Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ОСНОВ И ОКОНЧАНИЙ

Поскольку существует многообразие «начал» гла­гольных окончаний и многообразие «концов» глаголь­ных основ, постольку в том случае когда глагольная 502


|к нова оканчивается согласным, она может присоеди­ни м> к себе окончание, начинающееся и гласным и сог-Дш'ным. Если же глагольная основа оканчивается глас­ным, то она может присоединить к себе окончание, на-•пшиющееся с согласного '.

К числу глагольных окончаний, начинающихся с .hiioro (типа -а), относятся: окончания настоящего-г.\ (ущего времени; окончание повелительного наклоне­нии (-и либо в, приравниваемый в данной ситуации к иным); окончание деепричастия несовершенного ви-/i.i. окончания причастия настоящего времени действи-гг.и.ного залога и причастия настоящего времени стра-д.чильного залога. Ясно, что, присоединяя эти оконча­нии, глагольные основы на гласный должны видоизме­ниться. Эти изменения могут быть двух типов.

Возьмем, например, словарную форму глагола чи­тать. «Отбросив» показатель инфинитива, получаем ос­нову чита-, оканчивающуюся на гласный. Очевидно, эта основа не может присоединить ни одно из перечис­ленных окончаний, начинающихся с гласного. Для того чтобы такое соединение стало в принципе возможным, основа изменяется таким образом, чтобы в качестве ее последнего звука выступал согласный: чита- + / = пита]. В результате присоединения / глагольная осно­ва приобрела вид, допускающий ее соединение с оконча­ниями, начинающимися с гласного.

Словарная форма глагола толкнуть тоже имеет ос­нову на гласный. Следовательно, эта основа обладает теми же недостатками, что и основа чита-. Однако пре­вращение основы толкну- в основу на согласный идет другим путем. К основе не добавляется / или какой-либо другой согласный (как в чита-), наоборот, от основы «отсекается» конечный гласный, и в результате этого ее

конечным элементом становится согласный: толкну

= толкн-. Именно к такой основе присоединяются окончания, начинающиеся с гласного.

Глагольная основа, выступающая перед окончанием, начинающимся с согласного (инфинитив, прошедшее время, сослагательное наклонение, причастия действи­тельного и страдательного залога прошедшего време­ни), может оканчиваться и на согласный и на гласный: нести, лезть; читать, толкнуть.

' См.: Янко-Триницкая Н. А. Основа и флексия в русском гла­голе I/ Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971.


§ 85. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА

Из всех указанных обстоятельств проистекает важ­ное следствие, состоящее в том, что, зная основу, на­ходящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уве­ренным, что знаешь основу того же глагола перед окон­чанием типа -t; и наоборот, знание основы перед оконча­нием типа -/ не означает знания основы перед оконча-, нием типа -а. Основу перед окончанием типа принято^ называть основой настоящего времени, а основу перед! окончанием типа -t — основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обу­словлены тем, что обычным представителем а-оконча-ния являются окончания настоящего времени, а обыч­ными представителями t- окончания — окончания про­шедшего времени и инфинитива.

Различие в основах настоящего времени и инфини­тива потребовало введения в русскую (и шире — сла­вянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определен­ный тип соответствия между двумя осно­вами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчи­вается основа инфинитива и основа настоящего време­ни. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.

Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоя­щего времени совпадали: вести веду, мести мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь могу, печь пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может пред­ставлять собой и усеченную основу настоящего вре­мени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вы­вод, что основа инфинитива более информативна, чем 504


 

настоящего времени, которая никак не прогно-инфинитивную основу. Основа инфинитива на ■■ ■■" кроме случаев типа мести, печь, однозначно основу настоящего времени: нести несу, . ifU везу. Основа инфинитива на гласный оставляет .• крое об основе настоящего времени неясным.

