Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы общественного сознания.

 

 

1. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания. Положение о том, что общественное бытие людей определяет их общественное сознание, является фундаментальным в теории материалистического понимания истории. Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание» вводятся для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Его содержание выражено в марксистском принципе первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Категория «общественное бытие» обозначает часть материального мира, которую К.Маркс выделил из природы и представил в качестве социальной реальности. Он рассматривал развитие общества как особый материальный процесс, отличный от физического и биологического и подчиняющийся в своем развитии специфическим социальным закономерностям. Именно принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, идея общественных закономерностей и положение об определяющей роли материального производства в жизни общества составляют суть исторического материализма.

Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).

Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настрое-ний, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается обще-ственное бытие, реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.

В исследовании общественного сознания наметилось несколько методо-логических подходов. Особый интерес представляют гносеологический и со-циологический аспекты изучения общественного сознания.

 

116


 

Гносеологический подход основывается на оценке общественного созна-ния и составляющих его элементов как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину. В этом случае все уровни и формы общественного сознания классифицируются в зависимости от того, отражают ли они объективно-содержательную сторо-ну вещей, процессов, а если отражают, то какова степень глубины этого от-ражения.

Социологический подход нацелен на оценку общественного сознания и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевым моментом этого подхода является не объективная исти-на как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъ-екта и его роли в обосновании жизнедеятельности человека и общества.

Следует иметь в виду еще одно важное методологическое положение, связанное с постижением сознания общества, сознания человека. Суть его в том, что сознание выступает не просто как отражение бытия, а как сама че-ловеческая жизнь, т.е. речь идет о реальном бытийствовании самого созна-ния. С этой точки зрения общественное сознание выступает не только как идеальный образ бытия социального, регулятив его деятельности, но и как сама жизнь общества. Иными словами, общественное сознание является ча-стью общественного бытия, а «само бытие людей есть общественное, потому что функционирует общественное сознание»1.

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного соз-нания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания. Первая закономерность заключается в том, что общественное соз-нание зависит от общественного бытия, определяется материальными ус-ловиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общест-венного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом ас-пектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное соз-нание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разно-образных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общест-венного сознания определяется общественным бытием.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства матери-альных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали основоположники марксиз-ма, «люди, развивающие свое материальное производство и свое материаль-ное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»2.

 

1 Социальная философия: Учебник /Под общ. ред. В.П.Андрущенко, Н.И.Горлача. – К.-Х.:

 

Изд. центр «Единорог», 2002. – С.405.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3. –

 

С.25.

 

 


 

Отражение общественного бытия – сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения... В классовом обществе этот за-кон проявляется и в классовом характере общественного сознания, поскольку общественное, в том числе, экономическое, положение (бытие) разных клас-сов неодинаково. Следует обратить внимание также и на то, что обществен-ное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через матери-альные и духовные потребности (личные и общественные), которые возни-кают в процессе жизни людей, осознаются ими и порождают личные и обще-ственные интересы, т.е. стремление удовлетворить эти интересы (скрытые за практическими потребностями). Именно этим люди руководствуются в своей практической деятельности, а не только мыслями, идеями, как они сами при-выкли объяснять. Деятельность людей определяется потребностями, которые осмысливаются как личностные, корпоративные, классовые интересы.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Возникает вопрос: чем обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания? В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. Сознание не только копирует действительность, а стремится познать, проникнуть в ее сущность, как бы «идеально» преобразовать. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя, в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется: – в преемственности духовного развития человечества. Общественные

идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох. Например, эпоха Возрождения вряд ли состоялась бы без опоры ее «титанов» на гума-нистические традиции античной философии и культуры;

– в том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии). Когда появились неэвклидовы геометрии Лобачевского и Рима-на, их современникам были неизвестны объекты, к которым сделанные от-крытия были бы применимы. И только впоследствии, по мере освоения про-странства микромира и мегамира (космоса), эти геометрии получили широ-кое практическое применение;

– в том, что общественное сознание может отставать от общественно-го бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, кото-

 

 


 

рые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психоло-гии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представ-ления, обладающие большой инерционной силой;

– в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зави-сит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации. Иначе говоря, общественное созна-ние обладает способностью активного, обратного воздействия на обществен-ное бытие;

– во взаимодействии различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может быть приоритетной или даже монопольной в духовной жизни конкретного общества. Так, в тоталитарном обществе, как правило, доминирует политическое сознание (и политическая практика), все остальные оказываются в зависимом от них положении или вытесняются.

Таким образом, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

2. Структура общественного сознания, его основные элементы. Общественное и индивидуальное сознание.Общественное сознание представляет собой сложное по структуре, многокачественное образование. Структура общественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Деление общественного сознания на отдельные элементы может быть осуществлено по разным основаниям. «Во-первых, с точки зрения носителя, субъекта выделяют индивидуальное, групповое (классовое, национальное и т.д.), общественное, общечеловеческое сознание. Во-вторых, с точки зрения конкретно-исторического подхода – мифологическое, религиозное, фило-софское; по эпохам – античное, средневековое и т.д. В-третьих, исходя из различных форм деятельности, в процессе которых оно вырабатывается, или сфер деятельности, в рамках которых оно складывается, – экологическое, экономическое, правовое, политическое, нравственное, религиозное, фило-софское, эстетическое, научное. В-четвертых, по уровню и глубине проникно-вения в деятельность – обыденное и теоретическое»1.

Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие раз-личные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаи-модействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцирова-но, но и целостно.

 

1 Социальная философия. Учебник /Под общ. ред. В.П.Андрущенко, Н.И.Горлача. – К.-Х.: Изд. центр «Единорог», 2002. – С.406.

 

 

119


 

Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как обще-ственная психология и идеология.

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. В ходе развития общества обыденное сознание претерпе-вает изменения. Под влиянием научно-технической революции существенно меняется жизнь общества, что не может не сказываться на обыденном созна-нии. Вместе с тем, повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием на уровне науки. Например, использовать электричество, машины, компьютеры в быту можно и без знания тех научных принципов, которые лежат в основе создания этих технических феноменов. Обыденное сознание вполне удовлетворяет требованиям повседневной жизни. И в пределах этого локального пространства ему доступно постижение объективной истины.

Необходимо различать понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». В первом случае речь идет о степени «онаученности» сознания, во втором же – о степени его распространенности в конкретном обществе. Массовое сознание отражает условия повседневной жизни людей, их потребности, интересы. Оно включает в себя распространенные в обществе взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетены обыденно-психологические и теоретико-идеологические уровни общественного сознания. Вопрос о том, какой удельный вес каждого из них зависит от исторических условий и степени развития масс как субъектов социального творчества. Массовое сознание выражает также коллективную оценку поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, которые проявляются в признании одних и осуждении других.

Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмо-ций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Неслучайно общественная психология выступает духовным стимулом практической деятельности людей. Она формируется также с учетом специ-фических особенностей их духовного развития, национальных традиций, культурного уровня.

Теоретическое сознание включает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принци-пов, законов, категорий, программ практического преобразования реально-сти.

Наука отражает мир в логической форме, раскрывая сущностную сторо-ну вещей, процессов, явлений (см. подробнее «Научное сознание» в третьем вопросе данной темы).

 

 

120


 

Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отво-дится идеологии. Термин «идеология» многозначен. Во-первых, различают широкий и узкий смысл этого понятия. В широком смысле под идеологией понимают теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стра-тегического) характера. Это может относиться к любому виду человеческой деятельности, которая предусматривает цели, задачи и конечные результаты.

Под идеологией в узком смысле понимают теоретическое и системати-зированное сознание, выражающее интересы определенного класса или большой социальной группы. «Если физический мир подчинен законам дви-жения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса»1. Поскольку же интерес всегда прагматически ориентирован, в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой программ деятельности. Глав-ное в идеологии то, что она избирательно относится к действительности, преломляя ее через призму соответствующего интереса.

 

Таким образом, идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.

В.С.Барулин считает основным водоразделом, позволяющим выявить качественную специфику идеологии, ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отображение объек-тивных законов, объективной истины при определенном отвлечении от инте-ресов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выраже-ние, реализация является главным. Иными словами, наука нацелена на полу-чение объективно-содержательного знания, и чем лучше она эта делает, тем ценнее наука. Идеология же ориентирована на более глубокое отражение и выражение субъективного интереса определенной социальной общности. И в этом ее основная ценность. Однако было бы неправильно абсолютизировать

это различие и тем самым лишать идеологию познавательного момента, а по-знание – идеологического2.

Сопоставляя два названных уровня общественного сознания, необходи-мо проследить взаимоотношение идеологии и общественной психологии. Они связаны, соответственно, отражая рациональный и чувственный (эмо-циональный) уровни общественного сознания. Идеология как раз и призвана прояснить то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникнуть в сущ-ность явлений. Кроме того, если общественная психология формируется сти-хийно, непосредственно под «напором» жизненных обстоятельств, в которых находится определенная социальная общность, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» лиц, которые служат этой общности – профессионально подготовленных теоретиков, идео-логов.

 

 

1 Гельвеций И.А. Соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1974. – С.186.

2 Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. –

 

С.194.

 

 

121


 

Если ещё недавно роль идеологии в нашем обществе гипертрофирова-лась, то в настоящее время она явно недооценивается. В связи с этим важно подчеркнуть, что для общества одинаково пагубно как подменять идеологией все остальные формы общественного сознания, так и вообще отказаться от идеологии. В случае, когда идеология как высший уровень общественного сознания перестает нормально функционировать, его место занимают низшие пласты сознания: общественная психология, житейско-эмпирическое знание, мифы, коллективное и массовое сознание, которые по своей природе аморф-ны, поверхностны, бессистемны. Все это ведет к аномии (беззаконию) обще-ства, его фрагментации. Таким образом, отказ от идеологии препятствует нормальному развитию общества, консолидации усилий людей на решение исторически назревших задач.

Необходимо обратить внимание на характеристику общественного и ин-дивидуального сознания и проблему их взаимосвязи. Известно, что общест-венное сознание является продуктом деятельности людей и не существует вне и независимо от индивидуального сознания. Индивидуальноесознание человека – это его внутренний духовный мир, который постоянно обогащает-ся, изменяется. Сознание индивида носит общественный характер, так как на его развитие, содержание и функционирование определяющее влияние ока-зывают те социальные условия, в которых он живет. Вместе с тем, сознание отдельного человека не отождествляется ни с сознанием общества в целом, ни даже с сознанием той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе (субъекте) своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи; особенности, фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе; и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании лично-сти. И все-таки, общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность, сумма индивидуальных сознаний. Это отно-сительно самостоятельное духовное образование включает в себя уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественную психологию и идеологию, а также формы политического, правового, нравственного, рели-гиозного, научного, эстетического и философского сознания.

3. Основные формы общественного сознания. В современной фило-софской литературе выделяется большое количество форм общественного сознания. Критерием для их выделения служат: предмет отражения, обще-ственные потребности, которые вызвали появление этих форм, способы отражения бытия в мире, роль в жизни общества, характер оценки общест-венного бытия и т.д.

 

 

122


 

К числу основных форм общественного сознания чаще всего относят: ПодгруппаФормаПриоритетная

общественногосознания ценность

 

Научное Истина Гносеологическая Философское Мудрость

Эстетическое Красота

 

 

Религиозное Вера

 

Нравственное Добро Регулирующая Политическое Власть

Правовое Справедливость

 

Как видно из таблицы, первые четыре формы общественного сознания направлены на формирование картины мира, в то время как последние четы-ре – на регуляцию общественных отношений. Религиозное сознание двойст-венно по своим функциям и относится к обеим подгруппам.

Остановимся на характеристике названных выше форм подробнее.

1.Научноесознание. Среди форм общественного сознания особый статус имеет наука. Если в религии, морали, политике и других формах общественного сознания рациональное познание действительности является сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место. Это значит, что приоритетной ценностью в науке является Истина.

Единая Наука как форма общественного сознания и деятельности вклю-чает в себя ряд конкретных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Современные науки можно классифициро-вать по различным основаниям. Во-первых, по предмету и методу познания выделяются естественные, общественные, гуманитарные (науки о челове-ке), науки о мышлении и познании; особое место занимают здесь технические науки. Во-вторых, по «удаленности» от практики науки можно разделить на фундаментальные, которые познают основные закономерности действитель-ности, непосредственно не ориентируясь на практику, и прикладные, мате-риализующие фундаментальные знания в предметные формы, в технологии и технику, соответствующие интересам и потребностям людей.

За критерий научности принимаются науки о природе (физика, биоло-гия, химия и др.), так как они первыми оформились в самостоятельные науч-ные дисциплины, выделившись из некогда общего синкретического знания. Статус науки общественные и гуманитарные дисциплины приобрели значи-тельно позже, дополняясь помимо критериев, применявшихся в естественных науках, и новыми, соответствующими их специфичности.

Общественные науки в отличие от наук о природе являются по своему объекту идеологизированными. Они в определённом смысле биполярны: с

 

 

123


 

одной стороны, их задачей является раскрытие сущности общественных яв-лений (т.е. они должны следовать принципу объективности как основопола-гающему принципу науки); а с другой стороны, их представители не могут исследовать эти явления вне и независимо от социально-классовых и группо-вых пристрастий, т.е. от идеологических оценок этих явлений. В любом слу-чае эта биполярность выводит общественные науки (хотя бы частично) в об-ласть вненаучного знания.

Следует обратить внимание и на специфику гуманитарного знания. Гу-манитарные науки – это науки о человеке, его духовном внутреннем мире и человеческих взаимоотношениях. Дух невещественен, нематериален, реально он обнаруживает себя в знаковом, текстовом выражении. Гуманитарное зна-ние неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текста, искусст-ва постижения чужой индивидуальности. Отсюда – диалогичность как ха-рактерная черта гуманитарного знания.

