Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-е – 90-е гг. XX в.)

Психология и физиология: дискуссии о предмете психологии в 50-е – 60-е гг. XX в.
Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х до конца 80-х годов. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований. Конкретно-научные исследования в области психологии. Формирование новых направлений и отраслей психологии.
Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход в психологии.

Основные термины и понятия

  1. Павловская сессия
  2. Детерминизм
  3. Научная школа
  4. Инженерная психология
  5. Нейропсихология
  6. Теория функциональных систем
  7. Системный подход

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каким вопросам была посвящена дискуссия о роли учения Павлова в психологии?
  2. Какие две проблемы являлись основными на Совещании по психологии 1953 г.?
  3. Какими общими тенденциями характеризуется развитие отечественной психологии в 60-80 г. XX в.?
  4. Какие достижения в разработке теоретико-методологических основ психологии характеризуют период 60-80-х гг. XX столетия?
  5. Что характерно для изучения природных основ психики во второй половине XX в.?
  6. Укажите достижения в разработке проблем познавательной деятельности человека в психологии 60-80-х гг. XX в.
  7. Какие новые отрасли психологической науки сформировались в 60-е гг. XX в. и что явилось причиной этого?
  8. Что требует от исследователя реализации системного подхода в изучении психического явления?

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.
  2. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия
  3. Разработка методологических принципов в психологии: история идей
  4. Проблема закона в психологии и ее разработка в отечественной психологии в 60-80-е гг. XX в.
  5. Разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки: история и подходы
  6. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
  7. Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение
  8. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки
  9. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

Литература

  1. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  2. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
  3. Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  5. Материалы совещания по психологии. Стеногр. отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45, М. 1953. С. 286.
  6. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950 г.): Стеногр. отчет. М., 1950.
  7. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.
  8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
  9. Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959.
  10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  11. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  12. Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. М., 1989.
  13. Учение И.П. Павлова и философские основы психологии. М., 1952. С.475.
  14. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.

Дополнительная литература

  1. Петровский А. Записки психолога. М., 2001.
  2. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании, М., 1961.
  3. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб., 1994. С.76-82.
  4. Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // К.М. Быков Избранные произведения. Т.1. М., 1953. С. 316-364.

Тема 16. Современные научные направления и системы в мировой психологии

Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей – информатизации, компьютеризации, идеи глобального экологического кризиса. Когнитивная психология. Экологическая психология. Психология жизненного пути. Историческая психология.

Основные термины и понятия

  1. Неофрейдизм
  2. Необихевиоризм
  3. Базальная тревожность
  4. Экзистенциальная психология
  5. Гуманистическая психология

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. В чем отличие концепции Хорни от классического психоанализа?
  2. Какие типы личностей выделяет и характеризует Хорни?
  3. Какие основные идеи лежат в основе концепции Салливана?
  4. Какие тенденции поведения характеризуют бегство человека от неразрешимых проблем?
  5. Чем известен в психологии Эриксон?
  6. В чем отличие необихевиоризма от классического бихевиоризма?
  7. Какие причины поведения выделяет Толмен?
  8. Что такое гештальт?
  9. Укажите основные идеи (концепты) гуманистической психологии

Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии
  2. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности
  3. Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ»
  4. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма
  5. Достоинства и недостатки необихевиоризма
  6. Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления
  7. Формирование и развитие гуманистической психологии
  8. Теория потребностей Маслоу
  9. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования

Литература

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 8.
  2. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
  3. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика., СПб.; М., 2003.
  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Дополнительная литература

  1. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974.
  2. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  3. Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980.
  4. Xолл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  6. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1998.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ

  1. Предмет истории психологии.
  2. Функции истории психологии.
  3. Место истории психологии в системе наук.
  4. Источники изучения истории психологии.
  5. Причины возникновения понятия «душа» и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов.
  6. Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире.
  7. Отличие научного мировоззрения от мифологического.
  8. Особенность милетской школы Фалеса в трактовке человека и его психики.
  9. Особенности натурфилософского подхода в понимании человека в античной науке.
  10. Изучение психических явлений в трудах Гераклита.
  11. Душа и ее проявление в концепции Пифагора.
  12. Изучение Гиппократа о факторах развития человека и его индивидуальных характеристик.
  13. Идеи Алкмеона о строении и уровнях психической деятельности.
  14. Концепция ума в учении Анаксагора.
  15. Теория познания Эмпедокла.
  16. Атомистическая концепция строения мира и души Демокрита.
  17. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологии.
  18. Особенности объективно-идеалистического телеологического учения Платона.
  19. Соотношение мира идей и физического мира у Платона.
  20. Соотношение души и тела у Платона.
  21. Части и типы души у Платона.
  22. Проблемы познания и его ступени в учении Платона.
  23. Биопсихология Аристотеля.
  24. Соотношение души и тела в учениях Аристотеля.
  25. Функции души в учении Аристотеля.
  26. Ощущающая способность души у Аристотеля.
  27. Стремление и его роль в учении Аристотеля.
  28. Учение о характере в учении Аристотеля.
  29. Особенности эллинистической психологической мысли.
  30. Перипатетика – развитие психологических идей Аристотеля.
  31. Учение Эпикура о человеке и его душе в Эллинистический период.
  32. Стоики и их концепция человека.
  33. Учение Плотина.
  34. Учение Галена – вершина психофизиологической античной мысли.
  35. Особенности понимания человека в русле христианского вероучения.
  36. Учение Ф. Аквинского о душе – основа средневековой схоластики.
  37. Борьба номинализма и реализма в средневековой науке.
  38. Номинализм У. Оккама, Д. Скотта, П. Абеляра.
  39. Психологическая концепция Ибн Сины.
  40. Учение Ибн Рушда о душе.
  41. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
  42. Натурфилософское направление психологической мысли Возрождения.
  43. Учение Леонардо да Винчи о человеке и познании человеком мира.
  44. Учение П. Помпанацци о бессмертии души.
  45. Эмпирическое учение Ф. Бэкона о трудностях и путях познания.
  46. Рефлекторная концепция Декарта.
  47. Интроспективная концепция сознания Декарта.
  48. Психологические взгляды Т. Гоббса.
  49. Психологическая концепция Б. Спинозы.
  50. Эмпирическая концепция Дж. Локка.
  51. Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.
  52. Особенности психологических идей французских просветителей XVIII в.
  53. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.
  54. Концепция человека А.Н. Радищева. Его учение о душе.
  55. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.
  56. Эволюционная психология Г. Спенсора.
  57. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.
  58. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.
  59. Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
  60. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.
  61. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.
  62. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.
  63. Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге.
  64. А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.
  65. Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала ХХ в.
  66. Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Э. Торндайка.
  67. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
  68. Необихевиоризм Э. Толмана и К. ала.
  69. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.
  70. Особенности русского поведенчества.
  71. Предпосылки возникновения и этапы становления учения Фрейда.
  72. Структура личности Фрейда и роль бессознательного.
  73. Индивидуальная психология К.Г. Юнга.
  74. Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма, П. Жане, Ж. Пиаже.
  75. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
  76. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.
  77. Разработка проблем восприятия в русле гештальтпсихологии.
  78. Разработка проблем мышления в русле гештальтпсихологии.
  79. Теория поля К. Левина.
  80. Предпосылки выделения гуманистической психологии и научная программа.
  81. Концепция и психотерапевтическая практика К. Роджерса.
  82. Теория мотивации и модель самоактуализированной личности А. Маслоу.
  83. Теория жизненных смыслов В. Франкла.
  84. Основные этапы развития психологической науки в СССР.
  85. Методологические принципы развития психологической науки в СССР.
  86. Основные психологические школы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.

 

Лекционный курс

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...