Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

 

 

1. Понятие и структура сознания. Сознание представляет собой фун-даментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую про-блему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет опреде-ляющую роль в постижении проблемы человека.

В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая их достижения, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем как сущность, происхождение, функционирование и структура сознания, возможности и пути его познания. Вопросы эти с древности и до наших дней остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения.

С точки зрения философского идеализма сознание (дух) есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции – основы всех вещей и процессов. Сознание первично по отношению к материи. Сторонники дуализма (или психофизиологического параллелизма) рассматривают сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицают тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это, в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому головному мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг, как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем человек в единстве с системой – природной, социальной, культурной, в которую он включен как активно действующий элемент (Ф.В.Лазарев).

Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. С материалистической точки зре-ния, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах:

1)историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе её эволюции);

2)психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека);

3)гносеологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).

 

 


 

В современной философии и науке к числу наиболее перспективных от-носятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.

Сторонники интенционалистского (от лат intentio – направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. По их мнению, сознание функционирует в модусе «сознание о…», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается в корреляции с противостоящей ему предметностью, кото-рая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.

Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме: соз-нание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преоб-разование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что всё это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и об-щении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в позна-вательно-информационном обеспечении.

В рамках кондиционалистских (от лат. conditio – условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть, в том числе, механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания. Итак, кондиционализм дает более широкое толкование содержания феномена сознания, не отождествляя его со знанием.

Каждая из этих упомянутых программ, с учетом своих исследователь-ских приоритетов, нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны меха-низмов сознания. Однако более плодотворной является позиция сторонников кондиционалистских программ. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода ре-зультаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования и, в целом, культуры на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использова-ния знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рацио-нального расчета, что приводит к снижению культуры чувств, духовно-нравственной деградации личности.

Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существова-

 

 


 

ния. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психи-ческих процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.

Надо иметь в виду, что сознание – системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, воле-вых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выпол-няет свои собственные функции. Вместе с тем, сознание есть целостный про-цесс, так как все его составляющие находятся в закономерных связях и от-ношениях друг с другом.

Обратимся к характеристике основных элементов сознания. Прежде всего, отметим: чувства и мышление являются основными поставщиками информации в структуре сознания. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.

Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют сознание с вниманием.

Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира чело-века, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (на-пример, равнодушие). Эмоции также выражают настроения (веселое, груст-ное, подавленное). Природа эмоций двуедина: их познавательные свойства сливаются с ценностно-оценочными (аксиологическими), взаимно коррели-рующими друг друга. Эмоции обнаруживают себя в свойствах переживаний. Суть переживаний заключается в творческих способностях человека к пере-воплощению. Аксиологическая роль переживаний реализуется в творческой деятельности человека. Эмоции принимают на себя функции оценки и выбо-ра. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.

 

 


 

Воля – это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, пре-одолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как прояв-ление безволия есть выражение отрицания жизни.

Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Тем самым память придает связность и устойчивость жиз-ненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирова-ния личности.

Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки» сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения проблемы, в неосознанности путей и средств её решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т. п.

Достаточно конструктивный вариант решения проблемы сознания содержится в теории З.Фрейда. Им выделены и описаны следующие структурные уровни сознания: осознаваемое, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.

Осознаваемое («Я») – всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Осознаваемое – это сфера нашей психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.

Бессознательное («Оно») – совокупность психических явлений, состоя-ний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). Это глубинный пласт сознания. К сфере бессоз-нательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое су-щество, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные же-лания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влече-ний, переживаний, аффектов и т.п. З.Фрейд видел в бессознательном источ-ник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.

Подсознательное – все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это не только хорошо автоматизи-рованные и потому переставшие осознаваться навыки (например, навыки иг-ры на музыкальном инструменте, рутинные трудовые навыки), но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регуля-тивная функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца» и т. п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут по-

 

 


 

рождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессозна-тельного. На примерах автоматизмов проявляется охранительная функция подсознательного, благодаря чему уменьшается нагрузка на сознание и уве-личиваются творческие возможности человека.

Сверхсознательное или «Сверх-Я» («Я-идеал») – верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум в структуре ин-дивидуального духовного опыта – социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и регулирова-ния. «Сверх-Я» – высшая инстанция в структуре сознания (душевной жизни), выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознание – особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимиро-вание, т. е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на куль-турное созидание, творческую активность.

Таким образом, единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволит глубже осмыслить природу человека.

2. Происхождение и сущность сознания. Многие философы не без оснований рассматривают сознание как дар человеку, чудо из чудес мироздания. При этом отмечается, что сознание есть не только благо, но одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) на время отключают сознание с помощью наркотических средств или алкоголя.

