Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая мысль России XVIII в.

Характеризуя особенности русской науки рассматриваемого периода с точки зрения собственно научного содержания, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть место данного этапа становления научной мысли в истории отечественного научного познания вообще, выявить те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития. В целом XVIII в. может быть, с нашей точки зрения, охарактеризован как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров. Получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т.д. С другой стороны, XVIII в. в истории науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.
Что же отличает отечественную науку века Просвещения в научно-методологическом отношении? Наиболее яркой ее чертой являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно-научного цикла в системе научных исследовании объясняется, с нашей точки зрения, тремя причинами: 1) их выраженной практической пользой; 2) альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям; 3) относительно большей независимость от политических и идеологических проблем.
С естественно-научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков в XVIII в. становятся не некие недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.
Таким образом, XVIII в. в России стал веком рождения новой науки. В этот период получают развитие разные отрасли знания, возникает новая материалистическая методология научных исследований, разрабатывается система методов. Огромных успехов достигает естествознание, с которым в науку приходит опытное познание, эксперимент. Все это не могло не служить важными импульсами для дальнейшего развития научного познания в разных областях. Психология не являлась еще в тот период предметом самостоятельного специального изучения. В Академии наук она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии, в Московском университете психологические идеи развивались профессорами физиологии и философии.
Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.
Одной из наиболее ярких фигур в науке в этот период являлся Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Творчество этого выдающегося ученого-энциклопедиста составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: ему принадлежит формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, способствуя тем самым распространению образованности и просвещения в обществе и формируя новое поколение русских ученых. Психологические воззрения Ломоносова - не только побочный результат его энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия.
Как отмечают многие исследователи, именно Ломоносов заложил материалистические основы русской психологии. Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, в ощущениях ("чувствованиях") и восприятии человека он видел результат особого вида механического воздействия ("совмещения") предметов и явлений природы на органы чувств, т.е. продолжением в человеческом организме того механического движения, которое подействовало на человека извне. В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности. Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии: дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных); обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания; анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека; рассматривает приемы повышения психо-эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой (Хрестомат. 6).
В целом психологические воззрения Ломоносова, несомненно, являются не только передовыми в системе взглядов отечественных мыслителей, но и по многим вопросам в мировой психологической мысли.
Интересные психологические идеи содержит и творчество Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе "Житие Федора Ушакова" он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции. Рассматривая проблемы развития психики, русский мыслитель подчеркивает мысль о том, что человек не пассивное существо, лишь приспосабливающееся к окружающей действительности. Для него человек - активен, активен и в познании, и в деятельности. Касается в своем творчестве Радищев и вопросов сопоставления психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека "вооружить" свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. В трудах Радищева мы встречаем интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе (Хрестомат. 7.11).
Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались и таким выдающимся просветителем XVIII в. как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех "миров": макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой ("бог") - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ. Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о "сродности", "сродном труде". Под последним он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека ""похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, по мнению Сковороды, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества (Хрестомат. 7.8).
Безусловно, развитие психологических идей в VIII в. в отечественной психологии связано с творчеством еще многих и многих русских философов, педагогов, этнографов, юристов, медиков, физиологов. Н.И. Новиков (Хрестомат. 10), Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.Д. Кантемир, Я.П. Козельский (Хрестомат. 7.9), М. Пеккен, Ф. Керестури, С.Г. Забелин, М. Скиадан - каждый в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая тем самым основы отечественной психологической науки.
Завершая рассмотрение развития психологических идей в отечественной науке и культуре XVIII в., нельзя не упомянуть и о разработке психологических идей в русле православной святоотеческий традиции в богословских трудах Дмитрия Ростовского, Паисия Величковского, Тихона Задонского.
К сожалению, именно этот пласт психологических воззрений наименее изучен в истории отечественной психологии, но даже то, что известно об этой странице истории отечественной психологической мысли позволяет говорить, что наряду с материалистической традицией, не менее мощно развивались и другие подходы в понимании сущности человека, его природы, характеристик эмоциональной сферы, ценностей и целей жизнедеятельности человека (Хрестомат. 7.7).
Таким образом, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. не только шло в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

 

Словарь терминов

1. Ассоциативная психология

2. Детерминизм

3. Догматизм

4. Индуктивный метод

5. Номинализм

6. Скептицизм

7. Феноменализм

8. Эмпиризм

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоял основной идеал эпохи Просвещения?

2. Перечислите "правила философского рассуждения" Ньютона

3. Какую классификацию идей исходя из прагматического критерия предлагает Гельвеций

4. Чем характеризуется "естественный человек" Руссо?

5. Кто из представителей эпохи Просвещения обосновал идею о том, что мышление есть функция мозга?

6. Чем характеризуется философская концепция И. Канта?

7. Какие формы чувственности выделяет Кант?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...