Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ

Верховный Суд (ст. 126 Конституции РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административными иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. НО важно, что Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция.

Структура Верховного Суда РФ:

1. Пленум Состав: судьи ВС РФ, Председатель ВС РФ и его заместители, генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ. Полномочия пленума: изучает и обобщает судебную практику, дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, дает ответ на представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей нижестоящих судов по вопросам применения законодательства, утверждает составы судебных коллегий, заслушивает отчеты о деятельности Президента Верховного Суда РФ и коллегий. Пленум ВС РФ созывается не реже одного раза в 4 месяца.

2. ПрезидиумСостав: 13 судей, Председатель ВС РФ, его заместителей, избранных судей. Утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Компетенция: рассмотрение судебных дел в порядке надзора по вновь открывшемся обстоятельствам, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ, оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства (совместно с Министерством юстиции) и др.

Из числа судей ВС РФ Пленум ВС РФ утверждает коллегии:

3. Кассационная коллегия;

4. Судебная коллегия по гражданским делам;

5. Судебная коллегия по уголовным делам;

6. Военная коллегия;

Данные коллегии рассматривают подсудные им дела(гражданские, уголовные, касающиеся военнослужащих и т.д.). Они рассматривают дела в качестве судей первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам. Также в их компетенцию входит: обобщение и изучение судебной практики, анализируют судебную статистику и т.д.

Работой коллегий руководят их председатели

7. Аппарат Верховного Суда РФобеспечивает деятельность ВС РФ.

Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ

Председатель ВС РФ и его заместители организуют деятельность ВС РФ, осуществляют общее руководство его деятельностью.

Компетенция Председателя ВС РФ: приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; приостанавливает исполнение решений по судебным делам; организует работу по изучению и обобщению судебной практики; рекомендует Президенту РФ кандидатур на должность судей Верховного Суда РФ; представляет ВС РФ в отношениях с госорганами, выступает от его имени.

 

Численный состав ВС РФ составляют:

- 100 судей, - Председатель Верховного Суда РФ, - Первый заместитель Председателя ВС РФ, - 5 заместителей Председателя, - Председатель Военной коллегии, - Заместитель Председателя Военной коллегии, - 6 судей Военной коллегии.


13. Понятие и принципы гражданства РФ

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданин РФ- физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Иностранный гражданин –лицо, не имеющее гражданства РФ, но имеющее подтверждение своей принадлежности к гражданству иного государства.

Апатрид – лицо без гражданства. По правовому статусу приравнивается к иностранцам.

Принципы гражданства РФ:

1. Единствоозначает, что в каком бы субъекте федерации постоянно ни проживало или ни находилось лицо, оно все равно является гражданином единого гос-ва – РФ.

2. Равенство независимо от оснований его приобретения,т.е. все граждане РФ имеют равные права и обязанности.

3. Право на гражданство и на его изменение.Право каждого человека на приобретение и прекращение гражданства РФ означает, что в содержание этого принципа входит, прежде всего то, что каждый человек, который родился на территории РФ приобретает право на гражданство РФ. Действует право крови и почвы в сочетании.

4. Запрещение лишения гражданстваозначает, что одностороннее расторжение государством (РФ) по собственной инициативе не допускается.

5. Возможность двойного гражданства,если у России и др. государства имеется соответствующий договор. Двойное гр-во не умаляет общегражданских прав его обладателя и не освобождает от исполнения обязанностей. С недавних пор лица, имеющие двойное гражданство не могут занимать следующие должности: Президента РФ, Председателя Правительства РФ, члена Правительства, депутата ГосДумы ФС РФ, члена Совета Федерации ФС РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, федерального судьи и др.

6. Недопустимость автоматического изменения гражданства при изменении гражданства супруга, родственников.При вступлении в брак с иностранцем гражданство сохраняется.

Сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

Компетенция ГД

К компетенции ГД отнесены следующие полномочия:

Принятие федеральных законов (ст. 105 Конституции РФ) как классическая функция парламента. Процедура принятия законов – законодательный процесс в РФ – регламентирована вышеуказанной статьей.

Утверждение государственного бюджета как вторая неоспоримая функция парламента.

