Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И разъяснение затруднений от вреда неучтивости

 

У Бога взыскуем помощи в учтивости,

неучтивый лишен Господней милости.

Неучтивый не себя лишь ввергнул во зло,

но и по всем окоемам /горизонтам/ от него полыхнуло огнем.

80Нисходила трапеза с небес

без купли-продажи и без словес.

Средь народа Мусы [= Моисея] ряд людей

 

6 Здесь пришлось прибегнуть к своего рода неологизму по типу нйжить — собирательного обозначения для одного из видов нечистой силы в русском языке, чтобы «несуществующее», «нйбыть», перс. нист (OnОГ), мн. ч. нистха (BИNnОГ), араб. син. ‘адам (Вf§), мн. ч. ‘адамха BИїf§) передать здесь и далее во мн. ч. — нйбыти (от русск. быть — бытiе, существо, создание, тварь [Даль. Словарь. Т. 1. С. 148]); как нечто несуществующее нйбыть в ед. ч. иногда может пониматься и как состояние небытия (тогда одно из двух указывается в скобках); употребление слова в обеих формах, а также с арабскими синонимами и понятием «быть» (хаст, OnЗ), мн. ч. «быти» (хастха, BИNnЗ), см. по Указателю терминов.

7 Мустафа (У°сvї) — Избранный, Избранник — одно из почетных имен Пророка Мухаммада; ‘Умар б. ал - Хаттаб (LBсb»A ЕI jА§) — 584–644 — второй праведный халифа (634–644 гг.), тесть Пророка, ор- ганизатор основных походов по распространению ислама за пределами Аравии.


 

неучтивых сказали: «Чеснок и чечевица где?»

Прекратились обед и хлеб с Небес,

осталось страданье посевов, лопат и серпов 8.

И вновь, когда походатайствовал ‘Иса [= Иисус], Истинный обед послал и угощение на подносах.

Но снова нахалы, учтивость оставив,

как нищие остатки яств расхватали.

85Умолял ‘Иса их, что это надолго и не оскудеет земля.

Подозревать и жадность проявлять

неверием будет пред обедом /за столом/ величия.

Из-за тех попрошаек, от алчности слепых,

те врата милости затворились для них 9.

Облака не возникнут вослед задержки заката 10,

а из-за блуда холера разойдется повсюду /букв.: по сторонам/.

Все, что тебе выпадает из мрака и печали,

то от безбоязненности да от нахальства бывает.

90Каждый, кто без боязни поведет себя на пути Приятеля,

грабителем станет мужчин, не мужчиной будучи сам.

От учтивости светом наполнился сей небосклон,

и от учтивости безгрешными и чистыми стали ангелы.

Нашло от нахальства затмение солнца,

 

 

8 Коранический сюжет: Коран, 2: 57 (60)–58 (61) — [Вспомните,] когда попросил Муса воды для народа своего, повелели Мы: «Ударь посохом своим о скалу». И забили из нее двенадцать ключей [по числу ко- лен Исра’иловых], и узнал род каждый, где пить ему воду. [И было сказано им:] «Ешьте и пейте из удела Аллаха! И не совершайте на земле нечестия». [58 (61)] И когда сказали вы: «О Муса! Не можем терпеть мы пищи единой. Помолись ради нас Господу твоему. Пусть выведет Он для нас то, что взращивает зем- ля из овощей — огурцы, чеснок, чечевицу и лук». Сказал [Муса]: «Неужели вы просите заменить тем, что низменнее, то, что лучше?»...

9 Коранический сюжет: Коран, 5: 112–114 — [Вспомни,] как сказали апостолы: «О ‘Иса, сын Марйам!

Может ли Господь твой ниспослать нам трапезу с неба?» Сказал он: «Побойтесь Аллаха, если вы ве- рующие!» [113] Сказали они: «Хотим мы вкусить от нее, и успокоятся наши сердца. И познаем мы, что сказал ты нам правду, и будем о ней свидетелями. [114] Сказал ‘Иса, сын Марйам: «О Боже, Господи наш! Ниспошли нам трапезу с неба, чтобы [явление] ее было праздником для первого из нас и для по- следнего и знамением от Тебя. Даруй же нам удел, ибо лучший Ты из уделы дарующих!»

10 Закат (PB·k или СМ·k) — букв.: «чистота/очищение» — обязательные ежегодные отчисления каждым совершеннолетним имущим мусульманином части своего годового дохода в пользу общины, что входит в пять основных религиозных обязанностей, установленных шариатом, и делает оставшиеся заработан- ные средства очищенными и разрешенными. Иногда закат переводится как «налог» или даже как «ми- лостыня» в пользу бедных, неимущих мусульман, что не совсем точно по сути, поскольку закат: а) взи- мается при определенной минимальной ставке дохода (нисаб, LBvГ); б) собирается сборщиками и на- правляется в государственную казну (байт ал-мал, ѕBА»A OОI); в) дает средства к существованию не только бедным и неимущим, но и рабам, должникам, борцам за веру и стесненным в средствах путни- кам, ну и, конечно, состоящим на государственной службе его сборщикам. — Здесь, согласно Фурузан- фару [Шарх. Т. 1. С. 75; Ахадис-и Маснави. С. 1], ссылка на хадис (в трех версиях), первый из более чем

750, которые Руми цитирует в Маснави либо прямо, либо косвенно. Одна из приведенных версий вы- глядит так: «Не удержат люди /народ/ заката без того, чтобы Аллах не удержал от них дождь» (jсґ»A БИД§ "A oJYЬA СB·l»A ВМі oJYBї).


 

оказался ‘Азазил [= Дьявол] за дерзость отринут от Врат.

 

Встреча падишаха с тем вали, которого ему явили во сне

 

Он объятия раскрыл и к себе его прижал /обнял его/,

как любовь в свое сердце и душу его приняв.

Руки и лоб его целовать он принялся,

о доме и дороге расспрашивать принялся.

95За расспросами его он довел до почетного места (садр),

сказав: «Сокровище я обрел наконец-то терпением».

Сказал он: «О, свет Истинного и от теснины защита,

смысл [того, что] терпение есть ключ к радости 11.

О, свидание с тобой — ответ на любой вопрос,

трудность тобою разрешится без разговоров.

Ты — толмач всего, что у нас в /на/ сердце,

берущий под руку любого, чьи ноги увязли в грязи.

Добро пожаловать, о Избранный, о Признанный,

коль ты исчезнешь, придет Непреложный приговор и сожмется простор 12.

100Ты — покровитель народа, тот, кто не хочет,

чтобы он сгинул, отнюдь нет, если он не отстанет» 13.

 

[О том, как] падишах отвел того врачевателя к изголовью больной,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...