнить другими условиями поведения субъектов на рынке, позволяющими определить систему цен и а) I G. Случай совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, и поэтому цены и на товары j выступают в моделях участников как экзогенные величины. Допустим для определенности, что на рынке товаров сложились следующие цены для производителей = 250 и = 80. Тогда из условия равновесия имеем: и Производство первого продукта составит: = 2500 , а второго - = 3200. Соответствующие закупки потребителей будут равны: = 1764,8, = 1200, = 735,2, = 2000. Совокупный доход производителей: G = 250 х 2500 + 80 х 3200 = 881 000. Доход посредника: R = 119 000. б) I G. Случай несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на цены. Допустим в данном примере, что производители являются монополистами в производстве товаров, формируют цены из соображений разумной рентабельности так, что не могут начать поставлять продукцию по цене ниже обусловленной рентабельности . Поэтому для первого производителя имеем: - 1 . Положим, что требуемый уровень рентабельности составляет 20%, т.е. = 0,2. Используя, что оптимальный выпуск производителя с ценой товара связан соотношением q = 10p1, получим: -1= - 1 0,2. Или 65 000, т.е. p1 2 54,95. Это минимальная цена первого товара, обеспечивающая для производителя рентабельность 20%. Поэтому можно принять, что = 255. Аналогично для второго производителя имеем: - 1 0,2. Так как q = 40p2, получим: 1,2 или 0,6, 0,4 3000, 7500, p2 86,6. Это минимальная цена второго товара, обусловливающая для второго производителя рентабельность 20%. Выбираем = 87. Тогда из условий равновесия = 266,6, = 91,9. Производство продуктов: = 2550, = 3482. Закупки потребителей: = 1800, = 1305,7, = 750, = 2176,3. Совокупный доход потребителей: G = 650 250 + 302 934 = 953 184. Доход посредника в этом случае составит: R = I - G - 46 816. в) I G. Посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары. Свободные отпускные цены на продукцию устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Посреднические организации при реализации товара от производителя до потребителя для покрытия своих расходов и получения необходимого уровня прибыли применяют оптовые надбавки и снабженческо-сбытовые надбавки. «В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции...»[17] Формирование цен посреднических организаций производится с учетом цен закупки, снабженческо-сбытовой надбавки и налога на добавленную стоимость. Посредник, чтобы получить отпускную цену для потребителя, каждый раз набавляет 15%. Тогда: = 243,17, = =83,40, и =1,15х =279,65, =1,15х =95,92. Производство продуктов: = 2431,7, = 3336. Закупки потребителей: = 1716,5, = 1251, = 715,2, = 2085. Совокупный доход производителей: G = 591 316,5 + 278 222,4 = 869 538,9. Доход посредника: R - I - G = 0,15; G = 130 461,1. Контрольные вопросы 1. Расскажите о роли цены в процессе формирования экономической выгоды производителя, посредника и потребителя. 2. В чем состоит особенность поиска области допустимых компромиссов при известных параметрах цен спроса, предложения и объемов рыночных сделок? 3. Как через систему цен определяются функции спроса и предложения? 4. Каким образом взаимосвязаны совокупный доход потребителей и совокупный финансовый ресурс производителей с системой цен? 5. Раскройте взаимосвязь цен с экономической выгодой посредника. 6. Охарактеризуйте процесс определения цен предложения и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен спроса. 7. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен спроса. 8. Осветите процесс определения цен спроса и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен предложения. 9. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен предложения. 10. Расскажите о процессе определения цен спроса - и на основе заданных величин - предложения объемов рыночных сделок. 11. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных объемов рыночных сделок. 12. Как отражается на экономической выгоде посредника равенство совокупного дохода потребителей и совокупного финансового ресурса производителей? 13. Расскажите об особенностях формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях совершенно конкурентного рынка, когда цены выступают как экзогенные величины. 14. Осветите особенности формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях рынков несовершенной конкуренции, когда цены выступают как эндогенные величины. 15. Как отражается на экономической выгоде хозяйствующих субъектов ситуация, в которой посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на товары? Тесты 1.За счет разности цен покупки товара и его продажи, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на осуществление деятельности формируется экономическая выгода: а) производителя; б) посредника; в) потребителя. 2. Представляет собой разницу между суммой продаж продукции в объеме по цене и затратами на ее производство экономическая выгода: а) производителя; б) посредника; в) потребителя. 3. Является разницей между пользой, которую хозяйствующий субъект получает от использования у себя товара, приобретая его по цене , в количестве , и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию экономическая выгода: а) производителя; б) посредника; в) потребителя. 4. Укажите причины, по которым дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы: а) непроданные товары убыточны для производителя; б) ускоряется изменение потребительских предпочтений; в) равновесная цена формируется в условиях более короткого жизненного цикла товаров; г) нехватка товаров снижает доходы посредника и потребителя. 5. Условие равновесия спроса и предложения, способствующее установлению равновесных цен, записывается как: а) , j = ; б) = , j = ; в) = -, j = . 6. От системы цен ( ), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (Ik)зависят: а) функции цен; б) функции спроса; в) функции предложения; г) функции товарного рынка. 7. Определяются через систему цен ( ), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (Gi): а) функции цен; б) функции спроса; в) функции предложения; г) функции товарного рынка. 8. Экономическая выгода посредника определяется как: а) R = ; б) R = ,; в) R = 9. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти: а) q; б) и q; в) 10. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти: а) и q; б) q; в) . 11. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении q можно найти: а) ; б) , ; в) . 12. При равенстве совокупного дохода потребителей и дохода производителей, дающем возможность определить равновесную систему цен, деятельность посредника на таком рынке: а) будет убыточной; б) принесет сверхприбыль; в) будет компенсировать равенство доходов потребителей и производителей; г) не принесет экономической выгоды. 13. В условиях совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, цены и на товары j: а) выступают в моделях участников как экзогенные величины; б) зависят от государственной политики; в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей; г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей. 14. В условиях несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на систему цен, цены на товары j: а) выступают в моделях участников как эндогенные величины; б) зависят от государственной политики; в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей; г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей. 15. В том случае, когда посредник формирует цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары, он: а) стремится к достижению безубыточности; б) получает прибыль; в) получает убыток; г) не имеет экономической выгоды от сделок. Задания для практических занятий Задание 1. На основе заданных цен спроса определите цены предложения, объемы рыночных сделок и результаты деятельности каждого из субъектов рынка: производителей, посредника и потребителей. Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями: = - - , = - , а функции минимальных издержек = 260 000 + q2 и = 200 000 + q2. Функции полезности двоих потребителей имеют вид: = + = + Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,8I и I2 = 0,2I. Задание 2.Определите цены спроса, объемы рыночных сделок и результаты каждого из субъектов рынка (производителей, посредника и потребителей) на основе заданных цен предложения. Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями: , , а функции минимальных издержек = 300 000 + q2и = 600 000 + q2. Функции полезности двоих потребителей имеют вид: = + ; = + . Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,5I и I2= 0,5I. Задание 3. Определите цены спроса и предложения, а также результаты каждого из субъектов рынка (производителей, посредника и потребителей) на основе заданных объемов продаж. Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями: = - , = - , а функции минимальных издержек = 10 000+q2 и = 20 000 + q2. Функции полезности двоих потребителей имеют вид: + ; = + . Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,3I и I2 = 0,7I. Задание 4.Из условий задания 1 на основе равновесной системы цен определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G; = = p1, = = p2. Совокупный доход потребителей составляет 2 000 000 ден. ед. Задание 5.Из условий задания 2 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. На рынке товаров сложились следующие цены для производителей: = 300 ден. ед. и = 100 ден. ед. Задание 6.Из условий задания 3 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. Производители формируют цены, закладывая уровень рентабельности 15%. Задание 7.Из условий задания 3 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. Производители формируют цены, используя оптовую надбавку на товары в размере 20%. Раздел 4 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА 11. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 11.1. Сущность затратного ценообразования Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли). Пример 11.1.Затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120руб. (108х 100 : 90), или процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%, тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 х 11,11% / 100%)= 108 + 12). Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах к затратам или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством. Данный метод ценообразования применяется при следующих условиях: ■ эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар; ■ товар не имеет аналогов, уникальный; новый, опытный образец; редкий, производимый на заказ; престижный; дефицитный; ■ фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат; ■ издержки стабильны или незначительно изменяются во времени. Достоинства методов затратного ценообразования: ■ простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе; ■ надежность метода, информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии; возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими; ■ справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности. Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства: ■ цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменители, спрос, на товар; ■ производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства; ■ метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен; ■ величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, так как цена определяет объем спроса и продаж. Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос, можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены. Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов: 1) переменных затрат на производство единицы товара; 2) средних постоянных затрат; 3) удельной прибыли. Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода - участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара. Методы затратного ценообразования: ■ калькулирование по полным затратам; ■ калькулирование по сокращенным затратам; ■ метод дохода на капитал; ■ метод надбавок и скидок; ■ метод целевой прибыли; ■ расходы плюс гонорар. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |