Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа по курсу «Общая психология»

Задание и некоторые методические советы

по его выполнению

(Вариант)

Работа выполняется по одной из нижеперечисленных тем (по выбору студента).

Тема1.

«Проявление психических познавательных процессов в профес­
сиональной деятельности_____________________________ »

(назв. профессии, спец-ти)

На примере каких-то конкретных действий (действия можно взять любые — физические (двигательные), перцептивные (зрительные, слуховые и т. п. действия по восприятию), рече­вые, мыслительные и т. д.) нужно дать анализ того, какие пси­хические процессы и каким образом проявляются в данных конкретных профессиональных действиях. Так как в одной и той же деятельности присутствуют и физические, и перцептив­ные, и мыслительные и пр. действия одновременно и во взаи­мосвязи, то придется студенту выбирать, анализу каких дейст-


вий отдать предпочтение. Критерием выбора должна стать осо­бенность взятой для анализа деятельности: какие действия (фи­зические или мыслительные, перцептивные или речевые, или и те, и другие в равной мере) составляют основное содержание данной деятельности, значит, их и нужно пронализировать. Например, если студент взялся анализировать познавательные процессы в деятельности водителя автомобиля, то интерес бу­дут представлять такие перцептивные действия, как воспри­ятие дорожной обстановки по пути движения своего автомоби­ля и одновременно слежение за показаниями приборов на щит­ке управления и т. д. Не менее интересно проанализировать мыслительные действия водителя по принятию решения (на об­гон, остановку, разворот и т. д.) как в спокойной, так и в экст­ремальной ситуации. В другой деятельности будут характерны какие-то другие действия (например, для деятельности учите­ля — мыслительные и речевые действия). Выбор конкретной деятельности — дело самого студента.

Тема 2,

«Проявление эмоций и переживание эмоциональных состояний

в процессе деятельности человека».

На фактах собственного опыта или на материале личных на­блюдений за людьми в процессе их деятельности студенту пред­стоит описать с точки зрения общей психологии различные эмо­ции, проанализировать их, используя свои теоретические зна­ния из общей психологии, и объяснить их причины: почему воз­никают положительные и почему отрицательные эмоции, каков психологический механизм их проявления. Показать на приме­рах взаимосвязь эмоций и чувств (моральных, интеллектуаль­ных, эстетических и т. д.) у личности и объяснить ее. Можно вы­полнить работу на описании и анализе одной-единственной си­туации, богатой эмоциональными переживаниями личности, когда одновременно бурлят в ней гнев и ненависть, жалость и со­чувствие, нравственное негодование и радость победы над злом и т. д. Можно написать работу на анализе проявления какого-то одного конкретного чувства в самых разных (реальных) ситуа­циях, которые описываются достаточно ярко, чтобы действи­тельно было видно, какие чувства при этом могли проявляться.

Разработчик задания

(фамилия, должность, уч. звание)

(Дата)


Приложение 6

Задание на очередное практическое занятие

по возрастной психологии студентам

вечернего отделения курса

1. Описать и проанализировать поведение и действия мальчи­ка или девочки — подростка (вашего хорошего знакомого по ра­боте в школе или по семейным контактам с родственниками, со­седями, знакомыми и т. д.), который по сравнению с младшим школьным возрастом изменился:

— по отношению к учебе (в чем это проявляется, приведите

пример);

— по отношению к старшим (родителям, учителям и т. д. —

пример);

— по отношению к сверстникам (к мальчикам и девочкам —

примеры привести по отдельности);

— по отношению к другим делам, помимо школьных, учеб­
ных (к каким конкретно делам появился интерес или, наоборот,

пропал былой интерес);

— нет ли признаков того, что какое-то новое дело привлекает
его внимание больше, чем учеба и домашние (семейные) заботы?
Если да, то в чем это заключается.

2. Сделать вывод:

а) Что произошло с подростком (с ним или с ней) в психологи­ческом смысле:

— произошла ли смена ведущей деятельности? Если да, то ка­
кая была и какая она стала;

— какие мотивы являются сейчас для него реально действую­
щими;

— является ли учебная деятельность сколько-нибудь привле­
кательной сейчас для данного подростка и какие мотивы в ней
преобладают и почему именно эти, а не другие?

б) Является ли типичным поведение (и действия) данного под­
ростка на фоне всех остальных подростков?

Разработчик задания .---------- .------------------------- -—— (фамилия, должность, уч. звание)
(Дата)

в) Нужно ли предпринимать какие-то новые педагогические
меры, чтобы они более подходили к изменившемуся поведению
подростка? Если да, то какие?


