Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О потере вазира в этом ухищрении

 

Как и [иудейский] царь /шах/, несведущ и беспечен был вазир,

в схватку вступив с Предвечным неизбежным.

С таким могущественным Богом, который из нйбыти /небытия/

сто подобных миров бытью сделает за миг /за вздох/.

Сто подобных миров Он взору явит,

когда глаз твой Себя видящим сделает.

Если мир пред тобой велик и бездонен,

знай, что пред Волей [Его] он [даже] не пылинка.

525Сей мир темницей душ ваших является,

идите же туда, где пустыня ваша находится.

Сей мир ограничен, тот — сам по себе безграничен,

рисунок и форма пред смыслом его суть преграда.

Сотни тысяч копей Фир‘ауна [= Фараона]

Он сокрушил через Мусу с одним посохом [в руке].

 

 

28 Ку р - у - кабу д (eМJ·Л iМ·) — букв.: «слепой и синий/слепота и синяк» — средневековая персидская идиома, употреблявшаяся и в качестве определения, и для обозначения действия в значении «оказаться в постыдном положении слепого кутенка», возможно, человека с подбитым, не видящим от синяка глазом [Фурузанфар. Шарх. Т. 1. С. 226].


 

Сотни тысяч по лечению [врачей, как] Джалинус [= Гален] были, [но] пред ‘Исой и дыханием Его они жалки были.

Сотни тысяч тетрадей [со] стихами были,

[но] пред словом Его безграмотного [= Мухаммада] они постыдны были.

530С таким Всепобеждающим Господом любой как не умрет, если не будет он подлецом?

Много сердец, подобных горе, всколыхнул Он!

Птицу смышленую за обе ноги подвесил Он!

Понимания и разума оттачивание — это не Путь /не выход/:

кроме разбитого никто не воспримет достоинство Шаха.

О как много накопителей сокровищ, роющих по углам /любопытных/,

что для того мечтателя стали бородой быка /посмешищем/! 29

Бык кто такой, чтобы ты бородой его стал?

Земля что такое, чтобы ты высохшей травой ее стал?

535Когда одна женщина от дела дурного стала лицом желта [= устыдилась],

перевоплотил ее (душу) Бог и Зухрою [= Венерой] 30 сделал.

Сделать срамную (женщину) Зухрой — это перевоплощение (души),

а землей и глиной стать [разве] не перевоплощение (души), о упрямец?

Дух уносит тебя к небесам высочайшим,

к воде и глине отправился ты среди нижайших 31.

Себя перевоплотил ты из-за такой низости

из того существования, что было завистью умов.

Тогда взгляни, такое перевоплощение (души) каким было?

Пред тем перевоплощением крайне ничтожным оно было.

540Коня рвения к звезде ты погнал,

Адама, ниц склонившегося [= истину человека], не познав.

В конце концов, ты — сын Адама, о безродный!

Доколе будешь почитать ты низость благородством?

Доколе будешь говорить: «Я захвачу [целый] мир,

этот мир я наполню собою весь!?»

Если мир наполнится снегом от края до края,

тепло солнца растопит его одним взглядом.

 

29 Риш - и гав /ри ш г ав / (ЛBЊ sНi) — букв.: «борода быка /коровы/» — образное выражение, которое характеризует человека, оказавшегося одураченным, в глупой ситуации, посмешищем для окружающих (в первом дафтаре Руми использует его еще раз в байте 2803).

30 Намек на коранический сюжет и связанные с ним толкования доисламского происхождения о грехопаде- нии двух считавших себя самыми стойкими ангелов, Харута и Марута, под чарами женщины по имени Зухра, трижды их совратившей (винопитие, убийство и прелюбодеяние), которая, узнав от них Вели- чайшее имя Бога, вознеслась на Небеса, и Бог переселил ее душу в планету, получившую имя Зух- ра/Венера, а ангелы остались до скончания века на земле, обучая людей колдовству (сихр, jZm), по пре- данию, где-то в Вавилоне. См.: Коран, 2: 96 (102). — Здесь обыгрывается вера в переселение души, или метемпсихоз (масх, cnї), как правило, из высшей по уровню организации оболочки в низшую, исходя из доминирующего качества предыдущей оболочки.

31 Асфалин (ЕОј°mA) — букв.: «нижайшие, подлейшие» — коранический термин, который дважды встречается там с определенным артиклем: Коран, 37: 96 (98) — Замыслили они было козни против не- го, а Мы сделали их нижайшими; Коран, 41: 29 — И сказали те, кто не уверовал: «Господи наш, укажи нам на тех джиннов и людей, которые совратили нас. Бросим мы их под ноги себе, дабы стали они из нижайших


 

Его грех /бремя/, и ста вазиров, и ста тысяч нйбытью сделает Бог от одной искры!

545Источник того представления Он в мудрость превратит,

источник того зелья Он в сладкое питье превратит!

Того предполагающего Он устроит уверенным,

любови произрастит из причин ненависти!

Взрастит /воспитает/ в огне Ибрахима [= Авраама] 32,

верою духа устроит боязнь!

Его сжиганием причин я удручен

в [своих] представлениях о Нем я как софист.

(Байты 437–548— перевод Б. Норика)

 

[О том, как] вазир подвигся на другое ухищрение,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...