Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е – 90-е гг. XX в.)
Психология и физиология: дискуссии о предмете психологии в 50-е – 60-е гг. XX в. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х до конца 80-х годов. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований. Конкретно-научные исследования в области психологии. Формирование новых направлений и отраслей психологии. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход в психологии.
Основные термины и понятия
- Павловская сессия
- Детерминизм
- Научная школа
- Инженерная психология
- Нейропсихология
- Теория функциональных систем
- Системный подход
Контрольные вопросы для самопроверки
- Каким вопросам была посвящена дискуссия о роли учения Павлова в психологии?
- Какие две проблемы являлись основными на Совещании по психологии 1953 г.?
- Какими общими тенденциями характеризуется развитие отечественной психологии в 60-80 г. XX в.?
- Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?
- Что характерно для изучения природных основ психики во второй половине XX в.?
- Укажите достижения в разработке проблем познавательной деятельности человека в психологии 60-80-х гг. XX в.
- Какие новые отрасли психологической науки сформировались в 60-е гг. XX в. и что явилось причиной этого?
- Что требует от исследователя реализации системного подхода в изучении психического явления?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.
- Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия
- Разработка методологических принципов в психологии: история идей
- Проблема закона в психологии и ее разработка в отечественной психологии в 60-80-е гг. XX в.
- Разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки: история и подходы
- Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
- Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение
- Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки
- Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания
Литература
- Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
- Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
- Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Материалы совещания по психологии. Стеногр. отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45, М. 1953. С. 286.
- Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950 г.): Стеногр. отчет. М., 1950.
- Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
- Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
- Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
- Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. М., 1989.
- Учение И.П. Павлова и философские основы психологии. М., 1952. С.475.
- Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
Дополнительная литература
- Петровский А. Записки психолога. М., 2001.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961.
- Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб., 1994. С.76-82.
- Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // К.М. Быков Избранные произведения. Т.1. М., 1953. С. 316-364.
Тема 16. Современные научные направления и системы в мировой психологии
Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей – информатизации, компьютеризации, идеи глобального экологического кризиса. Когнитивная психология. Экологическая психология. Психология жизненного пути. Историческая психология.
Основные термины и понятия
- Неофрейдизм
- Необихевиоризм
- Базальная тревожность
- Экзистенциальная психология
- Гуманистическая психология
Контрольные вопросы для самопроверки
- В чем отличие концепции Хорни от классического психоанализа?
- Какие типы личностей выделяет и характеризует Хорни?
- Какие основные идеи лежат в основе концепции Салливана?
- Какие тенденции поведения характеризуют бегство человека от неразрешимых проблем?
- Чем известен в психологии Эриксон?
- В чем отличие необихевиоризма от классического бихевиоризма?
- Какие причины поведения выделяет Толмен?
- Что такое гештальт?
- Укажите основные идеи (концепты) гуманистической психологии
Тематика рефератов и/или курсовых работ
- К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии
- Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности
- Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ»
- Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма
- Достоинства и недостатки необихевиоризма
- Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления
- Формирование и развитие гуманистической психологии
- Теория потребностей Маслоу
- Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования
Литература
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 8.
- Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
- Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика., СПб.; М., 2003.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Дополнительная литература
- Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974.
- Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
- Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980.
- Xолл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
- Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1998.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ
- Предмет истории психологии.
- Функции истории психологии.
- Место истории психологии в системе наук.
- Источники изучения истории психологии.
- Причины возникновения понятия «душа» и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов.
- Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире.
- Отличие научного мировоззрения от мифологического.
- Особенность милетской школы Фалеса в трактовке человека и его психики.
- Особенности натурфилософского подхода в понимании человека в античной науке.
- Изучение психических явлений в трудах Гераклита.
- Душа и ее проявление в концепции Пифагора.
- Изучение Гиппократа о факторах развития человека и его индивидуальных характеристик.
- Идеи Алкмеона о строении и уровнях психической деятельности.
- Концепция ума в учении Анаксагора.
- Теория познания Эмпедокла.
- Атомистическая концепция строения мира и души Демокрита.
- Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологии.
- Особенности объективно-идеалистического телеологического учения Платона.
- Соотношение мира идей и физического мира у Платона.
- Соотношение души и тела у Платона.
- Части и типы души у Платона.
- Проблемы познания и его ступени в учении Платона.
- Биопсихология Аристотеля.
- Соотношение души и тела в учениях Аристотеля.
- Функции души в учении Аристотеля.
- Ощущающая способность души у Аристотеля.
- Стремление и его роль в учении Аристотеля.
- Учение о характере в учении Аристотеля.
- Особенности эллинистической психологической мысли.
- Перипатетика – развитие психологических идей Аристотеля.
- Учение Эпикура о человеке и его душе в Эллинистический период.
- Стоики и их концепция человека.
- Учение Плотина.
- Учение Галена – вершина психофизиологической античной мысли.
- Особенности понимания человека в русле христианского вероучения.
- Учение Ф. Аквинского о душе – основа средневековой схоластики.
- Борьба номинализма и реализма в средневековой науке.
- Номинализм У. Оккама, Д. Скотта, П. Абеляра.
- Психологическая концепция Ибн Сины.
- Учение Ибн Рушда о душе.
- Особенности психологической мысли периода Возрождения.
- Натурфилософское направление психологической мысли Возрождения.
- Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.
- Учение П. Помпанацци о бессмертии души.
- Эмпирическое учение Ф. Бэкона о трудностях и путях познания.
- Рефлекторная концепция Декарта.
- Интроспективная концепция сознания Декарта.
- Психологические взгляды Т. Гоббса.
- Психологическая концепция Б. Спинозы.
- Эмпирическая концепция Дж. Локка.
- Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.
- Особенности психологических идей французских просветителей XVIII в.
- Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.
- Концепция человека А.Н. Радищева. Его учение о душе.
- Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.
- Эволюционная психология Г. Спенсора.
- Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.
- Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.
- Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
- Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.
- Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.
- Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.
- Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге.
- А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.
- Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала ХХ в.
- Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Э. Торндайка.
- Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
- Необихевиоризм Э. Толмана и К. ала.
- Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.
- Особенности русского поведенчества.
- Предпосылки возникновения и этапы становления учения Фрейда.
- Структура личности Фрейда и роль бессознательного.
- Индивидуальная психология К.Г. Юнга.
- Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, П. Жане, Ж. Пиаже.
- Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
- Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.
- Разработка проблем восприятия в русле гештальтпсихологии.
- Разработка проблем мышления в русле гештальтпсихологии.
- Теория поля К. Левина.
- Предпосылки выделения гуманистической психологии и научная программа.
- Концепция и психотерапевтическая практика К. Роджерса.
- Теория мотивации и модель самоактуализированной личности А. Маслоу.
- Теория жизненных смыслов В. Франкла.
- Основные этапы развития психологической науки в СССР.
- Методологические принципы развития психологической науки в СССР.
- Основные психологические школы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.
Лекционный курс
|