Данные функции, однако, не могут быть осуществлены исключительноГосударственной Думой: законы, принятые ГД РФ, должны быть одобрены Советом Федерации РФ (ст.105 КРФ), а закон о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению в СФ РФ. (ст. 106 КРФ).

Теперь рассмотрим вопросы, отнесенные к специальнойкомпетенции ГД РФ, закрепленные в ст. 103 Конституции РФ:

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. ГД РФ рассматривает предложенную Президентом кандидатуру в течение недели. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД РФ и назначает новые выборы. Это связано с тем, что при отсутствии Председателя Правительства РФ исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к государственному кризису.

Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Данное положения является юридической формой ответственности Правительства перед ГД РФ.

Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и ½ состава ее аудиторов

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в соответствии с ФКЗ. Кандидатуры предлагаются Президентом РФ, СФ РФ, депутатами и фракциями ГД РФ.

Объявление амнистии (освобождения от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям УК РФ, или в отношении кот. дело (может быть) возбуждено по данным статьям). Амнистия отличается от помилования (исключительная компетенция Президента РФ) тем, что помилование касается только конкретных лиц, совершивших преступление.

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов ГД РФ. В предложении должны быть указаны конкретные указания на признаки преступления, вменяемого в вину Президенту РФ. Создается специальная комиссия для проверки обоснованности выдвинутого обвинения и для принятия большинством голосов заключенияо наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения. Наконец, ГД РФ 2/3 голосов принимает постановлениео выдвижении обвинения Президенту РФ в государственной изменеили в совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности.

Принятие постановлений и собственного регламента.


33. Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанных прав и свобод. Основные, то есть следующие из основ конституционного строя, гарантии:

обязанность государства защищать права и свободы;

самозащита прав и свобод;

судебная защита прав и свобод;

международная защита прав и свобод;

возмещение вреда;

неотменяемость прав и свобод;

возраст.

Обязанность государства защищать права и свободы человека подразумевает участие в данном процессе государственного ме­ханизма, всех органов госвласти:

Федерального Собрания;

избираемого Государственной Думой Уполномоченного по пра­вам человека;

Правительства РФ и иных органов исполнительной власти (федеральных и субъектов федерации);

судов;

Президента РФ.

Согласно Конституции обеспечение и защита прав и свобод человека — главная цель государства.

Человек вправе самостоятельно защищать свои права. Наиболее распространенные способы самозашиты

обжалование действий должностных лиц;

использование возможностей правозащитных организаций;

обращение за зашитой

в средства массовой информации;

профсоюзы:

государственные органы.

Исключительный способ самозащиты - применение оружия, которое должно:

приобретаться и храниться на законных основаниях;

использоваться для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или крайней необходимости. Важнейший способ защиты прав и свобод человека — судебная защита.Законы, иные нормативные или правоприменительные акты; действия госорганов, их должностных лиц, граждан могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае невозможности защитить свои права в судебном или ином порядке в пределах РФ можно прибегнуть к между­народной защите своих прав.

Главные органы по международной защите прав и свобод:

комитеты ООН (чаще всего Комитет по правам человека);

Европейский суд по правам человека.

Решения Европейского суда по правам человека обязательны для применения на территории РФ.

Действенное средство гарантированности прав и свобод чело­века возможность возмещения вреда при нарушении прав че­ловека госорганами (например, при незаконном осуждении) и в иных случаях в виде денежной компенсации.

Права и свободы человека неотменяемы. Запрещено принимать законы, умаляющие права и свободы человека.

Самостоятельно и в полном объеме гражданин РФ может по­льзоваться своими правами с 18 лет. Современное российское законодательство предоставляет и признает основные права и свободы и с более раннего возраста, что выражается, в правах ребенка.

на защиту;

гражданство;

собственность, наследование;

осуществление мелких бытовых сделок;

возможностях.

работы по трудовому договору с 14 лет и эмансипации (предоставлении полной дееспособности раньше 18 лет);

эмансипация(снижения брачного возраста) и признании в связи с этим за человеком полной дееспособности.


