Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Калькулирование по сокращенным затратам

При определении цен по сокращенным затратам учитываются только переменные прямые затраты, т.е. те, которые имеют непосредственное отношение к производству данного товара. Эти методы получили широкое развитие в США, ФРГ, Великобритании. Впервые значительное распространение этот метод получил в США под названием «директ-костинг» или калькулирование по прямым затратам. Косвенные затраты списываются на финансовые результаты в целом, уменьшая валовую прибыль. В Великобритании метод назвали «маржинал-кост», т.е. приростные, дополнительные затраты на каждую новую единицу продукции или снижение затрат при уменьшении объема производства на одно изделие. Конкретная номенклатура статей затрат у различных фирм может различаться и быть ближе к одной из вышеназванных систем.

Основное преимущество калькулирования по сокращенным затратам заключается в выявлении наиболее выгодных видов продукции. Неизменность постоянных затрат при изменении масштабов производства позволяет утверждать, что рентабельность следует определять как отношение разницы между ценой изделия и сокращенными затратами к сокращенным затратам, т.е. при определении выгодности изделий постоянные затраты не должны учитываться. Цель применения данного метода - нахождение оптимального варианта загрузки производственных мощностей, обеспечивающего получение наибольшей прибыли. При произвольном отнесении постоянных затрат на единицу продукции возможно принятие неверных решений о дальнейшем развитии производства. В таблице 11.3 приведены данные сравнительного анализа калькулирования по полным и сокращенным затратам.

Таблица 11.3

Сравнительный анализ калькулирования по полным и по сокращенным затратам (руб.)

 

Показатель Изделие
А В С
1. Рыночная цена изделия
2. Сырье и материалы
3. Заработная плата основных производственных рабочих
4. Прочие прямые затраты
5. Итого сокращенные затраты
6. Покрытие (валовая прибыль)
7. Рентабельность (стр. 6 : стр. 5), %
8. Косвенные затраты
9. Всего затраты
10. Рентабельность [(стр. 1 - стр. 9) : стр. 9], % 8,5

Определение цен на базе только переменных прямых издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:

1) цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная в данной отрасли или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;

2) цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль;

3) цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.

Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контрактов. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей приемлем заказ по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.

Применение калькулирования по сокращенным затратам имеет следующие ограничения:

■ обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке;

■ информация, полученная с.помощью данного метода не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльного товара более прибыльным;

■ необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.

Метод дохода на капитал

Производитель устанавливает такую цену, которая позволит получить запланированный доход на капитал. В этом случае цена может быть определена по формуле

где P - цена;

a - постоянные затраты за период;

b - удельные переменные издержки;

d - процент дохода на капитал;

K - инвестируемый капитал;

g - ожидаемый объем продаж.

Пример 11.3.Вы инвестируете 1000000 руб. в производство тонометров, рассчитывая получить 20% дохода в год, постоянные затраты за год составят 500000 руб., переменные затраты 700 руб. на одно изделие. Если вы планируете продать 1000 изделий, тогда вы можете назначить цену тонометра 1400 руб. = 700 + 500000 : 1000 + 20 х 1000000 : (100 х 1000).

Основная проблема данного метода - правильное определение объемов продаж. Если фактический объем продаж будет отличаться от ожидаемого, производитель может не достичь запланированных результатов.

Метод надбавок и скидок

Метод широко распространен в оптовой и розничной торговле для определения цены последующей продажи.

Если производитель или поставщик регулирует цену конечной продажи или продавец оговаривает, какую долю от цены конечной продажи он хотел бы получить, применяется торговая скидка.

где Ps - цена продажи товара, руб.;

Pp - цена приобретения товара, руб.;

Msp - торговая скидка, %.

