Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за границей РФ.

 


14. Конституционный Суд РФ

Порядок формирования и место в судебной системе.
Положение о высшей юридической силе Конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соот с ней любая норма устанавливающая деятельность, осуществляемая органами власти, должна проходить в соот с Конституцией. Если норма, изданная государственными органами, противоречит Основному Закону, то она не будет иметь юридической силы. Проверкой соответствия законодательных актов установлениям Конституции занимаются специальные органы — органы конституционного контроля. В России таким органом является Конституционный Суд РФ, созданный в 1991 г.
Конституционный контроль представляет собой специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства.
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Место Конституционного Суда в судебной системе РФ характеризуется следующими чертами:
правовой статус — судебный орган;
функция — осуществление конституционного контроля;
главные принципы деятельности — самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;
процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство.
Конституционный Суд России состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком, но судьи
его назначаются на должность сроком на 15 лет. Предельный возраст пребывания судьи в должности — 70 лет. Повторное назначение на эту должность не допускается.
Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.
К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Так, в конце 2001 г. двенадцать судей имели ученую степень доктора юридических наук. Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом каких-либо представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Ст. 125 конституции. Компетенция:
1) По запросам Президента, СФ, ГД, 1/5 членов СФ или ГД, Прав-ва, верховного суда, Высш. Арбитражного суда, органов зак. И исп. Власти субъектов разрешенат дела о соответствии Конституции РФ а) ФЗ, нормат. Актов През. РФ, СФ, ГД, Прав-ва
Б) Конституций республик, уставов, законов и иных норм. Актов субъектов, относ к ведению РФ или совм. ведению
В) договоров между органами гос. власти РФ и субъектов, субъектов
Г) не вступивших в силу межд. договоров
2) разрешает споры о компетенции
А) между фед. органами гос. власти
Б) между органами гос. Власти субъектов
В) между орг. гос. власти РФ и субъектов
3) по жалобам на нарушение конст. прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона примененного или подлежащего принятию в конкр. деле в порядке, уст. ФЗ
4) по запросам През, СФ, ГД, Прав-ва, органов зак.власти субъектов дает толкование Консте.
5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обв. Против Презид. РФ в гос. Измене ли сов. Иного тяжкого прест.
6) право законод. инициативы
Конституционный Суд России состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком, но судьи
Предельный возраст пребывания судьи в должности — 70 лет. Повторное назначение на эту должность не допускается.
Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет.
К кандидатам на пост судьи Конституционного Суда предъявляются повышенные требования: возраст не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Так, в конце 2001 г. двенадцать судей имели ученую степень доктора юридических наук. Будучи судьей Конституционного Суда РФ, нельзя быть депутатом каких-либо представительных органов, занимать государственные должности, иметь частную практику, а также участвовать в политической деятельности. Полномочия судей Конституционного Суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Гарантии независимости судьи К. суда: -несменяемость, - неприкосновенность, - равенство прав судей, - право на отставку, - запрет вмешат-ва в суд. деят-сть.

 


15. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства РФ

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С точки зрения правового положения жителей государства обычно различают следующие их категории: собственно граждан, т.е. лиц, имеющих документальное подтверждение гражданства данного государства; иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальные доказательства принадлежности к другому государству; лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, не имеющих документов о принадлежности к какому-либо государству; лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т.е. лиц, обладающих наряду с гражданством данного государства гражданством другого государства в соот с национальным законом или международным договором. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями. В России 19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные должности, не имеют права проводить и участвовать в публичных мероприятиях на территории РФ и т.п. В соот с международными договорами РФ и упомянутым Федеральным законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, могут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данного муниципального образования. Законодательно определены три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы. Однако Россия имеет право в ряде случаев отказать в получении визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Без визы иностранец может находиться в России на законных основаниях в течение 90 суток. Временное проживание осуществляется по специальному разрешению в рамках квоты, устанавливаемой Правительством РФ, и не может превышать трех лет. Вид на жительство выдается сроком на пять лет иностранному гражданину, прожившему в России не менее одного года. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Апатризм (состояние без гражданства) представляет собой нежелательное явление, поскольку отсутствие у лиц гражданства ставит их в невыгодное положение тем, что они не могут претендовать на защиту их прав каким-либо государством. В новом российском законе об иностранцах понятие «иностранный гражданин» подразумевает и понятие «лицо без гражданства» за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, действующих для иностранных граждан. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать родину. Причинами апатризма могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация. Ко всем категориям населения относятся обязанности соблюдения законов страны пребывания, уважения прав и интересов окружающих лиц. Новый российский закон о правовом положении иностранных граждан должен способствовать сокращению нелегальной миграции, которая ухудшает социально-экономическую и криминогенную ситуацию в России.

 


16. Конституционные основы правосудия

Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.
В Конституции сформулированы след. принципы:
1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).
2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).
3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).
4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).
5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).
6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).
7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).
8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.
Основы судебной власти РФ оглашены в главе 7 Конституции (“Суд. власть”)
РФ установила понятие судебной власти — необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве.
Ее задачи — осуществление правосудия, обеспечение верховенства Конституции России и законов, а также в определенной мере — уравновешивание законодательной и исполнительной власти. Она призвана стабилизировать существующие общественные отношения.
ФКЗ “О судебной системе РФ” от 5ого апреля 2005 года закрепляет единство суд. Системы, которая обеспечивается путем:
-установления судебной системы РФ Констой и ФКЗ
-соблюдения судами правил судопроизводства
-применение всеми судами Конст, ФКЗ, Фз, норм межд. Права и межд. Договоров РФ, также конституций и законов субъектов.
-признание обязательност суд. Постановлений, вступ. В силу.
-финансирования фед. Судов и мировых судей из бюджета.
Судебная система:
- Конституционная юстиция (Констит. Суд, конст. и уставные суды субъектов),
-Суды общей юрисдикции(Верх. Суд РФ, верх. суды республик,, краевые и областные суды, суды авт. областей, городские суды Москвы и Питера и военные суды) По уголовным, гражданским и администр. делам. Судьи общ. юрисд. субъектов – мировые судьи.
-Арбитражные суды (Высший арбитражный суд, федер. Арб. Суды округов, арб. суды респ. и других субъектов РФ) Разрешение экономич. споров.
Судебная система Федерации устанавливается Конституцией
России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Выделяют принципы осущ. Суд. власти.
а) равенство граждан перед законом и судом;
б) гласность судебного разбирательства;
в) состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;
г) обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что.
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
д) запрет использования доказательств, полученных с нарушением
федерального закона.
Е) правосудие осущ. только судом
Ж) независимость и несменяемость судей и подчинение их только консте и ФЗ

 


17. Конституционно-правовые нормы и институты

В науке конституционного права под нормами конституционного права понимаются признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права. Нормы конституционного права закрепляют (…)Соответственно, специфика норм конституционного права заключается в:

1) их назначении: регулируют поведение субъектов государственно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

2) особой юридической природе: относятся к первичным нормам, устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, отношения между уровнями власти, между властью и населением; в этом смысле являются учредительными, что не свойственно нормам никакой иной отрасли права. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила - они отличаются специально-юридическими механизмами действия и государственно-правовыми средствами охраны, определенная часть этих норм имеет прямое действие;

3) особенностях их юридической конструкции и структуре, свойствах, специфике закрепляемых ими конституционных средств регулирования; решение основополагающих вопросов и мягкость в правовом принуждении..

4) своеобразной юридической структуре (отсутствие санкции, а иногда и гипотезы);

5) многообразии юридических форм выражения. Конст., ФКЗ, ФЗ в актах региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;

6) наиболее высоком уровне нормативности нормы конституционного права, что находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-дефиниций, норм-деклараций - исходных, или отправных, норм права, не характерных для других отраслей права.

Виды норм конституционного права. В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права можно подразделить на две большие группы: отправные нормы и нормы-предписания (их еще именуют нормами-правилами). Значительный удельный вес первой группы норм.

Отправные нормы - это исходные нормы, которые отличает высокий уровень нормативности, особая структура (нет санкции, гипотезы). Их специфика собственно выражена в диспозиции. «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80 Конституции РФ). Удельный вес такого рода норм в общем массиве конституционных установлений достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы.

Дефинитивные нормы. В крупных законодательных актах такие нормы группируются в специальном разделе (главе, статье).

Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства, избирательного права непосредственно отражены соответственно в Законе о гражданстве и в избирательных законах.