Приложение 7

Задание для практического занятия по возрастной и педагогической психологии (для студентов .... курса)

1. К теоретической дискуссии на семинаре по проблеме «раз­
витие — обучение — воспитание» подготовить практическую
работу «Ведущая деятельность в старшем подростковом возрас­
те и профессионально ориентированная мотивация учебной дея­
тельности старшеклассников школы».

2. Практическая работа должна носить исследовательский ха­
рактер и представлять собой применение теории возрастной и
педагогической психологии к психологическому анализу реаль­
ных жизненных фактов на конкретном живом примере подрост­
ка-старшеклассника.

3. При написании работы (размер ее не более двух страниц) на­
до ответить на следующие вопросы:

 

— какими современными профессиями готов овладеть дан­
ный старшеклассник (имя, в каком классе учится или учился в
момент наблюдения);

— как он (она) выражает свое стремление к данной профессии (в
каких словах, каких актах поведения это выражено — примеры);

— отразилась ли как-нибудь такая профессиональная ориен­
тация на мотивы учения в школе: появились ли любимые пред­
меты (какие)
и к каким предметам, наоборот, пропал интерес,
или вовсе не стало интереса к учебе (все мысли заняты будущей
взрослой жизнью);

— может быть, у вашего знакомого нет никакого ярко выра­
женного интереса ни к учебе, ни к будущей профессии (и на ка­
ком примере это видно)?

4. Какие профессии, на ваш взгляд, сейчас наиболее попу­лярны в среде современной школьной молодежи (старшекласс­ников) по наблюдениям последних двух лет: учитель (какого предмета или предметов), переводчик, инженер, предпринима­тель в области малого бизнеса, ученый, врач, офицер, работник милиции, таможни и других правоохранительных органов, коммерсант, менеджер в сфере производства, дипломат, секре­тарь-референт у бизнесмена, помощник-референт у менеджера (или у руководителя госучреждения), юрист, психолог, эконо­мист, программист (и вообще специалист по ЭВМ)?

(Ответ напишите в порядке перечисления 3-5 профессий в по­рядке убывания их популярности: самая популярная — 1-я, да­лее идут менее популярные из наиболее популярных.)


5. Насколько прочно связаны учеба и будущая послешколь-ная практика, на которую ориентирована молодежь?

(фамилия, должность, уч. звание) Приложение 8

Разработчик задания

(Дата)

Кафедра

Факультет

КАЕ ПОДГОТОВИТЬ И ОФОРМИТЬ КУРСОВУЮ

И ДИПЛОМНУЮ РАБОТЫ (Методические советы студентам факультета)

1. Курсовая и дипломная работы являются определенными этапами в овладении студентами научными знаниями и навы­ками исследовательской работы с использованием приобретен­ных знаний. Курсовая работа (как начальный этап в исследова­тельской практике студента) должна послужить основой для будущей дипломной работы. Таким образом, студент продолжа­ет исследование темы курсовой работы дальше, углубляя и рас­ширяя ее содержание, поднимая ее научный уровень до уровня

дипломной работы.

Рекомендуется использовать выбранную тему еще до написа­ния курсовой работы в качестве научной работы в кружке на­учного студенческого общества (НСО). В этом случае студент может пройти (на условиях полной добровольности) еще один этап научно-исследовательской практики, получить помощь коллег по научному кружку, консультации научного руководи­теля. После этого научная работа студента может быть оформ­лена как курсовая. Как показывает опыт, такой путь прохож­дения студенческой работы, как правило, гарантирует высокую оценку при ее защите в качестве курсовой, а в дальнейшем и

дипломной работы.

2. Какие требования предъявляются к курсовой и дипломной

работам?

Во-первых, студент должен продемонстрировать не просто знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавате­лей, а умение творчески использовать эти знания для исследо­вания реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей


практике учителя школ, практические психологи и социальные педагоги, т. е. проявить исследовательский подход к изучению и объяснению знакомых жизненных ситуаций, представляю­щих проблему, трудно разрешимую привычными средствами.

Во-вторых, студент обязан проявить достаточную самостоя­тельность в раскрытии темы (исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различных авторов). Если студент и берет в качестве источника научные труды (без этого, конечно, не делается никакая научная работа), то он перерабатывает их содержание применительно к теме своей работы. Он может взять какое-то теоретическое положение или исследовательскую мето­дику, использовать в своей работе с обязательной ссылкой на ис­точник.

