Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды референдума. Предмет референдума.

Референдум- это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно–правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях.

47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
Институт представительной власти, который выполняет одновременно и законодательные функции, занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер, либо формально учреждены, но разрыхлены и не функционируют. Поскольку законотворчество - не единственная, хотя и основная функция этих представительных органов, для их обозначения употребляют другое собирательное наименование - парламент. По состоянию на 15 апреля 1998 парламенты существовали в 179 независимых государствах.
Официально для обозначения высших органов представительной и законодательной власти применяются различные названия в странах мира, в частности: "Парламент" - в 40 государствах (Великобритания, Канада, Румыния и др..) "Народная (Национальная) ассамблея" - у 37 (Болгария, Египет и проч.) "Федеральное собрание" - в 3 (Российская Федерация, Швейцария, Коморские Острова; "Пошлины" - в 4 (Эстония, Венгрия и др..) "Верховная (национальная) Рада" - у 14 (Словакия, Украина и др..) "Палата депутатов (или представителей)" - в 11 (Мальта, Марокко и др..) "Конгресс" - у 16 ​​(США, Аргентина и др.).; в государстве Маршалловы острова - "Сенат". В 19 государствах названия являются индивидуальными: "Сабор" (Хорватия), "Фолькетинг" (Дания); "Эдускунта" (Финляндия), "Альтинг" (Исландия), "Кнессет" (Израиль); "Ландтаг" (Лихтенштейн); " Генеральные кортесы "(Испания);" Риксдаг "(Швеция)," Генеральные штаты "(Нидерланды)," Федеральная орган "(Пакистан);" Стортинг "(Норвегия)," Национальная законодательный совет "(Демократическая Республика Конго)," Скупщина "(Словения)," Союзная скупщина "(Югославия)," Сейм "(Латвия, Литва)," Совет представителей "(Эфиопия)," Конституционное собрание "(Камбоджа).
Относительно возникновения института парламента в мире, то, как указывают зарубежные авторы (в частности, француз Ф. Борелли, румын И. Мурару), "... исторически неточно говорить, что Великобритания является прародительницей парламента; Исландия имеет право на приоритет и Польша на одновременность . Но истина, что она послужила моделью и что английский направленность континентальных наблюдателей не является безосновательным ". Без установления здесь и теперь его предыстории, можно констатировать, что возникновение парламента, как базового политико-юридического института в обществе, организованном в государство, фактически было естественной реакцией против деспотизма и специфической тирании феодального абсолютизма. Кроме Англии, где с самого начала, т.е. с конца XIII в., Это учреждение имело как сословный, так и территориальный характер, во всех других тогдашних развитых государствах парламенты стали формироваться как настоящие органы народного представительства в ходе буржуазных революций ХVIII - XVIII вв. в. и дальнейшего общественно-политического развития в XIX - ХХ вв. в.
По времени возникновения и становления современные парламенты можно условно разделить на четыре поколения, а именно: 1) древние (средневековые) парламенты, 2) времен новой истории, 3) те, которые возникли после Второй мировой войны; 4) новейшие парламенты. В парламенты первого поколения небходимо отнести те, которые имеют давний родословную, в частности Альтинг Исландии, возникший еще в 930 г. и Парламент Великобритании (конец XIII в.). Эти институты были и являются носителями многих политико-государственных традиций, спряли и способствуют утверждению демократии в своих обществах. Вместе эти парламенты оказали и оказывают позитивное влияние на становление и развитие парламентов мира. Ко второму поколению справедливо относят парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (Конгресс США, Парламент Франции, Стортинг Норвегии и др.).. В первую очередь парламентские учреждения США и Франции тоже могут считаться катализаторами становления и развития парламентского строительства: первая в становлении органов народного представительства стран Латинской Америки, вторая - ряда Европейских и франкоязычных государств других континентов. И хотя ряд классических парламентов пережили определенный упадок в первой половине ХХ в., Когда в некоторых странах установились диктаторские режимы, во второй половине они укрепили свои позиции (Австрия, Италия, ФРГ, Япония и др.).. Третье поколение составляют парламенты, образовавшихся после Второй мировой войны в ряде стран Азии и Африки в связи с провозглашением их независимости. Наконец, четвертое молодое поколение парламентов составляют парламенты государств из числа бывших республик Союза ССР и стран Восточной Европы. В подавляющем большинстве здесь высшие представительные органы находятся на стадии постепенного превращения в настоящие органы народовластия.
