Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вещные права лиц, не являющихся собственниками: признаки и виды.

Вещными правами наряду с правом собственности являются:
1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое приобретается гражданами по основаниям и в порядке, предусмотренном земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ);
2) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК РФ);
3) сервитут - право ограниченного пользования соседним участком, предоставления которого вправе требовать собственник недвижимого имущества от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (ст. 274 ГК РФ);
4) право хозяйственного ведения имуществом, предполагающее, что государственное
или муниципальное унитарное предприятие, которому принадлежит это имущество, владеет, пользуется и распоряжается им в предусмотренных законодательством пределах (ст. 294 ГК РФ);
5) право оперативного управления имуществом, в соответствии с которым казенное предприятие, учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в установленных законом пределах в соответствии с целями своей деятельности, заданий собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 296 ГК РФ).

--Право пожизненного наследуемого владения и право бессрочного пользования земельным участком предоставляют пользователю возможность использовать земельный участок по назначению, осуществлять на нем сельскохозяйственное производство, возводить строения, на которые у него возникает право собственности (ст. 266, 269 ГК РФ). При праве бессрочного пользования участок может быть с согласия собственника сдан пользователем в аренду. Владелец, занимающий участок на праве пожизненного наследуемого владения (им может быть только гражданин), вправе передавать участок в аренду, а также безвозмездное срочное пользование без согласия собственника (ст, 267 ГК РФ). Владелец, не являющийся собственником участка, не имеет права его продать, обменять, передать в качестве предмета залога и совершать другие акты распоряжения им (п. 2 ст. 267, ст. 270 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения.

В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на паи или доли его работников или трудового коллектива <1>. Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).

Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере - и правомочие распоряжения.

Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится распределенным государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическоелицо.
В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе:
-во-первых, создать такое унитарное предприятие - несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);
-во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);
-в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);
-в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.
Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Более того, осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом, иными правовыми актами (т.е. указами Президента РФ и постановлениями федерального Правительства) и уставом конкретного предприятия.

Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, а также совершения некоторых сделок без предварительного согласия собственника (п. 2 и п. 4 ст. 18 Закона о предприятиях). При этом своим имуществом унитарное предприятие вообще может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную (основную) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях).

Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (п. 1 ст. 300 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о предприятиях), что говорит о наличии в его составе "правомочия следования", характерного для ограниченных вещных прав.

Право оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Субъектов права оперативного управления создает собственник-учредитель, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. При этом не допускается соучредительство, т.е. создание таких юридических лиц за счет имущества нескольких собственников. Собственники вправе также реорганизовать или ликвидировать созданные ими учреждения или казенные предприятия без их согласия.

Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете доходов и расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего).

Объектом рассматриваемого права также является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У учреждений образования такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем, пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению.

Столь узкий характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов. С учетом весьма ограниченных возможностей учреждения и казенного предприятия распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника закон предусматривает субсидиарную ответственность последнего по их долгам, считая ее одной из основных особенностей имущественно-правового статуса этих юридических лиц (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях).

В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления, признаваемые за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия учредителя (уполномоченного им органа публичной власти) и лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены его уставом (ст. 19 Закона о предприятиях). В отношении производимой им (готовой) продукции закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК). Собственник устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия без согласования с ним (п. 2 ст. 297 ГК; п. 3 ст. 17 Закона о предприятиях).
Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов их учредитель (публичный собственник) несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий - субъектов права хозяйственного ведения.

Учреждение же в соответствии с прямым указанием п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (ст. 70 Бюджетного кодекса) <1>. Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут требовать обращения взыскания не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель.

