Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ

У детей 1 года 6 месяцев и старше важно формировать первичные общие представления. Важно, чтобы ребенок узнавал предметы, различая их по величине, окраске, материалу, из которого они сделаны, узнавал их в различных состояниях. Это вырабатывается в повседневной жизненной практике ребенка и специальными упражнениями с игрушками и картинками. Для этой цели могут быть использованы такие, например, картинки: мяч большой и маленький, матрешка большая и маленькая, яблоко большое и маленькое, шарик синий и желтый, ведерко красное и зеленое; кукла на стуле, на санках, в ванне, в кроватке; голубь стоит и летит; собака лежит и сидит.

Занятия с сюжетными картинками

Цель занятий: вырабатывать представления о предмете; закрепить представления о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.

Занятия по картинкам на различение формы и величины предметов проводятся после соответствующих занятий с предметами и игрушками большого размера и такими же предметами и игрушками, но меньшего размера.

Воспитательница показывает детям 2 пары картинок с изображением больших и малых предметов (например, матрешки, мячи) и говорит: «Это большая матрешка, а это маленькая. Это большой мяч, а это маленький». Затем, обращаясь к отдельным детям, предлагает показать большой и маленький предметы, повторять их названия. Во время занятий несколько раз меняет картинки местами, чтобы дети осмысленно различали размеры изображенных предметов.

Примерно так же проводятся занятия с картинками на различение цвета.

Для того чтобы научить детей различать состояние предмета, называть действия, произносить короткие предложения, проводятся занятия по следующим предметным картинкам (из серии «Картинки для развития речи»): «Кукла сидит на стуле», «Кукла лежит в кроватке», «Кукла в ванне», «Кукла на санках», «Собака лежит», «Собака сидит», «Голубь летит», «Голубь стоит», «Гусь на траве», «Утка плавает», «Кошка играет мячиком», «Девочка с погремушкой», «Мальчик с дудочкой», «Мальчик на лошадке», «Мальчик с барабаном», «Девочка с лопаткой», «Автобус везет людей», «Лошадь стоит у забора», «Коза ест траву».

Занятия могут проходить в разнообразной форме. Можно начать с показа одной картинки и разговаривать по поводу изображенного на ней. Например, показывая картинку «Мальчик с дудочкой», воспитательница говорит: «Это мальчик, мальчик дудит. Толя, что делает мальчик?» (Мальчик дудит, мальчик держит дудочку.)

На следующем занятии воспитательница показывает последовательно две картинки: голубя стоящего и летящего. Обращаясь к детям, она говорит: «Это голубь. Голубь стоит. Тоня, что делает голубь?» Затем показывает следующую картинку: «А что здесь делает голубь?» (Летит.) Если никто не сможет ответить правильно, воспитательница скажет: «Голубь летит».

Таким же образом идет занятие с картинками «Собака сидит», «Собака лежит».

Затем даются картинки, при описании которых дети должны построить предложения из 3 — 4 слов: «Автобус везет людей», «Кошка играет мячиком», «Коза ест траву», «Кукла сидит в ванне», «Кукла лежит в кроватке», «Кукла сидит на стуле» и др.

На занятиях с сюжетными картинками дети второго года жизни приобретают умение аккуратно пользоваться картинками, внимательно рассматривать изображения, накапливают словарь. Это дает возможность в дальнейшем совершенствовать восприятие и речь детей.

Занятия с сюжетными картинами проводятся одновременно с 3 — 4 детьми. Картинку кладут на стол или укрепляют на устойчивой настольной подставке. Детей усаживают около стола напротив картинки.

Цель таких занятий: научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.

Дети обедают

На картинке изображены трое детей, сидящих за столом. Мальчик наклонился над тарелкой и ест второе. Девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце. Второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой. На столе стоит стакан с бумажными салфетками.

На занятии дети упражняются з назывании слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Воспитательница показывает картину и рассказывает: «На картине нарисованы дети. Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик (показывает его) ест кашу из тарелки. Вася, покажи тарелку. А это что? (Большая ложка.) А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (Чашка.) В чашке компот. А это что? (Блюдце.) Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня, покажи стакан с салфетками. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые».

Затем воспитательница просит отдельных детей рассказать, что делают мальчик и девочка, что они держат в руках, что едят, просит назвать цвет одежды (зеленая рубашка, красное платье).

Мама купает ребенка

На картинке изображена ванна, в которой сидит маленький мальчик. Мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.

На занятии дети упражняются в назывании слов «купаться», «ванна», «полотенце», «поливать», «вытирать».

Воспитательница показывает картину и дает детям возможность рассмотреть ее, прислушивается к их возгласам. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», — говорит Петя. Как говорит Петя? Зина, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Петя хочет поймать утку. Вымоет мама Петю и польет чистой водой.

А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».

Мальчик играет с собакой

На картинке изображена зеленая лужайка. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака.

На занятии дети осваивают слова «собака», «цветы», «сидит», «смотрит», «дает», «играет».

Воспитательница рассказывает: «Это мальчик Петя и его сестрёнка Катя. Они гуляют на лужайке. Катя сидит на траве. Вот трава. На лужайке растут цветы. Покажи, Миша, цветы.

Собачка Жучка играет с детьми. Петя дает ей сахар: «На, Жучка! На! На!» Как Петя зовет собаку? Собака стоит на задних лапах и просит сахар».

После этого воспитательница вызывает детей и просит показать на картине мальчика, девочку, собаку, игрушечную собаку, траву, цветы, спрашивает: «Как мальчик зовет собаку? Что мальчик дает собаке? Где сидит девочка?»

Все вопросы воспитательницы к детям носят подсказывающий характер.

Праздник елки в детском саду

На картине изображена красивая елка, украшенная игрушками и флажками. Верхушку елки венчает звезда. Воспитательница раздает детям пакеты с подарками. На переднем плане на скамейке сидят мальчики. Один показывает другому новую игрушку — автомобиль.

На занятии дети осваивают слова «шарик», «флажок», «елка», «игрушки».

Картину показывают через несколько дней после праздника елки в детском саду. Воспитательница напоминает детям, какой у них был веселый праздник, какая красивая елка, как все танцевали и получили подарки, игрушки. После этого показывает картину.

Воспитательница говорит: «Посмотрите, какая красивая, зеленая елка на картине. Валя, покажи елку. А на елке висят игрушки. Вот шарик! Толя, покажи шарик. А это флажок. Елка украшена шарами и флажками. Дети играют вокруг елки. Воспитательница дает детям игрушки и подарки в пакетах; яблоки, конфеты, печенье. Этому мальчику подарили автомобиль. Вот красивый автомобиль. А как автомобиль гудит? Би-би. Вася показывает Сереже автомобиль. Мальчики будут вместе играть».

В заключение беседы воспитательница может спеть песенку про елку, знакомую детям, или прочитать стихотворение З. Александровой:

Новые санки по снегу скрипят, Оленька смело выходит вперед,

В ясли на елку позвали ребят, Беленький зайчик ей куклу дает.

Встали ребята в широкий кружок, Каждый подарку хорошему рад,

Кто-то на елочке свечи зажег. Весело в яслях у наших ребят.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...