Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческие права международных воздушных сообщений

Гражданская авиация сначала использовалась для перевозок почты.

Когда 25 августа 1919 г. начались перевозки пассажиров и грузов на первой международной воздушной линии Лондон — Париж на приспособ­ленном для этих целей бомбардировщике, а потом по линии Брюссель — Париж, их объемы были очень незначительные, и мало кто предполагал, что еще при жизни одного поколения авиация займет настолько ответст­венное место в международной транспортной системе.

Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегу­лярные, осуществляются прежде всего с целью перевозок пассажиров, ба­гажа, грузов и почты за плату, то есть носят коммерческий характер. Международные полеты с некоммерческими целями выполняются в ограниченных случаях. Это — официальные визиты государственных и других деятелей на специально предназначенных для этого воздушных судах, полеты владельцев на собственных самолетах, спортивные перелеты и полеты в на­учных целях. В конце концов, возможны полеты с некоммерческими целями и воздушными судами, обычно занятыми перевозками пассажиров, багажа, грузов, почты, для их перегонки к месту отправления (так называемые засылающиеся рейсы), к месту ремонта, к пункту передачи в аренду и т. п.

Как видно из этого перечня, речь в данном случае может идти только о нерегулярных полетах.

Регулярные полетывыполняются только в коммерческих целях. Для авиа­предприятий получение права на осуществление полетов без права выполнения при этом перевозки, то есть без права пользования ком-


Экономика авиокомпаний 399

мерческими правами, практической ценности не представляет, если только это право не обеспечивает им возможность выполнять перевозки в третьи страны (например, при транзитных полетах).

В зависимости от объемов разрешающейся деятельности, ее подразде­ляют на разные свободы воздуха, в данное время практика насчитывает уже восемь таких свобод воздуха.

Первая свобода воздуха— право осуществлять транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставляет это право. В этом случае речь идет о перелете над территорией соответствующего государ­ства без использования каких-либо коммерческих прав на этой территории.

Вторая свобода воздуха— право выполнять транзитный полет через ино­странную территорию с посадкой на этой территории в некоммерческих це­лях, то есть без права выгружать или брать на борт пассажиров, почту и груз. Такая посадка может, например, понадобиться для заправки топливом, ремонта, технического осмотра и т. п. Вторая свобода воздуха, как и первая, не предусматривает осуществления коммерческой деятельности на территории соответствующего государства.

Вместе с тем наличие первой и второй свобод воздуха очень важно для полетов в третьи страны по оптимально рациональным и экономическим маршрутам.

Третья свобода воздуха— право высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт воздушного судна на территории государства, чью национальность имеет воздушное судно.

Четвертая свобода воздуха,сформулированная в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 г., — право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, национальность какого имеет воздушное судно, а также гру­зы и почту, туда адресующиеся. Третья и четвертая свободы воздуха обес­печивают организацию авиаперевозок между странами-партнерами по соглашению. Это есть основной целью любого соглашения о воздушном сообщении.

Пятая свобода воздуха— право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также грузы и почту, туда адресующиеся, и право высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту любой такой территории в стране-партнере по соглашению.

Как видно из этого определения, пятая свобода представляет собой принципиально новое в сравнении с третьей и четвертой "свободами", право коммерческой деятельности.

В соответствии с пятой свободой можно осуществлять авиаперевозку на участ­ках маршрута между третьими странами и страной-партнером по соглашению.

На практике иногда используется "урезанная" пятая свобода, так на­зываемый стоп-овер (stop over) — остановка на маршруте с правом даль­нейшей перевозки пассажиров, сделавших остановку, но без права перевоза пассажиров, для которых этот пункт является пунктом отправления.

Различают "стоп-овер" на маршруте (on route) и вне маршрута (off route).


400 Экономика гражданской авиации Украины

"Стоп — овер" на маршруте — это право авиапредприятия перевозить пассажира с остановкой в пункте промежуточной посадки, где авиапред­приятию такое право предоставлено.

Шестая свобода воздуха— право осуществлять перевоз пассажиров, груза и почты между третьими странами через свою территорию.

Седьмая свобода воздуха— право осуществлять перевоз пассажиров, почты и груза между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно.

Восьмая свобода воздуха— каботаж — авиаперевозка между пунктами, расположенными на территории одного и того же государства.

По общему правилу право на осуществление таких перевозок иност­ранным авиаперевозчикам не предоставляется.

Ст. 7 Чикагской конвенции прямо предусматривает, что каждое договорное государство имеет право отказать в разрешении воздушным судам других договорных государств выполнять подобные авиаперевозки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...