Цена приобретения товара определяется по формуле

Пример 10.4.Производитель часов стремится позиционировать новую модель как эксклюзивную и заинтересован в том, чтобы в розничной торговле сохранялась назначенная им высокая цена. Он заключает с продавцом товара соглашение о розничной продаже данной модели часов по 30000 руб., гарантируя продавцу 20% скидки от розничной цены. Тогда скидка розничному продавцу составит 30000 х 0,2 = 6000 (руб.), цена производителя (цена приобретения) 30000 - 6000 = 24 000 (руб.).

Предположим, продавец, затратив на приобретение товара 25000 руб., хотел бы получить от его продажи торговую скидку 15%. Тогда он должен назначить цену продажи 29412 руб. = 25000 х 100 / (100-15).

Торговая надбавка (наценка)- это сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, она устанавливается в процентах к отпускной цене предыдущего продавца или к фактической стоимости приобретения товара последующим.

В процессе товародвижения торговая скидка и торговая надбавка выполняют одинаковые функции.

где Mpp - торговая надбавка к цене приобретения, %.

Они предназначены для покрытия издержек обращения и формирования прибыли продавца, различается механизм их расчета и назначения цены. Фактически торговая скидка и торговая надбавка в денежном выражении - это цена услуг продавца или оптового посредника, и ее размер определяется так же, как определяется цена любого товара, т.е. величиной издержек обращения, целевой прибылью посредника и объемом продаж. Но это с точки зрения структуры торговой скидки. А с рыночных позиций важную роль в определении величины скидки играет положение производителя, посредника и покупателя на рынке, степень регулирования рынка государством.

11.6. Правила теории принятия решений в ценообразовании

Опираясь на теорию принятия решений, рассмотрим правила обоснования решений об уровне цены. Вы можете сами выбирать, каким правилом воспользоваться в зависимости от поставленной цели и от особенностей ситуации.

Пример 11.5.Отдел маркетинга, проведя исследование рынка, пришел к следующему заключению о влиянии цены тренажеров на прогнозный объем продаж.

 

Прогнозный объем продаж, ед./г. Цена за единицу, руб.
8 000 8 600 8 800
Лучший из возможного 1 600 1 500 1 250
Наиболее вероятный 1 250 1 200
Худший из возможного 1 000

Постоянные затраты составляют 4000 тыс. руб. в год, переменные - 4000 руб. на единицу продукции. Определим возможную прибыль по каждому варианту.

 

Показатель Цена за единицу, руб.
8 000 8 600 8 800
Удельные переменные затраты (b), руб. 4 000 4 000 4 000
Удельный выигрыш фирмы (p - b), руб. 4 000 4 600 4 800
Валовый выигрыш фирмы в год (p - b)g, тыс. руб.      
лучший из возможного 6 400 6 900 6 000
наиболее вероятный 5 600 5 750 5 760
худший из возможного 4 000 3 680 2 880
Постоянные затраты в год, тыс. руб. 4 000 4 000 4 000
Прибыль [(p - b)g - a], руб.      
лучшая из возможного 2 400 2 900 2 000
наиболее вероятная 1 600 1 750 1 760
худшая из возможного -320 -1 120

В результате несложных математических расчетов можно увидеть, что при цене 8800 руб. для наиболее вероятного объема продаж можно получить наибольшую прибыль, но при худшем варианте конюнктуры рынка данная цена приводит к наибольшим убыткам.

При цене 8600 руб. наиболее вероятная прибыль почти совпадает с предыдущим вариантом, в лучшей из возможных ситуации прибыль значительно больше, в худшей из возможных ситуаций - убытки значительно меньше.

При цене 8000 руб. наиболее вероятная прибыль меньше, чем в двух предыдущих вариантах, но в худшей ситуации предприятие не получает убытки, имея возможность покрывать переменные и постоянные затраты.

Можно привести аргументы за и против каждого решения.

Рассмотрим правила, по которым может приниматься решение о цене товара.

Группа 1. Правила принятия решений без использования численных значений вероятностей исходов.

1.1. Макси-максное решение - максимизация максимума доходов. Это подход карточного игрока, менеджера, склонного к риску ради получения максимального дохода, игнорирующего возможные потери. По этому правилу цена должна быть установлена на уровне 8600 руб.

1.2. Макси-минное решение - максимизация минимума доходов. Это очень осторожный подход к принятию решения. Его цель - максимизация доходов в худшей ситуации. Каждому решению соответствуют минимальные доходы, которые могут быть получены в худшей ситуации. По этому правилу цена должна быть установлена на уровне 8000 руб.

1.3. Мини-максное решение - минимизация максимума возможных потерь. В данном случае больше внимания уделяется возможным потерям, чем доходам. Ведь неверно назначенная цена приводит к возможным потерям или упущенному доходу. Рассчитать упущенный доход можно, сравнивая последовательно различные ценовые решения. Допустим, мы приняли решение назначить цену в 8000 руб., тогда при наиболее благоприятной конъюнктуре рынка мы получили бы удельный абсолютный выигрыш за год в размере 6400 тыс. руб., но если бы мы назначили цену в 8600 руб., тогда наш выигрыш составил бы 6900 тыс. руб., т.е. мы недополучили 500 тыс. руб. - это и будет недополученный выигрыш или упущенный доход.

Результаты сравнения всех рассматриваемых вариантов приведены в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Возможные потери валового выигрыша фирмы в год

 

Потери при выбранном уровне цены Возможный уровень цен, руб.
8 000 8 600 8 800
1. 8 000 руб.
1. Лучший из возможного -500
2. Наиболее вероятный -150 -160
3. Худший из возможного 1 120
2. 8 600 руб.
1. Лучший из возможного
2. Наиболее вероятный -10
3. Худший из возможного -320
3. 8 800 руб.
1. Лучший из возможного -400 -900
2. Наиболее вероятный
3. Худший из возможного -1 120 -800

Рассчитав величину потерь, нужно выбрать по каждому варианту максимально возможные потери. Затем выбирается решение, которое ведет к минимальному значению максимальных потерь.

Минимальная величина максимальных потерь возникает при цене 8600 руб. (табл. 11.5).

Таблица 11.5

Максимально возможные потери в год

Цена, руб. Максимально возможные потери в год, тыс. руб.
-500
-320
-1120

Рассмотренные критерии принятия решения о цене товара приводят к различным результатам. Поэтому сначала выбирается тот критерий, который считается «лучшим», т.е. соответствует целям фирмы, а затем выбирается лучшее решение.

Группа 2.Правила принятия решений с использованием численных значений вероятностей исходов. Вероятность - это отношение положительного исхода событий к общему числу исходов событий. Вероятность события E есть P(Е), 0 Р(Е) 1.

Математическое ожидание - это среднее значение величины, полученное при неограниченно большом числе опытов.

2.1. Правило максимальной вероятности: оценивается степень вероятности различных исходов и максимизируются наиболее вероятные доходы. Допустим, в нашем примере лучший вариант имеет вероятность 0,3, наиболее вероятный - 0,6, худший вариант - 0,1. Тогда выбирается уровень цены, приносящей максимальный доход по наиболее вероятному варианту, это цена 8800 руб.

2.2. Оптимизация математического ожидания - наиболее распространенный способ использования вероятностей при принятии решений. Рассчитывается для каждого решения либо доходов, либо потерь. Выбирается решение либо с наибольшим ожидаемым доходом, либо с наименьшими ожидаемыми потерями. Рассмотрим максимизацию ожидаемого дохода (табл. 11.6).

Таблица 11.6

Показатель Цена, руб. Вероятность
8 000 8 600 8 800  
1. Валовый выигрыш фирмы в год (p - b) g, тыс. руб.        
лучший из возможного 6 400 6 900 6 000 0,3
наиболее вероятный 5 600 5 750 5 760 0,6
худший из возможного 4 000 3 680 2 880 0,1
2. Возможные доходы, тыс. руб.        
лучший из возможного 1 920 2 070 1 800  
наиболее вероятный 3 360 3 450 3 450  
худший из возможного  
Сумма возможного дохода за год, тыс. руб. 5 680 5 688 5 538  

Максимальная сумма возможного дохода составляет 5688 руб. при цене 8600 руб.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят основные недостатки затратного ценообразования?

