Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ОСНОВ И ОКОНЧАНИЙПоскольку существует многообразие «начал» глагольных окончаний и многообразие «концов» глагольных основ, постольку в том случае когда глагольная 502 |к нова оканчивается согласным, она может присоедини м> к себе окончание, начинающееся и гласным и сог-Дш'ным. Если же глагольная основа оканчивается гласным, то она может присоединить к себе окончание, на-•пшиющееся с согласного '. К числу глагольных окончаний, начинающихся с .hiioro (типа -а), относятся: окончания настоящего-г.\ (ущего времени; окончание повелительного наклонении (-и либо в, приравниваемый в данной ситуации к иным); окончание деепричастия несовершенного ви-/i.i. окончания причастия настоящего времени действи-гг.и.ного залога и причастия настоящего времени стра-д.чильного залога. Ясно, что, присоединяя эти окончании, глагольные основы на гласный должны видоизмениться. Эти изменения могут быть двух типов. Возьмем, например, словарную форму глагола читать. «Отбросив» показатель инфинитива, получаем основу чита-, оканчивающуюся на гласный. Очевидно, эта основа не может присоединить ни одно из перечисленных окончаний, начинающихся с гласного. Для того чтобы такое соединение стало в принципе возможным, основа изменяется таким образом, чтобы в качестве ее последнего звука выступал согласный: чита- + / = пита]. В результате присоединения / глагольная основа приобрела вид, допускающий ее соединение с окончаниями, начинающимися с гласного. Словарная форма глагола толкнуть тоже имеет основу на гласный. Следовательно, эта основа обладает теми же недостатками, что и основа чита-. Однако превращение основы толкну- в основу на согласный идет другим путем. К основе не добавляется / или какой-либо другой согласный (как в чита-), наоборот, от основы «отсекается» конечный гласный, и в результате этого ее конечным элементом становится согласный: толкну -у = толкн-. Именно к такой основе присоединяются окончания, начинающиеся с гласного. Глагольная основа, выступающая перед окончанием, начинающимся с согласного (инфинитив, прошедшее время, сослагательное наклонение, причастия действительного и страдательного залога прошедшего времени), может оканчиваться и на согласный и на гласный: нести, лезть; читать, толкнуть. ' См.: Янко-Триницкая Н. А. Основа и флексия в русском глаголе I/ Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971. § 85. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа -t; и наоборот, знание основы перед окончанием типа -/ не означает знания основы перед оконча-, нием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято^ называть основой настоящего времени, а основу перед! окончанием типа -t — основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем а-оконча-ния являются окончания настоящего времени, а обычными представителями t- окончания — окончания прошедшего времени и инфинитива. Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире — славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной. Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести — веду, мести — мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь — могу, печь — пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем 504
настоящего времени, которая никак не прогно-инфинитивную основу. Основа инфинитива на ■■ ■■" кроме случаев типа мести, печь, однозначно основу настоящего времени: нести — несу, . ifU — везу. Основа инфинитива на гласный оставляет .• крое об основе настоящего времени неясным. ("трого говоря, существуют и такие глагольные лек-.. 'И.1, у которых выделяются более чем две разные осно-1п,| настоящего времени и инфинитива. Например, 1,||пп).1Ы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре-Мгми могут иметь основу, отличную от основы инфинити-цп исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре-Чииндимися являются различия между основой настоя-'ui'i'o времени в 1-м лице и других лицах: кошу — косят, *Лблю — любят, вожу — возят, кручу — крутят, бере-|— бережёт. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ Согласно классификации А. А. Зализняка ', русские ■аголы за малым исключением (напомним, что и здесь ТИеется в виду письменная форма языка) можно под-взделить на 16 основных классов (табл. 32). Таблица 32
' См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. С. 78—70, 91 — 135.
Продолжение табл. ,'12
Существенно обратить внимание на то обстоятельство, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше 1НПЦИП — необходимость завершить основу настояще-премени согласным. В III —VI, IX и X классах это уществляется за счет «отбрасывания» конечного гласно основы инфинитива, в I, II, VIII, XI — XIV клас-IX — за счет прибавления к основе согласных /, задне-_!Гжых, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV — VI классы) или исконечных гласных (XI, XII, XIV классы). Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа 'Настоящего-будущего времени окончание -ет, принадлежат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -ит, — ко II спряжению. В процессе препода-иания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безударными окончаниями: правильное определение типа спряжения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский тык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем иг обязательно знает, как выглядит форма настоящего иремени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного согласного и какого именно; отсутствие или наличие чередо-нания и какого именно). Поэтому знакомство с классами глаголов совершенно необходимо при изучении lyccKoro языка как неродного. § 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ А. А. Зализняк показал, что в качестве основных ,хем ударения в глаголе выступают три для форм |астоящего времени и образованных от основы настоящего времени форм повелительного наклонения и три — ■ля форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает па тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов н рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини- и Глава 10 НАРЕЧИЕ §89. НАРЕЧИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ Наречие как часть речи составляют самостоятельные слова, лишенные форм словоизменения, а следовательно, и словоизменительных грамматических категорий. Однако такое определение является слишком широким, поскольку, как уже отмечалось, указанным характеристикам удовлетворяют, например, неизменяемые существительные и прилагательные. Наречия можно выделить из числа других полно- i значных неизменяемых слов лишь на основании семан- -, тического и синтаксического критериев. Строго говоря, наречие как часть речи можно было бы семантически и морфологически определять отрицательно, как такие неизменяемые самостоятельные слова, которые не обозначают ни предмет, ни признак предмета. Последнее, однако, не совсем точно, поскольку есть наречия, способные называть признак предмета: яйцо всмятку, разговор по-английски. Различие между словами типа хаки и всмятку состоит в том, что хаки (неизменяемое прилагательное) способно обозначать признак только предмета, а всмятку — признак и предмета (яйцо всмятку) и действия (варить всмятку). Кроме того, есть наречия, называющие признак признака предмета или признак признака действия: очень красивое лицо, шли очень долго. Наречия не могут определяться прилагательными. Таким образом, наречия — это такие неизменяемые полнозначные слова, которые способны называть признак действия или признак признака. Обладая морфологической общностью, наречия объединяют группы слов с весьма различными семантическими и синтаксическими свойствами. Различна и словообразовательная структура многих наречий. Строго говоря, все эти вопросы не являются предметом морфологии и рассматриваются ею лишь по традиции. СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ Из определения наречий следует, что их синтакси-чкая сочетаемость весьма разнообразна. С разли-в синтаксической сочетаемости связано и различие It . нантических разрядах. [аречия со значением меры и степени (много, очень, i :>м, чуть-чуть) в принципе могут относиться к гла- ным формам, к имени прилагательному и наречию. > (ко при наличии семантической общности каждое отличие из этой группы обладает собственными сочетательными свойствами; ср.: много говорить — очень разговорчивый; едва видеть — едва видный. Наречия также могут иметь значение качественной характеристики действия: громко кричать, чисто писать; образа действия: ехать верхом, смотреть исподлобья; времени: прийти вовремя, сказать завтра; места: смотреть кругом, оглянуться назад; причины: взять сослепу, сказать сгоряча; цели: сделать назло, написать нарочно, сказать умышленно. Наречия данной семантики сочетаются обычно с глагольными формами, однако не полностью исключена и их сочетаемость с существительными; ср.: взглянуть вперёд — взгляд вперёд. Нетрудно заметить, что не только наречия выражают перечисленные значения. Многие из этих значений могут быть, в частности, выражены падежными формами существительных. Поэтому весьма часто возникает необходимость определить, какая часть речи — существительное или наречие — выступает в конкретном предложении. Практически полезным является правило: если при проверяемом слове может быть определяющее его прилагательное — перед нами существительное; если появление прилагательного невозможно— перед нами наречие. Например: шёл берегом, но шёл высоким, красивым левым берегом, следовательно, берегом — падежная форма существительного; волосы ёжиком — вставка прилагательного практически невозможна, следовательно, ёжиком — наречие. Обсуждаемый вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что связано с правилами слитного или раздельного написания наречий . ' См., например: Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 242—246; Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Сложные слова. М., 1974. Известно, вопрос о правописании наречий не имеет окончательного теоретически обоснованного решения. Это обусловлено, в частности, сложностью вопроса об отделении наречий от других частей речи. Среди наречий, как и среди имен, есть местоименные слова: там, потом, когда, так, зачем и неместоименные: медленно, громко, назло и др. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ Многие наречия имеют синтетические образования со значением большей степени качества: смело — смелее (смелей), внимательно — внимательнее (внимательней или внимательнейшие). Первый вопрос, который возникает в связи с этими образованиями,— принадлежат ли они словоизменению или словообразованию. Рассматриваемые образования отличаются от словарной формы наречий номинативным элементом значения. Это значение не является регулярным. Следовательно, степени сравнения наречий создают разные лексемы. Признание этого факта находится в полном согласии и с определением наречия как неизменяемого слова, т.е. слова, парадигма которого состоит из одной-единственной словоформы. Признание степеней сравнения наречий самостоятельными лексемами (см. также рассуждения о степенях сравнения прилагательных) ставит новый вопрос о статусе этих лексем в системе частей речи. Как известно, сравнительная степень прилагательных и наречий совпадает по форме и разграничить эти образования можно лишь по синтаксическим признакам. Традиционная грамматика так и поступала. Если сравнительная степень характеризует действие, это — сравнительная степень наречия. Если сравнительная степень характеризует предмет, это — сравнительная степень прилагательного. Например: Петя пишет красивее,чем Ваня --наречие; Петя красивее Вани — прилагательное. Таким образом согласуются синтаксические свойства прилагательных и их степеней сравнения, с одной стороны, и основные, но не все синтаксические свойства наречий и их степеней сравнения — с другой. (Ведь некоторые наречия тоже могут характеризовать предмет.) Такое понимание проблемы имеет ряд следствий. Во-первых, необходимо признать степени сравнения прилагательных и наречий формообразующими единицами, во-вторых, необходимо изменить грамматические признаки прилагательного как части речи (ср. набор морфологических признаков, например, у добрый, добр и добрее) и. в-третьих, необходимо рассматривать наречие как неизменяемую часть речи. Применительно к наречиям и прилагательным вы-|и шить первое условие невозможно, поскольку тогда и нарушено основное условие выделения грамматических значений. Следовательно, по отношению к наклонениям и третье условие не может быть изменено. При таких обстоятельствах следует выделить сравнительную степень (или компаратив) в особую неизменяемую группу слов со своей семантикой и синтаксическими свойствами, состоящими в способности сочетаться с существительными и глаголами. Нетрудно видеть, что такими же морфологическими признаками и сочетательными возможностями характеризуются и некоторые наречия: по-английски, всмятку, торчком. Таким образом, существуют основания для того, чтобы рассматривать сравнительную степень как прилагательных, так и наречий как особый разряд неизменяемых с л о в, специфичный по значению, совпадающий по своим сочетательным свойствам с некоторыми наречиями. Глава 11 КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Неизменяемые слова, обозначающие не предмет и не признак предмета, выступают в русском языке в функции определителя глагола и в функции сказуемого. Например: Он весело засмеялся.— Гостям стало весело— в первом примере весело, определяя глагол, удовлетворяет всем свойствам наречия как части речи; во втором примере весело не удовлетворяет определению наречия, ибо выступает в функции сказуемого. Таким образом, перед нами стоит дилемма: либо признать весело во втором предложении не наречием, либо внести изменения в определение наречия. Представляется, что с морфологической точки зрения предпочтительнее расширить определение наречия, рассматривая в качестве наречия все неизменяемые полнозначные слова, способные обозначать признак действия или признака. Тогда весело в обоих приведенных предложениях — наречие. Если слова весело, скучно, уютно, горько и т. п. могут определять глагол, хотя чаще являются сказуемым, то слова типа надо, нельзя, можно, жаль выступают исключительно в функции сказуемого. Таким образом, слова типа весело, несмотря на их полифункциональность, могут быть охарактеризованы как наречие, поскольку они могут употребляться в той синтаксической функции, которой характеризуются наречия. Слова же типа надо можно считать наречиями лишь в том случае, если дополнить определение наречия указанием на синтаксическую функцию сказуемого.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |