Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.И.Арутюнова, И.В.Кирова, Т.Л.Попова

Московский

Автомобильно-дорожный

государственный технический университет

 

Г.И.Арутюнова, И.В.Кирова, Т.Л.Попова

 

 

КОМПЛЕКС ИНТЕРНЕТ – ЗАДАНИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Учебно-методическое пособие

 

 

Москва 2010

УДК 330.01

ББК 65.01

А

Рецензенты:

 

 

А Арутюнова, Г.И.Комплект Интернет-заданий по экономической теории: учебно-методическое пособие / Г.И. Арутюнова, И.В. Кирова, Т.Л. Попова; МАДИ. – М.: 2010. – 150 с.

 

 

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс различного типа заданий по курсу «Экономическая теория», для выполнения которых используются ресурсы Интернета.

Выполняя эти задания, студенты научатся: находить и анализировать статистическую информацию на официальных информационных сайтах России и США; значения неизвестных понятий и терминов в Интернет-словарях и Интернет-энциклопедиях; познакомятся с воззрениями классиков экономической мысли из первоисточников, размещенных в Интернете; научатся находить на сайтах российских журналов и газет актуальные научные статьи по российским и мировым экономическим проблемам, научатся читать, понимать и анализировать их. Читая Интернет-публикации известных художественных произведений и выполняя задания данного пособия, студенты будут учиться экономически осмысливать практические ситуации из реальной жизни.

Предлагая эти задания студентам, преподаватели убеждаются, каким мощным образовательным и развивающим ресурсом может быть Интернет, и учатся самостоятельно составлять подобные или другие задания.

Пособие может быть использовано в очной и дистанционной формах обучения при изучении курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и «Мировая экономика».

 

ISBN © Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет, 2010

Уважаемые коллеги!

Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь, в том числе профессиональную. Однако полагаем, что возможности «всемирной паутины» используются нами, педагогами, далеко не в полной мере. Цель данной книги – показать, что Интернет является мощнейшим учебным, образовательным и развивающимся ресурсом.

Выполнение студентами Интернет - заданий позволит им познакомиться с актуальными статистическими данными. В том случае, когда для выполнения задания студентам необходимо найти статистику по другим странам, они получают возможность сравнить ситуацию в нашей стране с развитыми и развивающимися странами, оценить место России в мировой экономики, сделать выводы о том, насколько совершенна сама статистика у нас и за рубежом. Бесценна сама возможность почувствовать, что благодаря Интернету твои возможности добывать знания становятся действительно почти безграничными!

Задания составлены таким образом, чтобы студенты были в курсе наиболее острых вопросов экономики и экономической политики, которые дискутируются в обществе, научной литературе, СМИ. При этом студенты могут узнать, что на одну и ту же проблему существует несколько различных точек зрения, познакомиться с аргументами участников дискуссий, выработать свою точку зрения.

Серьезной проблемой, препятствующей подготовке эрудированных, высокообразованных специалистов, является падение интереса к чтению. Задания, в которых студентам предлагается познакомиться с теми или иными экономическими явлениями или терминами на примере ситуаций, описанных в художественных произведениях, способствуют возникновению интереса к художественной литературе, расширению кругозора и эрудиции.

Интернет дает возможность с минимальными затратами времени найти и прочитать первоисточники, т.е. произведения ученых-экономистов различных времен, познакомиться с историей развития экономической мысли.

Многие задания ориентированы на то, чтобы познакомить студентов с деятельностью и структурой органов власти и управления Российской Федерации.

Помимо цели освоения знаний по курсу «Экономическая теория», выполнение Интернет – заданий позволит студентам осознать, что можно и нужно использовать «всемирную паутину» не только в развлекательных и коммуникационных, но и в учебных, исследовательских, научных целях. Еще одна задача, решаемая в процессе выполнения таких заданий – научить студентов различать надежные и ненадежные Интернет - источники.

Выполнение Интернет – заданий не только подготовит студентов к написанию курсовых и дипломных работ (в том числе расчетно-аналитических работ, перечень которых приводится в данном издании), но и поможет студентам определиться с собственными исследовательскими и научными предпочтениями, самим выбрать и сформулировать тему исследования.

