Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение прав и свобод: человека (общих); на судебную защиту; подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего.

Равенство всех перед законом и судом.Любой человек независимо от его положения и заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях передан суду.

Состязательность сторон в процессе, т.е. стороны могут доказывать свою правоту и бороться за решение дела в их пользу (равенство сторон).

Национальный язык судопроизводства.Правосудие в РФ осуществляется на русском языке. Если дело рассматривается в местности, где распространяется иной язык (в республике, например), то правосудие ведется на национальном языке. Если участники процесса не владеют языком, то предоставляется переводчик.

Гласность.Рассмотрение дел в РФ открытое – любой гражданин вправе беспрепятственно посещать судебные заседания. По решению суда может проводиться и закрытое судебное заседание.

Устность

Непосредственность,т.е. доказательства предъявляются суду.

Непрерывность судебного заседания.Дело рассматривается без перерывов, кроме обеденных и времени рабочего дня судей.


36. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации, наряду с Государственной Думой, является палатой Федерального Собрания РФ. Основополагающие положения о порядке формирования Совета Федерации содержатся в Конституции РФ. В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

5 августа 2000 г. по инициативе Президента РФ был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Совет Федерации формируется на основе этого закона.

В соответствии с законом, в состав палаты входят избираемые или назначаемые представители: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Назначенные или избранные члены Совета Федерации исполняют свои обязанности на постоянной и профессиональной основе

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации достигший возраста 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Кандидат на должность члена Совета Федерации должен быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа субъекта РФ - избирается этим органом власти на срок своих полномочий не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа нового созыва. Если орган двухпалатный, член Совета Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. Кандидатура вносится на рассмотрение председателем законодательного (представительного) органа субъекта РФ или группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа. Решение об избрании члена Совета Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением органа (в двухпалатном законодательном собрании - совместным постановлением обеих палат).

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта на срок своих полномочий, не позднее трех месяцев со дня вступления в должность, это решение оформляется указом (постановлением). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещает его на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет и не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.

Лицо, избранное или назначенное членом Совета Федерации, обязано сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутата представительного органа муниципального образования и прекратить иную деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.


37. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Обязанности -мера должного поведения человека в обществе – также входят в правовой статус человека и гражданина и необходимы для поддержания жизнеспособности гос-ва и обеспечения других прав и свобод.

Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.

Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ:

Равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции). В практическом плане этот принцип означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), т.к. за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции и законов (2 ст. 15 КРФ). Распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

Уважение прав и свобод других лиц(ч. 3 ст. 17 КРФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц). Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38 КРФ) закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

Получение основного общего образования(ч. 4 ст. 43).

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности.

Забота о памятниках истории и культуры(ч. 3 ст. 44).

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов(ст. 57 КРФ).

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды(ст. 58).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества(ст. 59).

Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ". В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях, граждане имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой.


38. Федеральное собрание РФ

Две равноправные палаты Федерального собрания РФ составляют Парламент РФ.

Совет Федерации.

Совет Федерации имеет в своем составе комитеты, занимающиеся планированием деятельности обеих палат. Комитеты СФ (1) подготавливают заключения по проектам законов в связи с поправками Конституции, одобряют федеральные конституционные законы, по федеральным законам РФ, принятым ГД; (2) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и проекты иных правовых актов; (3) организуют проведение парламентских слушаний; (4) решаю вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты; (5) по поручению СФ осуществляют контроль за исполнением решений СФ и информируют членов СФ по рассмотрении вопросов внутренней организации деятельности СФ; (6) рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению СФ.

К ведению СФ отнесены следующие вопросы: (1) утверждение и изменение границ между субъектами СФ; (2) утверждение указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; (3) решение вопроса об использовании Вооруженных сил РФ за пределами России; (4) назначение выборов Президента РФ; (5) отрешение от должности Президента РФ; (6) назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда (кандидатуру предлагает Президент); (6) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (кандидатуру предлагает Президент); (7) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; (8) иные вопросы, отнесенные КРФ и законами РФ к его компетенции.

Работа СФ проходит на заседаниях, и члены СФ работают на постоянной основе. В СФ также могут проводиться парламентские слушания по вопросам, отнесенным к компетенции данной палаты. Они проводятся, как правило, открыто, и на парламентских слушаниях в СФ могут принимать участие не только члены СФ, но и депутаты ГД, представители общественности, представители Правительства, эксперты, представители СМИ. Цель таких парламентских слушаний – узнавание общественного мнения, мнения экспертов, потому решения таких слушаний носят лишь рекомендательный характер.

