Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окончание и прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, может быть окончено или прекращено по общим правилам, закрепленным в ст. ст. 43 и 47 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании либо о прекращении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в организации или органы, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества; в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Подлинник исполнительного документа остается в материалах оконченного исполнительного производства. Если исполнительное производство оканчивается в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю, в орган, его выдавший, исполнительный документ подлежит направлению соответственно взыскателю, в орган, его выдавший (ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Данная норма может быть применена судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительных документов о вселении, что также предусмотрено ст. 108 Закона об исполнительном производстве, регламентирующей порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя.

 

2. Исполнение требований по жилищным спорам

 

Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о выселении.

Выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением.

Возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование о выселении, производится в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.

В случае если должник не исполнил требования исполнительного документа в течение установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока и не освободил жилое помещение, то судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, а также постановление о назначении нового срока исполнения, в котором предупреждает должника о том, что в случае неисполнения им требования о выселении в новый срок в соответствии со ст. 107 Закона об исполнительном производстве по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника. При этом согласно данной статье Закона об исполнительном производстве расходы по совершению исполнительных действий будут подлежать возмещению федеральному бюджету, взыскателю или лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Кроме того, необходимо также предупредить должника, что при неисполнении им требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 17.15 КоАП РФ.

При исполнении исполнительного документа о выселении судебный пристав-исполнитель вправе входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве). В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий совместно с судебным приставом-исполнителем в помещения, занимаемые должником, могут также входить и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах). В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель может привлечь сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Закона об исполнительном производстве).

В некоторых случаях вход в жилое помещение, занимаемое должником, может быть сопряжен с необходимостью вскрытия такого помещения. Осуществление судебным приставом-исполнителем (привлеченным им лицом) действий по вскрытию жилого помещения должника необходимо зафиксировать в акте о выселении должника, указав основания принятия судебным приставом-исполнителем решения о вскрытии жилого помещения (к примеру, злостное уклонение должника от исполнения требования о выселении и др.). Соответствующие расходы по вскрытию помещения подлежат возмещению за счет должника (п. 7 ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 105, ст. ст. 116 и 117 Закона об исполнительном производстве), о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждает старший судебный пристав.

Выселение должно производиться с участием понятых с составлением акта о выселении и описи имущества, в котором должен содержаться запрет выселенному должнику пользоваться освобожденным помещением. Если принудительное выселение осуществлялось в отсутствие должника, этот факт необходимо отразить в акте о выселении с указанием причин исполнения при таком обстоятельстве. Акт о выселении и описи имущества вручается или направляется должнику и взыскателю.

В ходе исполнительных действий по выселению должника жилое помещение, указанное в исполнительном документе, должно быть освобождено не только от выселяемого, но и от его имущества и домашних животных. Судебный пристав-исполнитель в присутствии понятых обязан составить опись имущества, от которого освобождается указанное в исполнительном документе помещение. При этом такая опись должна составляться независимо от того, производилось ли принудительное выселение в присутствии должника или в его отсутствие, изъявил ли должник желание взять находящееся в помещении имущество или нет.

Если при принудительном выселении должник отказался распорядиться своим имуществом, от которого освобождено помещение (либо выселение осуществлялось в отсутствие должника), судебный пристав-исполнитель должен зафиксировать данный факт в акте о выселении и обеспечить хранение имущества должника.

При принудительном выселении имущество должника, как правило, передается на хранение лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен соответствующий договор. Факт передачи имущества должника на хранение (независимо от того, кто является хранителем) в обязательном порядке должен быть зафиксирован в акте о выселении, в котором хранитель такого имущества предупреждается об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 312 УК РФ, за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту.

Должника, отказавшегося распорядиться своим имуществом (либо отсутствовавшего при принудительном выселении), необходимо предупредить, что расходы в данном случае по хранению его имущества возлагаются на самого должника, а также о том, что если в течение двух месяцев со дня выселения должник не заберет указанное имущество, то оно будет передано на реализацию в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве (т.е. в общем порядке). Согласно ст. 107 Закона об исполнительном производстве данная реализация имущества осуществляется судебным приставом-исполнителем после предупреждения должника в письменной форме по истечении двух месяцев со дня принудительного выселения должника.

Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

При рассмотрении вопроса об окончании исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя может возникнуть вопрос о моменте принятия такого решения. В частности, подлежит ли исполнительное производство, в случаях когда должник отказался распорядиться своим имуществом, окончанию сразу после реального выселения должника с составлением акта о выселении и описи имущества и передачи имущества должника на хранение другим лицам, либо исполнительное производство должно быть окончено только после разрешения ситуации с невостребованным имуществом должника (т.е. после его реализации).

Представляется, что в обозначенных случаях исполнительное производство может быть окончено сразу после выселения должника с составлением акта о выселении и описи имущества и передачи имущества должника на хранение (принимая во внимание установленные законом сроки исполнительного производства).

Если в последующем у судебного пристава-исполнителя возникнет необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения, к примеру, действий по возврату должнику его имущества, находящегося на хранении, взысканию с должника расходов по хранению его имущества, возврату должнику денежных средств, вырученных от продажи его имущества, данные действия потребуют процессуального оформления. Принятие судебным приставом-исполнителем соответствующих постановлений, по нашему мнению, должно осуществляться только в рамках исполнительного производства. В таких ситуациях судебному приставу-исполнителю следует инициировать перед старшим судебным приставом отмену постановления об окончании исполнительного производства о выселении должника (с учетом положений ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве) в связи с необходимостью совершения отдельных процессуальных действий в рамках этого исполнительного производства.

Если после принудительного выселения должник самовольно вселился в освобожденное помещение, его действия могут рассматриваться как самоуправство, за которое предусмотрена административная (ст. 19.1 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 330 УК РФ). В случаях, когда такие действия должником совершены до окончания исполнительного производства о выселении, судебному приставу-исполнителю следует соответствующую информацию направить прокурору для рассмотрения вопроса о привлечении должника к административной либо уголовной ответственности.

Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении.

Исполнение судебного акта о вселении заключается в обеспечении судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение, а также его проживание (пребывание) в нем.

Возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование о вселении, производится в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.

Учитывая, что Законом об исполнительном производстве предусмотрены некоторые особенности принудительного исполнения исполнительных документов о вселении, в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно предупредить должника о том, что в случае неисполнения им требования о вселении в установленный судебным приставом-исполнителем срок с него будет взыскан исполнительский сбор, а в последующем вселение взыскателя будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника.

Кроме того, необходимо также предупредить должника, что при неисполнении им требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 17.15 КоАП РФ.

Если должник по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя, продолжает препятствовать вселению, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

При исполнении исполнительного документа о вселении взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником (п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве). В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий совместно с судебным приставом-исполнителем в помещение, занимаемое должником, могут также входить и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах). В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель может привлечь сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Закона об исполнительном производстве).

В некоторых случаях вход в жилое помещение, занимаемое должником, может быть сопряжен с необходимостью вскрытия такого помещения. Осуществление судебным приставом-исполнителем (привлеченным им лицом) действий по вскрытию жилого помещения должника необходимо зафиксировать в акте о вселении, указав основания принятия судебным приставом-исполнителем решения о вскрытии жилого помещения (к примеру, злостное уклонение должника от исполнения требования о вселении и др.). Соответствующие расходы по вскрытию помещения подлежат возмещению за счет должника (п. 7 ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 105, ст. ст. 116 и 117 Закона об исполнительном производстве), о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом.

Вселение производится с участием понятых с составлением акта о вселении, в котором должник предупреждается о том, что он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании (пребывании) в помещении. Если принудительное вселение осуществлялось в отсутствие должника, этот факт необходимо отразить в акте о вселении с указанием причин исполнения при таком обстоятельстве. Акт о вселении вручается или направляется должнику и взыскателю.

Взыскателю должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в помещение, поэтому при вселении целесообразно решить вопрос о передаче должником взыскателю ключей от жилого помещения. Если такая передача ключей состоялась, об этом необходимо указать в акте о вселении.