Заметим, что при выполнении заданий, особенно их аналитической части, студент может обратиться и к другим Интернет - источникам, не указанным в тексте задания (статьям, обзорам, интервью ученых и политиков), для того, чтобы узнать мнение экспертов и более обоснованно сформулировать собственное мнение.

Еще один важный момент: Интернет, в отличие от печатного источника – система живая, развивающаяся и изменчивая. Например, если в книге есть на определенной странице таблица, диаграмма или текст, то они будут в этой книге и на этой странице всегда – издана книга в 2009 году, в 1909 или в 1809. А сайт в Интернете может сменить свой адрес, страничка может вообще «исчезнуть». С другой стороны, статистическая информация или новости подлежат постоянному обновлению. Поэтому в Интернет – заданиях мы не делаем привязок к конкретной дате, когда даем задания, связанные с поиском статистической информации (например, на сайтах Минфина, Госкомстата, Банка России). Если ссылка на какую-то статью, первоисточник или сайт вдруг устареет, это не означает, что студент должен отказаться от выполнения задания. Просто задание перейдет на новую ступень сложности и станет более интересным: вместо «путешествия» по заданному адресу придется самостоятельно выполнить поисковую работу: ввести в строку поиска на любой поисковой системе (например, на www.yandex.ru) тему задания и найти информацию.

Представленное учебно-методическое пособие может с успехом использоваться для любых форм обучения (дневного, вечернего, заочного), в том числе – дистанционного. Разрабатывая задания, мы намеренно отказались от их детализации, оставляя простор, с одной стороны, для преподавателя (он сам может конкретизировать задание, исходя из поставленных целей и методов обучения), с другой стороны – для студента. Наша цель – заставить студента самостоятельно мыслить, обеспечить ему возможности для исследовательского и научного творчества в процессе обучения. Последовательное использование студентом данного пособия для самостоятельной работы не только поможет ему разобраться в экономических понятиях и законах, но и будет способствовать формированию экономического мышления. По существу, данное пособие является самоучителем для тех, кто хочет научиться мыслить критически и конструктивно. Для преподавателя же данное пособие может служить своеобразным справочником, «путеводителем» по Интернету.

Дорогие коллеги! Если у Вас есть идеи, как сделать это пособие полезнее, если Вы подготовите интересные задания в рамках изложенной концепции, мы будем рады рассмотреть их и включить в следующие издания – все они будут помечены Вашим именем. Мы намерены продолжить дальнейшую работу над пособием, поэтому с благодарностью примем и Вашу конструктивную критику, и Ваши пожелания. Заранее благодарим за них.

Авторы

Москва, Ноябрь, 2009 г.

Уважаемый студент!

Мы, авторы этой книги, не сомневаемся в том, что Ты каждый день пользуешься Интернетом, и, возможно, в компьютерном отношении гораздо более грамотен, чем многие наши коллеги-преподаватели. Ты общаешься с друзьями в социальных сетях, скачиваешь из Интернета музыку, фильмы, и, возможно, рефераты, курсовые работы… Когда-то наш великий соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев сказал, что сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями. Использовать Интернет только в тех целях, о которых написано выше – также расточительно и неразумно. Надеемся, наша книга позволит Тебе в этом убедиться!

Не отрываясь от клавиатуры своего компьютера, Ты можешь «здесь и сейчас» узнать, какой ВВП на душу населения в США, России или Нигере; сколько стоит баррель нефти сегодня, сколько он стоил в 1976 году и сколько, по прогнозам, будет стоить через год. Ты можешь, на основе данных полученных из «всемирной паутины» оценить, на каком уровне развития находится наша страна и сделать любые международные сравнения. Ты поймешь, что знания можно получать не только на лекциях, пассивно слушая преподавателя и записывая то, что он сказал, но и самостоятельно «добывая» их с помощью Интернета и собственных размышлений.

С помощью Интернета Ты можешь не только получить любую статистику, но и узнать о том, какие вопросы экономической теории и практики являются сегодня наиболее актуальными, какие точки зрения по ним высказывают экономисты и политики во всем мире.