В-третьих, в работе должна соблюдаться строгая логика ис­следования: а) выбор проблемы в реальной жизни и ее формули­ровка в качестве темы исследования в курсовой или дипломной работе; б) описание сути проблемы: в чем она состоит, какие кон­кретные трудности в ее решении встречают практики — учите­ля, школьные психологи, родители; в) анализ проблемы с точки зрения научной психологии (здесь как раз используются усвоен­ные студентом теоретические знания по различным отраслям психологической науки и исследовательские методы, которыми он овладел в процессе обучения); г) выводы из анализа жизнен­ных проблем, объяснение причин возникновения и существова­ния данной проблемы (почему она возникла и почему ее трудно разрешить?) и рекомендации автора курсовой (или дипломной) работы о том, как можно было бы, по его мнению, попытаться разрешить ее (тут надо избегать чрезмерной категоричности, а изложить свое мнение как возможный вариант решения пробле­мы или как предположение или гипотезу, требующую дополни­тельного исследования и т. д.).

3. Как целесообразно собирать фактический и теоретический материал для курсовой (дипломной) работы и как его компоно­вать? Какова технология написания работы, т. е. текстуального оформления работы на основе собранного материала?

3.1. Последовательность работы: а) выбор темы, б) формули­
ровка темы в виде названия курсовой (дипломной) работы, в) со­
ставление подробного (по содержанию) и логически стройного
плана работы совместно с научным руководителем, г) сбор мате­
риала (теоретического и фактического, жизненного) по каждо­
му пункту составленного плана и д) написание текста работы.

3.2. Технология написания работы/Психологически оправ­
даннее и легче начинать писать с любого места (с любого пунк-


та своего плана), где вопрос кажется наиболее проясненным для автора, так что он готов по нему тут же высказаться доста­точно определенно. В процессе написания этого первого фраг­мента работы будет происходить дальнейшее проникновение в существо проблемы и будет становиться все яснее содержание и логика всей работы.

Вводную часть лучше написать в последнюю очередь (пусть это не покажется парадоксальным — писать начало в послед­нюю очередь). Дело в том, что содержание первых строк всегда дается трудно, так как автор тут должен раскрыть свой замысел, как бы обещать изложить нечто такое оригинальное, в чем он еще сам не вполне успел разобраться, а разберется лишь в про­цессе проникновения в тему в ходе написания работы. Здесь бу­дет очень кстати мысль К. Маркса: «Исследование должно де­тально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить внутреннюю связь. Лишь после того... может быть надлежащим образом изображено действи­тельное движение» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 23. — С. 21). 3.3. Оформление работы (некоторые детали). Объем работы должен быть таким, чтобы теоретическое содержание и весь фак­тический материал, подвергаемый анализу, вошли в содержание работы с нужной достаточностью, чтобы читающему было понят­но (это обеспечивается краткостью и логичностью изложения) и убедительно для него все сказанное, т. е. научно доказательно, что достигается за счет последовательного, аргументированного научного анализа материала и логического его подведения под теоретический вывод, соответствующий известному положению психологической науки. Объем работы должен позволять вме­стить все нужное (теоретические предпосылки, фактический ма­териал, его анализ и четкий логический вывод из него, с после­дующими практическими рекомендациями) и не включать ниче­го лишнего. Девиз: «Лаконично и содержательно!»

В конце работы должен быть список использованной литера­туры (монографий, брошюр, статей по теме, учебников и учеб­ных пособий, с указанием соответствующих глав или парагра­фов, откуда студент позаимствовал те или иные теоретические положения или методы исследования).

4. Оценка курсовой или дипломной работы при их защите сту­дентом-автором будет включать в себя: а) оценку научного со­держания (качества); б) степени проявленной студентом-авто­ром творческой самостоятельности; в) степени раскрытия темы: соответствия содержания работы названию темы, а глав и пара­графов — названию пунктов плана.


Итак, если кратко резюмировать, то:

— курсовая или дипломная работа пишется с использованием
материалов исследования реальных жизненных проблем на ос­
нове изученной психологической теории;

— целью работы является показ студентом своего умения про­
явить исследовательский подход к явлениям действительности
на примере решения какой-то локальной проблемы в рамках из­
бранной темы;

— написание курсовой и дипломной работы является и про­
должением учебы, так как здесь студент овладевает новыми зна­
ниями, умениями и навыками — путем исследования познает
новое в изучаемой науке, овладевает начальными умениями и
навыками научно-исследовательской работы, что является од­
ной из целей обучения в университете.

Примечание. С примерной тематикой курсовых и дипломных работ можно ознакомиться на кафедрах и у научных руководи­телей.

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры
___________ , протокол №__ от «__ »__________ 199__ г.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных си­
туаций. — Казань, 1987. — 262 с.

2. Активные методы обучения педагогов и руководителей уч­
реждений образования. Тезисы докладов. — Пермь, 1993.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.
Избр. психологические труды. — М.; Воронеж, 1996. — 384 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998. —

376с.

5. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации де­
ловой игры // Культурно-историческая психология и конструи­
рование миров. — М.; Воронеж, 1996. — С. 535-549.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. —
М., 1997.— 256с.

7. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обуче­
ния.—М., 1998. — 272с.

8. Балл Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогиче­
ский аспект. — М., 1990. — 183 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.,
1979. — 423 с.

10. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 271с.

11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.
Избр. психологические труды. — М.; Воронеж, 1995. — 352 с.

12. Введение в психологию: Учебник для высш. школы / Под
общ. ред. А.В. Петровского. — М., 1996. — 493 с.

13. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие
для институтов / Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 1984. —

256с.

14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под
ред. А. В. Петровского. — М., 1979. — 288 с.


 

34. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.

35. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой
деятельности, --п М., 1983. -^ 16,7 р*-; • •.

36. Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. — М.,

1997. — 287 с.

37. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. —
М., 1997.— 295с.

38. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко;
под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-н/Д,

1998. — 512 с.

39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ре­
бенка от рождения до 17 лет. — М., 1997. — 176 с.

40. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре ре­
шений. — М., 1970. — 232 с.

41. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятель­
ности лектора. — М., 1981. — 80 с.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —
М., 1975. — 304 с.

43. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. —
М., 1997.— 256с.

44. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981. —
144с.

45. Л яуд ис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.,
1989. — 77 с.

46. Ляудис В.Я. (ред.). Формирование учебной деятельно­
сти студентов. — М., 1989. — 240 с.

47. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы
формирования письменной речи у младших школьников. — М.,
1994. — 150 с.

48. Маркова А.К. Усвоение школьниками коммуникатив­
ной функции языка // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. —
С.21-32.

49. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и
обучении. — М., 1972. — 208 с.

50. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1997. —
432 с.

51. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. — М., 1996. —
352с.

52. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997. —
320с.

53. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Книга 1. Об­
щие основы психологии. — М., 1998. — 688 с.



416с. История и тео-

54. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образова­
ния. — М., 1998. — 608 с.

55. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика.—
М., 1998.— 632с.

56. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11
классов. — М., 1995. — 239 с

57. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подго­
товки специалистов в вузе. — М., 1985. — 112с.

58. Обухова Л.Ф. Возрастная детская психология. — М.,
1996. — 374 с.

59. Омельченко Н.А., Ляудис В.Я. Формирование кон­
трольно-корректировочных действий у студентов при обучении
с помощью ЭВМ. — Воронеж, 1982. — 119 с.

60. Панибратцева З.М. Методика преподавания психоло­
гии.—М., 1971.— 152с.

61. Петровская Л.А. Теоретические и методические проб­
лемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. —
168с.

62. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и тео­
рия психологии. — Ростов-н/Д, 1996. — Т. 1. -

63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г

рия психологии. — Ростов-н/Д, 1996. — Т. 2. — 416 с.

64. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щерба­
кова. — М., 1990. — 228 с.

65. Практикум по возрастной и педагогической психологии /
Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1987. — 255 с.

66. Практикум по экспериментальной и прикладной психоло­
гии / Под ред. А. А. Крылова. — Л., 1990. — 272 с.

67. Психологический анализ учебной деятельности: Сб. научн.
трудов / Под ред. В. Д. Шадрикова и др. — М., 1991. — 263 с.

68. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко,
Б. Г. Мещерякова. — М., 1996. — 440 с.

69. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. —
М., 1996.— 438с.

70. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекци-
онные группы: теория и практика. — М., 1993. — 368 с.

71. Ситников А.П. Методические комплексы акмеологиче-
ского тренинга // Акмеологический тренинг. Теория, методика,
психотехнология. — М., 1996. — С. 165-183.

72. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. —
М., 1997. — 653 с.

73. Съедин С.И. Психологический практикум. — М.,
1996.— 80с.


 

74. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения зна­
ний. — М., 1984. — 344 с.

75. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программиро­
ванного обучения. — М., 1969. — 134 с. _••

76. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебн. по­
собие. — М., 1998. — 288 с.

 

77. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу
«Психология». Психологическая феноменология и экспери­
мент. — М., 1993. — 80 с.

78. Хрестоматия по возрастной и педагогической психоло­
гии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1980 (1 том);

М., 1981 (2 том).

79.Хруцкий Е. А. Организация и проведение деловых игр. -

М., 1991. —320с.

80. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — Архангельск,

1990. — 383 с.

81. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрас­
тах. — М.; Воронеж, 1995. — 416 с.

82. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной дея­
тельности студентов. — М., 1982. — 223 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...