Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, как друзья пришли в лечебницу навестить Зу-н-Нуна Мисри

(да будет над ним милость Аллаха!)

 

Так случилось с Зу-н-Нуном Мисри 30,

что в нем зародилось новое буйство и безумие.

 

28 Ахадис-и Маснави. С. 54.

29 «Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся» (Коран, 55: 19 (19)—20 (20)).

30 Зу-н-Нун Мисри, Абу-л-Файйад б. Ибрахим (ум. 869) — знаменитый суфий.


 

Буйство было таково, что до вершины небес [поднимались вопли],

сердца людей страдали, словно на них посыпали соль.

О ты, солончак! Не ставь свое буйство вровень с безумием пречистых мужей.

Люди не могли сносить его безумие,

его пламя влекло к себе их раны.

1390Когда запылал огонь в ранах людей,

они связали его и отвезли в темницу.

Нет возможности выхватить эти поводья,

хоть чернь на этом пути и потеряла терпение.

Эти цари (суфийские шайхи) натерпелись страху за свою жизнь от черни,

так как она слепа, а цари не подают знаков [о своем достоинстве].

Когда суд чинит бесчинствующая толпа,

поневоле Зу-н-Нун [и ему подобные] оказываются в тюрьме.

Великий царь путешествует в одиночку,

такая бесподобная жемчужина — в руках детей.

1395Что означает жемчуг? Это море, сокрытое в капельке,

солнце, спрятанное в частице;

Солнце выдавало себя за частицу,

постепенно обнажало свой лик.

Все частицы исчезли в нем,

вселенная опьянена им и отрезвлена.

Если калам окажется [во время суда] в руке предателя,

то, без сомнения, Мансур [Халладж] окажется на виселице.

Если мирская власть окажется в руках глупцов,

то неизбежно [описанное словами]: «убивали пророков» 31.

1400Заблудшие люди говорили пророкам

по невежеству: «Мы увидели в вас плохое предзнаменование» 32.

Подумай о невежестве христианина, ищущего спасения у того Господа, который был повешен [на кресте].

Раз, по его словам, [Он] был распят иудеями,

то какая безопасность может быть с Ним?

Поскольку сердце того царя обливалось кровью из-за них,

то какое к ним [отношение имеют слова]: «В то время как ты среди них» 33.

Для чистого золота и золотых дел мастера опасность исходит больше всего от фальшивомонетчика-предателя.

1405[Те, кто прекрасен, как] Йусуф, таятся из-за зависти некрасивых,

ведь красавцы из-за врагов живут [как] в огне.

[Те, кто подобен по красоте] Йусуфу, из-за коварства братьев сидят в ямах, [боясь, что] из зависти братья бросят их на съедение волкам.

 

31 «Скажи: Почему же тогда вы раньше избивали пророков Аллаха, если вы верующие?» (Коран, 2:

85 (91)).

32 Коран, 36: 17 (18).

33 Цитата из айата: «Аллах не таков, чтобы их наказывать в то время, когда ты среди них; Аллах не бу-

дет наказывать их, когда они просят прощения» (Коран, 8: 33 (33)).


 

Какие только беды ни постигли Йусуфа Египетского из-за зависти?

Эта зависть — матерый волк, сидящий в засаде.

Поневоле из-за такого волка зависти Йа‘куб смиренный остерегался и боялся за Йусуфа.

Настоящий волк и не приближался к Йусуфу,

зависть же в делах своих превзошла волка.

1410Этот волк [зависти] нанес рану, и с притворными извинениями пришли [братья к отцу], мол: «Мы пустились вперегонки» 34.

У ста тысяч волков нет такого коварства,

в конце концов этот волк будет разоблачен, постой.

Ведь завистников в Судный день,

без сомнения, воскресят в облике волков.

Алчных и подлых падальщиков

воскресят в День расплаты в облике свиней.

От срамных частей прелюбодеев будет исходить зловоние,

у пьяниц будет разить изо рта дурной запах.

1415Тайное зловоние, которое проникает в сердца,

в Судный день станет ощутимым и явным.

Существо человека словно заросли,

берегись же этого существа, если ты произрастаешь из него.

В нашем существе [таятся] тысячи волков и свиней,

праведники и грешники, красивые и безобразные.

Власть у того нрава, который преобладает;

если золота больше, чем меди, то [преобладает] золото.

Тот образ действий, что преобладает в твоем существе, —

в том [соответствующем ему] облике ты и вынужден будешь быть воскрешенным.

1420Иногда в человеке проявляется безобразный волк,

а иной раз он, словно Йусуф, красив лицом, подобен полной луне.

Переходят из одной груди в другую

тайными путями и добрые, и злые намерения.

Даже от человека к коровам и ослам переходят знания, умение и повадки.

Норовистый конь становится спокойным и покорным,

медведь танцует, а козел приветствует, [покачивая головой].

От людей желания перешли и к собакам,

так что они стали пастухами, охотниками и сторожами.

1425На собаку друзей [пещеры] часть нрава от тех спящих перешла, так что она стала ищущей Аллаха.

В сердце человека вспыхивают разные наклонности:

то Шайтана, то ангела, то травоядного животного, то хищника.

От этих удивительных зарослей, как знает каждый лев,

к силкам сердец путь сокрыт.

 

34 «Они сказали: О отец наш! Мы пустились вперегонки и оставили Йусуфа у наших вещей, и съел его волк» (Коран, 12: 17 (17)).


 

Похить из сердца коралл души,

о ты, кто хуже собаки, из сердец ‘арифов.

Если уж ты воруешь, то [кради] ту драгоценную жемчужину 35,

если уж несешь, то неси благородный груз.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...