Если Ты забыл значение термина или понятия, то Ты всегда можешь посмотреть его в одном из Интернет – словарей или Интернет - энциклопедий, приведенных в нашем списке (см. приложение 4). Рекомендуем Тебе не ограничиваться знакомством с формулировкой того или иного термина в одном словаре – для того, чтобы убедиться в том, что Ты правильно понял значение слова, лучше прочитать его пояснение в нескольких редакциях. Если какого-либо термина или понятия Ты не смог найти в словарях, введи это слово в поисковую строку поисковой системы (например, www.yandex.ru), и ознакомься с найденными материалами.

Надеемся, Ты не думаешь, что экономика – это скучная, сухая, оторванная от жизни наука. Но если Ты еще находишься во власти подобных заблуждений, то выполнение заданий, отсылающих тебя к лучшим отечественным и зарубежным произведениям литературы, в которых отражаются экономические явления, изменит Твое отношение к экономике.

Думаем, Тебе знакомы такие имена, как Аристотель, Адам Смит или Карл Маркс. Они оставили свой след в истории экономической теории, и для того, чтобы отыскать этот след, совсем необязательно быть «следопытом» или «гениальным сыщиком». Достаточно ввести электронный адрес в адресную строку – и Ты можешь сам прочитать, что писал Адам Смит о «невидимой руке рынка», В.И.Ленин об империализме или Г. Госсен о предельной полезности.

Если Ты в процессе изучения экономики будешь регулярно выполнять Интернет – задания, то Тебе, скорее всего, и в голову не придет скачивать готовый реферат или курсовую работу. Ты поймешь, что гораздо интереснее самому (с помощью все того же Интернета) найти все необходимые данные, провести анализ и сделать выводы.

Надеемся, что изучение экономики с помощью данного пособия превратится для Тебя в увлекательный процесс и вызовет только положительные эмоции. Желаем Тебе творческих успехов!

 

Авторы

Москва, Ноябрь, 2009 г.

 

Часть 1

Введение в экономику

Рыночная система и кругооборот

Рыночная система и кругооборот

Термины и понятия:

Экономическая система; традиционная система; командная (административно - командная, плановая) система: рыночная система; смешанная система; частная собственность; общественная собственность; общинная собственность; коллективная собственность; государственная собственность; план; директивные методы; свобода предпринимательства; свобода выбора; личный интерес; конкуренция; рынок; специализация; разделение труда; средство обращения; бартер; деньги; суверенитет потребителя; «невидимая рука»; кругооборот; рынок ресурсов (рынок факторов производства); товарный рынок.

 

 

Интернет – задания:

Суверенитет потребителя.

Изучите статью Т.Скитовски. «Суверенитет и рациональность потребителя» (http://www.rosreferat.ru/economy/375.htm).

Как связаны понятия «суверенитет потребителя» и «рациональное поведение»?

Почему принцип суверенитета потребителя положен в основу экономической теории?

Какие причины нерационального поведения потребителей рассматривает автор?

Что важнее – удовлетворять требования потребителя или научить его «предъявлять запросы просвещенного человека»?

Часть 2

Макроэкономика

Система национальных счетов

Деньги и денежное обращение

Система национальных счетов

Термины и понятия:

Система национальных счетов; валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; чистый валовой продукт; чистый национальный продукт; национальный доход; чистый национальный доход; личный доход; располагаемый личный доход; конечный продукт; промежуточный продукт; повторный счет; добавленная стоимость; затратный метод определения ВВП; доходный метод определения ВВП; метод определения ВВП по добавленной стоимости; личные потребительские расходы; валовые частные внутренние инвестиции; чистые частные внутренние инвестиции; амортизация; государственные закупки; налоги; трансферты; экспорт; импорт; чистый экспорт; факторные доходы; чистые факторные доходы; номинальный ВВП; реальный ВВП; индексы цен; индекс потребительских цен; индекс цен производителя; дефлятор ВВП; индекс Ласпейраса; индекс Паше; индекс Фишера; изъятия; инъекции; показатели потока; показатели запаса; абсолютные показатели; относительные показатели

Интернет – задания:

2.1.1.Валовой внутренний продукт России.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Валовой внутренний продукт». Найдите таблицу «Основные показатели системы национальных счетов».