34. Порядок выборов депутатов ГД ФС РФ

План:

1 Избирательные права граждан

2 Учет избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

3 Избирательные комиссии

4 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов

5 Предвыборная агитация

6 Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

7 Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

1 Избирательные права граждан. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

В равной степени всеми избирательными правами обладают граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки или проведения выборов за пределами территории Российской Федерации. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.

2 Учет избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом выборы назначает Президент РФ. Проведение выборов в установленные сроки является обязательным. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Избираются они по пропорциональной системе, т.е., по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 ноября 1998 г. признал такую смешанную систему не противоречащей Конституции РФ.

Избирательные округа. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы на территории Российской Федерации образуются 450 одномандатных избирательных округов. В избирательных округах, которые должны находиться в пределах одного субъекта РФ, должно обеспечиваться равенство числа избирателей с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не более 15%. Избирательный округ образует единую территорию: не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. На территории субъекта РФ с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется по одному избирательному округу.

Избирательные округа разрабатывает Центральная избирательная комиссия РФ на основании предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ данных о численности избирателей, проживающих на их территориях. Схема избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть обнародован не позднее чем за 100 дней до дня выборов.

3 Избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Они обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией.

4 Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Поскольку право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит не только непосредственно избирателям, но и избирательным объединениям и блокам, закон вводит понятия избирательных объединений и блоков.

Избирательным объединением признается общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, организация, движение), которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за год до дня выборов. Такими объединениями на практике являются политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.

После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.). Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

5 Предвыборная агитация. Граждане Российской Федерации, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

В целях проведения предвыборной агитации избирательные объединения и блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании. Все это направлено на создание равных условий для предвыборной агитации всех кандидатов. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным объединениям и блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями.

6 Голосование и определение результатов выборов. Избиратель вправе не только выбрать в каждом списке тех, за кого он голосует, но и голосовать против всех кандидатов и списков. Для определенных лиц и в определенных условиях предусмотрена возможность досрочного голосования, с помощью переносного ящика.

Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию и так вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях установления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям и др.

Окружная избирательная комиссия РФ признает недействительными выборы по одномандатному избирательному округу, если установит, что допущенные в этом избирательном округе при проведении выборов нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Если выборы не состоялись либо признаны недействительными, назначаются повторные выборы.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей и если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Центральная избирательная комиссия Российской Фе-дерации признает результаты выборов по федеральному избирательному округу недействительными:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов;

3) по решению суда.

Прежде всего к подсчету допускаются только те избирательные объединения и блоки, которые получили пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Этот так называемый пятипроцентный барьер, принятый в ряде зарубежных стран (ФРГ и др.), оставляет за бортом малые по численности партии, хотя в сумме они могут набрать голоса весьма значительной части электората. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 ноября 1998 г. признал пятипроцентный барьер конституционным, но при условии, что он позволяет получить мандаты не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом получили более 50% голосов избирателей.

Распределение депутатских мандатов начинается с того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делится на 450, т. е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральным спискам кандидатов, его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за избранными кандидату из того же федерального списка. Если список избирательного объединения был разбит на региональные группы и выбыл депутат из какой-либо региональной группы, мандат передается следующему из числа кандидатов, принадлежащих к той же региональной группе этого федерального списка. Если в соответствующей региональной группе кандидатов не осталось, мандат передается региональной группе того же федерального списка, получившей наибольшее число голосов и имеющей кандидатов, не получивших статус депутата. В случае если в федеральном списке кандидатов не осталось, мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Иной порядок для замещения депутата, избранного в одномандатном округе. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия РФ в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Если до окончания срока полномочий Государственной Думы остается год либо менее года, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.

7 Финансирование выборов. Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения и блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Предельная сумма расходов кандидата за счет средств его избирательного фонда не может превышать более чем в 10 тысяч раз минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.

Предельная сумма расходов избирательного объединения или блока за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 250 тысяч раз.

Законом установлены порядок расходования и учета денежных средств, финансовая отчетность, контроль за источниками поступления, за целевым расходованием средств, выделенных избирательным комиссиям и т. д.