("трого говоря, существуют и такие глагольные лек-.. 'И.1, у которых выделяются более чем две разные осно-1п,| настоящего времени и инфинитива. Например, 1,||пп).1Ы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре-Мгми могут иметь основу, отличную от основы инфинити-цп исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре-Чииндимися являются различия между основой настоя-'ui'i'o времени в 1-м лице и других лицах: кошу косят, *Лблю любят, вожу возят, кручу крутят, бере-|— бережёт.

КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Согласно классификации А. А. Зализняка ', русские ■аголы за малым исключением (напомним, что и здесь ТИеется в виду письменная форма языка) можно под-взделить на 16 основных классов (табл. 32).

Таблица 32

 

 

 

Клас­сы IJI.I- 1 о Лов Окончание Примеры
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид)
-ать -ять -еть -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет делать делаю, делает терять теряю, теряет жалеть жалею, жалеет
II -оеать -евать -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт рисовать рисую, рисует тушевать тушую, тушует клевать клюю, клюёт
-нуть -ну, -нет гнуть гну, гнёт
IV -ить --------- -у/-ю, -ит строить строю, строит множить множу, множит

' См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. С. 78—70, 91 — 135.


 


 


 

 

Продолжение табл. ,'12

 

 

 

Клас­сы гла­го­лов Окончание  
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид) Примеры
V -ать -ять -еть -у/-ю, -ит слышать слышу, слышит выстоять выстою, выстоит видеть вижу, видит  
VI -ать -у/-ю, -ет скакать скачу, скачет сеять сею, сеет  
VII -зти/-зть -сти/-сть -зу, -зёт -су, -сёт, -ду, -дет -ту, -тёт -сту, -стёт -бу, -бёт грызть грызу, грызёт пасти пасу, пасёт вести веду, ведёт мести мету, метёт расти расту, растёт грести гребу, гребёт
VIII -чь -гу, -жёт -ку, -чёт беречь берегу, бережёт течь теку, течёт  
IX -ереть -ру, -рёт тереть тру, трёт  
X -олоть -ороть -олю, -олет -орю, -орет колоть колю, колет пороть порю, порет  
XI -ить -ью, -ьёт шить шью, шьёт  
XII -ыть -уть -ить -ою, -оет -ую, -ует -ию, -иёт ныть ною, ноет дуть дую, дует гнить гнию, гниёт  
XIII -овать -аю, -аёт продавать продаю, продаёт  
XIV -ать/-ять -ну, -нет -му, -мёт -иму, -имет жать жну, жнёт жать жму, жмёт отнять отниму, отнимет  
XV -ть -ну. -нет одеть одену, оденет  
XVI ■ть -ву, -вёт жить живу, живёт  

Существенно обратить внимание на то обстоятельст­во, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше


1НПЦИП — необходимость завершить основу настояще-премени согласным. В III —VI, IX и X классах это уществляется за счет «отбрасывания» конечного глас­но основы инфинитива, в I, II, VIII, XI — XIV клас-IX — за счет прибавления к основе согласных /, задне-_!Гжых, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV — VI классы) или исконечных гласных (XI, XII, XIV классы).

Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа 'Настоящего-будущего времени окончание -ет, принадле­жат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -ит, — ко II спряжению. В процессе препода-иания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безудар­ными окончаниями: правильное определение типа спря­жения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский тык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем иг обязательно знает, как выглядит форма настоящего иремени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного соглас­ного и какого именно; отсутствие или наличие чередо-нания и какого именно). Поэтому знакомство с клас­сами глаголов совершенно необходимо при изучении lyccKoro языка как неродного.

§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ

А. А. Зализняк показал, что в качестве основных ,хем ударения в глаголе выступают три для форм |астоящего времени и образованных от основы настоя­щего времени форм повелительного наклонения и три — ■ля форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает па тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов н рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини-


и


Глава 10 НАРЕЧИЕ

§89. НАРЕЧИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Наречие как часть речи составляют самостоятельные слова, лишенные форм словоизменения, а следователь­но, и словоизменительных грамматических категорий. Однако такое определение является слишком широким, поскольку, как уже отмечалось, указанным характери­стикам удовлетворяют, например, неизменяемые суще­ствительные и прилагательные.

