Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование по графической модели (занятие на II году обучения)

Тема. Жилые дома (см. рис. 2, 2а),

Цель. 1. Учить детей анализировать образцы под руководством взрослого в определенной последовательности: выделять основные части образца, функциональ­ные детали, элементы для украшения, формы и пространственное расположение каждой из частей.

2. Называть части построек и детали, из которых они созданы. Понимать и отвечать на вопросы («Из чего сделано? Какие фигуры использовали (взяли) ? Что слу­жит...? Из каких фигур состоит?»).

3. Замечать различия в конструкциях, передавать их в процессе конструиро­вания.

4. Развивать игровую направленность детской деятельности.

Материалы. 1. Графические образцы (для группового восприятия) с изоб­ражением двух домов, состоящих из одинаковых, но по-разному расположенных деталей.

2. Строительный материал: 6 комплектов брусков (по 6 в каждом), окна и двери из картона в нужном количестве.

3. Плоскостной материал, соответствующий графической модели, для работы на фланелеграфе.

4. Объемные фигуры и карточки с изображением геометрических форм для подготовительных упражнений.

Этапы занятия.

1. Вводная часть.

2. Подготовительные упражнения.

3. Изучение образцов.

4. Моделирование домов на фланелеграфе.

5. Конструирование из строительного материала.

6. Оценка готовых построек.

7. Коллективная игра.

8. Итог занятия. Ход занятия.

1. «Сегодня будем учиться строить. Хотите?»

2. Каждому ребенку дают по 4 фигуры (брусок, арку, конус, треугольную призму), а также 4 карточки с плоскостным изображением каждой фигуры. У учителя-дефектолога имеется комплект аналогичных, карточек с более крупным изобра­жением.

Л. Соотнесение объемной и плоскостной формы.

Поднимите карточку, где изображена эта фигура. Как она называется? Да, брусок. А это что за фигура? Арка. Покажите ее изображение. Где она порисована? И т. д.

Б. Воспроизведение пространственного расположения фигур.

— Возьмите такую фигуру. Это конус. Расположите ее вот так (кладет). А теперь вот так (ставит вертикально).

Так работает со всеми фигурами. Дети изменяют пространственное расположение фигур, действуя вслед за взрослым.

В. Расположение изображений в соответствии с пространственным поло­жением фигур.

—— Возьмите изображение бруска. Смотрите. Я буду переставлять брусок, а вы точно так же класть изображение.

Берет брусок, ставит на торец. Дети поворачивают изображение, придавая ему вертикальное положение. Затем взрослый кладет брусок, а дети должны " повернуть карточку на 90°. Фигуры и карточки меняются, с ними работают анало­гичным образом. Затем весь материал убирают.

3. На доске помещают графический образец.

— Посмотрите на эти дома. В них живут люди. Они разные или одинаковые? Они очень похожи: Рассмотрим их. Сколько в них этажей? — Три.— Оба дома трехэтажные, в них одинаковое количество этажей. А подъездов, дверей тоже одинаковое число? — Нет. — Сколько входов, дверей в этом доме? Три, а в этом? — Один.— Одинаково? Неодинаково. Где больше? Теперь посмотрите, как построены дома. Строители строили их по-разному.

Вместе с детьми проводится анализ расположения основных частей (из скольких частей состоит стена, как они расположены). Подчеркивается разница в конструк­тивном решении.

4. После анализа образцов переходят к работе с фланелеграфом. Дети составляют целостное изображение из частей сначала одного дома, затем второго. Добавляются окна и двери.

5. Педагог предлагает детям играть в строителей и соорудить два разных дома. В процессе конструирования детям предоставляется максимальная самостоя­тельность. Если допущена ошибка, для оказания помощи (объяснения, показа) взрослый может привлечь другого ребенка, провести повторно анализ графической модели индивидуально .привлечь внимание к работам других детей и т. д., но ничего не поправлять самому в детской постройке.

6. Оценка детских работ проводится путем их поэлементного соотнесения с образцами. Особо следует отметить прилежание детей, их отношение к выпол­нению задания.

7. Вокруг возникшей улицы развертывается игра. Дома выстраивают в одну линию, кладут бумажную ленту дороги, по которой дети возят маленькие машинки, около домов сажают деревья (из набора «Построй поселок»), расставляют фи­гурки людей (милиционер, мама с дочкой и т. д. Такие фигурки можно заранее изготовить из картона, на пластилиновой основе).

8. Педагог спрашивает, понравилось ли детям быть строителями, хотят ли они еще "строить дома для людей, предлагает научить их сооружать школы, детские сады и другие здания.

Примечание: на последующих годах такие занятия можно дополнять рисованием (дети выполняют контурные изображения домов на двух небольших листах бумаги, передавая конструктивные особенности каждого, подкладывают рисунки к соответст­вующим постройкам). Перед выполнением изображений графические образцы следует убрать.

