№
| Персоналии
| Содержание
|
1.
| Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
| Российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» - дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленной на изучение целостного жизненного пути человека.
|
2.
| Басов Михаил Яковлевич (1892-1931)
| Исследовал закономерности и движущие силы психического развития. Разработал схемы наблюдений, а также методику анализа эмпирических данных. Важнейшей заслугой является разработка нового подхода к взаимодействию человека со средой(активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды). Разработал функциональную периодизацию деятельности
|
3.
| Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)
| Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека
|
4.
| Блонский Павел Петрович (1884-1941)
| Выступал за перестройку психологической науки на основании марксизма. Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности
|
5.
| Божович Лидия Ильинична (1908-1981)
| Одно из главных направлений ее работ - научно-психологическое обоснование процессе воспитания. В основание научной концепции положен целостный подход к изучению личности (психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности). Описала феномен «смыслового барьера»
|
6.
| Выготский Лев Семенович (1896-1934)
| Автор культурно-исторической концепции. Сторонник естественнонаучной психологии. Сформулировал теорию детского развития, создав теорию «зоны ближайшего развития». Развивал учение об общественно-исторической природе сознания человека. Предложил экспериментальную программу изучения развития системы высших психических функций. Разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка
|
7.
| Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988)
| Автор теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Выделил эволюционные уровни активности субъекта
|
8.
| Корнилов Константин Николаевич (1879-1957)
| Разработал концепцию реактологии, которую в качестве марксистской психологии противопоставлял рефлексологии и идеалистической эмпирической психологии
|
9.
| Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
| Разработал философско-методологические основы отечественной психологической науки,категорию деятельности, ее структуру. Описал единицы анализа деятельности и сознания. Сформулировал тезис о системном строении психики. Исследовал проблемы в области психологии личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием
|
10.
| Ломов Борис Федорович (1927-1989)
| Большое внимание уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов, раскрытию системного строения психологического знания. Специалист в области общей психологии, психологии управления, один из создателей отечественной инженерной психологии
|
11.
| Лурия Александр Романович (1902-1977)
| Основоположник отечественной нейропсихологии(разработал новый понятийный аппарат). Ввел новый метод изучения последствий локального поражения головного мозга. Совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым создал методологические и теоретические основы общей психологии. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию
|
12.
| Павлов Иван Петрович (1849-1936)
| Автор учения о ВНД, которое сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М.Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс
|
13.
| Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
| Специализировался на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей. Разработал концепцию сознания, выдвигая в качестве главного объяснительного принципа – принцип единства сознания и деятельности
|
14.
| Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)
| Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмов сознания и воли человека. Экспериментальное изучение головного мозга привело его к открытию центрального торможения. Подвергнув критике интроспекционизм, выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой
|
15.
| Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
| Автор психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. исследовал процессы ощущений и восприятия, подчеркивая особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных образов окружающего мира. Основные интересы сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности. Он разграничил задатки как природные предпосылки способности и сами способности как психические качества, необходимые для успешной деятельности. Подверг экспериментальному анализу музыкальную деятельность
|
17.
| Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950)
| Автор общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Разработал установочную типологию личности. Экспериментальные исследования посвящены вопросам мышления, речи, внимания, воли
|
18.
| Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
| Основные направления научных исследований касались важнейших проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотношении души и тела, биологического и социального в формировании человека. Проводил эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Участвовал в анализе проекта реформы школы (1918)
|
19.
| Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)
| Разработал теорию учебной деятельности, на основе культурно-исторической и деятельностной теории создал концепцию периодизации детских возрастов и теорию игры. Выдвинул гипотезу о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Разработал эффективный метод обучения детей чтению, составил экспериментальные буквари
|