Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути снижения риска принятия ценовых решенийДеятельность по снижению риска в области ценообразования включает два основных направления: 1) избежание появления возможных рисков (уклонение от рисков) представляет собой неучастие в ценовых решениях, связанных с риском. Данное направление, как правило, выбирается на предварительной стадии принятии ценового решения и предполагает учет следующих моментов: ■ избежать некоторых рисков невозможно, ■ уклонение от одного вида риска может привести к возникновению других, ■ необходимо сравнивать возможный размер потерь в случае наступления рисковой ситуации с возможным объемом ожидаемой прибыли; 2) снижение воздействия риска на результаты ценовых решений включает следующие наиболее распространенные и эффективные методы: ■ страхование, ■ резервирование средств (самострахование), ■ диверсификация, ■ лимитирование. Страхованиеопределяется как соглашение, согласно которому страховщик (страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (застрахованному лицу), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество. Таким образом, сущность страхования состоит в реализации экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и его использования для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм. Из трех отраслей страхования - личного, имущественного, ответственности - в системе страхования рисков ценовых решений преимущественное распространение получили две последние. Специфическими формами страхования рисков ценовых решений являются хеджирование и распределение (диссипация) рисков. Хеджирование - это система мер (валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.), позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений в будущем курса валют, цен на товары, процентных ставок и т.п. Распределение (диссипация) риска осуществляется путем привлечения к участию в содержащем риск ценовом решении более широкого круга партнеров и инвесторов. С помощью страхования можно минимизировать возможный ущерб ценовых решений, связанный с возникновением политических, кредитных, коммерческих, производственных и имущественных рисков. Вместе с тем данному методу снижения рисков присущи и ограничения: неприемлемый для страховщика уровень ценовой премии и невозможность застраховать ряд рисков. Как альтернативные разновидности, позволяющие расширить сферу применения данного метода, применяются сострахование и перестрахование. Резервирование средств (самострахование)предполагает создание обособленных фондов возмещения убытков в натуральной или денежной форме за счет части собственных оборотных средств. Данный метод снижения рисков ценовых решений выбирается в тех случаях, когда затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании и стоимость подлежащего резервированию имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми критериями бизнеса. При запланированном риске, когда известны вероятность появления и величина ожидаемых потерь, особую важность приобретает расчет требуемого объема резервных фондов, которые таким образом исключаются из оборота и не приносят прибыль. При незапланированном риске рекомендуется образовывать страховой резервный фонд. Диверсификацияпредставляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения таким образом, что если в результате непредвиденных событий один вид деятельности будет убыточным, то другой вид деятельности станет приносить прибыль. Диверсификация позволяет снижать ущерб ценовых решений, связанный с возникновением несистематических коммерческих, производственных и инвестиционных рисков. Посредством нее не может быть сокращен систематический риск. Лимитированиепредставляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. При снижении риска ценовых решений с помощью данного метода используются следующие виды ограничений; ■ по размеру денежных средств; ■ срокам; ■ структуре; ■ уровню отдачи. Контрольные вопросы 1. Объясните, в чем заключаются ограничения классической теории риска. 2. Каковы определения риска, его черты, а также условия, сопутствующие риску? 3. Назовите и охарактеризуйте основные источники неопределенности, приводящие к возникновению риска при принятии ценовых решений. 4. Перечислите и охарактеризуйте функции риска. Какие из функций риска наиболее (наименее) выражены при принятии ценовых решений? 5. Раскройте классификационные признаки риска. Чем обусловлено возникновение того или иного вида риска в области ценообразования? 6. Охарактеризуйте вероятностный метод оценки рисков. Проанализируйте достоинства и ограничения подходов, отражающих применение вероятностного метода оценки степени риска ценовых решений. 7. В чем заключается суть статистического метода? С помощью каких показателей производится статистическая оценка риска икакова их интерпретация? 8. Каковы этапы оценки чувствительности результирующих показателей? Перечислите показатели, являющиеся результирующими при оценке риска ценовых решений. 9. В чем состоит особенность метода сценариев? Какова его взаимосвязь со статистическим методом оценки риска? 10. Каковы особенности экспертной оценки рисков ценовых решений. Какой показатель отражает согласованность мнений экспертов в процессе принятия решений в области ценообразования? 11. Охарактеризуйте процесс принятия ценовых решений в условиях риска. 12. В чем состоит отличие принятия ценовых решений в условиях риска и неопределенности? 13. Расскажите об основных методах принятия решений в условиях неопределенности. 14. Каковы установки, связанные с применением максиминного критерия Вальда для оценки риска? 15. Каковы установки, связанные с применением минимаксного критерия Севиджа для оценки риска? 16. Раскройте сущность избежания появления возможных рисков в области ценообразования. Что необходимо учитывать при использовании данного направления снижения риска? 