В качестве подготовительных упражнений могут использоваться контурное изображение как отдельных фигур, так и их сочетания (при разном взаимном расположении), воспроизведение пространственного положения фигур по графической модели и т. д.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ (III И IV ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ)

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

Старший дошкольный возраст является периодом подготовки к школьному обучению. Занятия конструированием играют большую роль в создании у детей психологической готовности к переходу на новый этап обучения, в овладении способами мыслительной деятельности, в коррекции имеющихся у них отклонений в развитии восприятия, мышления, речи, эмоционально-потребностной сферы. Поэтому существенно возрастают требования как к организации за­нятий конструированием, так и к отбору содержания и методов обучения.

На завершающем этапе дошкольного воспитания интенсивно раз­вивается самостоятельность детей при выполнении самых раз­личных заданий, совершенствуются игровая и разные виды про­дуктивной деятельности. Значительное время отводится детям на строительные игры, содержание которых усложняется и значительно увеличивается продолжительность. У старших умственно отсталых дошкольников появляется навык делового и речевого общения друг с другом: они пытаются самостоятельно договориться об основном содержании предстоящей игры и даже распределить между собой роли. В процессе коллективных сюжетно-ролевых и строительных игр, при выполнении общих работ по рисованию и конструированию все более совершенствуются отношения партнерства между детьми, что свидетельствует об их личностном становлении.

В связи с расширением представлений об окружающим, возникно­вением интереса к человеку и его деятельности, общим эмоциональ­ным развитием дошкольники-олигофрены достаточно активно стре­мятся отразить в собственных играх, рисунках, конструкциях впечат­ления, полученные в повседневной жизни, знания о труде взрослых взволновавшие их события из доступных книг или мультфильмов. Существенно совершенствуется ориентировка детей в простран­стве: они оказываются способны воспроизводить пространственные отношения между предметами не только по образцу, но и по несложной словесной инструкции, словесно определять местонахож­дение одного предмета относительно другого, а также направление движения при перемещении одного из них. Развивается умение передавать расположение частей внутри предмета, конструировать целостный образ. Совершенствование пространственной ориентиров­ки на плоскости отражается и на композиционных особенностях 70

созданных ими рисунков. В ходе рисования дети используют все пространство листа, изображения предметов располагаются в ряд и виде горизонтального фриза, нередко имеется несколько рядов. Формирование пространственных представлений сказывается как в содержательной стороне детской деятельности, так и в качестве

исполнения.

Заинтересованность воспитанников в результате и качестве собственного труда становится все более выраженной, усиливается направленность на игровое использование конструкций. На основе формирующегося умения рассматривать, анализировать как реаль­ные предметы, так и конструктивные образцы, сравнивать резуль­таты с образцом у детей возникает оценочное отношение к своим и чужим работам., Оценка при этом становится содержательной, мотивированной.

В старшем дошкольном возрасте у умственно отсталых детей идет активное совершенствование операционально-технических навыков. Это связано с развитием зрительно-двигательной координа­ции, выражающейся в умении Действовать одновременно двумя руками под контролем зрения и прослеживать за движением. Все »то в дальнейшем в значительной степени облегчит детям овладение чтением и письмом, ориентировку в тетради и другие моменты.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа III и IV годов обучения предусматривает прохож­дение в первом квартале материала предыдущих периодов коррекционно-образовательной работы. Содержание предшествующих лет обучения с этой целью дается более сжатым. Программные требования отрабатываются главным образом на новом материале,

(новых условиях, что способствует повышению качества знаний, умений и навыков, а также формированию у детей способности применять их.

В программе по-прежнему большое место отводится проведению различных игр и упражнений, совершенствующих ориентировку умст­венно отсталых детей в пространственных свойствах объектов в расположении и перемещении их, в моделировании пространствен­ных отношений. Разнообразятся виды и формы работы по конструи­рованию, увеличивается самостоятельность детей в процессе организации ориентировочной и исполнительской фаз деятельности.

С целью обогащения речи воспитанников значительно увеличивается количество лексического и фразеологического материала. Под особым вниманием педагога находится формирование у детей умения рассказать о проделанной работе (ее содержании, способах и последовательности выполнения); формирование способности самостоятельно или с помощью взрослого определять этапы предстоящей деятельности и их последовательность.

Программа включает задания, основанные на действиях детей по объемным и графическим образцам, отражающим разные конст­рукции объектов общего функционального назначения; способствующие повышению самостоятельности при анализе образцов и их сравнении с результатом деятельности.

Программа включает также и новые виды работы, например составление графических моделей по готовым объемным конструк­циям (зарисовка построек), моделирование пространственных отно­шений предметов по простейшей схеме-плану, конструирование по условиям. Большое место занимает работа по индивидуальным образцам, выполнение заданий по словесной инструкции. Для работы по формированию предварительного образа предмета, что крайне важно для умственного развития ребенка, вводится изображение целостного образа предмета на основе восприятия его отдельных фрагментов.

В целом программа направлена на совершенствование механизма самой конструктивной деятельности умственно отсталых детей стар­шего дошкольного возраста, на активизацию процесса овладения ими средствами мыслительной деятельности, на развитие речи средствами деятельности, на создание готовности к обучению в школе,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...