Проанализируйте: динамику реального ВВП; динамику номинального ВВП.

Сравните полученные по этим двум показателям результаты.

Найдите и проанализируйте данные о структуре номинального и реального ВВП по расходам (использование ВВП) и доходам.

Сделайте выводы.

 

2.1.2.Валовой внутренний продукт США[2].

Посетите сайт Бюро экономического анализа (www.bea.gov) и в интерактивном режиме выберите заголовки National Income and Product Account Tables (Таблицы национального дохода и учета продукции) и Frequently Requested NIPA Tables (Таблицы часто запрашиваемых данных по национальному доходу и объему продукции), найдите табл.1.1 и 1.2. и определите ВВП (номинальный и реальный) за последние четыре квартала.

Сравните полученные данные и сделайте выводы.

Чем можно объясниться разницу между значениями номинального и реального ВВП?

Сравните свои выводы по России и США.

 

2.1.3.Международные сравнения.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Валовой внутренний продукт» подраздел «Международные сопоставления ВВП России и других стран».

Ознакомьтесь с информацией.

Сравните ранги стран по уровню ВВП, по ВВП на душу населения.

Оцените динамику международных сопоставлений.

Какие выводы о развитии экономики России можно сделать на основе этих данных.

 

Компоненты совокупного спроса.

Сравните полученные вами выводы при выполнении заданий №№ 2.1.1., 2.1.4., 2.1.5., 2.1.6. и 2.1.7.

Какие компоненты совокупного спроса изменялись в большей степени. Чем вы можете объяснить такую динамику показателей?

 

Склонность к сбережениям.

Прочитайте исследовательский материал, размещенный на сайте http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=800156&hot=856474.

Что больше у россиян: склонность к сбережениям или склонность к потреблению? Чем объясняют авторы материала эту тенденцию?

 

Безработица.

Прочитайте статью Анастасии Астаховой «Рынок труда: новая модель?» на сайте http://www.neftegaz.ru/anticrisis/view/60.

О каких новых тенденциях на рынке труда идет речь?

Согласны ли вы с выводами автора статьи?

 

2.3.10.Экономический рост в России.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Валовой внутренний продукт».

За какие годы представлены данные о реальном ВВП?

Каковы темпы роста ВВП России в годовом исчислении?

Найдите в разделе текущей информации последние данные об использовании ВВП (поквартальные).

Рассчитайте темпы роста ВВП в квартальном исчислении.

На каком участке экономического цикла, по вашему мнению, находится экономика России?

 

2.3.11.Экономический рост в США[5].

Посетите сайт Бюро экономического анализа (www.bea.gov) и выберите National Income and Product Account Table 1.1. (Таблица национального дохода и учета продукции).

Каковы темпы роста в квартальном и годовом исчислении?

На каком участке экономического цикла, по вашему мнению, находится экономика США?

 

Кризис и тюльпаны: что общего?

Прочитайте статью Александра Кокшарова «Пузырь или нет?» в журнале «Эксперт» на сайте

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/puzyr ili net.

Почему увлечение голландцев тюльпанами привело к развитию одного из первых в мире финансовых кризисов?

Что такое «Пирамида Южных морей» и почему И. Ньютон заявлял, что он может вычислить движение небесных тел, но не степень безумия толпы?

 

2.3.20.Великая депрессия.

Прочитайте статью Сергея Журавлева «Загадки эпохи джаза» на сайте http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/zagadki_epohi_dzhaza/.

Какова хронология Великой депрессии?

Почему экономисты до сих пор спорят о причинах этого кризиса и факторах выхода из него?

Какие точки зрения приводит автор статьи?

 

2.3.21.Кризис в Японии 90-х гг.

Прочитайте статью Александра Ивантера «Сколько камней в саду Реандзи?» на сайте

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/poteryannoe_desyatiletie/.

Какие причины кризиса в Японии считают наиболее вероятными экономисты?