17. Перечислите основные методы снижения риска. Каким образом осуществляется выбор метода снижения риска ценовых решений? 18. В чем заключается роль страхования в снижении рисков ценовых решений. Какова сфера применения и ограничения данного метода? 19. Раскройте особенности метода резервирования средств. Почему его важной характеристикой выступает определение требуемого объема создаваемых фондов? 20. Каковы особенности использования метода диверсификации при снижении рисков в области ценообразования? 21. Назовите виды ограничений, применяемых при лимитировании отдельных аспектов ценовых решений. Тесты 1. Выберите условия, сопутствующие ситуации риска: а) неопределенность; б) противоречивость; в) выбор альтернативы; г) инновационность; д) оценка вероятности осуществления выбранных вариантов; е) опасность. 2. Выберите основные черты риска: а) неопределенность; б) противоречивость; в) выбор альтернативы; г) инновационность; д) оценка вероятности осуществления выбранных вариантов; е) опасность. 3. Причинами риска НЕ являются: а) спонтанность природных процессов; б) противоречивость; в) случайность; г) статистические оценки; д) недостаточность и изменчивость информации; е) страхование. 4. Стимулирует поиск нетрадиционных ценовых решений функция: а) инновационная; б) регулятивная; в) защитная; г) аналитическая. 5. Могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль по отношению к ожидаемому результату ценовых решений риски: а) чистые; б) спекулятивные; в) внутренние; г) внешние; д) ретроспективные; е) перспективные. 6. Какое выражение правильно характеризует нормативное значение коэффициента вариации в статистическом методе оценки рисков: а) 0,33; б) 0,33; в) 1. 7. Особенностью экспертных методов оценки риска является: а) отсутствие строгих математических доказательств оптимальности получаемых решений; б) использование информации, полученной статистическим методом; в) количественная оценка риска. 8. Феномен сдвига риска возможен при следующем типе групповых экспертных процедур: а) при открытом обсуждении поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием; б) свободном высказывании без обсуждения и голосования; в) закрытом обсуждении с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса. 9. Феномен сдвига риска означает, что после проведения открытой групповой дискуссии: а) возрастает уровень рискованности ценового решения; б) снижается уровень рискованности ценового решения; в) эксперты выделяют виды риска, не присущие данному ценовому решению; г) происходит разброс оценок экспертов. 10. Для принятия решения об использовании полученных от экспертов оценок необходимо, чтобы коэффициент конкордации: а) равнялся 0; б) равнялся 0,5; в) был больше 0,5. 11. При расчете уровня безубыточности в рамках оценки эффективности ценовых решений в условиях неопределенности и риска под «безубыточным» понимается объем продаж, при котором: а) чистая прибыль становится равной нулю; б) чистая прибыль больше нуля; в) балансовая прибыль равна нулю. 12. Какое из приведенных ниже выражений правильно характеризует критерий Вальда при принятии ценовых решений в условиях неопределенности: а) ; б) ; в) . 13. Какое из приведенных ниже выражений правильно характеризует критерий Севиджа при принятии ценовых решений в условиях неопределенности: а) ; б) ; в) . 14. Какое из приведенных ниже выражений правильно характеризует критерий Гурвица при принятии решений в условиях неопределенности: а) ; б) ; в) . 15. Принятие ценовых решений в условиях риска, а также расчет средневзвешенного показателя риска происходит на основе величины: а) выигрыша; б) потерь; в) вероятности; г) неопределенности. 16. При оценке риска ценовых решений по критерию недостаточного обоснования Лапласа вероятности: а) распределяются в порядке очередности возникновения рисков; б) распределяются пропорционально размеру потерь; в) распределяются пропорционально размеру выигрышей; г) принимаются равными. 17. Укажите среди перечисленных ниже методов, методы «предотвращения» рисков: а) диверсификация, локализация, диссипация; б) страхование, хеджирование, залог; в) санация, реструктуризация, ликвидация. 18. Основными методами снижения существующего риска ценовых решений НЕ являются: а) страхование; б) избежание; в) диверсификация; г) оценка; д) идентификация; е) лимитирование. 19. Установление системы ограничений при принятии ценовых решений характерно для такого метода снижения риска, как: а) страхование; б) резервирование средств; в) лимитирование; г) диверсификация; д) избежание. 20. Диверсификация является способом снижения риска: а) систематического; б) политического; в) несистематического; г) технического. 21. Определение требуемого объема обособленных фондов возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств хозяйствующего субъекта присуще методу: а) страхования; б) самострахования; в) диверсификации; г) лимитирования. Задания для практических занятий Задание 1.