Следует особо обратить внимание на то, что важной составляющей процедуры принудительного вселения является обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного повседневного проживания (пребывания) взыскателя в помещении, указанном в исполнительном документе. С учетом этого исполнительное производство следует оканчивать только после того, как судебный пристав-исполнитель убедится, что взыскатель беспрепятственно проживает в помещении, в которое он был вселен. Соответствующую проверку (при необходимости несколько проверок) судебному приставу-исполнителю следует проводить в двухмесячный срок, отведенный Законом об исполнительном производстве для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 36).

Если же взыскатель обратится к судебному приставу-исполнителю с заявлением о том, что должник вновь препятствует ему в проживании (пребывании) в помещении, в которое взыскатель ранее уже был вселен, судебному приставу-исполнителю следует вновь принять меры принудительного исполнения в виде принудительного вселения взыскателя, а также применить к должнику соответствующие штрафные санкции (ст. 17.15 КоАП РФ).

Кроме того, Закон об исполнительном производстве допускает принудительное вселение взыскателя и после окончания исполнительного производства. Согласно ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве, если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то взыскатель вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с соответствующим заявлением <1>.

--------------------------------

<1> При этом взыскателю не требуется вновь обращаться в суд, вынесший соответствующее решение, с заявлением о повторной выдаче исполнительного документа, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве подлинник исполнительного документа в случае фактического исполнения содержащихся в нем требований остается в оконченном исполнительном производстве.

 

При этом взыскателю следует разъяснить, что его заявление должно быть адресовано старшему судебному приставу подразделения судебных приставов, в котором ранее находился на исполнении исполнительный документ о вселении взыскателя, а также содержать просьбу об отмене ранее вынесенного постановления об окончании исполнительного производства о вселении взыскателя.

При удовлетворении указанного ходатайства взыскателя старший судебный пристав выносит постановление об отмене соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и поручает судебному приставу-исполнителю повторно произвести вселение взыскателя.

На практике зачастую судебные приставы-исполнители сталкиваются с ситуациями, когда в проживании (пребывании) в жилом помещении взыскателю препятствует лицо, проживающее (зарегистрированное) в указанном помещении и не являющееся должником. В таких случаях судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры принудительного исполнения в отношении указанного лица (ч. 5 ст. 108 Закона об исполнительном производстве), он должен составить акт о невозможности исполнения требования исполнительного документа о вселении при таких условиях, окончить исполнительное производство в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа (п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве), а также разъяснить взыскателю, что при таких обстоятельствах вопрос о вселении взыскателя решается в судебном порядке.

 

3. Исполнение требований по трудовым спорам

 

К требованиям неимущественного характера, вытекающим из трудовых споров, можно отнести содержащиеся в исполнительных документах требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

Возбуждение исполнительного производства по таким исполнительным документам производится в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.

Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 4 ст. 36 Закона об исполнительном производстве). С учетом этого Закон об исполнительном производстве также устанавливает особые правила прохождения такого рода исполнительных документов при их поступлении в подразделение судебных приставов.

Как следует из ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника после поступления в подразделение судебных приставов должен быть немедленно передан судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Таким образом, передача исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебному приставу-исполнителю должна осуществляться под непосредственным контролем старшего судебного пристава.

Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 105 Закона об исполнительном производстве предлагает должнику исполнить требования исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника в течение суток с момента получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В указанном постановлении в обязательном порядке должно содержаться предупреждение должника об административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

Поскольку исполнительным документом о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполнение фактически возлагается на руководителя организации, который может являться государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель должен согласно ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве в постановлении о возбуждении исполнительного производства (а также в виде отдельного предупреждения) предупредить указанное лицо об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Действия судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа о восстановлении на работе носят незамедлительный характер, в связи с чем судебному приставу-исполнителю следует обеспечить немедленное вручение должнику (руководителю должника-организации или его представителю) постановления о возбуждении исполнительного производства.

При неисполнении требований исполнительного документа в указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае дальнейшего неисполнения должником требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции, предусмотренные ст. 17.15 КоАП РФ.

