Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снятие спастичности и уменьшение саливации

Работу логопеда значительно усложняет повышен­ное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизар­трии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в ра­боту, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

• Массаж мягкого нёба — поглаживающие иразми­
нающие движения пальцем по средней линии твердого
и мягкого нёба от верхних резцов до Uvula для получе­
ния выраженного глоточного рефлекса.

• Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 то­
чек) (рис. 9). Продолжительность удерживания льда в
каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.

• Полоскание полости рта с использованием лекар­
ственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысяче­
листника (предварительно необходимо удостовериться
в отсутствии у ребенка аллергии).

• Полоскание горла поэтапно: минеральной водой,
жидким киселем, кефиром, густым киселем.



• Запрокинув голову, имитировать полоскательные
движения.

• Запрокинув голову, имитировать жевательные
движения.

• Запрокинув голову, позевывать.

• Положить на кончик языка хлебный шарик (из­
мельченные витамины, накапать из пипетки 1—2 капли
сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

• Произнесение гласных а, э, и на твердой атаке:
а а а; э э э; и и и;

аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

• Массаж по точкам. Найти параллельные точки под
козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости
(правильно найденные точки болезненные). Указатель­
ными пальцами делаем круговые движения по точкам
в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты — с
открытым ртом, 2,5 минуты — с закрытым) и 5 минут
против часовой стрелки (аналогично).

Артикуляционная гимнастика

У каждого логопеда в арсенале имеется большой за­пас различных артикуляционных упражнений. Можно дополнить их упражнениями, заимствованными из ак­терской практики.

Упражнения для нижней челюсти

• Подбородок — в обычном удобном положении,
губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на
расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свобод­
но, кончик языка находится у нижних резцов, губы со­
храняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет
«два» фиксируется открытое положение рта. На счет
«три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз
подряд. Необходимо следить за тем, чтобы голова не
наклонялась.

• И.п. то же. На счет «один» челюсть выдвигает­
ся вперед; насчет «два» челюсть принимает исходное
положение; на счет «три» челюсть опускается на счет
«четыре» челюсть выдвигается вперед; на счет «пять»
челюсть принимает исходное положение. Движения
повторяются 4—5 раз в медленном темпе.

• И.п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на
счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на
счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре»
челюсть движется влево; на счет «пять» челюсть опуска­
ется, на счет «шесть» челюсть движется вперед; насчет
«семь» челюсть возвращается в исходное положение.
Движения повторяются 2—3 раза в медленном темпе.

Упражнения для губ

Перед проведением упражнений необходимо сде­лать массаж губ.

• Поместим оба указательных пальца на верхнюю
губу (точки, расположенные с обеих сторон между угол­
ком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие


движения двумя пальцами одновременно в направлении к середине губы (4-5 раз). То же на нижней губе.

• И.п. тоже. Выполняем поглаживающие движения
в направлении вверх, обнажая десны (4-5 раз). То же на
нижней губе (направление вниз).

• Поставим указательные пальцы на уголки рта.
Растягиваем губы в стороны («улыбка»), собираем губы
вместе («хоботок»).

• Губы находятся в обычном расслабленном по­
ложении. Выполняем легкие пощипывания сначала
верхней, затем нижней губы указательным и средним
пальцами обеих рук в направлении от середины губ к
уголкам рта.

• И.п. то же. Выполняем легкое постукивание обе­
их губ указательным и средним пальцами обеих рук в
направлении от середины губ к уголкам рта.

• И.п. то же. Производим легкие поглаживающие
движения обеих губ указательным и средним пальцами
обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4—5 раз), начи­ная с удержания статической позы «улыбка», «трубоч­ка», «хоботок» в течение 3-10 секунд.

Обхватить губами салфетку, стараться помешать вы­нуть ее изо рта.

• И.п. — рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обыч­
ном положении. Поднять и опустить верхнюю губу на
счет «раз, два». То же с нижней губой.

• И.п. то же. Одновременно на счет «раз» поднять
верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опу­
стить верхнюю губу, накрыть ее нижней.

• И.п. то же. На счет «один» нижняя губа опуска­
ется, обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет
«два» нижняя губа возвращается в исходное положе­
ние.

• И.п. то же. Нижние зубы касаются верхней губы
и легко поглаживают ее, затем то же движение делают
верхние зубы, касаясь нижней губы.

• И.п. то же. На счет «один» собрать губы в «пята­
чок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет
«три» — вперед; на счет «четыре» — влево.

• И.п. то же. Губы собрать в «пятачок», делать круго­
вые движения по часовой стрелке и в обратную сторону.

• И.п. — губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть
слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воз­
духа губы размыкаются и рот широко открывается.

Упражнения для языка

Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз).

• И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, кон­
чик языка у нижних передних резцов. На счет «один»
острым кончиком языка коснуться внутренней сторо­
ны левой щеки, на счет «два» — внутренней стороны
правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.



• И.п. — рот открыт, кончик языка прижат к вну­
тренней стороне нижних зубов. При толчке от корня
язык своей средней частью должен сомкнуться с аль­
веолами верхних зубов, сохраняя положение кончика
языка, от чего образуется щелчок.

• И.п. — губы улыбаются, кончик языка находится
между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталки­
ваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно
дальше, и втягиваем его обратно.

Упражнения для постановки

НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ

Одновременно с описанными выше упражнениями выполняются серии упражнений для коррекции всех нарушенных звуков. Каждый логопед имеет излюблен­ные упражнения, и мы рекомендуем дать их как можно больше. На протяжении последующих этапов этот блок продолжают отрабатывать в домашних условиях.

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...