Вместе с тем, тайна происхождения сознания так и останется тайной, если не подходить к этой проблеме исторически, без учета того, что сознание, как свойство материи, возникло на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, всё многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи – отражения. Отражение – это изменение одного предмета под воз-действием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение проявляется в неорганическом мире, в мире растений, животных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе – это механические деформации, физико-химические изменения, появляющиеся в результате взаимодействия.

С возникновением жизни формируются качественно новые формы от-ражения. Простейшей формой отражения в природе является раздражи-мость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения,

 

 


 

имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.

Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раз-дражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появ-ляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволю-ции и возникают психические формы отражения, отличающиеся избиратель-ностью и активностью. Рефлекс – это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.

По мере морфологического усложнения организмов в процессе органи-ческой эволюции наряду с безусловными (или врожденными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) реф-лексы, возникает высшая нервная деятельность.

Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих мыслительных форм отражения.

Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное – свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах.

Идеальное есть характеристика сознания как противоположности мате-рии. В этом плане оно предстает как субъективная реальность, противостоя-щая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности идеальное обозна-чает непротяженность, невещественность, невесомость, содержательное сходство образа и соответствующего предмета.

Иными словами, сознание двухполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки. И в этом смысле оно вторично. С другой стороны, оно устремлено на новое материальное, оп-редмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятель-ности, выступая в этом плане как первичное. Сознание имеет творческий, ак-тивный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание ново-го. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознатель-ность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения спо-собности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознатель-

 

 

112


 

ность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики исторического процесса. Оно указывает на нали-чие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, сознатель-ность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсут-ствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее не-разумность. Сознательность – это показатель того, насколько люди способны осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Наличие сознания характеризует человека как существо, способное действо-вать разумно и творчески.

3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. Изучая третий вопрос, необходимо раскрыть сущность и значение языка как важ-нейшей характеристики сознания.

Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и самом себе, которое с помощью слов, математических символов, художественных образов может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям и другим эпохам в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты, мимику. Сознательное – это событие, обработанное и оформленное средствами языка.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека – открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, дос-таточно разнообразными средствами. Так, мысли и чувства музыканта выра-жаются в звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигу-рах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках че-ловека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выража-лись мысли, они, в конечном счете, переводятся на словесный (вербальный) язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

Сущность языка выражается в основных его функциях:

·номинативной (способность языка называть вещи, явления – «давать имена»);

 

 


·познавательной (участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и «мыслим так, как говорим» (Ли Уорф));

·информативной (способность хранить, передавать, воспроизводить информацию);

·коммуникативной (способность общения на самых различных уров-нях);

Язык – такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования – техника. Родившийся че-ловек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становится человеком в полном смысле этого слова. В то же время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.

Отметим, что коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).

Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает, во-первых, выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает, а во-вторых, способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе. Самосознание возникает не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, – оно скорее возникает в ответ на вызов общественных условий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова, мысли с точки зрения определенных социальных норм.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементар-ного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутрен-него духовного мира (например, изживает дурные привычки и т.п.). Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Сам термин «интеллект» в современной философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая отличается творческим, активным характером от пассивно чувственных форм познания. Впервые данный термин в отечественной философской традиции использовал Н.В.Гоголь, обозначая им способности человека к познанию, постижению чего-либо.

 


 

Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначе-ния системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.

Приоритетная область использования искусственного интеллекта – ком-пьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного ин-теллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всесторон-нее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности.

Если мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарно-го мышления (у животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций относительно предметных обра-зов, но не понятий), а сознание человека связано с абстрактным понятийным мышлением, то искусственный интеллект «думающей» машины оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонауче-ния» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. Например, компьютер, запрограммированный только на доказательство математических теорем, не сможет играть в шахма-ты или решать иные задачи. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде все-го, потому, что он работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.

Следует учитывать, что проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем копирования, имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

– воспроизводство творческих способностей человека;

– применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки);

– создание робототехники, важнейшим элементом которой является «искусственный интеллект».

Таким образом, человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее выступает партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

Подводя итоги рассмотрению проблемы сознания, следует отметить, что сознание представляет собой открытую систему, в которой имеются не толь-ко сфера рационального (точные понятия, теоретические знания), но и чувст-

 

 

115


 

венно-эмпирические, эмоционально-волевые средства отражения мира. Все они, вместе взятые, открывают новые возможности человека как существа творческого и самосозидающего.

 

ТЕМА 10

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...