За нарушение избирательных прав граждан - подкуп, обман, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов и т. д. - предусмотрена уголовная и административная ответственность. В этих целях федеральным законом в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях внесены соответствующие положения.


35. Конституционные принципы правосудия в РФ

Конституционные принципы правосудия – это основные начала, составляющие основу правосудия.

Принципы правосудия:

Осуществление правосудия только судом (судьей).Только суд может: признать человека виновным и назначить ему наказание; осуществлять правосудие; запрещается внесудебная репрессия (применение наказания) и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным законом «О судебной системе РФ».

Компетентность судаобеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи.

Беспристрастностьобеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (родственные связи, имущественные интересы).

Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.Независимость судей гарантируется: особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью судьи, правом судьи на отставку, предоставлением судье за счет гос-ва материального и соц. обеспечения, гос-ой защитой судей и присяжных.

Соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дел.Единолично (только судьей) рассматриваются несложные дела, не представляющие большой опасности. Коллегиально (судья и заседатели, коллегия из трех профессиональных судей) рассматриваются дела, представляющие среднюю или большую общественную опасность и дела, которые по каким-то причинам не могут быть рассмотрены единолично (о преступлениях несовершеннолетних, инвалидов и т.д.).

Участие граждан в осуществлении правосудия: арбитражные заседатели(рассматривают дела совместно с судьей),присяжные заседатели (дела, представляющие большую общественную опасность).

Законность –это исполнение предписаний Конституции РФ, законов и др. нормативно-правовых актов гражданами, гос-ми и негос-ми учреждениями, организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение только на основании закона.

Устность

Непосредственность,т.е. доказательства предъявляются суду.

Непрерывность судебного заседания.Дело рассматривается без перерывов, кроме обеденных и времени рабочего дня судей.


36. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации, наряду с Государственной Думой, является палатой Федерального Собрания РФ. Основополагающие положения о порядке формирования Совета Федерации содержатся в Конституции РФ. В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

5 августа 2000 г. по инициативе Президента РФ был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Совет Федерации формируется на основе этого закона.

В соответствии с законом, в состав палаты входят избираемые или назначаемые представители: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Назначенные или избранные члены Совета Федерации исполняют свои обязанности на постоянной и профессиональной основе

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации достигший возраста 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Кандидат на должность члена Совета Федерации должен быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа субъекта РФ - избирается этим органом власти на срок своих полномочий не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа нового созыва. Если орган двухпалатный, член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. Кандидатура вносится на рассмотрение председателем законодательного (представительного) органа субъекта РФ или группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа. Решение об избрании члена Совета Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением органа (в двухпалатном законодательном собрании - совместным постановлением обеих палат).

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта на срок своих полномочий, не позднее трех месяцев со дня вступления в должность, это решение оформляется указом (постановлением). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещает его на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.

Лицо, избранное или назначенное членом Совета Федерации, обязано сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутата представительного органа муниципального образования и прекратить иную деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.


37. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Обязанности -мера должного поведения человека в обществе – также входят в правовой статус человека и гражданина и необходимы для поддержания жизнеспособности гос-ва и обеспечения других прав и свобод.

Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.

Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ:

Равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции). В практическом плане этот принцип означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), т.к. за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов (2 ст. 15 КРФ). Распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

Уважение прав и свобод других лиц(ч. 3 ст. 17 КРФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц). Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38 КРФ) закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

Получение основного общего образования(ч. 4 ст. 43).

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности.

Забота о памятниках истории и культуры(ч. 3 ст. 44).

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов(ст. 57 КРФ).

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды(ст. 58).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества(ст. 59).

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ". В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях, граждане имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой.


38. Федеральное собрание РФ

Две равноправные палаты Федерального собрания РФ составляют Парламент РФ.

Совет Федерации.

Совет Федерации имеет в своем составе комитеты, занимающиеся планированием деятельности обеих палат. Комитеты СФ (1) подготавливают заключения по проектам законов в связи с поправками Конституции, одобряют федеральные конституционные законы, по федеральным законам РФ, принятым ГД; (2) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и проекты иных правовых актов; (3) организуют проведение парл

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...