Нередко в разговорной речи парламентом называют только "нижнюю палату", хотя в конституционном праве, особенно в англосаксонском и в тех странах, где оно сохранило свое влияние, понятия парламента более широкое: в его состав входят все высшие органы, участвующие в принятии законов . В Великобритании, например, Парламент как высший законодательный орган состоит из монарха и двух палат - Палаты общин и Палаты лордов. Трехчленная структура парламента существует в Австралии, Индии, Канаде, Пакистане, Ямайке и других странах британского Содружества (разумеется, в республиках место монарха занимает президент). Конституция Индии (ст. 79) содержит предписание: "Учреждается Парламент Союза, состоящий из президента и двух Палат, которые именуются соответственно Советом Штатов и Народной Палатой". В Сиерра-Леоне по Конституции 1991 г., парламент имеет другие три составные части: "президент, спикер и члены парламента" (ст. 73). В ряде государств парламент представляет собой двуединую учреждение. В Танзании, по Конституции 1997 г., в его состав относят Президента страны; Национальную ассамблею; в Бразилии - это две палаты. Наконец, в некоторых странах парламент - это однопалатный представительный орган (на Кубе, в большинстве стран континентальной Европы, и других континентов, однако в Египте глава государства - президент рассматривается как составная часть однопалатного парламента - Национального собрания).
Как институты государственной власти парламенты по форме является постоянно действующим собранием представителей народа, на которых обсуждаются и решаются важнейшие общественные и государственные дела. По содержанию деятельности они являются прежде всего, органами законодательной власти. В Конституции США 1787 г. (разд. 1 ст. 1) сказано: "Все принятые здесь полномочия законодательной власти предоставляются Конгрессу ..." Эта формула, конечно же в разных вариантах, была воспроизведена в конституциях большинства государств. Другие высшие органы государственной власти, как правило, законы не принимают. Их нормативные акты именуются иначе (например, указы и декреты - законы президента, постановления и ордонансы правительства, прокламации, конституционные акты военных (временных, советов и т.п.). Конечно, есть и исключения. В отдельных странах, наряду с высшими представительными органами или при их отсутствия законы издают некоторые другие органы: монарх в абсолютной монархии, народный консультативный конгресс в Индонезии (только в форме 5-летней программы развития), Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (по отдельным вопросам), постоянные комиссии итальянского парламента, секции парламента в Греции ( в особых условиях).
Важно обратить при этом внимание на то, что кроме законодательной функции, в их деятельности значительное место занимают и другие, в частности представительная, учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, квазисудебный, внешнеполитическая подобное. Другими словами, парламент любого демократического государства сочетает в себе несколько качеств. Такая комплексная характеристика органа народного представительства находит соответствующее отражение в конституциях зарубежных стран. Приведем несколько конституционных определений парламента.
Форма правления 1974 Швеции (§ 4) фиксирует следующее: "Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает постановления о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией ". Несколько иначе характеризует парламент Конституция Португалии. В ст. 150 она определяет: "Ассамблея республики является собранием, представляющим всех португальских граждан". А дальше в разделе 2 достаточно подробно представляет политическую и законодательную компетенцию, контрольные полномочия, а также ее компетенцией в отношении других органов власти. Но не адекватно определение этого понятия дает Конституция Испании (ст. 66): "1. Генеральные кортесы представляют испанский народ ... 2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность правительства, и, кроме того, обладают иными полномочиями, предусмотренными Конституцией ... "
Итак, современные парламенты - это общенациональные коллегиальные представительные органы государственной власти, полностью или частично избираются народом (избирательным корпусом), действующих на постоянной основе, и которые осуществляют в механизме государственного властвования прежде функции законотворчества, учредительную, контроля за исполнительной властью, бюджетно-финансовой , внешнеполитическую подобное.