Нормы-предписания в свою очередь подразделяются на регулятивные нормы - нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. В конституционном праве такие нормы преобладают. В то же время есть и охранительные нормы - нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По методу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомачивающие нормы. Управомачивающие нормы - нормы, представляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (избирателю обратиться в суд за защитой его нарушенного избирательного права, стать членом религиозного или иного объединения и т.п.). В тексте эти нормы могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д.

По характеру правовых предписаний принято выделять материальные нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «Что следует делать для их осуществления?», и процессуальные, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «Как следует осуществить материальные предписания?»

Материальные нормы преобладают, в то же время возрастает удельный вес процессуальных предписаний. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, федеральных законах, регламентах палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Правительства РФ.

Институты.

Институт конституционного права представляет собой совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений. Конституционно-правовой институт - составная часть системы конституционного права, выполняющая в ее составе специализированные функции: урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединенные в институты (нормативные комплексы) нормы конституционного права достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения.

Главным системообразующим признаком формирования конституционно-правовых институтов являются регулируемые конституционным правом отношения.
В системе конституционного права принято различать следующие группы норм или институты: закрепляющие основы конституционного строя РФ; закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; определяющие федеративное и административно-территориальное устройство РФ и ее субъектов; закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; определяющие порядок изменения Конституции.


18. Порядок формирования и состав Правительства

(Ст 110) Правительство осуществляет исполнительную власть РФ. Членами правительства являются председатель, его первые заместители и заместители, федеральные министры. Председатель правительства РФ определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу. Он назначается президентом с согласия гос думы. При этом (ст111): предложения о кандидатуре председателя правительства вносится президентом не позднее 2недельного срока после его вступления в должность, либо после отставки правительства или в течение недели со дня отклонения гос думой. Гос дума рассматривает представленную президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае трехкратного отклонения представленных кандидату президент назначает председателя, распускает гос думу и назначает ее новые выборы. Первые заместители, заместители председателя и федеральные министры: назначаются президентом по предложению председателя правительства. В соответствии с указом президента о структуре федеральных органов гос власти в состав правительства входит 24 федеральных министерства(м экономики, м обороны, м финансов, м внутренних дел, м юстиции, м путей и сообщения и др). Этот указ предусматривает также, что в структуру правительства входят государственные комитеты (гос-ый таможенные комитет) и агентства (российское космическое агентство). Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами правительства, хотя также назначаются президентом. Правительство прекращает свои полномочия (ст 116,117): при вступлении в должность вновь избранного президента; при принятии президентом отставки правительства по их инициативе; при принятии президентом решения об отставке правительства по его инициативе. Правительство может прекратить свою деятельность если гос дума выражает ему недоверие и президент соглашается с этим решение. Если президент не согласен – правительство будет продолжать работу, но если гос дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие, то президент объявляет либо об отставке правительства, либо о роспуске гос думы.


19. Приобретение/прекращение гражданства

Приобретение российского гражданства. Российское гражданство приобретается следующими способами: по рождению; в результате приема в гражданство; восстановлением в гражданстве; выбором гражданства (оптацией) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; 5)по иным основаниям, предусмотренным законом. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне зависимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». К таким государствам относится и РФ. Ребенок приобретает гражданство по рождению: если оба родителя являются российскими гражданами, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — иностранец, а ребенок родился на территории России, в ином случае он станет лицом без гражданства; оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок родился на территории России, а иностранное государство не предоставляет ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители его неизвестны, также будет считаться гражданином РФ, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Широко распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке. В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализацией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства. В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком. Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданство, при определенных условиях могут быть сокращены. В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, проживали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Советского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком. Одним из способов приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

Прекращение российского гражданства. Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из него по ходатайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства: невыполнение перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральным законом; привлечение лица компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда; — отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Гражданство РФ прекращается также в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. в регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения ?а в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей. Только в одном случае закон предусматривает прекращение гражданства без согласия лица. Это относится только к натурализованным гражданам России, которые получили гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Однако в соот с принципом индивидуальной ответственности за вину решение об отмене предоставления российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом.

 


20. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ

Формула – новый президент – новое правительство.(макс. Срок – 4 года)

Положение ФКЗ “О правительстве РФ”. Ответственность коллегиальная – отставка Председателя Прав-ва = отставка всего прав-ва. Правительство следует в отставку не одновремнно с Президентом, а слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. (ст.116)

Вопросы отставки регулируются ст. 117

1)Прав-во. Может по собственному усмотрению принять решение об отставке. Президент решает, принять или отклонить отставку.

