Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние лексико-грамматического строя речиВ активном словаре детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их. Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Например, у Яны К., 6 лет, зафиксированы следующие замены: «кусты» — «деревья», «сеть» — «удочка». У Насти Т., 6 лет: «солдаты» — «матросы», «рюмка» — «бокал». При этом в другой ситуации дети активно используют ранее заменяемые слова. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Поэтому можно утверждать, что нарушение не является собственно лексической недостаточностью, а носит анемический характер (ребенок не может соотнести образ предмета со словом-наименованием). Существенные трудности для дошкольников со стертой формой дизартрии представляет порядок называния времен года, суток, дней недели. Однако, поскольку дети знают признаки, правильно их соотносят, можно утверждать, что эти нарушения обусловлены недостаточностью не лексических, а временных представлений, формирующихся и в норме значительно позже (ко 2-му, 3-му классам). В целом, характеризуя особенности лексики данной категории детей, необходимо отметить обеднен-ность самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса и легкую задержку в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Грамматический строй речи у таких детей также имеет свои особенности. Их самостоятельная речь грамотна, однако изобилует вербальными штампами. Ярко проявляется несостоятельность пространственных представлений при понимании и использовании предложно-падежных и логико-грамматических конструкций. У части детей со стертой формой дизартрии встречается лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое обусловливается особенностями социальной среды и воспитания ребенка. Типичными проявлениями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих понятий, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов. Наряду с этими нарушениями у таких детей отмечаются и вышеперечисленные особенности лексико-грамматической стороны речи. Таким образом, выделяется группа детей со стертой формой дизартрии, у которых имеются традиционные нарушения лексико-грамматической стороны речи, характерные для общего речевого недоразвития. В этом случае правомерно говорить о сочетанности речевых нарушений, что отражается в заключении логопеда следующим образом: стертая форма дизартрии, сочетанная с лексико-грамматическим недоразвитием речи. Состояние связной речи Дошкольники со стертой формой дизартрии адекватно используют вербальные средства. Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных грамматических конструкций. В речи детей встречаются вербальные штампы, единичные негрубые аграмматизмы. При составлении самостоятельного рассказа по картинке дети со стертой формой дизартрии, в отличие от нормы, рассматривают картинку, придерживаясь направления справа налево и(или) снизу вверх, т.е. у них отчетливо проявляются оптико-гностические нарушения: тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. Следствием этого является то, что в одних случаях дети заменяют рассказ перечислением отдельных деталей, например: «Женщина с мальчиком смотрят. Мужчина бежит. Мальчик упал. Мальчик тонет...»; в других случаях они ограничиваются интерпретацией по одному фрагменту или составляют рассказ, отталкиваясь от несущественных деталей картинки. При составлении рассказа по сюжетной серии (если последовательность картинок не определена взрослым) наблюдается аналогичная картина. Приведем рассказ Иры 3., 6 лет: «Аист прилетел и всех рыб поел. А здесь лягушки рыбу ловят. А здесь они делают приспособление для ловли рыб на дереве. Нет, не так. Лягушки-спасатели поймали аиста и заставили его отпустить рыбку. Потом они сделали капкан для аиста. Рыбки жили спокойно и дружили с лягушками». Видно, что у девочки имеется инверсия вектора (справа налево) и фрагментарность зрительного восприятия. Ребенок сумел обобщить события, хотя и неправильно их интерпретировал. Рассказ по серии сюжетных разрезных картин, когда дети имеют возможность самостоятельно их раскладывать, составляется значительно успешней. Несмотря на то что многие дети выкладывают картинки справа налево (порядок 3, 2, 1), последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы. У части детей со стертой формой дизартрии кроме отмеченных особенностей наблюдаются нарушения связной речи, характерные для общего недоразвития речи. Им требуется развернутая помощь логопеда ввиде наводящих вопросов. Отмечается неточное, буквальное или искаженное понимание ситуации, хаотичное раскладывание картинок, выраженная бедность словаря, неадекватное использование речевых средств, множественные грубые аграмматизмы, трудности (вплоть до невозможности) составления рассказа по картине, сюжетной серии. Данные нарушения, как ранее было отмечено, характерны для общего недоразвития речи и обусловливаются особенностями социальной среды и воспитания ребенка (заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОН? IIIуровня). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |