Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акцентуации характера подростков как возможность формирования паталогической личности.

Отрочество –период характерообразования, характер становится устойчивым, недостаток воли, низкий уровень культуры, отклонения в здоровье приводят к патологическому формированию характера и личности в целом.

Развитие чувств подростка. Страхи в подростковом возрасте.

9. Понятие "трудные" подростки.

Общая характеристика достижений подросткового возраста.

1. Уровень развития познавательных процессов определяется предыдущим развитием (тенденция к росту или торможение)

2. Возможности научения различным видам деятельности, формирование общих и специальных способностей

3. Интеллектуальная развитость в сочетании с инфантильностью

4. Продолжение становления самосознания, самовоспитания самооценки

5. Развитие рефлексий

6. Изменение эталонов восприятия людей (взрослых и сверстников)

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

1.Общая характеристика психического развития в раннем возрасте.

2. Развитие речи.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие мышления и возникновение знаковой функции.

5. Развитие воображения и памяти.

6. Развитие самосознания и личности.

7. Развитие деятельности.

8. Кризис 3-х лет.

Литература

1. Новосёлова Развитие мышления в раннем возрасте

2. Карпова С.Н. и др. Психология речевого развития. Р-н-Д-87

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.

4. Берн Э. Введение в психоанализ для непосвящённых.

5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей М-85

Общая характеристика психического развития в раннем возрасте.

После младенчества начинается новый этап развития человека— раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управ­лять движениями рук. Теперь ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформиро­вались начальные формы психических действий, свойственных челове­ку. Предыстория психического развития теперь уступила место его под­линной истории. Следующие два года - период раннего детства- при­носят ребенку новые принципиальные достижения.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, середину пути психического разви­тия человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.

Факторы, определяющие развитие психики в эраннем детстве:

1. Прямохождение

Ребёнок овладевает ходьбой очень настойчиво, т.к. к этому его настойчиво поощряют взрослые, хвалят за малейшие достижения, а также самому это доставляет большое удовольствие – свободны руки, расширяется доступное ему пространство.

2. Предметная деятельность

Манипуляции предметами сменяются предметной деятельностью, т.е. использованием предметов по назначению (ложкой уже не стучит, а ест), появляются зачатки игры, продуктивная и репродуктивная деятельности.

3. Речевое общение.

С расширением словарного запаса через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выра­жение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже не­достаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребле­ния предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свой­ствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он мо­жет, только овладевая речевым общением.

Многое зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком, какие требования предъявляют к этому общению. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без речи. Другое дело, когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполняют их.

К середине РВ из биологического существа ребёнок превращается в человека, а к концу РВ – в личность.

Речь способствует развитию мышления, саморегуляции поведения, наблюдаются элементы произвольности, обеспечивается обучение, воспитание, деловое сотрудничество.

Развитие речи.

РВ – это сензитивный период для овладения речью.

Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне четко выполнять определенные действия при общении с одним чело­веком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Так, годовалый малыш в общении с матерью показывает на головку, нос, глазки, ножки и некоторые другие части тела, но на просьбу других людей показать эти же части тела он может не реаги­ровать.

Ребенок правильно реагирует на слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Например, взрослый говорит ребенку: «Дай ручку» - и сам делает соответствующий жест. Ребенок очень быстро научается ответному действию.

Позднее значение ситуации преодолевается, ребенок начинает по­нимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

Для ребенка 2 года слово гораздо раньше приобретает пус­ковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче по сло­весному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. Когда, например, малышу предлагают закрыть дверь, он может начать многократно открывать и закрывать ее.

Другое дело - остановка действия. Хотя обычно уже к началу ран­него детства ребенок начинает понимать значение слова «нельзя», запрет еще не действует так магически, как хотелось бы взрослым.

К 3 году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вы­зывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредст­венное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдель­ные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непо­средственной ситуации общения, являются для ребенка важным при­обретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель дол­жен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации (важно читать детям именно в этом возрасте).

Расширение словарного запаса

До 1,5 лет ребёнок усваивает от 30 - 100 слов и употребляет их очень редко.

К концу 2-го года ребенок употребляет до 300 слов

К концу 3- го года от 500 до 1500 слов.

Уточнение произношения слов

Автономная речь: ребенок употребляет такие слова, кото­рыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое проис­хождение. Во-первых, это язык мам и нянь, считающих, что придуман­ные ими слова более доступны детям. Из уст в уста, из поколения в по­коление передаются такие слова, как «ам-ам» или «ням-ням», «тпруа», «нака», «бяка», «ав-авка». Во-вторых, автономную речь ребенка со­ставляют искаженные слова, произведенные им самим от настоящих слов. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, ребенок невольно изменяет звуковую форму слова. Так, «молоко» он произносит как «моко», «голова» как «гова» и т.д.

В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании ав­тономная речь быстро исчезает. Обычно, общаясь с малышом, взрос­лые требуют от него четкого произнесения слов, что влияет на разви­тие фонематического слуха и артикуляции. Но если окружающие ре­бенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохра­ниться надолго.

В психологии известен факт неправильного речевого развития однояйцовых близ­нецов Юры и Леши. Из-за недостаточного общения со взрослыми и другими детьми эти близнецы общались между собой почти исключительно с помощью сложившейся у них автономной речи. Они пользовались малодифференцированными звуками вплоть до пяти лет, когда их разъединили и стали направленно обучать нормальной речи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...