 

2.3.22.Китайские методы борьбы с кризисом.

Прочитайте статью Марка Завадского «Китайская финансовая

стена» на сайте

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/07/kitaiskaya_finansovaya_stena/.

Какие методы борьбы с кризисом применяются в Китае?

Приносят ли они желаемый результат?

Обратите внимание, что статья опубликована в марте 2009 года.

Воспользуйтесь Интернетом, чтобы найти самые последние данные о том, что происходило и происходит в экономике Китая после марта 2009 года. Оправдала ли себя политика борьбы с кризисом? Оправдались ли прогнозы автора статьи?

 

Кризис по-ирландски.

Прочитайте статью Александра Кокшарова «Разница в одну букву» (http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/03/raznica_v_odnu_bukvu/).

Каким образом одна из беднейших стран Западной Европы достигла высоких темпов экономического роста и стала лидером по ВВП на душу населения?

Почему период подъема сменился тяжелым кризисом?

Как возник «пузырь» на рынке недвижимости?

 

Деньги и денежное обращение

Термины и понятия:

Деньги; товарные деньги; символические деньги; декретные деньги; монометаллическая система; биметаллическая система; наличные деньги; безналичные деньги; средство обмена (средство обращения); меры стоимости (мера измерения стоимости, единица стоимости, единица учета); средство сбережения (средство накопления, средство накопления сбережений); средство платежа; мировые деньги; банкноты; чековый депозит; банк; коммерческие банки; центральный банк; Банк России; Федеральная резервная система США; почти деньги; денежный агрегат М1; денежный агрегат М2; денежный агрегат М3; денежный агрегат L; срочные вклады; текущие вклады; вклады до востребования; обязательные резервы; норма обязательного резервирования; избыточные резервы; ставка рефинансирования (учетная ставка банковского процента); денежный мультипликатор; операции на открытом рынке ценных бумаг; спрос на деньги; предложение денег; денежная масса; количественная теория денег; уравнение обмена (уравнение Фишера); скорость обращения денег

 

 

Интернет – задания:

2.4.1.Центральный банк России.

Посетите сайт Центрального банка России (http://www.cbr.ru/) раздел «Банк России сегодня».

Какова основные функции Банка России?

Что является основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.)?

Перечислите основные задачи банковского сектора России.

 

2.4.2.Наличные деньги России.

Посетите сайт Центрального банка России (http://www.cbr.ru/) раздел «Банкноты и монеты».

Банкноты какой нарицательной стоимости в настоящее время обращаются в России?

Как отличить фальшивые деньги от настоящих?

Посмотрите видео-файл «Знай свои деньги». Полезна ли для граждан страны информация этого файла?

Посетите сайты http://money.dmd.ru/history/ и http://coins2001.narod.ru/ (раздел «Бумажные деньги»).

С какими процессами, происходящими в экономике и обществе,

связано появление новых монет и бумажных купюр?

 

2.4.3.Денежная масса.

Посетите сайт Центрального банка России (http://www.cbr.ru/) раздел «Макроэкономические индикаторы» подразделы «Денежная база» и «Денежная масса (M2)».

Чему равен объем наличных и безналичных денежных средств в России?

Посмотрите статистику по денежной массе М» с 1997 года. Какие выводы можно сделать по динамике денежной массы в долгосрочном периоде? За последний год? Какой компонент денежной массы изменялся в большей степени?

 

Сальдо бюджета России.

Посетите сайт Министерства финансов России http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/.

Найдите данные о бюджетном дефиците (профиците) за последние 5 лет.

Какой являлась фискальная политика в каждый из данных годов – стимулирующей или сдерживающей?

2.5.2. Сальдо бюджета США[10].

Посетите сайт Congressional Budget Office (www.cbo.gov) и выберите заголовок Historical Budget Data (Данные о прошлых бюджетах.

Найдите данные о бюджетном дефиците (профиците) за последние 5 лет.

Какой являлась фискальная политика в каждый из данных годов – стимулирующей или сдерживающей?

 

Внешний долг России.