Важное значение для характеристики парламента как конституционного института имеет закрепление его правового положения в системе органов государственной власти. При этом отметим, что мировая конституционная теория и практика исходят из того, что правовой статус парламента обусловлен многими факторами, и в первую очередь особенностями истории политических институтов соответствующего государства, ее государственного и общественного строя, провозглашенными в основных законах принципами, существующими партийными системами и социально -экономическими и политическими условиями и т.д..
И все же конституционный статус парламента зависит прежде всего от закрепленных в конституциях основополагающих принципов организации государственной власти в той или иной стране. В Великобритании, например, в качестве одной из фундаментальных провозглашается принцип парламентского верховенства, и, соответственно этому, орган народного представительства юридически выступает как источник всей законодательной власти. Одновременно принцип народного (национального) суверенитета приводит, в конечном счете источник власти, в том числе законодательной, - народ, а парламент - один из органов государства, через который народ осуществляет свой суверенитет в форме законодательной функции.
Совсем по-другому определяется конституционный статус парламента в Конституции США 1787 г., где была впервые использована формула о народе как главный источник законодательной власти (в преамбуле зафиксировано: "Мы, народ Соединенных Штатов ... устанавливаем и вводим эту Конституцию ...").
Зато в социалистических странах марксистская концепция традиционно отвергает значение парламента в управлении государственными делами, требуя заменить и действительно заменяя его на практике системой Советов. Ее сторонники считают, что в парламенте "только болтают", а в его составе при капитализме НЕТ трудящихся. В конституционной науке распространена и концепция "рационализированного парламентаризма" (например, во Франции). Она предусматривает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако даже в странах, придерживающихся этой концепции, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов. Совсем с других позиций отрицается значение парламента исламскими фундаменталистами, концепция которых построена на идее халифата. Здесь вместо парламента образуется совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии за конституции 1992 г. И хотя в большинстве мусульманских стран парламент избирается, однако его роль иногда ограничивается консультативными полномочиями.
В научной литературе справедливо связывают конституционный статус парламента с соответствующими формами государственного правления, ведь положение и роль высшего представительного и законодательного органа в решающей мере зависит от характера взаимоотношений высших органов государства. Рассматривая под таким углом зрения конституционный статус парламентов, можно выделить четыре основные модели.
Первую модель представляют органы народного представительства тех государств, провозгласивших в качестве основы конституционного строя принцип парламентского правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Болгария, Греция, Венгрия и др.).. Место и роль парламента в системе государственных органов определяется тем, что от него производным является правительство, которое формируется и несет ответственность перед ним. В некоторых из этих стран глава государства также избирается по активным участием парламента.
Вторая модель конституционного статуса парламентов присуща странам с президентской формой правления, которые заложили в основание организации государственной власти принцип жесткого разделения властей (США и нет.). Существующая здесь конституционная система "сдержек и противовесов" четко отражает соотношение трех ветвей власти.
Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления (Франция, Россия и др.).. Здесь провозглашается институт парламентской ответственности правительства, однако и президент наделяется правом роспуска парламента.
Четвертую модель составляют парламенты "советского образца" (СРВ, КНР, КНДР, Куба). Здесь назначение парламента сводится к формальному одобрению, принятых за его пределами высшими партийными органами, политических решений.
Нельзя отнести ни к одной из указанных моделей т. н. "Консультативные" парламенты (Бахрейн, Бруней, Катар, ОАЭ), поскольку они являются только совещательными учреждениями.