Однако следует иметь в виду, что денежные обязательства бюджетных учреждений не должны превышать объем, установленный в доведенных до них лимитах и утвержденных им сметах доходов и расходов (п. 1 ст. 225, п. 4 ст. 226, ст. 227 Бюджетного кодекса). При превышении этих объемов орган, исполняющий соответствующий бюджет, может отказаться подтвердить их, что, в свою очередь, может повлечь отказ в их оплате за счет бюджетных средств, а в силу предусмотренного ст. 239 Бюджетного кодекса правила об "иммунитете бюджетов" весьма затруднительным станет и применение субсидиарной ответственности за счет бюджетных средств собственника-учредителя. При этом все иное имущество учреждений забронировано от взыскания кредиторов. В результате кредиторы учреждений, чтобы не оказаться в тяжелом положении, должны всякий раз удостоверяться в отсутствии превышения указанных объемов расходов у своих контрагентов, что делает последних весьма ненадежными участниками имущественного оборота.

Сервитуты.

Сервитут – это ограниченное право пользования чужим земельным участком.

В соответствии с п. 1 стр. 274 ГК РФ собственник земельного участка (или иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка, в отношении которого он установлен. Более того, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в отношении которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

В случае, если права на земельный участок, обремененный сервитутом, перейдут к другому лицу, то сервитут сохраниться. При этом сам по себе сервитут не может быть предметом сделок (купли-продажи, залога и др.) и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой сервитут был установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Виды сервитутов

Действующим законодательством предусмотрено два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть, как правило, по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается.

Кроме того, сервитуты бывают срочными (устанавливаются на определенный срок) и постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).

Основания для сервитутов

В соответствии с п.3 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных,

электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Порядок установления сервитутов

Как уже было сказано выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Следует отметить, что в ГК РФ и ЗК РФ процедура проведения таких слушаний не описана, поэтому, в настоящее время, субъекты РФ принимают по этому поводу свои нормативные акты. Так, например, в Московской области порядок проведения общественных слушаний по поводу установления публичного сервитута регулируется статьей 13 Закона Московской области от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Порядок прекращения сервитутов

Согласно положению ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Механизм государственной регистрации сервитутов

Сервитуты вступают в силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.

 

12. Виды права собственности: субъекты, объекты, содержание.

Частная (ФЛ и ЮЛ), государственная, муниципальная.

Право собственности физических лиц: понятие, содержание, субъекты и объекты.

Право частной собственности — одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право собственника на осуществление правомочий собственника по отношению к конкретному имуществу, включая средства производства.

Выделяют два вида права частной собственности:

• право частной собственности граждан;

• право частной собственности юридических лиц.

Под правом собственности граждан понимают совокупность норм, регулирующих отношения по осуществлению гражданами трех полномочий собственника. Эти нормы составляют институт права собственности граждан.

Фактически это предусмотренная законом возможность граждан своими действиями осуществлять три правомочия собственника в пределах, установленных законом, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом по своему усмотрению путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих законодательству и не нарушающих права и законные интересы других лиц.

Источники формирования собственности граждан – их собственный труд и независимая самостоятельная экономическая деятельность.

Виды собственности граждан:

1) собственность, источником которой является собственный труд в качестве наемного рабочего;

2) собственность, источником формирования которой является предпринимательская деятельность, основанная на собственном труде;

3) собственность, источник формирования которой – привлечение наемного труда.

Субъекты: все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом может быть все имущество, кроме имущества, изъятого из гражданского оборота (богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений и др.). Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается (кроме случаев, предусмотренных законом).

В отношении некоторых объектов установлен специальный правовой режим, в частности на жилье (должно использоваться по назначению для удовлетворения потребностей собственника и членов его семьи), на транспортные средства, подлежащие специальной регистрации, оружие, на приобретение которого требуется специальное разрешение, сильнодействующие яды, применяемые в лечебных, научных и производственных целях, и другие объекты, обо-ротоспособность которых ограничена.