Посетите сайт Министерства финансов России http://www.minfin.ru/ru/, откройте раздел «Внешний долг Российской Федерации» подраздел «Структура долга».

Посмотрите данные за последний период. Оцените размеры внешнего долга России.

Кто является основными кредиторами нашей страны?

Сравните размеры внешнего долга за последний период с размерами долга в 2005 году. Что вы можете сказать о динамике этого показателя.

 

2.5.4.Государственный долг США.

В 1989 г. в центре Нью-Йорка было установлено гигантское табло, отражающее размер внешнего долга США. Теперь этот счетчик перенесен в Интернет. Посетите сайт http://www.brillig.com/debt_clock/ и посмотрите, чему на данную дату равен госдолг США. Сравните его с размерами ВВП США.

Посетите сайт повторно через неделю, через две недели, через месяц. Какие выводы о динамике госдолга США можно сделать?

 

Кто больше должен?

Сравните данные, полученные вами при выполнении заданий п.2.5.3. и 2.5.4. Какие выводы можно сделать?

2.5.6.Налоги.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Финансы». В рубрике «Оперативная информация» ознакомьтесь с налоговой статистикой.

Какие налоги являются наиболее значимым источником формирования бюджета России?

Какова динамика налоговых поступлений?

 

2.5.7.Ставки подоходного налога.

Прочитайте статью «Подоходный налог с физических лиц в странах ЕС» на сайте

http://www.rosbr.ru/ru/small_business/experts/column/?pid=2150.

Сравните системы подоходного налогообложения и ставки подоходного налога в странах ЕС с системой и ставками, действующими в России.

Как вы считаете, какие есть плюсы и минусы у прогрессивной системы налогообложения? Следует ли России осуществить переход на эту систему?

Для того, чтобы узнать мнение экспертов по этому вопросу, введите в поисковую строку на www.ya.ru фразу «переход на прогрессивную систему налогообложения» и ознакомьтесь со статьями и материалами, посвященными данной проблеме.

 

2.5.8.Защита прав потребителя.

Посетите сайт общероссийского проекта «Сеть правовой защиты потребителей» (http://www.azpp.ru/). Каковы основные цели и задачи создания этого проекта?

Найдите на сайте закон «О защите прав потребителя», прочитайте его и сохраните ссылку на него в «Избранном» в своем компьютере.

Запомните: каждый потребитель должен знать свои права!

 

2.5.9. Дифференциация по доходам в России.

Познакомьтесь с информацией, размещенной на сайте: http://rubl.ru/news/4652_srednie-dohody-samyh-bogatyh-rossiyan-pochti-v-16-raz-prevyshayut-dohody-samyh-bednyh.html.

Возросла или уменьшилась дифференциация населения России в периоде, за который приведены данные?

2.5.10.Бедность растет или ослабевает?[11]

Посетите www.census.gov, сайт U.S.Census Bureau (Бюро проведения переписей), и выберите заголовок Poverty (Бедность), подраздел People (Люди). Используйте данные этого сайта и ответьте на следующие вопросы:

Стало ли число живущих за чертой бедности в США в последний год выше или ниже, чем в предыдущий? Сравните общую ситуацию по этому показателю с той, которая была в стране 10 лет назад.

Стал ли уровень бедности (в процентах) за прошедший год выше или ниже предыдущего в отношении всего населения, детей моложе 18 лет, афроамериканцев, уроженцев Азии, островов Атлантического океана, белых?

В скольких штатах уровень бедности повысился в сравнении с прошедшим годом?

 

2.5.11.Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения в России: растут или снижаются?

Посетите сайт Министерства финансов России http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/. Найдите данные о расходах на здравоохранение.

Данные о численности населения России найдите на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).

Рассчитайте расходы на здравоохранение в расчете на душу населения.

Как менялся уровень расходов на душу населения за представ-

ленные годы?

Отыщите на сайте Минфина информацию о расходах на здравоохранение как процентной доли ВВП. Как вы считаете, становится ли проблема здравоохранения более острой?

 

Опасности внутреннего долга.

Прочитайте статью Павла Быкова «Были такие ГКО» на сайте http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/byli_takie_gko/.

