Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Период «открытого кризиса» в психологии и основные направления развития психологии в этот период (начало ХХ в.)
Развитие психологического познания – причина кризиса Вундтовского понимания в психологии. Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У. Джемс и возникновение прагматизма. Критика прагматизма в русской науке (В. Эрн). Основные особенности развития мировой психологии в XX столетии, ее этапы. Ш. Бюллер, Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн о проявлениях, причинах, смысле кризиса в психологии, путях его преодоления. Современное состояние психологии в свете идей о кризисе в психологии.
Основные термины и понятия
- Структурализм
- Функционализм
- Бихевиоризм
- Гештальт-психология
- Гуманистическая психология
- Когнитивная психология
- Психоанализ
- Понимание как метод познания
Контрольные вопросы для самопроверки
- В чем состоял кризис в психологии конца XIX – начала XX в.?
- Чем характеризовался период «открытого кризиса» в психологии?
- Какие характерные черты традиционной психологии XVII-XIX вв. выделяет А.Н. Ждан?
- Назовите основных представителей бихевиоризма
- Какие реакции в поведении человека выделяет Уотсон?
- Какие этапы выделяются в развитии психоанализа и чем они характеризуются?
- Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой?
- Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет Адлер?
- Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы
- Каковы ключевые идеи описательной (понимающей) психологии?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX – начала XX в.
- Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии
- Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном
- Бихевиоризм – история формирования и основные идеи
- Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения
- Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма
- У истоков психоанализа – история науки о бессознательном
- Научные идеи и вклад в развитие психологии А. Адлера
- Научные идеи и влияние на развитие психологии К. Юнга
- Э. Дюркгейм и его психологическое наследие
- В. Дильтей как основоположник «философии жизни»
- Жизнь и научное творчество Э. Шпрангера
Литература
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. 1982.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 6, гл. 1. М., 1997.
- История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Ярошевский М.Г История психологии. М., 1985.
Дополнительная литература
- Ждан А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.) // Хрестоматия по истории психологии. МГУ, 1980. С. 5-16.
- Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Б.М.Теплов. Избр. тр.: В 2 т. Т. 2. М., 1985. С. 281-309.
Тема 12. Российская психология в начале XX века (предреволюционный период)
Представления о роли, месте и основных проблемах психологии в общественном сознании. Общая характеристика российской психологии этого периода. Общественные представления о состоянии и проблемах психологии этого периода в периодических ихданиях. Проблема метода в психологических исследованиях. Критика метода самонаблюдения. Замечания к экспериментальному методу. Самостоятельность психологии как науки. Перспективные темы и направления развития психологии. Показатели роста значения психологических исследований в обществе. Психология в деятельности научных сообществ. Психологическая периодика этого периода и ведущие психологические издания. Психологическое образование. Основные научные течения в российской психологии этого периода. Общая характеристика научных направлений. «Экспериментальная психология»: предпосылки введения эксперимента в психологию, особенности развития отечественных экспериментально-психологических исследований, дискуссии о методе психологического исследования, взаимосвязь эксперимента и теории, возможности и границы применимости экспериментального метода, представления о классификации психологических методов и месте эксперимента в ней, использование аппаратурных методов в исследованиях. Эмпирическая психология. Русская богословская психология: особенности русского менталитета как концептуальные основания направления, базовые идеи отечественной духовной психологии, взгляды С.Л. Франка как пример духовно-религиозной психологии, организационное оформление отечественной духовной психологии. Итоги развития психологической мысли в канун Октябрьской революции 1917 г.
Основные термины и понятия
- Институционализация науки
- Эксперимент
- Самонаблюдение
- Экспериментальная психология
- Эмпирическая (богословская) психология
- Святоотеческая психология
- Естественный эксперимент
- Онтологизм
- «Философская психология» Франка
Контрольные вопросы для самопроверки
- Что способствовало развитию экспериментально-психологических исследований в России?
- Как оценивалось и характеризовалось в периодической печати начала XX в. состояние психологического знания в России?
- Какие проблемные области получили наиболее активную разработку в психологических исследованиях начала XX в.?
- Что характеризовало деятельность Московского психологического общества в предреволюционный период?
- Перечислите и проанализируйте показатели роста значения психологии в общественной жизни российского общества начала XX в.
- Укажите основные научные направления в российской психологии XX в. и охарактеризуйте их особенности
- В чем состояла суть дискуссий об объективном методе в психологии?
- Укажите особенности отечественных экспериментально-психологических исследований
- Охарактеризуйте понимание принципа единства теории и эксперимента в отечественной психологии XX в.
- Приведите классификацию психологических методов А.Ф. Лазурского.
- Что характеризовало эмпирическую психологию в России?
- Перечислите особенности русского мировоззрения как основы святоотеческой (богословской) психологии
- Какие идеи лежат в основе психологических взглядов С.Л. Франка?
|