Государственная Дума РФ.

ГД ФС РФ состоит из фиксированного числа депутатов – 450. По своей организационной структуре ГД состоит из Председателя ГД, первого заместителя, заместителей Председателя, Совета ГД, а также комитетов, комиссий и фракций.

ГД строит свою работу в соответствии с регламентом, который был принят ГД в 1998 году (с изменениями и дополнениями). ГД избирается сроком на 4 года на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Все 450 депутатов избираются на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Избиратели в данном случае голосуют не за конкретного кандидата, а за списки кандидатов, выдвинутых политической партией.

Правом выдвигать списки кандидатов в депутаты ГД обладают только политические партии. Образование избирательных блоков для выдвижения списков кандидатов Законом «О выборах» запрещено. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказываться воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию (неучастию) в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Законодательной базой, регулирующей выборы депутатов ГД являются: КРФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (от 12 июня 2002 года), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005) и иные НПА.

Правом избирать депутатов ГД обладают граждане РФ, достигшие возраста 18 лет на день голосования. Гражданин РФ, находящийся за пределами РФ в период выборов, обладает равными правами с иными гражданами РФ при выборах депутатов ГД. Посольства или консульства образуют избирательные участки. Не имеют права избирать депутатов ГД граждане РФ, признанные судом в установленном законом порядке недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Возрастной ценз для депутатов ГД – 21 год. КРФ.

КРФ запрещает совмещение должностей депутата ГД с членством в СФ, а также с участием депутатов ГД в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутаты ГД работают на постоянной профессиональной основе, и им запрещается соединение депутатской деятельностью с любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

В компетенцию ГД входят следующие вопросы: (1) предоставление согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; (2) решение вопроса о доверии Правительству РФ; (3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ; (4) назначение на должность председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; (5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; (6) объявление амнистии; (7) выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности; (8) принятие законов; (9) иные вопросы.

Законы, принятые ГД, должны рассматриваться в СФ, который одобряет/не одобряет закон, принятый ГД. Однако следует иметь в виду, что ГД может принят закон вопреки неодобрению СФ по всем вопросам кроме: (1) федерального бюджета; (2) федеральных налогов и сборов; (3) финансового, валютного, таможенного регулирования; (4) денежной эмиссии; (5) ратификации и денонсации международных договоров; (6) статуса защиты государственной границы; (7) вопросов войны и мира; (8) принятие ФКЗ.

Правом законодательной инициативы в РФ обладают:

· Президент РФ;

· Совет Федерации и его члены;

· Депутаты ГД (1/5);

· Правительство РФ;

· Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд в пределах своей компетенции;

· Законодательные и представительные органы субъектов РФ.

Совет ГД создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат. В состав Совета ГД входят: Председатель ГД, руководители фракций, а также с правом совещательного голоса заместитель председателя ГД и председатели комитетов. Председательствует на заседаниях Совета Председатель ГД или поочередно его заместители. В заседаниях Совета принимают участие представители Президента, Правительства, субъектов права законодательной инициативы при условии, что на заседании Совета рассматриваются вопросы, касающиеся законопроектов, внесенных данными государственными органами.

Совет ГД разрабатывает проект общей программы работы государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь выступлений в ГД, а также календарь рассмотрения вопросов рассмотрения в ГД, созывает по предложению Президента или по требованию 1/5 депутатов ГД внеочередных заседаний палаты, направляет на рассмотрение ГД законопроекты, внесенные в ГД, организуют парламентские слушания, утверждает распределение обязанностей между представителями ГД и занимается другими вопросами ГД.

Комитеты ГД создаются из числа депутатов, и к ведению комитетов относятся следующие вопросы: (1) подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, (2) организация парламентских слушаний в ГД; (3) осуществляют функции контроля за реализацией законодательства; (4) дают заключения и предложения по соответствующим разделам государственного бюджета; (5) решают вопросы деятельности самого комитета.

Д образуется 33 комитета, однако ГД может решения об изменении числа комитетов. Численный состав комитетов не может быть менее12 и более 35 депутатов. Комитеты ГД собираются по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Комитеты также наделены правом внесения вопросов в повестку заседаний ГД. Они создают рабочие группы, и на их заседаниях могут участвовать помимо членов комитетов эксперты, представители заинтересованных государственных органов, СМИ, если, конечно, заседания не закрыты.