Уяснение специфики научно-рационального сознания связано с пониманием и других, в частности, комплексных наук. К ним относятся: медицинские, сельскохозяйственные, технические науки, в которых формируется особенное междисциплинарное знание.

В последнее десятилетие изменилось положение технического знания в общей системе наук. Ранее это знание считалось исключительно приклад-ным, так как является сферой приложения законов физики, химии и других естественных наук к решению конкретных задач, возникающих в практиче-ской жизни. С середины ХХ в. в результате усилившейся тенденции к инте-грации наук и координации их методов, широкое распространение в технике получил комбинационно-синтезирующий метод. Творчески применяя этот метод в тесной связи с методами моделирования, мысленного эксперимента и т.п., технические специалисты заметно продвинулись в познании много-численных законов и свойств природы и выявили такие связи, которых изна-чально не существует в природе. В нетронутой человеком природе нет ни за-конов порошковой металлургии, ни закона усиления электромагнитных ко-лебаний в лазерных устройствах и многих других. Но и природные, и выяв-ленные инженером-техником законы, которые применяются в определенном, направляемом человеческой творческой мыслью, сочетании, позволяют по-лучить принципиально новое знание и новую материальную конструкцию. На основе использования комбинационно-синтезирующего метода стали раз-виваться новые теории: теория автоматического регулирования, теория иде-альных инженерных устройств, теория технологии, теоретическая радиоло-кация и немало других. Всё это свидетельствует о том, что технические нау-ки достигли более высокого теоретического уровня развития, в них формиру-ется ядро фундаментального знания.

Отличие деятельности естествоиспытателя от деятельности специалиста в области инженерного дела удачно подметил Э.Крик: учёный изучает то, что существует, а инженер создаёт то, чего ещё никогда не было. Технические науки – как фундаментальные, так и прикладные – нацелены на создание то-го, чего нет в природе.

 

 


 

Комплексность технических наук проявляется и в том, что в них в на-стоящее время все нагляднее обнаруживается гуманитарный, психологиче-ский, экономический, экологический, социальный, философский (в особен-ности – нравственный) аспекты. Последний приобретает особую остроту. Техника приносит не только благо людям, но и таит в себе многие угрозы, опасности, неопределенности. Речь идёт о губительных последствиях ис-пользования техники для человека, общества, природы. Это опасность пре-вращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, «техниза-ции» души, подчинение человеческих интересов и стремлений выгоде, пре-обладания материального над духовным, катастрофическая гибель природы.

2.Философскоесознание. Вопрос о специфике философии как формы общественного сознания неразрывно связан с более общим вопросом о спе-цифике самой философии как особой области духовной деятельности, на-правленной на постановку и решение мировоззренческих проблем.

Как отмечалось в первой теме, всякая философия является мировоззрением, т.е. системой наиболее общих взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру, позволяющих ему найти своё место, обрести смысл и цель жизни. Однако, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Оно включает в себя и другие виды мировоззрения, прежде всего, мифологическое, религиозное.

Спецификой философского мировоззрения является понятийное отра-жение действительности, это самый глубокий уровень постижения мира, осуществляемый на основе рационального мышления. Мировоззрение на этом уровне называют уже миропониманием. Философия всегда оформлена в виде теории, объединяющей в единое целое систему соответствующих кате-горий, закономерностей, методов и принципов познания, которые распро-страняются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Эту специфику философии удачно подметил В.И.Вернадский: «Философия все-гда основана на разуме; размышление и углублённое проникновение в аппа-рат размышления – разум – неизбежно входит в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья; законы разума определяют её суж-дения»1. Созвучно этому определяет философию и современный русский фи-лософ В.В.Соколов. Его трактовка такова: философия – это наиболее систе-матизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Философская мудрость проявляется в непрерывном, никогда не прекра-щающемся процессе поиска истины. Подчеркнём, не овладение истиной, не возведение каких-либо истин в догму, а поиск её – вот основная цель фило-софии. И в этом отношении философия противоположна науке. Если наука стремится очистить знание от субъективности, то философия, напротив, ста-вит человека в центр своих исканий.

 

 

1 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2. – М., 1977. – С.61, 73.

 

 

125


 

В современных условиях, когда быстрыми темпами нарастает поток на-учной информации, особое значение приобретает древняя философская сен-тенция – «многознание уму не научает». Комментируя эту трактовку мудро-сти, И.Кант писал: «Одно многознание есть циклопическая учёность, которой не достаёт глаза философии»1. Циклопическая учёность – это учёность одно-сторонняя, ограниченная предметом, искажающая картину мира. Здесь верно подмечена сущность мудрости. Мудрый понимает, а не только знает, он спо-собен своей мыслью охватить жизнь в целом, не ограничиваясь констатацией эмпирических её проявлений, установлением только того, что «есть на самом деле». Цель философии – научи

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...