2)Президент может по собственному усмотрению принять решение об отставке прав-ва

3)ГД может выразить недоверие прав-ву – През. Отправляет прав-во в отставку

а)през соглашается б) през. Не соглашается и если в теч. 3з месяцев ГД повторно выражает недоверие, то През или расп. ГД или расп. Прав-во.

4) Председатель прав-ва по собств. инициативе ставит перед ГД вопрос о доверии прав-ву, если отказ. в доверии – през в теч 7 дней принимает решение или об отставке прав-ва или об отставке ГД.

5) В связи с истечением полномочий.

 


21. Конституционные характеристики РФ

Основы К строя РФ закреплены в 1 главе Конституции РФ 1993г. Эта статья устанавливает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует гос-во также как социальное, а ст. 14 – как светское. Демократическое гос-во.Демократия в дословном переводе с греческого означает народовластие. Демократический характер Российского гос-ва проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. П2 ст 3 Конституции: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдумы и свободные выборы. В число К основ РФ включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ, как установлено в п1 ст1 Конституции РФ, осуществляют президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ. Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст12 Конституции В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти. В конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы гос власти. П4 ст 3 Конституции: никто не может присвоить власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Важнейшим признаком демократического гос-ва является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического гос-ва это обеспечение может быть реальным. Этот признак нашел свое закрепление в ст 2 Конституции: человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва. Правовое гос-во.Для правового гос-ва характерными признаками являются верховенство закона во всех сферах общественной и гос-ой жизни, реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития, взаимная ответственность гос-ва и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого гс-ва, осуществление гос-вом эффективного контроля за исполнением законодательства. СТ 15 Конституции: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принятые в РФ не должны противоречить Конституции. В этой статье закреплен и другой характерный признак правового гос-ва. Органы гос-ой власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Федеративное гос-во.Гос-ое устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что гос-во состоит из нескольких равноправных субъектов. Основы конституционного строя в области гос-ого устройства, сформулированные в ст.5: 1-РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов федерции. 2-республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство. 3-федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы гос-ой власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти федерации и ее субъектов. 4-во взаимоотношениях с федеральными органами гос-ой власти все субъекты федерации между собой равноправны. Светское гос-во. Гос-во и религия отделены друг от друга Ст 14: -никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. – религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом.

 


22. Компетенция Правительства

Закреплена в ст. 114 Конституции + иные полномочия, возложенные на него Констой, фз и указами президента.
Предметная компетенция прямо вытекает из вопросов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.
1)Общие полномочия: реализация внутренней и внешней политики, осуществляет регулирование в соц-экономич. сфере, обеспечивает единство системы исполн. власти РФ, формирует федеральные целевые программы, обладает правом законод. Инициативы.
2) В сфере экономики: регулирование эконом. Процессов, обеспечение единство экономич. пространства, свободу экономич. деятельности, прогнозирует соц-экономич. развитие РФ, разрабатывает развитие приоритетных отраслей экономики
3) бюджет и финансы: ежегодно до 15 августа вносит в ГД проект фед. бюджета + отчет об исполнении фед. бюджета. Осуществляет гос. финансовый контроль, проведение в РФ единой финансовой, кредитной и демограф. Политики.
4) Социальная сфера: обеспечивает проведение в РФ единой гос. Политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения. Контроль за реализацией соц. Программ, обеспечение гарантий законодат. Установленного размера оплаты труда и ур-ня соц. обеспечения. Поддержка наименее соц. Защищенных групп населения.
5) Управление федер. собственностью
6) оборона, безопасность, внеш. Политика
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики. Программы подготовки граждан по военным специальностям, создание соц. гарантий для военнослужащих.
+ фз “об обороне” + Фз “о безопасности”
7) обеспечение прав и свод граждан
Охрана собственности и общ. Порядка, борьба с преступностью
Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

 


23. Полномочия президента РФ в вопросах внешней политики

Только по Консте.

Президент:

( сложилась такая политическая система, Президент занимает особую роль в системе государственного механизма, существует разделение) Международные отношения – Президент, а внутренняя – Правительство.)

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

Подписывает ратификационные грамоты

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Верительная грамота – о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства, отзывная грамота – о прекращении полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием миссии, вручается перед отбытием.


24. Положение правительства в системе государственных органов Российской Федерации

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...