Постоянные комиссии:

Счетная комиссия.

Комиссии ГД по рассмотрению расходов ГД, направленных на оборону и государственную безопасность.

Временные комиссии:

Комиссия по проверке определенных данных о событиях и должностных лицах (следственных комиссии);

Комиссия для подсчета голосов при тайном голосовании.

Фракции создаются на основе политической партии, которая провела своих представителей в ГД на выборах. Фракции подлежат обязательной регистрации в комитете ГД по организации работы ГД, и депутат может состоять только в одной фракции. ГД созывается на первое заседание на 30 день после своего избрания, если Президент РФ не выступит с инициативой о созыве депутатов на первое заседание раньше.

Заседания ГД бывают открытыми и закрытыми.

ГД собираются на весеннюю и осеннюю сессии. ФЗ принимается, как правило, в трех чтениях, если ГД не относительно конкретного законопроекта не будет принято иное решение. Закон может быть принят в первом чтении по решению ГД или по решению ГД может быть передан на всенародное обсуждение после 1 чтения.

ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов (50% + 1), ФКЗ – 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Конституционные основания роспуска ГД Президентом РФ:

Если ГД трижды отклоняет представленные президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства, то Президент сам назначает Председателя Правительства и роспускает ГД.

ГД может выразить недоверию Правительству и после этого Президент вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением ГД и оставить Правительство. Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент (1) либо объявляется об отставке Правительства, (2) либо о роспуске ГД. Вопрос о доверии Правительству может быть поставлен и самим Правительством. Если ГД вынесла решение о недоверии, то Президент в течение 7 дней должен либо распустить Правительство, либо ГД.

ГД не может быть распущена (1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента, до принятия решения СФ; (2) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; (3) в течение 6 месяцев до окончания полномочия Президента; (4) не может распустить ГД исполняющий обязанности Президента РФ; (5) до истечения годового срока ее работы.


39. Конституционно-правовой статус Президента РФ

Статья 80 Конституции РФ 1993г. Определяет, сто Президент РФ является главой государства. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким четырехлетним сроком. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ несет ответственность за работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РФ. Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

 


41. Парламентские слушания в палатах ФС РФ

Форма обсуждения парламентариями актуальных и значимых ?ов по предметам ведения палат парламента с привлечением должностных лиц гос-ва, экспертов и общественности. В палатах ФС П.с. проводятся в соответствии с ч. 3 ст. 101 КРФ, гл. 9 и 7 регламентов СФ и ГД. Предметом П.с. в ГД могут быть: законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, представленные в ГД на ратификацию, проект фед бюджета и отчет о его исп, другие важные ?ы внутренней и внешней политики. В ГД инициаторами П.с. могут выступать Совет ГД. комитеты и комиссии палаты, а также депутатские объединения. В СФ П.с. могут проводиться по инициативе Председ, его замов, комитетов, группы чл СФ не менее 10 чел-ек. Возможно П.с. нескольких комитетов. В ГД 1год-100 П.с. П.с., проводимые комитетами палат парламента, соответственно их спец-и. в то время как слушания, проводимые депут объед-и в ГД. имеют более широкую тематику. В среднем в П.с. принимает участие 100-200 чел, парламентарии составляют 15% от этого числа. П.с., как правило, являются открытыми, на них приглашаются представители общ-и и СМИ. кот за 10 дней должна быть передана инф-я о теме, времени и месте проведения П.с. Возможно проведение и закрытых (обсуждение вопросов конфиденциального характера). П.с. могут заканчиваться принятием рекомендаций (в ГД) или мотивированного закл, рекомендаций или иных документов (в СФ). Рекомендации П.с. могут быть адресованы палатам или комитетам парламента, главе государства, прав-у.гос и иным орг-ям и учреждениям. Документы П.с. считаются принятыми, если они одобрены большинством парламентариев соотв. палаты, присутствующей на П.с.; П.с. протоколируются и стенографируются. Комплект материалов П.с. хранятся в Парламентской библиотеке.


42. Порядок избрания президента

На основе Конституции (ст.81) и ФЗ “О выборах Президента РФ” от 10 янв. 2003 года и др.

Срок полномочий Президента РФ — 6 лет. Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолют­ной мажоритарной системе.