Итак, современный парламентаризм характеризуется наличием нескольких устоявшихся видов парламентов, различающихся своим статусом, порядком формирования, структурой, функциями и другими признаками.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначны. Парламентаризм не может существовать без парламента, ведь его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм является одновременно высоким качеством парламента. Дореволюционный русский государствовед В.М. Гессен считал парламентаризм венцом конституционного режима. В отечественной и зарубежной конституционной литературе можно встретить немало дефиниций парламентаризма. Как правило, в них акцентируется внимание на том, что парламентаризм - это система государственного руководства обществом, для которого характерны признание ведущей или особой (существенной) роли парламента в осуществлении государственно-властных функций. Но такое определение не раскрывает содержательной характеристики этой категории. На наш взгляд, можно предложить следующее ее определение.
Парламентаризм - это определенная в конституции и других законах и соответствующим образом трансформирована в практическую плоскость организация власти в государстве и обществе, при которой парламент, построенный на демократических принципах, обладает юридическим статусом и реальными полномочиями представительного, законодательного, контрольного и учредительного характера в бюджетно-финансовой и внешнеполитической сферах и своей активной деятельностью выступает гарантом защиты интересов как большинства, так и меньшинства граждан страны. Итак, парламентаризм является высшим качеством функционирования парламента в современных условиях.

 

48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
Одним из определяющих моментов в характеристике современных парламентов и выявления особенностей органов народного представительства конкретных государств является их построение. Главным признаком построения органов народного представительства является их структура. Вопрос о том, с какого количества палат должен состоять парламент, считается одним из самых спорных в науке конституционного права.
Исторически первой сложилась и долгое время была доминирующей двухпалатная структура парламента. Как и большинство политических институтов, она является творчеством эмпирического порядка. Она возникла в Англии в середине XIV в., Когда Парламент поделился на Палату лордов и Палату общин, существующих и доныне. Следовательно, она возникла под влиянием совокупности исторических условий, которые обусловили своеобразную природу государственного строя этой страны. Начиная с XVIII в. наличие двух палат стала считаться необходимым элементом представительного правления (Конституция США 1787 г. образовала Конгресс, состоящий из двух палат: Палаты представителей, представляла всю нацию, и Сената, который представлял штаты). Практически до первой половины ХХ в. двухпалатная система существовала почти повсеместно; исключением были балканские государства (Болгария, Греция, Сербия и др.). и некоторые латиноамериканские (Гондурас, Коста-Рика, Панама и др.).. При этом в юридической литературе под двухпалатной системой имелась в виду такая организация законодательной власти, при которой окончательное принятие текста закона осуществляется путем согласования недоразумений между двумя самостоятельными коллегиальными учреждениями - первой и второй, или верхней и нижней палатами. Именно равноправие обеих палат и необходимости согласования между ними для издания всех, без исключения, законы, - такие наиболее существенные моменты в понимании двухпалатной системы, - так, в частности, понимал эту проблему В.М. Гессен.
В современной же науке конституционного права принято считать частью, что двухпалатная система имеет естественную базу только в федеративных государствах, где одна палата возникает как орган, представляющий всю нацию в целом, а вторая состоит из депутатов, представляющих каждый штат, или существует как аристократический пережиток (Великобритания). Однако, как показывает государственно-правовая практика 5 стран (Коморские Острова, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, Танзания, Эфиопия), федеративное устройство не привел к созданию двухпалатной системы. Следовательно, политический выбор упомянутых пяти государств говорит о том, что двухпалатная система не является обязательным элементом структуры федеративного государства. Зато в 46 унитарных государствах предпочли двухпалатной системе.