Выявить все виды рисков, воздействующих на данную ситуацию, указать условия и причины их возникновения. Ситуация 1. Производственное объединение «ЗИЛ» решает выйти на внешний рынок с новой моделью грузового автомобиля «Бычок». Внешнеторговая фирма объединения не обладает данными об уровне цен зарубежных автомобильных рынков, сведениями о потенциальных покупателях, об их требованиях и предпочтениях. Ситуация 2. Крупный мебельный комбинат, выпускающий корпусную и мягкую мебель, хочет открыть специализированные магазины в соседних регионах (областях), но не располагает информацией об их возможностях, что приводит к затруднениям в выборе ценовой политики. Ситуация 3. Предприятие «Копировальная техника» стоит перед проблемой крупных капиталовложений в расширение производства изделий, которые оно продает коммерческим банкам, страховым компаниям и информационно-рекламным агентствам. Ситуация 4. До недавнего времени производственное объединение «Бытхим», выпускающее краски, ориентировалось только на профессиональный рынок, продавая краску в 5-литровых емкостях. Но теперь принимается стратегическое решение выпускать продукцию и для потребительского рынка, продавая краску в литровых емкостях под другой торговой маркой и с целью обеспечить дальнейший рост за счет изменения ценовой политики. Ситуация 5. На рынке массового питания г. Санкт-Петербурга появился новый продукт «Петербургер»: горячий трехслойный бутерброд с мясной или рыбной и овощной начинкой с соусом. В отличие от гамбургеров MacDonald's, которые готовятся путем обжаривания продуктов в масле (что приводит к образованию канцерогенных веществ), основу приготовления «Петербургеров» составляет экологически чистый электроконтактный способ термообработки продуктов. Максимально сохраняются витамины (до 80% от исходного уровня), ускоряются сроки приготовления бутербродов, снижается себестоимость и цена. Задание 2.Маржинальный доход организации составляет 90 руб. на одно изделие, переменные затраты - 160 руб., объем продаж - 12 000 шт. Цена за единицу продукции - 250 руб., постоянные затраты по смете на период - 876 000 руб. Рассчитать, как изменится прибыль при условии: 1) увеличения цены на 8%; 2) снижения объема продаж на 10%; 3) снижении постоянных затрат на 15%. Задание 3. Предприятие планирует выпуск изделий в количестве 1000 шт. Переменные затраты на изделие - 125 руб., совокупные постоянные затраты - 60 000 руб., прибыль - 40 000 руб. По прогнозам специалистов, вероятность увеличения объема продаж на 10% составит 0,5, а вероятность снижения объема продаж за счет потери клиента на 5% составит 0,35. Существует вероятность 0,2 роста стоимости услуг связи, что приведет к увеличению постоянных затрат на 5000 руб. Существует риск 0,4 повышения цен на материалы на 30%, при этом материалы составляют 70% переменных затрат на единицу продукции. Решить задачу: 1) статистическим методом; 2) методом оценки чувствительности критического объема продаж; 3) методом сценариев. Задание 4.В процессе качественного анализа выявлены пять видов риска, которым может подвергаться процесс установления скидок на реализуемый вне сезона товар. Эксперты проранжировали риски по степени их возможного влияния на уровень потерь.
Рассчитать коэффициент конкордации. Задание 5.При работе ЭВМ необходимо периодически приостанавливать обработку информации и проверять ЭВМ на наличие в ней вирусов. Приостановка в обработке информации приводит к определенным экономическим издержкам. В случае же если вирус вовремя обнаружен не будет, возможна потеря и некоторой части информации, что приведет и еще к большим убыткам. Варианты решения таковы: e1 - полная проверка; e2 - минимальная проверка; e3 - отказ от проверки. ЭВМ может находиться в следующих состояниях: f1 - вирус отсутствует; f2 - вирус есть, но он не успел повредить информацию; f3 - есть файлы, нуждающиеся в восстановлении. Результаты, включающие затраты на поиск вируса и его ликвидацию, а также затраты, связанные с восстановлением информации, имеют вид
Определить наилучшее решение: 1) в условиях риска при следующих вероятностях состояний, в которых может находиться ЭВМ: f1 - вирус отсутствует (вероятность 0,2); f2 - вирус есть, но он не успел повредить информацию (вероятность 0,5); f3 - есть файлы, нуждающиеся в восстановлении (вероятность 0,3); 2) при использовании принципа недостаточного обоснования Лапласа; 3) по критерию Севиджа. ПРИЛОЖЕНИЕ СТАТИСТИКА ЦЕН[20] Таблица 1. Индексы цен в секторах экономики Таблица 2. Индексы цен производителей по видам экономической деятельности Таблица 3. Индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта Таблица 4. Индексы цен на приобретенные промышленными предприятиями основные виды топливно-энергетических ресурсов Таблица 5. Средние цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию Таблица 6. Индексы цен на первичном рынке жилья в федеральных округах Российской Федерации в 2003 г. Таблица 7. Средние цены на первичном рынке жилья в федеральных округах Российской Федерации в 2003 г. Таблица 8. Индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров Таблица 9. Индексы потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров Таблица 10. Индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению Таблица 11. Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров Таблица 12. Средние потребительские цены на отдельные непродовольственные товары Таблица 1 Индексы цен в секторах экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 2 Индексы цен производителей по видам экономической деятельности (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 3 Индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 4 Индексы цен на приобретенные промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов (на конец года; в процентах к концу предыдущего года)
Таблица 5 Средние цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию (в среднем за год; рублей за тонну)
Таблица 6 Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья в федеральных округах Российской Федерации (на конец года; в процентах к концу предыдущего периода)
Таблица 7 Средние цены на первичном и вторичном рынках жилья в федеральных округах Российской Федерации (на конец года; рублей за один квадратный метр общей площади)
Таблица 8 Индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 9 Индексы потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 10 Индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Таблица 11 Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров (на конец года; рублей за килограмм)
|