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добро­вольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод­ное волеизъявление.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 150—120 дней до дня голосования или через 14 дней после до­срочного прекращения полномочий Президента РФ. День голосова­ния должен приходиться на первое воскресенье после истечения кон­ституционного срока, на который был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию госу­дарства.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может политиче­ская партия или избирательный блок, в состав которого входит данная партия, зарегистрированные в установленном порядке, а также ини­циативная группа российских граждан в количестве не менее 500 чело­век. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной инициа­тивной группе или одному избирательному блоку.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны со­брать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подпи­сей. Необходимо предоставить сведения о размере и источниках доходов кандидата и его супруги. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соот­ветствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязан­ности. Кандидат освобождается от работы с выплатой среднего зара­ботка, имеет право бесплатно пользоваться общественным транспор­том (30 поездок на пригородном транспорте и 88 в субъекты Федера­ции), получает от избирательной комиссии средства на проведение предвыборной агитации.

Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согла­сия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответст­венности, арестован или подвергнут мерам административного взыс­кания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувше­го его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистри­рованному кандидату Центральной избирательной комиссией. Финансирование выборов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определе­ние результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кан­дидат. Президент вступает в должность на 30 день со дня офиц. Объявления избиркомом о р-татах выборов. При вступ. в должность През. приносит народу присягу в торжественной обстановке с присутствием членов СФ, ГД и судей К. Суда РФ.


43. Общая характеристика российского федерализма

Конституция 93 года закрепила процесс совершенствования федеративных отношений, закрепила положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются некоторыми политическими силами : сепаратизм республик и возврат к унитарной системе регионов.

НО: только демократический федерализм способен внести политическую стабильность, поэтому новая Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации и четко разграничила предметы ведения.

Федерализм – единственно возможная форма управления столь обширным государством – 86 субъектов, которые не равны в экономическом отношении. Экономический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день 32 субъекта – это весьма неоднородные национальные государства, а 54 субъекта имеют только территориальную основу => 3 вывода

Россия – не национальное, а многонациональное государство

Республики – субъекты признаются национальными государствами, несмотря на их многонациональный состав

Русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности – русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства РФ

Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.


44. Основания прекращения обязанностей Президента РФ

Общие основания прекращения обязанностей Президента РФ – истечение конституционного срока полномочий – 6 и 12 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий – принесение присяги следующим главой государства.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право: на социальное обеспечение; медицинское обслуживание; пользование транспортом и связью, жилым помещением; штат помощников.

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической ответственности за деяние, совершенное в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений.

После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий в случаях:

- отставки

- стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья

- отрешение от должности

- за совершение преступления, называется процедурой импичмента.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ – начало процедуры.Обвинение выдвигается Госдумой большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении измены или иного тяжкого преступления;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ – о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Отрешение Президента от должности Советом Федерации.Совет Федерации РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов – 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения.

Импичмент считается отклоненным, если:

- решение не принято в 3-месячный срок

- или за отрешение проголосовали иене 2/3 членов Совета Федерации

В случае импичмента Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.


45. Предметы ведения РФ

В ведении Российской Федерации находятся (глава 3, ст.71 КРФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.


46. Положение президента в системе органов гос. власти

Глава гос-ва – это должностное лицо, обеспечивающее конст. Порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее предст-во в междун. отношениях, наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с 3 ветвями власти и выступ. Как символ гос-ва и офиц. представит. народа

= соотношение его ф-ций с законод. и исп. Властями. По конституции РФ –Президент – глава гос-ва + глава фед. гос-ва – “Президент всех Россиян”. Он вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов. Обладает неприкосновенностью. Обладает правом на штандарт (оригинал – в его кабинете).

Основные функции – ст.80

является гарантом конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, то есть обязанность президента обеспечить положение, при котором все органы гос-ва выполняют свои конст. Обязанности + восполняют пробелы в праве.

В установленном Конст. Порядке принимает меры по охране суверенитета РФ и независимости и гос. Целостности, обеспечивает согласование., функционирование и взаимодействие органов гос. власти + решительные действия Президента, исходя из собств. Понимания. Президент – арбитр 3х ветвей власти.

В соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутр. и внешней политики гос-ва + закон РФ “О безопасности” от 25.05 02

Президент: - осущ. общее рук-во гос. Органами по обеспеч. Безопасности – возглавляет со<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...