В случае неисполнения должником требований исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника после установления новых сроков для исполнения судебному приставу-исполнителю следует передать необходимые материалы дознавателю службы судебных приставов для осуществления им действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, по привлечению виновного лица к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника может считаться фактически исполненным только при наличии двух оснований:

- взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей;

- отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.

С учетом этого судебному приставу-исполнителю необходимо лично проверить возможность исполнения взыскателем своих прежних трудовых обязанностей (свободное рабочее место, отсутствие препятствий к проходу на рабочее место и пр.), а также наличие соответствующего приказа (распоряжения). Такую проверку (при необходимости несколько проверок) судебному приставу-исполнителю следует проводить в двухмесячный срок, отведенный Законом об исполнительном производстве для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 36), по результатам проверки составить соответствующий акт и окончить исполнительное производство фактическим исполнением.

В случаях уклонения должника от исполнения судебному приставу-исполнителю необходимо также разъяснить взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа <1>.

--------------------------------

<1> Такие разъяснения взыскателю могут быть даны в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

 

Следует обратить внимание, что Закон об исполнительном производстве предусматривает меры защиты прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе. Так, в соответствии со ст. 120 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа.

 

4. Исполнение требований по брачно-семейным спорам

 

Выданные судами по результатам рассмотрения дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, исполнительные документы неимущественного характера касаются защиты прав и интересов несовершеннолетних, нарушений взрослыми своих обязанностей по отношению к несовершеннолетним и некоторых правомочий взрослых, возникающих из факта родства с несовершеннолетним. Это, как правило, исполнительные листы по делам:

- о передаче ребенка одному из родителей при расторжении брака, при раздельном проживании родителей (ст. ст. 24, 65, 66 СК РФ); о передаче (отобрании) ребенка при лишении родительских прав и без лишения родительских прав, при отмене усыновления (ст. ст. 71, 74, 143 СК РФ); о возврате ребенка родителям, в том числе при восстановлении родительских прав (ст. ст. 68, 72 СК РФ);

- об устранении препятствий в осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его родственников (ст. 67 СК РФ); об устранении препятствий к контактам ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст. 75 СК РФ);

- о получении информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 СК РФ).

Указанные исполнительные документы обязывают должника совершить определенные действия или не препятствовать совершению таких действий взыскателю, в связи с чем начальная стадия исполнительного производства по ним схожа с начальной стадией исполнительного производства по другим исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера.

Так, судебный пристав-исполнитель в порядке ст. 30 Закона об исполнительном производстве выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и устанавливает должнику срок для добровольного исполнения (за исключением случаев немедленного исполнения требований исполнительного документа, о чем должно быть указано в исполнительном документе), а также предупреждает об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

В случае неисполнения должником без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.

Учитывая, что в исполнительном производстве об устранении препятствий к контактам ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом, и о получении информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций родителем, проживающим отдельно от ребенка, должником является организация, поэтому ее соответствующие должностные лица также должны быть предупреждены и об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Кроме того, при возбуждении исполнительного производства об устранении препятствий в общении с ребенком судебному приставу-исполнителю следует также разъяснить взыскателю его обязанность соблюдать установленные судом условия исполнения судебного решения и предупредить о возможности окончания исполнительного производства и возврата исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями будет препятствовать исполнению исполнительного документа (п. 3 ч. 1 ст. 47 и п. 6 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Споры о детях, связанные с их семейным воспитанием, относятся к числу наиболее сложных. Стороны такого спора, которые в последующем обретают статус сторон исполнительного производства, как правило, находятся в некотором противостоянии, которое в конечном счете отражается на ребенке. Данная категория исполнительных документов, учитывая затрагиваемые ими отношения, требует определенного подхода при их принудительном исполнении, а в некоторых случаях исполнения - особого. Во всех случаях принудительного исполнения необходимо принимать во внимание физическое и психическое состояние ребенка, переживания, которые испытывает ребенок, его склонности, привычки и т.п.

Исполнение такого рода требований исполнительных документов должно осуществляться с участием сторон исполнительного производства. При этом, если сторонами исполнительного производства являются родители несовершеннолетнего, принудительное исполнение должно происходить только при их личном участии.

