Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды

Существуют важные частные случаи формирования участниками торговой системы своей экономической выгоды при различных соотношениях совокупного финансового ресурса производителей и совокупного дохода потребителей, определяемых на основе цен: совершенная конкуренция, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен спроса и предложения, поэтому цены на товары выступают в моделях как экзогенные величины; несовершенная конкуренция, когда производители, являясь монополистами, формируют цены предложения так, чтобы рентабельность производства была не ниже обусловленной; посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки.

При решении этих задач существенные значения имеют следующие соотношения между I и G.

1) Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G, или

В данном случае при естественных предположениях относительно функций спроса и предложения система уравнений (10.2) и (10.13)дает возможность определить равновесную систему цен и , таких, что = (j = ) с точностью до постоянного множителя, т.е. систему относительных цен. Вместе с тем деятельность посредника на таком рынке не принесет ему экономической выгоды.

Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником.

Рассмотрим следующие случаи:

Из первого уравнения равновесия имеем p1 = 0,26077 , а из второго - p2=0,08944 .

Если I = 1 000 000 ден. ед., то цены p1=260,77, а p2= 89,44.

Производство первого продукта = 2607,7, второго - = 3577,7.

Закупки потребителей:

= 1840,7; = 1341,7; = 767,0; = 2236,0.

Доходы участников рынка: G = I = 1 000 000 и R = I - G = 0.

2) Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G.

В этом случае, как отмечалось выше, доход посредника определяется разностью: R = I - G.

При этом систему уравнений (10.5) необходимо дополнить другими условиями поведения субъектов на рынке, позволяющими определить систему цен и

а) I G. Случай совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, и поэтому цены и на товары j выступают в моделях участников как экзогенные величины.

Допустим для определенности, что на рынке товаров сложились следующие цены для производителей = 250 и = 80. Тогда из условия равновесия имеем:

и

Производство первого продукта составит: = 2500 , а второго - = 3200. Соответствующие закупки потребителей будут равны:

= 1764,8, = 1200, = 735,2, = 2000.

Совокупный доход производителей:

G = 250 х 2500 + 80 х 3200 = 881 000.

Доход посредника: R = 119 000.

б) I G. Случай несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на цены.

Допустим в данном примере, что производители являются монополистами в производстве товаров, формируют цены из соображений разумной рентабельности так, что не могут начать поставлять продукцию по цене ниже обусловленной рентабельности . Поэтому для первого производителя имеем:

- 1 .

Положим, что требуемый уровень рентабельности составляет 20%, т.е. = 0,2. Используя, что оптимальный выпуск производителя с ценой товара связан соотношением q = 10p1, получим:

-1= - 1 0,2.

Или 65 000, т.е. p1 2 54,95. Это минимальная цена первого товара, обеспечивающая для производителя рентабельность 20%.

Поэтому можно принять, что = 255. Аналогично для второго производителя имеем:

- 1 0,2.

Так как q = 40p2, получим: 1,2 или 0,6, 0,4 3000, 7500, p2 86,6.

Это минимальная цена второго товара, обусловливающая для второго производителя рентабельность 20%.

Выбираем = 87. Тогда из условий равновесия = 266,6, = 91,9.

Производство продуктов: = 2550, = 3482.

Закупки потребителей:

= 1800, = 1305,7, = 750, = 2176,3.

Совокупный доход потребителей:

G = 650 250 + 302 934 = 953 184.

Доход посредника в этом случае составит:

R = I - G - 46 816.

в) I G. Посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары.

Свободные отпускные цены на продукцию устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Посреднические организации при реализации товара от производителя до потребителя для покрытия своих расходов и получения необходимого уровня прибыли применяют оптовые надбавки и снабженческо-сбытовые надбавки. «В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции...»[17] Формирование цен посреднических организаций производится с учетом цен закупки, снабженческо-сбытовой надбавки и налога на добавленную стоимость.

Посредник, чтобы получить отпускную цену для потребителя, каждый раз набавляет 15%. Тогда:

= 243,17, = =83,40, и =1,15х =279,65, =1,15х =95,92.

Производство продуктов:

= 2431,7, = 3336.

Закупки потребителей:

= 1716,5, = 1251, = 715,2, = 2085.

Совокупный доход производителей:

G = 591 316,5 + 278 222,4 = 869 538,9.

Доход посредника:

R - I - G = 0,15; G = 130 461,1.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о роли цены в процессе формирования экономической выгоды производителя, посредника и потребителя.

2. В чем состоит особенность поиска области допустимых компромиссов при известных параметрах цен спроса, предложения и объемов рыночных сделок?

3. Как через систему цен определяются функции спроса и предложения?

4. Каким образом взаимосвязаны совокупный доход потребителей и совокупный финансовый ресурс производителей с системой цен?

5. Раскройте взаимосвязь цен с экономической выгодой посредника.

6. Охарактеризуйте процесс определения цен предложения и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен спроса.

7. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен спроса.

8. Осветите процесс определения цен спроса и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен предложения.

9. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен предложения.

10. Расскажите о процессе определения цен спроса - и на основе заданных величин - предложения объемов рыночных сделок.

11. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных объемов рыночных сделок.

12. Как отражается на экономической выгоде посредника равенство совокупного дохода потребителей и совокупного финансового ресурса производителей?

13. Расскажите об особенностях формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях совершенно конкурентного рынка, когда цены выступают как экзогенные величины.

14. Осветите особенности формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях рынков несовершенной конкуренции, когда цены выступают как эндогенные величины.

15. Как отражается на экономической выгоде хозяйствующих субъектов ситуация, в которой посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на товары?