Особенности объектов права собственности граждан:

• в собственности граждан могут быть любые объекты, за исключением указанных в законе (п. 1 ст. 213 ГК РФ);

• количество и качество объектов, которые могут находиться у граждан, не ограничено, кроме случаев, указанных в законе (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 и п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ);

• ограничения в количестве и качестве объектов, которые могут быть в собственности граждан, допускаются лишь в интересах защиты конституционного строя, обороны страны, нравственности, здоровья и интересов других лиц;

• сделки граждан с недвижимостью подлежат государственной регистрации, а собственник недвижимости облагается налогом;

• транспортные средства и оружие, принадлежащие гражданам, подлежат специальной регистрации;

• на приобретение некоторых объектов гражданам требуется получить специальное разрешение (это касается, например, приобретения огнестрельного охотничьего оружия, сильнодействующих ядов и др.);

• граждане, содержащие домашний скот, должны соблюдать ветеринарные и санитарные правила;

• граждане, являющиеся собственниками земельного участка, обязаны соблюдать соответствующие требования (заботиться о плодородии земли).

Право собственности юридических лиц

Наличие у юридического лица обособленного имущества является необходимым признаком, без которого оно не может существовать. Юридические лица могут обладать имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения, а также оперативного управления. К числу юридических лиц, обладающих имуществом на праве собственности, относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие, предусмотренные законом организации.

Право собственности юридического лица в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих отношения по поводу принадлежности (присвоенное™) ему определенных материальных благ, а также порядок приобретения, владения, пользования и распоряжения ими.

При этом часть правовых норм, содержащих право собственности юридических лиц, носит общий характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Вторая группа норм носит специальный характер и имеет отношение только к отдельным видам юридических лиц-собственников. С учетом этого можно выделить право собственности хозяйственных обществ и товариществ, включая дочерние и зависимые общества; право собственности производственных и потребительских кооперативов; право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных организаций; объединений юридических лиц.

Для права собственности юридического лица независимо от организационно-правовой формы характерны следующие закономерности.

1. Лицо, обладающее имуществом на праве собственности, является единственным собственником принадлежащего ему имущества.

2. Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, предусмотренные в ГК. Учредители (участники, члены) юридического лица не являются собственниками имущества юридического лица, в том числе внесенных в уставный (складочный) капитал вкладов (паев). Учредители (участники, члены) юридического лица в отношении имущества юридического лица имеют только обязательственные права (применительно к хозяйственным обществам, товариществам, производственным и потребительских кооперативам) либо вообще не имеют имущественных прав (применительно к общественным и религиозным организациям (объединениям), ассоциациям и союзам).

3. Имущество юридических лиц, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, состоит из имущества, переданного ему учредителями (участниками, членами) в качестве вклада (взноса), и имущества, произведенного и приобретенного юридическим лицом в процессе его деятельности (п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК).

4. Юридические лица вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, если они не противоречат закону, иным правовым актам и не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц. Пределы осуществления права собственности юридического лица зависят от объема его правоспособности. Коммерческие организации, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые действия при осуществлении правомочий собственника. Некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, значительно ограничены в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Например, согласно п. 4 ст. 213 ГК такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Например, отдельные виды имущества могут находиться только в государственной и муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК). Это означает, что его не могут приобрести в собственность хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы.

5. Содержание правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом юридического лица в значительной мере определяется его учредительными документами. Именно уставом или иным учредительным документом юридического лица определяются источники, порядок и сроки формирования уставного капитала юридического лица, порядок распоряжения его имуществом, а также распределения между участниками прибыли и убытков.

Право собственности юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы имеет определенные особенности, касающиеся оснований его возникновения и прекращения, а также осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения.

Объекты права собственности юридических лиц

В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме имущества, которое по закону не может находиться в их собственности.

Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество — как движимое, так и недвижимое: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудование, денежные средства и

Количество и стоимость имущества, принадлежащего юридическому лицу, не ограничиваются, кроме случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 213).

Право собственности хозяйственных обществ и товариществ. Хозяйственные общества и товарищества, обладая общей правоспособностью, как собственники вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия по осуществлению правомочий владения, пользования и распоряжения, если эти действия не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов других лиц. (Например, согласно ст. 575 ГК “Запрещение дарения” не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в отношениях между коммерческими организациями.) Полномочия собственника хозяйственные общества и товарищества осуществляют через свои органы путем сочетания единоначалия с коллегиальными формами управления.

