Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние лексико-грамматического строя речи

В активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими поняти­ями, легко образуют новые слова (сон сонный), пра­вильно согласовывают их.

Однако отмечаются специфические трудности на­зывания предметов, действий, признаков. Они прояв­ляются при актуализации нужного слова и использова­нии вместо него слова, близкого по значению. Напри­мер, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие заме­ны: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентно­го периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соот­нести образ предмета со словом-наименованием).

Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок на­зывания времен года, суток, дней недели. Однако, по­скольку дети знают признаки, правильно их соотносят,


можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных пред­ставлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам).

В целом, характеризуя особенности лексики дан­ной категории детей, необходимо отметить обеднен-ность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи.

Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространствен­ных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических кон­струкций.

У части детей со стертой формой дизартрии встре­чается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлени­ями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышепере­численные особенности лексико-грамматической сто­роны речи.

Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности ре­чевых нарушений, что отражается в заключении лого­педа следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Состояние связной речи

Дошкольники со стертой формой дизартрии адек­ватно используют вербальные средства. Рассказ оформ­ляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы.

При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отли­чие от нормы, рассматривают картинку, придержива­ясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора воспри­ятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ пере­числением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничива­ются интерпретацией по одному фрагменту или со­ставляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки.


При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособле­ние для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спа­сатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спо­койно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагмен­тарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обоб­щить события, хотя и неправильно их интерпретиро­вал.

Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их расклады­вать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладывают картинки справа на­лево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.

У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразви­тия речи. Им требуется развернутая помощь логопе­да ввиде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бед­ность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, труд­ности (вплоть до невозможности) составления расска­за по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего не­доразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОН? IIIуровня).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...