Тесты

1.За счет разности цен покупки товара и его продажи, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на осуществление деятельности формируется экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

2. Представляет собой разницу между суммой продаж продукции в объеме по цене и затратами на ее производство экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

3. Является разницей между пользой, которую хозяйствующий субъект получает от использования у себя товара, приобретая его по цене , в количестве , и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

4. Укажите причины, по которым дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы:

а) непроданные товары убыточны для производителя;

б) ускоряется изменение потребительских предпочтений;

в) равновесная цена формируется в условиях более короткого жизненного цикла товаров;

г) нехватка товаров снижает доходы посредника и потребителя.

5. Условие равновесия спроса и предложения, способствующее установлению равновесных цен, записывается как:

а) , j = ;

б) = , j = ;

в) = -, j = .

6. От системы цен ( ), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (Ik)зависят:

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

7. Определяются через систему цен ( ), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (Gi):

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

8. Экономическая выгода посредника определяется как:

а) R = ;

б) R = ,;

в) R =

9. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:

а) q;

б) и q;

в)

10. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:

а) и q;

б) q;

в) .

11. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении q можно найти:

а) ;

б) , ;

в) .

12. При равенстве совокупного дохода потребителей и дохода производителей, дающем возможность определить равновесную систему цен, деятельность посредника на таком рынке:

а) будет убыточной;

б) принесет сверхприбыль;

в) будет компенсировать равенство доходов потребителей и производителей;

г) не принесет экономической выгоды.

13. В условиях совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, цены и на товары j:

а) выступают в моделях участников как экзогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

14. В условиях несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на систему цен,

цены на товары j:

а) выступают в моделях участников как эндогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

15. В том случае, когда посредник формирует цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары, он:

а) стремится к достижению безубыточности;

б) получает прибыль;

в) получает убыток;

г) не имеет экономической выгоды от сделок.

Задания для практических занятий

Задание 1. На основе заданных цен спроса определите цены предложения, объемы рыночных сделок и результаты деятельности каждого из субъектов рынка: производителей, посредника и потребителей.

Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями:

= - - , = - , а функции минимальных издержек = 260 000 + q2 и = 200 000 + q2.

Функции полезности двоих потребителей имеют вид: = + = + Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,8I и I2 = 0,2I.

Задание 2.Определите цены спроса, объемы рыночных сделок и результаты каждого из субъектов рынка (производителей, посредника и потребителей) на основе заданных цен предложения.

Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями:

, , а функции минимальных издержек = 300 000 + q2и = 600 000 + q2.

Функции полезности двоих потребителей имеют вид: = + ; = + . Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,5I и I2= 0,5I.

Задание 3. Определите цены спроса и предложения, а также результаты каждого из субъектов рынка (производителей, посредника и потребителей) на основе заданных объемов продаж.

Пусть прибыль двоих производителей задана выражениями: = - , = - , а функции минимальных издержек = 10 000+q2 и = 20 000 + q2.

Функции полезности двоих потребителей имеют вид: + ; = + . Доходы первого и второго потребителя составляют: I1 = 0,3I и I2 = 0,7I.

Задание 4.Из условий задания 1 на основе равновесной системы цен определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G; = = p1, = = p2. Совокупный доход потребителей составляет 2 000 000 ден. ед.

Задание 5.Из условий задания 2 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. На рынке товаров сложились следующие цены для производителей: = 300 ден. ед. и = 100 ден. ед.

Задание 6.Из условий задания 3 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. Производители формируют цены, закладывая уровень рентабельности 15%.

Задание 7.Из условий задания 3 определите результаты деятельности участников сделки. Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G. Производители формируют цены, используя оптовую надбавку на товары в размере 20%.

Раздел 4 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 11. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

11.1. Сущность затратного ценообразования

Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли (как правило, средних издержек и средней прибыли).

Пример 11.1.Затраты на производство одного метра ткани равны 108 руб., средняя доля прибыли в цене равна 10%, тогда оптовая отпускная цена товара будет равна 120руб. (108х 100 : 90), или процент прибыли к затратам принимается равным 11,11%, тогда оптовая отпускная цена одного метра ткани будет равна 120 руб. (108 + (108 х 11,11% / 100%)= 108 + 12).

Оптовые и розничные торговцы при определении продажных цен на свои товары исходят из цен на приобретенные ими товары, которые для них выступают в виде затрат. Для возмещения собственных расходов, уплаты налогов и получения прибыли торговцы устанавливают наценки (снабженческо-сбытовые, оптовые, торговые), которые рассчитываются в процентах к затратам или к продажной цене и являются источниками покрытия издержек обращения и формирования прибыли. Методы затратного ценообразования довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.

Данный метод ценообразования применяется при следующих условиях:

■ эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;

■ товар не имеет аналогов, уникальный; новый, опытный образец; редкий, производимый на заказ; престижный; дефицитный;

■ фирма работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат;

■ издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.

Достоинства методов затратного ценообразования:

■ простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе;

■ надежность метода, информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии;

возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими;

■ справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности.

Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:

■ цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменители, спрос, на товар;

■ производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;

■ метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен;

■ величину удельных затрат сложно и даже невозможно определить до установления цены, так как цена определяет объем спроса и продаж.

Установление цен на базе издержек, по мнению многих экономистов, является устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос, можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены.

Затратное ценообразование рассматривает цену производителя как совокупность трех элементов:

1) переменных затрат на производство единицы товара;

2) средних постоянных затрат;

3) удельной прибыли.

Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода - участие в создании совершенной системы учета затрат и обоснование величины прибыли в составе цены товара.

Методы затратного ценообразования:

■ калькулирование по полным затратам;

■ калькулирование по сокращенным затратам;

■ метод дохода на капитал;

■ метод надбавок и скидок;

■ метод целевой прибыли;

■ расходы плюс гонорар.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...