Что такое «ГКО»? Почему правительство России в 1990-х гг. пошло по пути наращивания внутреннего долга? К каким результатам это привело?

2.5.13.Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ.

Посетите официальный сайт Минфина РФ http://www1.minfin.ru/ru/ разделы «Резервный фонд» и «Фонд национального благосостояния».

Как формируются эти фонды? Каково их назначение? Проанализируйте динамику объемов денежных средств указанных фондов.

2.5.14.Уровень жизни населения в России.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Уровень жизни населения».

Найдите и проанализируйте динамику минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Какой процент населения России имеет доходы ниже прожиточного минимума?

Как меняется этот показатель по годам?

 

Часть 3

Микроэкономика

Спрос

Поведение потребителя

Издержки производства

Монополия

Несовершенная конкуренция

Рынки ресурсов

Предпринимательство

Спрос

Термины и понятия:

Спрос; индивидуальный спрос; рыночный спрос; величина спроса; цена; шкала спроса; кривая спроса; закон спроса; убывающая предельная полезность; эффект дохода; эффект цены; эффект замещения; детерминанты (факторы) спроса; нормальные товары (блага); товары первой необходимости; предметы роскоши; товары низшей категории (инфериорные балаг); взаимозаменяемые товары (товары-субституты); взаимодополняющие товары (комплиментарные блага); изменение спроса; изменение величины спроса; эластичность спроса по цене (точечная и дуговая); эластичность спроса по доходу (точечная и дуговая); перекрестная эластичность спроса по цене (точечная и дуговая); эластичный спрос; неэластичный спрос; спрос с единичной эластичностью; предложение; выручка; излишек потребителя.

 

Интернет – задания:

3.1.1.Спрос на молоко.

Ознакомьтесь с маркетинговым исследование «Тюменский рынок молока» на сайте http://zapsibmc.narod.ru/analitika/milk.htm.

Какие факторы в наибольшей степени влияют на спрос на молоко в Тюмени?

Как вы считаете, эластичным или неэластичным является спрос на молоко?

 

Соляной ажиотаж.

Ознакомьтесь с ситуацией 2006-го года, когда в ряде регионов России возник ажиотажный рост спроса на соль на сайте http://www.newsru.com/russia/16feb2006/salt.html.

Какие факторы вызвали столь резкий рост спроса на соль?

3.1.4.Спрос на предметы роскоши.

Познакомьтесь с материалом экономических исследований, размещенном на сайте http://style.rbc.ru/luxury/2008/11/24/75693.shtml.

Какая динамика спроса на предметы роскоши в России наблюдается в последнее время?

Какие факторы повлияли на изменение спроса?

 

3.1.5.Услуги: динамика равновесного количества.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) и выберите раздел «Торговля и услуги населению», таблица «Индексы физического объема платных услуг населению».

Какой вывод можно сделать по динамике физического объема услуг?

Объемы каких именно услуг увеличивались в большей степени и почему?

 

Спрос на компьютеры.

Изучите два материала о спросе на компьютеры на различных рынках: http://www.lenta.ru/news/2009/03/03/gartner/,

http://top.rbc.ru/economics/14/12/2007/129876.shtml.

Почему одни аналитики говорят о росте спроса на компьютеры, а другие – о его падении?

Какие факторы влияют на спрос в каждом случае?

Изобразите на графике, что происходит с кривой спроса на компьютере при воздействии данных факторов.

Поведение потребителя

Термины и понятия:

Полезность; общая (совокупная) полезность; предельная полезность; рациональное поведение; бюджетное ограничение; закон убывающей предельной полезности; правило максимизации полезности: эффект дохода; эффект замещения; кривые безразличия; карта безразличия; бюджетные линии.

Интернет – задания:

3.3.1.Подарочный ваучер от компании «Спортмастер».

Предположим, что вы получили от компании «Спортмастер» (http://www.sportmaster.ru/catalog/174/14279/?r1=yandext&r2) подарочный ваучер на 15000 рублей, который действует только в течение этого дня.