Основаниями приобретения права собственности хозяйственных обществ и товариществ является обобществление имущества его учредителей (участников) при учреждении, создание в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также посредством осуществления гражданско-правовых сделок.

Обобществление имущества осуществляется путем внесения учредителями (участниками) вкладов в уставный или складочный капитал. Вкладом могут быть как денежные средства, имущество в натуре (здания, сооружения, земельные участки, оборудование), так и имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. С момента передачи имущества хозяйственному обществу или товариществу юридические лица приобретают право собственности на это имущество (п. 3 ст. 213 ГК).

Осуществление правомочия распоряжения имуществом хозяйственных обществ зависит от вида и количества отчуждаемых или приобретаемых объектов. Например, решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 79 Закона “Об акционерных обществах”). В случае если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Объектами права собственности хозяйственных обществ и товариществ являются как имущество, переданное в качестве вкладов в уставный капитал или взносов, так и имущество, произведенное или приобретенное им по иным основаниям. Например, по договору купли-продажи, путем размещения акций и облигаций.

Имущество хозяйственных обществ и товариществ подразделяется на фонды. Фонды представляют собой обособленные части имущества хозяйственного общества или товарищества, предназначенные для определенных целей. Виды, источники формирования и пополнения фондов, а также порядок их расходования определяются в учредительных документах, положениях о фондах, а также в законах и иных правовых актах.

Например, в акционерном обществе в обязательном порядке образуется резервный фонд, который не должен быть менее 5% его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества.

Право собственности производственных и потребительских кооперативов. Производственный и потребительский кооперативы как юридические лица являются собственниками принадлежащего им имущества. К производственным кооперативам-собственникам относятся сельскохозяйственный производственный кооператив, рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство. К числу потребительских кооперативов относятся жилищно-строительные, гаражные, дачные, кредитные, сельскохозяйственные, потребительские и ряд других кооперативов.

В соответствии со ст. 109 ГК имущество производственного кооператива делится на паи его членов согласно уставу кооператива. Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, которые используются на цели, определяемые уставом. Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Основанием возникновения права собственности кооператива является объединение членами кооператива паевых взносов. Паи устанавливаются в денежной, земельной или иной имущественной форме. Паевой взнос может быть первоначальным и дополнительным. Первоначальный пай вносится в обязательном порядке. Дополнительный паевой взнос обычно осуществляется по желанию членов кооператива в целях получения дивиденда либо в целях увеличения размера паевого фонда. В ряде случаев он вносится в обязательном порядке. Так, на членов сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть возложено внесение дополнительных взносов для погашения образовавшихся у кооператива убытков (п. 4 ст. 116 ГК).

После формирования паевого фонда кооператива основным источником пополнения имущества у кооператива является создание и приобретение материальных благ в результате собственной производительной деятельности и совершения гражданско-правовых сделок. К таким сделкам относятся договоры купли-продажи, поставки, подряда, перевозки и др.

Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда). Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные объекты гражданских прав. Земельные участки и другие природные ресурсы могут быть паевым взносом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и природных ресурсах.

Оценка паевого взноса проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов – комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего 250 установленных федеральным законом МРОТ, должна быть проведена независимым оценщиком. Не только порядок определения размера пая члена кооператива, но и его размер должен быть закреплен в уставе кооператива.

При формировании имущества кооператива к моменту его регистрации член кооператива обязан внести не менее 10% своего паевого взноса, а остальную часть – в течение года с момента регистрации. Уставом кооператива должна быть предусмотрена ответственность члена кооператива за нарушение им обязательства по внесению паевого взноса. Кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности.

Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива. Паевой фонд кооператива определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Общее собрание членов кооператива обязано объявить об уменьшении размера паевого фонда кооператива, если по окончании второго или каждого последующего года стоимость чистых активов окажется меньше стоимости паевого фонда кооператива, и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке.

В целом имущество кооператива образуется не только за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, но и прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, а также иных допускаемых законодательством источников.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...