Ученые-конституционалисты разных стран уже в наше время выдвинули ряд новых аргументов в защиту двухпалатной структуры парламента. В частности, М. Амеллер обосновывает необходимость двухпалатности (бикамерализма): во-первых, стремлением более устойчивого равновесия сил между исполнительной и законодательной властями, при которой ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается второй палатой, которая формируется на других принципах, во-вторых, желанием заставить парламентскую машину работать эффективно, благодаря наличию т. н. контрольной палаты, в обязанности которой входит осуществление тщательной проверки иногда поспешных решений первой палаты. Не менее убедительные доводы приводит М. Прело, который пишет, что "единственная палата представляет народ односторонне и пренебрежет другими аспектами ... Для развитой нации необходимо иметь несколько видов представительства, чтобы точно передавать все ее сложные и разнообразные мысли и чаяния". Еще один аргумент М. Прело заключается в том, что в странах с однопалатной системе государственные учреждения менее устойчивы (Видимо, не без оснований первый президент второй испанской республики Алкала Замора приписывал ее гибель отсутствием сената).
В поддержку двухпалатной системы можно привести еще два аргумента. Первый, теоретический, заключается в том, что вторая палата слуговуе внутренней противовесом против усиления могущества первой, образуя своеобразный баланс сил в представительном органе, что является основой его жизнедеятельности в целом. Второй - политический: двухпалатное представительство в условиях роспуска основной палаты превращает вторую - верхнюю в важный политический инструмент на случай кризисных явлений или введения чрезвычайного положения.
И хотя сегодня двухпалатности (бикамерализм) уже не является доминантной тенденцией в построении высших органов народного представительства (по нашим подсчетам двухпалатные парламенты созданы только в 61 государстве, т.е. в 1 / 3 стран мира) все же очевидна тенденция предоставления второй палате новой роли (например, в Боливии, Испании, Италии, Колумбии, Франции второй палаты являются органами регионального (территориального) представительства; Палата провинций в Хорватии образована на основе представительства интересов местного управления и самоуправления).
Сегодня подавляющее большинство парламентов мира имеют однопалатную структуру. В этой связи несомненный интерес вызывает картина распространенности однопалатной системы парламента в странах мира. В Европе - почти в половине государств парламенты однопалатное. На Американском континенте однопалатное системы характерны для небольших государств (Коста-Рика, Сальвадор и др.).. Подобная же тенденция свойственна и Азии (за исключением Израиля, Ирана, Турции). Относительно Африки, то здесь можно даже установить определенную закономерность: в странах с авторитарными и тоталитарными режимами парламенты однопалатное (Бенин, Гамбия, Зимбабве, Нигер, Сомали и др.).. Заметим, что вопрос выбора двухпалатной или однопалатной системы нет в своей основе юридического содержания. Причины выбора той или иной системы нередко имеют исторический характер, объясняются иногда национальными особенностями, но в подавляющем большинстве он связан с политическими решениями, которые принимают правящие круги.
Разделение парламентов на палаты является основным в их структуре, но он, конечно, не исчерпывает их организацию. В ряде стран (например, в Индонезии, Туркменистане, КНР) существуют парламентские структуры или подчинены парламентам органы законодательной власти общей компетенции в виде президиума, бюро, комитетов и т.п.. Кроме того, однопалатное парламенты и палаты двухпалатных парламентов также имеют внутреннюю структуру, важнейшими элементами которой являются парламентские фракции, органы и комитеты (комиссии). К тому же, как указывают немецкие государствоведов Г. Кляйн и В. Цяе, построение парламента имеет одну особенность, а именно: она носит не столько организационный, сколько политический характер.
Существенным элементом внутреннего построения однопалатного парламента, палаты двухпалатного парламента является парламентские фракции (группы, клубы, парламентские партии), которые определяются как группировка внутри политической партии в парламенте. Образуются они, как правило, из числа депутатов парламента, принадлежащих к той или иной партии или придерживаются одних и тех же взглядов. В конституциях, принятых после Второй мировой войны, не только признается на самом высоком юридическом уровне факт существования фракций, но и содержатся конкретные предписания, регламентирующие вопросы создания и функционирования парламентских фракций. Так, согласно конституционным законам Швеции, избранные в Риксдага депутаты не могут начать работу, пока не присоединятся к одной из парламентских фракций. Другим основанием для формирования парламентских фракций есть минимальный количественный состав депутатов, достаточный для их создания. Регламентами палат, в частности, установлены следующие нормы: в Австрии - 5; Румынии - 10; Российской Федерации - 35 депутатов.