Выберите на сайте товары на общую стоимость 15000 рублей. Добавьте их в корзину, просмотрите свою корзину еще раз. Сравните список ваших покупок со списками ваших товарищей по учебе, выполняющих это же задание. Как можно объяснить разницу? Купили бы вы эти товары, если бы получили 15000 рублей наличными и могли бы потратить их где угодно и когда угодно?

 

3.3.2.Демонстративное потребление.

Найдите в Интернете книгу Т. Веблена «Теория праздного класса» (http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/c/750/file/Veblen-TPK.doc) и прочитайте главу 4, «Демонстративное потребление».

Что автор обозначает этим термином? Как соотносится мнение

автора о поведении потребителей с принципом рационального поведения макроэкономических агентов?

 

3.3.3. Престижное потребление в наши дни.

Прочитайте материал, размещенный на сайте http://verdysh.narod.ru/a/potreba.html.

Согласны ли вы с мнением автора о том, что теория Веблена подтверждается и в наши дни?

 

Семейные доходы и расходы.

Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/), выберите раздел «Публикации» и найдите статистический бюллетень «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств».

Из чего складываются доходы домохозяйств? Какова их динамика за последний период?

Какова структура расходов домохозяйств?

Выполняется ли закон Энгеля?

Какая доля потребления приходится на самых бедных россиян (10% населения)? На самых богатых россиян (10% населения)?

3.3.6..Факторы, влияющие на поведение потребителей.

Проанализируйте результаты исследования Сандра Мориарти «Психографика: факторы, влияющие на поведение потребителей» (http://www.elitarium.ru/2006/10/09/psikhografika_faktory_vlijajushhie_na_povedenie

_potrebitelejj.html) .

Что такое «восприятие», избирательное восприятие, привычка?

Какими мотивами руководствуется потребитель?

Какую классификацию потребителей предлагает автор?

К какой группе потребителей вы могли бы отнести себя?

Какой группой потребителей легче «управлять»?

 

3.3.7.Программирование потребностей.

Изучите статью В. Аргонова «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый толчок развития?» (http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/392/144).

Какой экономический термин соответствует используемому в данной статье понятию «максимизация комфортности»?

Какие модели искусственного программирования потребностей исследует автор?

Какими могут быть социальные последствия искусственного программирования потребностей?

 

3.3.8.Антикризисные ловушки.

Прочитайте статью Т.Мамалыги «Экономия снова в моде. Поэтому потребителей "ловят" на антикризисные бренды-приманки» на сайте http://smi.liga.net/articles/IT093660.html.

Как изменились мотивы потребления жителей Украины в период кризиса?

Какие новые методы привлечения покупателей используют в связи с этим фирмы?

 

Издержки производства

Термины и понятия:

Издержки (затраты); явные издержки; неявные издержки; бухгалтерские издержки; экономические издержки; альтернативные издержки; бухгалтерская прибыль; экономическая прибыль; нормальная прибыль; краткосрочный период; долгосрочный период; общие издержки; средние издержки (средние общие издержки); предельные издержки; постоянные издержки; переменные издержки; закон убывающей отдачи; средние постоянные издержки; средние переменные издержки; положительный эффект масштаба (увеличивающияся эффект масштаба, экономия за счет роста масштабов производства); отрицательный эффект масштаба (сокращающийся эффект масштаба, убытки в результате масштабов производства); постоянный эффект масштаба (постоянная отдача от роста масштаба деятельности); естественная монополия

 

Интернет – задания:

3.4.1.Экономия на масштабах деятельности.

Найдите список крупнейших российских компаний, публикуемых журналом «Эксперт» (http://www.expert.ru/), в разделе «Рейтинг Эксперт - 400).

Из первых двадцати участников списка выберите три компании из трех различных отраслей и обсудите возможные источники экономии на масштабах производства, которые определяют их крупный размер.

 

3.4.2. Крупнейшие американские фирмы: что является источниками их экономии на масштабах деятельности?[12]

Найдите список 500 крупнейших американских фирм, публикуемых Forbes на сайте www.forbes.com/lists/.

Из первых десяти участников списка выберите три фирмы из трех разных отраслей и обсудите возможные источники экономики на масштабах деятельности, которые определяют их

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...