Действия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению должны исключать причинение несовершеннолетнему душевной и физической травмы. Поэтому при исполнении исполнительных документов, затрагивающих интересы детей, судебному приставу-исполнителю в каждом случае целесообразно рассматривать вопрос о необходимости привлечения представителей органов опеки и попечительства, которые могут оказать помощь судебному приставу-исполнителю квалифицированным советом, рекомендациями, а также предотвратить действия антипедагогического характера со стороны любых участников исполнительного производства.

При исполнении указанной категории исполнительных документов у судебного пристава-исполнителя могут возникнуть трудности психологического и педагогического характера. В таких ситуациях судебному приставу-исполнителю необходимо в порядке ст. 61 Закона об исполнительном производстве привлечь для участия в исполнительном производстве специалиста (психолога и (или) педагога).

Так, мнение специалиста необходимо в случае, когда при исполнении судебным приставом-исполнителем исполняется исполнительный документ, определяющий порядок общения ребенка с взыскателем, но сам ребенок отказывается от общения <1>.

--------------------------------

<1> Следует учитывать, что согласно ст. 57 СК РФ ребенок имеет право на собственное мнение, а по достижении ребенком 10 лет учет его мнения обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 

Если привлеченный в исполнительное производство в таких случаях специалист после общения с ребенком подтверждает нежелание ребенка встречаться с взыскателем, судебному приставу-исполнителю целесообразно составить соответствующий акт, после чего в порядке ст. 32 Закона об исполнительном производстве инициировать в суд, выдавший исполнительный документ, заявление о разъяснении способа и порядка его исполнения при вышеуказанных обстоятельствах.

Принудительное исполнение судебных решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), судебный пристав-исполнитель должен производить с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел (ст. 79 СК РФ).

При исполнении указанных судебных решений судебному приставу-исполнителю необходимо дать оценку поведению сторон в столь нестандартной ситуации. В процессе принудительного исполнения должник может проявлять агрессию, грубость, полное безразличие к состоянию ребенка и т.п., в свою очередь, взыскатель может проявить неумение найти подход к ребенку и т.п. В такой ситуации осуществлять принудительную передачу ребенка любого возраста для проживания другому родителю судебному приставу-исполнителю не следует.

Если же такого рода поведение сторон не изменится, судебному приставу-исполнителю необходимо составить соответствующий акт с участием представителей органов опеки и попечительства, после чего в порядке ст. 32 Закона об исполнительном производстве инициировать в суд, выдавший исполнительный документ, заявление о разъяснении способа и порядка его исполнения при вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что если в процессе принудительного исполнения возникнут обстоятельства, при которых исполнение данного решения суда представляется невозможным без ущерба интересам ребенка, по определению суда ребенок может быть временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 ст. 79 СК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Такая мера промежуточного характера чаще всего позволяет разрядить атмосферу, успокоиться родителям и ребенку, после чего легче исполнить решение суда даже в стенах этого учреждения.

 

До обращения в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения выданного им исполнительного документа судебному приставу-исполнителю следует также рассмотреть вопрос о привлечении в исполнительное производство специалиста (психолога, педагога) для дачи заключения о возможности совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения при вышеуказанном поведении сторон без причинения ущерба интересам ребенка.

Особенностью принудительного исполнения исполнительных документов об устранении препятствий в осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком его родственников является то, что совершение исполнительных действий по ним зачастую необходимо проводить в выходные дни <1>. Кроме того, могут возникать ситуации, при которых должники всячески препятствуют исполнению судебных решений, связанных с отобранием ребенка у лиц, лишенных родительских прав, ограниченных судом в родительских правах, а также удерживающих ребенка без законных к тому оснований (в том числе, когда существует угроза исчезновения ребенка, его переезда по неизвестному адресу), в связи с чем необходимо совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения после 22 часов.

--------------------------------

<1> Определяя порядок общения ребенка с взыскателем, суд, как правило, указывает, что встречи должны происходить в выходной день.

 

В таких случаях судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 35 Закона об исполнительном производстве должен получить соответствующее разрешение старшего судебного пристава на совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Выбор места

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...