Наречия можно выделить из числа других полно- i значных неизменяемых слов лишь на основании семан- -, тического и синтаксического критериев. Строго говоря, наречие как часть речи можно было бы семантически и морфологически определять отрицательно, как такие неизменяемые самостоятельные слова, которые не обо­значают ни предмет, ни признак предмета. Последнее, однако, не совсем точно, поскольку есть наречия, спо­собные называть признак предмета: яйцо всмятку, раз­говор по-английски. Различие между словами типа хаки и всмятку состоит в том, что хаки (неизменяемое прила­гательное) способно обозначать признак только пред­мета, а всмятку — признак и предмета (яйцо всмятку) и действия (варить всмятку). Кроме того, есть наречия, называющие признак признака предмета или признак признака действия: очень красивое лицо, шли очень долго. Наречия не могут определяться прилагатель­ными.

Таким образом, наречия — это такие неизме­няемые полнозначные слова, которые способны называть признак действия или признак признака.

Обладая морфологической общностью, наречия объединяют группы слов с весьма различными семан­тическими и синтаксическими свойствами. Различна и словообразовательная структура многих наречий. Строго говоря, все эти вопросы не являются предметом морфологии и рассматриваются ею лишь по тради­ции.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

Из определения наречий следует, что их синтакси-чкая сочетаемость весьма разнообразна. С разли-в синтаксической сочетаемости связано и различие It . нантических разрядах.

[аречия со значением меры и степени (много, очень,

i :>м, чуть-чуть) в принципе могут относиться к гла-

ным формам, к имени прилагательному и наречию.

> (ко при наличии семантической общности каждое

отличие из этой группы обладает собственными сочетательными свойствами; ср.: много говорить очень

разговорчивый; едва видеть едва видный.

Наречия также могут иметь значение качественной характеристики действия: громко кричать, чисто писать; образа действия: ехать верхом, смотреть исподлобья; времени: прийти вовремя, сказать завтра; места: смот­реть кругом, оглянуться назад; причины: взять сослепу, сказать сгоряча; цели: сделать назло, написать нарочно, сказать умышленно. Наречия данной семантики соче­таются обычно с глагольными формами, однако не пол­ностью исключена и их сочетаемость с существитель­ными; ср.: взглянуть вперёд взгляд вперёд.

Нетрудно заметить, что не только наречия выра­жают перечисленные значения. Многие из этих значе­ний могут быть, в частности, выражены падежными формами существительных. Поэтому весьма часто воз­никает необходимость определить, какая часть речи — существительное или наречие — выступает в конкрет­ном предложении. Практически полезным является пра­вило: если при проверяемом слове может быть опре­деляющее его прилагательное — перед нами существи­тельное; если появление прилагательного невозмож­но— перед нами наречие. Например: шёл берегом, но шёл высоким, красивым левым берегом, следователь­но, берегом — падежная форма существительного; во­лосы ёжиком — вставка прилагательного практически невозможна, следовательно, ёжиком — наречие.

Обсуждаемый вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что связано с правилами слитного или раздельного написания наречий .

' См., например: Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 242—246; Букчина Б. 3., Кала­куцкая Л. П. Сложные слова. М., 1974.


Известно, вопрос о правописании наречий не имеет оконча­тельного теоретически обоснованного решения. Это обусловлено, в частности, сложностью вопроса об отде­лении наречий от других частей речи.

Среди наречий, как и среди имен, есть местоименные слова: там, потом, когда, так, зачем и неместоименные: медленно, громко, назло и др.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ

Многие наречия имеют синтетические образования со значением большей степени качества: смело — смелее (смелей), внимательно внимательнее (внима­тельней или внимательнейшие). Первый вопрос, который возникает в связи с этими образованиями,— принадле­жат ли они словоизменению или словообразованию.

Рассматриваемые образования отличаются от сло­варной формы наречий номинативным элементом зна­чения. Это значение не является регулярным. Следова­тельно, степени сравнения наречий создают разные лексемы. Признание этого факта находится в пол­ном согласии и с определением наречия как неизменяе­мого слова, т.е. слова, парадигма которого состоит из одной-единственной словоформы.

Признание степеней сравнения наречий самостоя­тельными лексемами (см. также рассуждения о степе­нях сравнения прилагательных) ставит новый вопрос о статусе этих лексем в системе частей речи. Как известно, сравнительная степень прилагательных и наречий сов­падает по форме и разграничить эти образования можно лишь по синтаксическим признакам. Традиционная грамматика так и поступала. Если сравнительная сте­пень характеризует действие, это — сравнительная сте­пень наречия. Если сравнительная степень характери­зует предмет, это — сравнительная степень прилага­тельного. Например: Петя пишет красивее,чем Ваня --наречие; Петя красивее Вани — прилагательное. Таким образом согласуются синтаксические свойства прила­гательных и их степеней сравнения, с одной стороны, и основные, но не все синтаксические свойства наречий и их степеней сравнения — с другой. (Ведь некоторые на­речия тоже могут характеризовать предмет.) Такое по­нимание проблемы имеет ряд следствий. Во-первых, необходимо признать степени сравнения прилагатель­ных и наречий формообразующими единицами, во-вторых, необходимо изменить грамматические признаки прилагательного как части речи (ср. набор морфологи­ческих признаков, например, у добрый, добр и добрее) и. в-третьих, необходимо рассматривать наречие как неизменяемую часть речи.

Применительно к наречиям и прилагательным вы-|и шить первое условие невозможно, поскольку тогда и нарушено основное условие выделения грамматических значений. Следовательно, по отношению к наклонениям и третье условие не может быть изменено. При таких обстоятельствах следует выделить сравнительную степень (или компаратив) в особую неизменяемую группу слов со своей семантикой и синтаксическими свой­ствами, состоящими в способности сочетаться с существительными и глаголами. Нетрудно видеть, что такими же морфологическими признаками и сочетательными возможностями характеризуются и некоторые наречия: по-английски, всмятку, торчком.

Таким образом, существуют основания для того, чтобы рассматривать сравнительную степень как прилагательных, так и наречий как особый раз­ряд неизменяемых с л о в, специфичный по зна­чению, совпадающий по своим сочетательным свойствам с некоторыми наречиями.

Глава 11 КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Неизменяемые слова, обозначающие не предмет и не признак предмета, выступают в русском языке в функ­ции определителя глагола и в функции сказуемого. Например: Он весело засмеялся.Гостям стало весе­ло— в первом примере весело, определяя глагол, удов­летворяет всем свойствам наречия как части речи; во втором примере весело не удовлетворяет определению наречия, ибо выступает в функции сказуемого. Таким образом, перед нами стоит дилемма: либо признать ве­село во втором предложении не наречием, либо внести изменения в определение наречия. Представляется, что с морфологической точки зрения предпочтитель­нее расширить определение наречия, рассматривая


в качестве наречия все неизменяемые полнозначные сло­ва, способные обозначать признак действия или приз­нака. Тогда весело в обоих приведенных предложе­ниях — наречие.

Если слова весело, скучно, уютно, горько и т. п. могут определять глагол, хотя чаще являются сказуемым, то слова типа надо, нельзя, можно, жаль выступают исключительно в функции сказуемого.

Таким образом, слова типа весело, несмотря на их полифункциональность, могут быть охарактеризованы как наречие, поскольку они могут употребляться в той синтаксической функции, которой характеризуются на­речия. Слова же типа надо можно считать наречиями лишь в том случае, если дополнить определение наречия указанием на синтаксическую функцию сказуемого.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...