В некоторых государствах фракции имеют особый статус - "парламентских партий". В Великобритании согласно обычаю, получивший распространение, все политические партии, получившие представительство в Палате общин (их в начале 1994 года было 10), именуются "парламентскими партиями". Такие же наименования имеют депутатские объединения в парламентах Австрии, Канады, Новой Зеландии.
В парламентских фракциях есть свое руководство: председатель (иногда - бюро, в который входят лидеры партий), в англосаксонских странах назначаются «кнуты», обязанность которых - обеспечивать явку членов фракции на пленарные заседания палат, особенно во время голосования.
О роли парламентских фракций в осуществлении государственно-властных функций можно получить реальное представление на примере Португалии. Конституция этой страны закрепляет за ними следующие права: а) участия в работе комиссий Ассамблеи, б) высказывание своих предложений при составлении повестки дня, в) инициирования путем подачи интерпелляций Правительственные дискуссий по политическим вопросам г) требовать создания небхидночих парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюции о программе Правительства и вотума недоверия ему; е) получение регулярной информации от правительства по вопросам, которые проявляют общественный интерес.
В целом партийные группировки в парламенте лучше выполняют задания связующее звено между правительством и общественным мнением.
Важным элементом внутреннего построения палат парламентов являются их руководящие органы. Руководящий орган палаты (парламента) существует с момента самоосознания и самовыражения коллегии депутатов себя в качестве социално-политической организации. Исторически его появление связывают с заседанием английского парламента в 1377 г.: депутаты, выслушав требования короля, собрались отдельно на специальное заседание для их обсуждения, а впоследствии снова собрались вместе для объявления своих решений монарху через назначенных ими представителей-ораторов. Так появилась должность спикера (англ. Speaker - буквально оратор).
Формы организации руководящих органов палат можно разделить на три основные группы:
1) в которых есть единоличные председатели палат (по общему правилу, они имеют одного или нескольких заместителей). Такой вид руководящего органа предусматривает законодательство таких государств, как Великобритания, Россия, Румыния, Япония и др..;
2) руководство которыми осуществляют образуемые (избранные) ими коллегиальные органы (президиум, постоянные комитеты и т.д.). Таковы бюро в Испании, оргкомитет в Чехии, президиум сессии в КНР;
3) те, где в палатах парламента есть и голова и образован палатой (однопалатным парламентом) коллегиальный орган. Здесь наряду с избранным палатой головой с собственными полномочиями действуют также избранные палатой или образованные партийными фракциями члены коллегиальных руководящих органов, которые также обладают своими правами. В состав такого руководящего органа обязательно входят председатель палаты, его заместители, секретари и квесторы (Австрия, Испания, Италия).
Одной из ключевых фигур является должность председателя палаты (однопалатного парламента). Основная часть его полномочий связана с организацией и проведением пленарных заседаний. Он представляет парламент в отношениях с другими органами государственной власти, выполняет ряд церемониальных функций (в частности, принимает присягу президента, судей). Принципиальное значение имеет право председателя палаты (парламента) на временное замещение должности президента республики, привлечения к участию в работе различного рода координационных органов, образованных при главе государства. Сделаем особый упор на личных качествах руководителя парламента, либо спикера палаты. Это должностное лицо по неписаным правилам выполняет много деликатных функций по посредничеству как между правящим и оппозиционным блоками в парламенте, так и между законодательной и исполнительной ветвями власти. Поэтому это должностное лицо должно быть нейтральным, обязательно должен обладать высокими профессиональными и личными качествами. Государственно-правовая практика демократических стран еще раз доказывает справедливость этого. Например, во Франции Ж. Шабан Дельмас занимал пост председателя национальной ассамблеи в пяти легислатурах (1958 - 1969 гг, 1978 г.) и был избран шестой в 1986 г.
