Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равенство прав, свобод и обязанностей

Равноправие – это равенство прав, свобод и обязанностей, не более того и на большее не претендует. Социальное же равенство, как учит марксизм, – это прежде всего равное отношение к средствам производства. Оно, конечно, было бы наилучшей социальной основой и гарантией равноправия, если бы в современных условиях развития общества было возможно. Но такой возможности нигде и никогда не существовало с тех пор, как человек стал производить больше, чем потребляет. В социалистических странах средствами производства, находившимися формально в собственности всего народа, монопольно распоряжалась узкая верхушка партийной бюрократии, а социальное равенство было чистейшей фикцией. В то же время опыт демократических стран показал, что и в условиях социально-экономического неравенства равноправие вполне возможно.

Конституции различно формулируют принцип равноправия – иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие женщин и мужчин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.).

Приведем в качестве примера ст. 3 германского Основного закона, которая в действующей редакции 1994 года гласит:

«1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны. Государство способствует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и оказывает воздействие для устранения существующих в этом отношении недостатков.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений. Никому не может быть причинен ущерб из-за его инвалидности (Behinderung)».

Здесь нуждается в кратком комментарии выражение «равны перед законом». К. Хессе характеризует указанное в ч. 1 ст. 3 Основного закона равенство перед законом как формальное равенство прав, которое «требует осуществления действующего права без исключений, невзирая на лица: в результате нормирования прав каждый наделен в равной мере правами и обязанностями и, наоборот, всем государственным учреждениям предписано не применять действующее право в интересах отдельных лиц или в ущерб им. Поэтому правовое равенство без труда можно определить как основное требование правового государства»*.

Историческое развитие прав и свобод

Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;
право на отдых; право на образование и др.
Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

Гарантии прав и свобод.

Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда онизакреплены не только в тексте Основного Закона, сколько в развернутой системеустоявшихся процедурных правил. Конституционное обеспечение прав человекаскладывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений судов. В тексте КонституцииФранцузской республики 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а толькоподтверждена Декларация человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущейКонституции 1946 г. За этой отсылочной нормой стоят документы с богатейшимконституционино-правовым содержанием. Достаточно процитировать статью 16Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Всякое общество, в котором необеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, неконституционно». Права личности в КонституцииСША гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а несодержанием базового текста Основного Закона. Конституция Италии подробноперечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянскийгражданин не имеет большего объема прав, чем американец или француз. Главнойгарантией прав и свобод человека в демократическом государстве являетсястройная, четко разработанная система конституционно-применительныхнормативных актов всех уровней. В любом государстве правовое положениеличности во многом определяется экономической основой соответствующегогосударства.. Предоставление равных возможностей каждому гражданинупредполагает в соответствии с принципами конституционализма самостоятельнуюреализацию их в действительности. Согласно классическим концепциямлиберализма личность рассматривалась автономной по отношению к государству,если она выполняет перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинскаяповинность, соблюдение законов). В индустриальномобществе положение в значительной степени изменяется, так как государство, содной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданскогообщества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальныефункции (страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пен-сионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает дляличности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов черезгосударство. Каждая личность считается независимой по отношению к другойличности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общества, в основекоторого лежит-свобода владения и распоряжения собственностью. Практическоеприменение права человека на свободу есть право человека на частнуюсобственность...Эта индивидуальная свобода, как и это использование ее, образует основугражданского общества. Для зарубежного конституционализма характерен дуализмправового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферахлибо как человек, либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфереэкономической (гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической(политическая общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личностьна человека и гражданина и соответственно наделяющая личность правамичеловека и гражданина, воплощена в той либо иной степени во всех конституцияхзарубежных стран, как старых, так и новых. Важнейшей юридической предпосылкойправового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е.политическая принадлежность индивидуума к данному государству, котораяобусловливает характер политико-правовых отношений между личностью игосударством.В унитарных государствах существует единое гражданство, в странах сфедеративной формой государственного устройства гражданство, как правило,двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации.Гражданином становятся либо в результате рождения либо в результатенатурализации.Утрата гражданства может иметь место в результате выхода из гражданствасоответствующей страны (например, при натура-лизации), либо лишения гражданства в силу совершения определенных уголовных илиполитических преступлений. Политическая правоспособность гражданина - этоспособ-ность быть субъектом государственно-правовых отношений, т.е. способностьобладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормамигосударственного права.. Реализация этих возможностей при наступленииопределенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Субъектом какполитической правоспособности, так и политической дееспособностиможет быть только гражданин данного государства.Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященнаярегламентации правового положения гражданина. В конституции Испании - этоглава II «Права и свободы», в конституцииИтальянской Республики - ч. 1 «Права и обязанности граждан»

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...