Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы ввести в заблуждение народ

 

Ухищрение иное тот вазир от себя замыслил:

наставления оставил он и в уединении 33 засел.

550В муридах он посеял от вожделения (шаук) [увидеть его] пыл,

пребывая в уединении сорок-пятьдесят дней.

Люди обезумели, вожделея его,

из-за разлуки с состоянием, словом и (мистическим) вкусом (заук) его.

Молили и рыдали все они, а он

от объездки (души) стал в уединении согбенным вдвое.

Сказали они: «Нет нам без тебя света,

без поводыря какими бывают состояния слепого?

От почтения и ради Бога

более этого нас не держи ты от себя отдельно.

555Мы — как дети, а кормилица /нянька/ у нас ты,

над головами нашими простери сень свою».

Сказал он: «Душа моя от влекомых [ко мне] недалеко,

однако наружу выходить разрешения [свыше] нет».

Те амиры /повелители/ ходатайствовать принялись,

а те муриды бранить принялись:

«Что ж за несчастье нам, о щедрый!

Сердца и религии [лишенные], остались мы без тебя сиротами.

Ты приводишь отговорки, а мы из-за боли исходим от пыла сердца вздохами холодными.

 

32 Намек на коранический сюжет: Коран, 21: 68–69 — Повелели [одни из них другим]: «Сожгите его

[= Ибрахима], — так поможете вы богам вашим. Действуйте же, если способны вы хоть на что-то!» По-

велели Мы: «О пламя, обернись холодом и спасением для Ибрахима!»

33 Халват (PМјa) — букв.: «уединение (в людской среде)» — издревле существующая практика, в том числе и в суфизме, когда подготовленного ученика максимально лишали сенсорных ощущений, запирая его в темную келью (худжра), как правило на сорок дней (чилла), под духовным контролем шайха. Цель халвата — самостоятельный и осознанный выход духовного тела из тела физического, поэтому при ее достижении халват мог заканчиваться и раньше сорока дней, если шайх видел, что цель достигнута. Следует отличать халват от отстраненности от людей (‘узлат, O»l§) и затворничества (завийа гирифтан, ЕNЇjЊ ЙНЛAk ), которые представляют собой выбранный образ жизни.


 

560Мы к речам приятным твоим уже привыкли,

мы от молока премудрости твоей уже отпили.

Аллах, Аллах, с нами так черство не обойдись,

добро сотвори, сегодня на завтра не отложи.

Даст сердце тебе, чтобы эти утратившие сердца /букв.: бессердечные/

без тебя оказались под конец среди не приобретших [ничего]?

Все они на суше как рыба бьются,

воду пусти ж, с ручья убери перемычку!

Эй, ты, подобного тебе ныне нет никого,

Аллах, Аллах, на возглас людей приди!»

 

 

[О том, как] вазир отверг муридов

 

565Сказал он: «Берегитесь, эй, батраки /посмешища/ разговоров,

наставлений, речей языка и уха ищущие!

Вату в ухо низкого чувства заложите,

повязку чувства с глаз своих снимите.

Вата того уха тайны /тайного уха/ есть ухо головы,

пока не станет это глухим, то, внутреннее, глухо.

Без чувств, без ушей и без размышленья станьте,

чтобы обращение „Возвратись!“ услыхать» 34.

Пока ты в разговоры бодрствования вовлечен,

ты из речи сна запах как учуешь?

570Движение снаружи — слова и поступки наши,

движение внутри — поверх небес.

Чувство увидело сушу, что из суши родилась,

‘Иса-душа /душою ‘Иса/ по морю ступил /букв.: ногу на море поставил/ 35.

Движение тела сухого на сушу пришлось,

движение души в сердце моря ступило /букв.: ногу в сердце моря поставило/.

Когда же жизнь в пути по суше прошла,

то [в] горах, то [в] морях, то [в] пустынях,

воду живую откуда ты обретешь?

Волну морскую где ты разобьешь?

575Волна земная есть воображение, понимание и мысль наша,

волна водная есть стирание и опьянение и есть престатие (фана’).