Одним из главных элементов внутреннего построения палат (парламентов) и одновременно их важнейшим рабочим органом является их постоянные комитеты (комиссии). Целесообразно сделать некоторые пояснения по применению терминов "комитет" и "комиссия". Применение того или иного термина зависит от соответствующей национальной терминосистемы: в странах, которые восприняли англосаксонскую систему права, для обозначения вышесказанного органа используется термин "комитет", а в тех, где господствует континентальная система права - "комиссия". В палатах (парламенте) любого государства могут образовываться как комитеты, так и комиссии, которые, разумеется, определенным признакам между собой различаются. Комитеты имеют более сложную структуру (в его составе образуются, как правило, подкомитеты по основным направлениям его деятельности) и играют более важную роль в деятельности палат, чем комиссии. Реальное значение некоторых комитетов в отдельных странах (Главного комитета Национального совета Австрии, комитетов по ассигнованиям обеих палат Конгресса США и др.). Возросло настолько, что иногда они приобретают конституционного статуса.
Впервые постоянные комитеты (комиссии) образованы в конце XIX в. в парламенте Великобритании, а в 1902 г. они появились в парламентской практике Франции. Изначально они были лишь органами, которые занимались предварительным рассмотрением вопросов, обсуждавшихся затем на пленарных заседаниях палат (парламента). В теоретическом плане роль этих органов осталась и в наше время. С практической же точки зрения, постоянные комитеты (комиссии): во-первых, разгружают палаты (парламенты) от рассмотрения дел в деталях, во-вторых, привлекают к обсуждению вопросов специалистов из числа недепутатив со стороны, в-третьих, позволяют применять упрощенную процедуру обсуждения, чем ускоряется решение дел.
Постоянные комитеты (комиссии) имеют специализированный характер: каждый из них ведает одной отраслью (сферой), соответственно им и поручается предварительное рассмотрение всех проблем, касающихся данной отрасли (сферы). Считается наиболее удобной и продуктивной такая система специализации, при которой круг вопросов, относящийся к ведению комитетов (комиссий), совпадает с вопросами, которые входят в компетенцию соответствующих министерств. Каждая палата (однопалатный парламент) образует определенное количество постоянных комитетов (комиссий): в США нижняя палата имеет 22, а верхняя - 16; в Австрии - соответственно 33 и 10; в Японии - 18 и 16, во Франции - в каждой палате создан по 6 комиссий.
Или не самую разветвленную и сложная система парламентских комитетов в Конгрессе США. Она имеет такую ​​структуру: постоянные комитеты в каждой палате, специальные и постоянные объединенные комиссии, расследовательских комитетов (в каждой палате и объединены), согласительные комитеты, а также и т. н. комитеты всей палаты в каждой палате. А в их состав входят десятки постоянных и специальных подкомитетов (в Сенате - 60, а в Палате представителей - 82). Подкомитеты - это те подразделения Конгресса, где тесно сотрудничают три стороны: законодатели, соответствующие ведомства исполнительной власти и лоббисты, представляющие заинтересованные в прохождении того или иного законопроекта группы.
Основной организационно-правовой формой работы постоянных комитетов (комиссий) является их заседания. Кворум, конечно, составляет половина состава, в Польше - 1 / 3. На заседаниях предварительно обсуждают законопроекты, от их имени содокладчик выступает на парламентарной заседании парламента (палаты). Комитетская стадия обсуждения законопроекта во многом определяет их содержание и судьбу. Комитеты (комиссии) часто обсуждают информации руководителей соответствующих исполнительных ведомств.
Особые полномочия имеют постоянные комиссии в Испании, Италии, Мексике, секции в Греции. При определенных условиях они даже принимают законы вместо палат.
Палаты (парламенты) при необходимости образуют временные комиссии - следственные, ревизионные, специальные, особые, редакционные и др.. Такие комиссии создаются для рассмотрения любого конкретного вопроса и прекращают свое существование после подведения итогов своей деятельности. Для них характерным особенностям является строго ограниченные полномочия и сроки действия.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...