2. Почему методы затратного ценообразования достаточно распространены на практике?

3. Чем торговая скидка отличается от торговой наценки?

4. В чем суть методов калькулирования по полным затратам?

5. Какие задачи можно решить, применяя калькулирование по сокращенным затратам?

6. Как определить нижнюю границу цены товара?

Тесты

1. К методам затратного ценообразования относятся:

а) метод удельного ценообразования;

б) калькулирование по полным затратам;

в) параметрические методы;

г) агрегатный метод.

2. Калькулирование по полным затратам:

а) не учитывает постоянные затраты;

б) не учитывает переменные затраты;

в) определяет цену с учетом постоянных и переменных затрат;

г) учитывает спрос покупателей.

3. Недостатки методов затратного ценообразования:

а) сложность сбора информации;

б) недостоверность исходных данных;

в) игнорирование информации о поведении покупателей;

г) игнорирование информации о поведении конкурентов.

4. Калькулирование по сокращенным затратам:

а) учитывает постоянные затраты;

б) учитывает переменные затраты;

в) учитывает прямые затраты на материалы;

г) учитывает мнения экспертов.

5. Причины широкого распространения методов затратного ценообразования на практике:

а) доступность информации об издержках;

б) справедливость по отношению к участникам товарообменной операции;

в) наиболее точный расчет рыночной цены;

г) надежность информации.

6. Если производитель контролирует цену конечной продажи, то при расчете розничной цены следует использовать:

а) торговую надбавку;

б) торговую скидку;

в) оптовую скидку;

г) сезонную скидку.

7. Если мощности предприятия загружены не полностью, то нижней границей цены являются:

а) полные затраты на производство и реализацию;

б) сокращенные затраты;

в) себестоимость и среднеотраслевая прибыль;

г) материальные затраты.

8. При благоприятной конъюнктуре рынка нижняя граница цены включает:

а) полные затраты на производство и реализацию;

б) сокращенные затраты;

в) себестоимость и среднеотраслевую прибыль;

г) материальные затраты.

9. Постоянные затраты могут включаться в себестоимость пропорционально:

а) переменным затратам;

б) материальным затратам;

в) заработной плате;

г) количеству продукции.

Задания для практических занятий

Задание 1. Фирма, выпускающая холодильники, считает, что розничная цена на одну из ее моделей может быть установлена на уровне 15 000 руб. При этом скидка в розничной торговле составит 30% конечной цены, наценка оптовой торговли 25% к цене приобретения, собственная прибыль фирмы 20% затрат. Каковы должны быть издержки производства данной модели?

Задание 2. По приведенным данным рассчитайте возможный диапазон розничных цен 1 кг пшеничного хлеба I сорта.

Показатель Минимальное значение Максимальное значение
Закупочная цена пшеницы, руб. за тонну 1 700 2 500
Отходы на элеваторе, %
Цена услуг элеватора, руб. за тонну:    
приемка
хранение
подработка
отгрузка
сушка
Издержки мельниц, руб. за тонну
Предельный уровень рентабельности затрат мельниц, %
Издержки хлебозавода, руб./кг 1,5
Предельный уровень рентабельности к полной себестоимости, %
Норма выхода готовой продукции на предприятиях хлебопечения, %
НДС к оптовой цене хлеба, %
Предельный размер торговой надбавки, %

Задание 3.Имеются данные о составе затрат кондитерского предприятия.

 

 

Показатель Сумма по изделиям, руб. Итого
А В С
Сырье и основные материалы 102 000 35 000 64 000 ?
Вспомогательные материалы 3 000 2 000 1 500 ?
Электроэнергия на технологические нужды 1 100 1 000 ?
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих с начислениями 22 000 15 000 13 000 ?
Амортизация технологического оборудования 15 000 12 000 7 000 ?
Объем производства и реализации продукции, кг 4 500 2 200 5 200 ?
Общепроизводственные расходы      
Общехозяйственные расходы      
Расходы вспомогательных служб      

Общепроизводственными расходами называют затраты, связанные с управлением и обслуживанием цеха, в том числе затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, ремонтом основных средств, внутризаводским перемещением грузов. Общехозяйственные расходы - расходы по управлению предприятием в целом.

Распределите постоянные затраты пропорционально объему продаж в натуральном выражении; пропорционально сумме затрат на оплату труда основных производственных рабочих; пропорционально сумме переменных затрат.

Определите возможные варианты цен товаров А, В, С методом калькулирования по полным затратам, при уровне рентабельности 20% к полным затратам.

Проанализируйте степень вариации цен по товарам.

Объясните проблемы, возникающие при калькулировании по полным затратам.

Определите нижний уровень цен.

Задание 4.Используя приведенные данные о себестоимости и реализации продукции, определите по отдельным видам продукции: выручку от реализации, себестоимость единицы продукции, оптовую цену единицы продукции, прибыль от реализации на единицу продукции и в целом.

Изделия Реализовано, млн. т Объем реализованной продукции по полной себестоимости, млн. руб. Рентабельность затрат, %
Хлеб и хлебобулочные изделия 18,4 34 000 11,4
Макаронные изделия 1,05 4 000 10,7

Задание5. Определите среднюю оптовую цену 1 т сыров в июле и ноябре анализируемого года.

Известны следующие данные:

■ средняя закупочная цена 1 т молока в июле - 1000 руб.;

■ средняя закупочная цена 1 т молока в ноябре - 1500 руб.;

■ расход молока на 1 т готовой продукции - 9,5 т;

■ средняя розничная цена 1 т сыров - 180 000 руб.;

■ расходы по производству и доставке сыров - 26 000 руб.;

■ стоимость используемых отходов - 1520 руб.;

■ торговая скидка - 15% к розничной цене;

■ рентабельность производства - 20% к себестоимости.

Задание 6.На основе исходных данных определите, что выгоднее для предприятия - производство фасованного молока, кефира или сметаны.

Калькуляции затрат на производство молочной продукции

 

Статьи затрат Затраты на 1 т продукции, руб.
молоко фасованное 2,5% кефир фасованный 2,5% сметана весовая 15%
Сырье и основные материалы
Транспортные расходы
Вспомогательные материалы
Топливо и энергия на технологические цели 1 250
Заработная плата производственных рабочих с начислениями
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 1 202
Переменные затраты      
Цеховые расходы
Общезаводские расходы
Полная себестоимость      
Рыночная цена в розничной торговле
Снабженческо-сбытовая надбавка, в % к отпускной цене
Торговая надбавка, в % к цене закупки
Прибыль производителя по полным затратам      
Прибыль производителя по сокращенным затратам      
Рентабельность по полным затратам      
Рентабельность по сокращенным затратам      

Задание 7. Производитель готовится вывести на рынок новую модель фотоаппарата. В зависимости от затрат на единицу продукции рассматриваются три варианта цен, каждому из которых соответствует определенный объем продаж.

Показатель 1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
Цена, руб. 7 000 5 500 4 000
Ожидаемый объем продаж 8 год, шт. 2 000 2 500 3 000
Прямые переменные затраты на единицу продукции, руб. 2 000 2 000 2 000
Годовые постоянные затраты, руб. 4 000 000 320 000 2 450 000
Капитальные вложения, руб. 24 000 000 2 400 000 24 000 000

Срок окупаемости капитальных вложений - 8 лет.

Определите, какой уровень цены будет наиболее приемлем с точки зрения получения наибольшей прибыли.

ТЕМА 12. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...