Пока ты в этом [чувственном] опьянении, от того опьянения ты далек,

пока ты от этого пьян, к той чаше ты слеп [= не видишь ту чашу].

 

 

34 Коран, 89: 28 — Возвратись к Господу твоему довольной и снискавшей довольство!

35 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 243; Ахадис-и Маснави. С. 197], здесь аллюзия на довольно известный хадис (цитирует, например, ал-Газали в Ихйа’ ‘улум ад-дин и Кимийа-йи са‘адат), который, судя по его отсутствию в общепризнанных сборниках хадисов, похоже, все-таки не является каноническим, но на него Руми ссылается парафразом еще раз в байтах 1186–1187 шестого дафтара: «Пророку, да благосло- вит его Аллах и да приветствует, сказали: „‘Иса, мир да почиет над ним, говорят, ходил по воде?“ Он сказал: „Если бы у него было больше уверенности, то он ходил бы по воздуху“» (ХAМИ»A Уј§ УrА»

,BДОґН eAekA М» :ѕBґЇ ?ХBА»A Уј§ Уrї ЙГA ѕBґН uУnО§ :ЖA rУJДј» ЅОі).


 

Разговоры внешние получились что пыль,

на время к молчанию привыкни, рассудок навостри.

 

 

[О том, как] муриды повторяли: «Прерви уединение»

 

Все сказали: «Эй, мудрец, бреши ищущий [= изворотливый],

так обманчиво и так черство с нами не говори!

Четвероногим по мере [их] мочи груз клади,

на слабых по мере [их] сил работу возложи 36.

580Зернышко всякой птицы по размеру ее,

кормом всякой птице как инжиру быть? 37

Дитю если хлеба ты дашь вместо молока,

дите бедное от того хлеба мертвецом считай.

Когда же зубы вырастут [у него] затем,

то само по себе станет сердце его ищущим хлеб.

Птица неоперившаяся, когда летать отправится,

куском [лакомым] для любой хищной кошки станет.

Когда же вырастут крылья [у нее], то взлетит она сама по себе —

без нарочитости, без свиста доброго и злого.

585Дива речистость твоя в молчащего превращает,

уши наши речь твоя в рассудок превращает.

Уши наши — рассудок, когда говорящий ты,

суша наша — океан (бахр), когда море (дарйа) ты.

С тобой нам земля милее /букв.: лучше/ небосвода,

эй, [все от] Арктура от тебя осветилось до Рыбы 38.

Без тебя для нас на небосводе мрак,

а с тобой, эй, Луна, сей небосвод вообще кто такой?»

Форма возвышения /апогея/ есть у небосводов /у планет/,

смысл возвышения — у чистой души.

590Форма возвышения для тел существует,

тела подле смысла [лишь] именами являются.

 

[О том, как] вазир ответил: «Я не прерву уединения»

 

Сказал он: «Доводы свои укоротите,

совету [моему] в души и в сердца [ваши] дорогу создайте!

Если надежен я, то обвиненным не быть надежному 39,

даже пусть назову небеса я землею.

 

 

36 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 247], здесь имеет место аллюзия: Коран, 2: 286 — Спрашивает Аллах с каждой души только по [мере] возможности ее. За нее — то, что она приобрела, против нее — то, в чем она согрешила.

37 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 247], соотносимо с пословицей: «Крив клюв той птицы, что поедает инжир» (OmA W· s·МГ eiМbОї jОVГA Й· У«jї).

38 От звезды Арктур (Симак, єBАm) до Рыбы (Самак, №Аm), на которой покоится земля, т. е. все сущее; от края до края [Фурузанфар. Шарх. Т. 1. С. 249–250].

39 По Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 251], аллюзия на такой хадис: «Ты не должен обвинять того, кому уже доверился /на кого уже положился/» (ЙNДАNЦA fі Еї БИNM ЖA №» oО»).


 

Если совершенен я, то с совершенством [моим] отвержение [ваше] к чему?

Если ж нет, то эти хлопоты и мучения к чему?

Я не выйду из этого уединения наружу,

так как занят я состояниями внутренними».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...