Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение структуры затрат для расчета эффективности авиации по степени покрытия доходами расходов

Осуществляя свою производственную деятельность, авиакомпания не­сет определенные эксплутационные расходы, которые по степени отноше­ния к процессу производства продукции (услуги) можно разделить на две группы: прямые и косвенные. Прямые затраты по способу формирования подразделяются, в свою очередь, на прямые переменные, то есть расходы, которые авиакомпания несет, осуществляя сам процесс перевозки, и пря­мые постоянные — расходы, которые авиакомпания несет по содержанию авиационной техники и летного состава.

К прямым переменным затратам относятся расходы, связанные с обслу­живанием пассажиров на борту воздушного судна, обработкой перевози­мого груза, почты и багажа, а также расходы по нахождению воздушного судна на транспортной работе.

В расходы, относящиеся на обслуживание пассажиров, включаются сле­дующие виды затрат:

1. Расходы по страхованию пассажиров и груза (установленные страхо­
вым обществом годовые суммы платежей по каждому типу воздушного
судна равномерно распределяются по периодам и на рейс через объем тон­
но-километров) .

2. Расходы по бортпитанию (рассчитываются на основе утвержденного
прейскуранта цен по рациону питания по каждому классу перевозимых
пассажиров по типам ВС).

3. Расходы по сервисному обслуживанию пассажиров на борту ВС.


Экономика авиакомпаний 433

4. Расходы, связанные с бронированием авиаперевозки.

5. Пассажирский сбор, который авиакомпания платит за каждого вы­
летающего (прилетающего) пассажира в аэропорту по маршруту следова­
ния на основе утвержденных ИКАО ставок и сборов.

6. Прочие расходы по обслуживанию пассажиров.

7. Расходы по обработке почты, груза и багажа.

К расходам, связанным непосредственно с полетом, то есть нахождением ВС на транспортной работе, относятся следующие затраты:

1. Расходы по «АвиаГСМ».

2. Сбор за посадку, который авиакомпания платит за каждого вылетаю­
щего (прилетающего) пассажира в аэропорт по маршруту следования на
основе утвержденных ИКАО ставок и сборов.

3. Сбор за технико-коммерческое обслуживание.

4. Сбор за аэронавигационное обслуживание в зоне аэропорта и по
трассе.

5. Расходы по страхованию ответственности перед 3-ми лицами (уста­
новленные страховой компанией годовые суммы платежей по каждому типу
воздушного судна равномерно распределяются по периодам и на рейс через
объем тонно-километров).

6. Сдельная (переменная) заработная плата летно-подъемного состава
бортпроводников.

Эти расходы составляют так называемую первую сумму покрытия, ко­торая показывает, покрываются ли доходами расходы, которые авиаком­пания несет, осуществляя непосредственно сам процесс перевозки.

К прямым постоянным расходам относят следующие затраты:

1. Повременная (постоянная) заработная плата летного состава и
бортпроводников.

2. Обучение летного состава и бортпроводников.

3. Расходы, связаннее с проведением периодического технического об­
служивания воздушных судов и авиадвигателей.

4. Расходы на капитальный ремонт ВС и АД.

5. Расходы по аренде/лизингу ВС и АД — сумма годовой арендной/
лизинговой плат распределяется по периодам платежей и делится на налет
часов по типам ВС.

6. Амортизационные отчисления по планерам и двигателям.

7. Расходы по страхованию самолетов — определенные страховой ком­
панией годовые суммы платежей по следующим видам:

 

—каско самолетов отечественного производства - страхуются общей
суммой в национальной валюте;

—каско самолетов западного производства и самолета Ил-96 — страху­
ются в СКВ, суммы страховки определены для каждого типа ВС;

—страхование франшизы и военных (политических) рисков по ВС за­
падного производства, страхуются в СКВ по типам самолетов. Кроме того,
в эту же статью включаются расходы по страхованию летного состава от
несчастных случаев общей суммой в национальной валюте.


434 Экономика гражданской авиации Украины

Ставка для расчета рентабельности авиалинии, включающая все виды вышеперечисленных страховых платежей, рассчитывается делением рав­номерно распределенных по периодам страховых выплат на фактический (плановый) налет часов:

—по самолетам иностранного производства — отдельно по каждому типу ВС;

—по самолетам отечественного производства — на их общий налет;

—по страхованию Л ПС — на налет часов всего парка авиакомпании.

Вышеперечисленные прямые переменные и прямые постоянные рас­ходы составляют вторую сумму покрытия, которая показывает степень по­крытия доходами расходов, связанных с непосредственным выполнением рейса и расходов по содержанию ВС и АД в исправном состоянии, содер­жанием экипажей, а также затрат на аренду ВС и АД.

Следующая группа расходов, совместно с вышеперечисленными затра­тами, составляет третью сумму покрытия и включает расходы по содержа­нию подразделений и служб, задействованных в подготовке рейса, а также расходы, связанные с производственными функциями данных служб.

В данной группе выделяются следующие составные расходов:

—расходы, связанные с обеспечением самолето-вылета;

—расходы по обслуживанию пассажиров в базовом аэропорту;

—расходы по рекламной деятельности авиакомпании;

—расходы, связанные с продажей авиаперевозок;

— расходы по содержанию представительств авиакомпании.
Расходы по этой группе рассчитываются через затраты структурных

подразделений лишь в том случае, если авиакомпания в полном объеме или частично осуществляет вышеперечисленные функции, а именно: обес­печивает прилет-вылет собственных рейсов, обслуживает пассажиров в аэро­порту. В противном случае расходы по этим элементам производственного цикла определяются через утвержденные ставки и сборы в аэропорту и учитываются при расчете эффективности авиалинии в блоке прямых пере­менных затрат.

И последним блоком затрат, выделенным при расчете эффективности авиалинии, является блок административных расходов, в который включа­ются затраты по содержанию персонала, зданий и сооружений и т. д., под­разделений, не относящихся к производству услуги, то есть вспомогатель­ных служб, а также по содержанию центрального аппарата управления

Доходная составляющая, которая принимается при расчете эффектив­ности авиалинии, включает в себя следующий перечень показателей:

—доходы, полученные от продажи перевозки (доходы от перевозки
пассажиров, груза, почты, платного багажа);

—доходы, полученные от продажи предметов беспошлинной торговли
(Duty Free) на борту воздушного судна;

~ часть доходов от пульных соглашений по конкретной авиалинии (если таковые имеются).

Разница между доходами на авиалинии и вышеперечисленными расхо­дами и образует так называемые суммы покрытия.


Экономика авиакомпаний



Предложенный выше методический подход к формированию расходов для расчета эффективности авиалинии позволяет увидеть структуру затрат по каждому рейсу с распределением на затраты, связанные с пассажирами (грузом), непосредственно полетом, поддержанием воздушных судов и авиа­двигателей в исправном состоянии, содержанием представительств и агентств авиакомпании и прочих административных расходов.

При получении отрицательного результата по рейсу предложенная схема помогает определить, на каком этапе рейс стал убыточным, и принять соответ­ствующие управленческие решения по сокращению затрат или изменению производственной программы.

Представляет интерес порядок разбивки расходов авиакомпаний, рекомендующиеся циркуляром ИКАО 235-АТ/94 (см. табл. 6.5.).

Таблица 6.2. Объем прямых затрат авиакомпаний на маршруте Киев-Симферополь—Киев при изменении уровня спроса авиаперевозки и использовании разных типов ВС, в грн.

 

 

 

№ п/п Наименование показателя Як-40 Ан-24
туда обратно всего туда обратно всего
1. Количество пассажиров 13 человек
  Неизменные затраты
  Изменяющиеся затраты      
  Всего на рейсе      
  Затраты на час полета (себестоимость)        
  Себестоимость пассажиро-километра     1,403     1,201
2. Количество пассажиров 18 человек
  Неизменные затраты
  Изменяющиеся затраты
  Всего на рейсе            
  Затраты на час полета (себестоимость)        
  Себестоимость пассажиро-километра     1,029     0.922
3. Количество пассажиров 24
  человека
  Неизменные затраты    
  Изменяющиеся затраты            
  Всего на рейсе            
  Затраты на час полета        
  (себестоимость)        
  Себестоимость пассажиро-километра     0,816     0,718

Экономика гражданской авиации Украины

 

 

 

Таблица. 6.3. Плановые прямые затраты на самолете Як-40 на рейс Киев (Жуляны) — Симферополь—Киев
№ п\п Статьи затрат Аэропорт "Жуляны" Аэропорт "Симферополь" Всего на рейсе
грн. грн. грн. дол.
1. Взлет/посадка -
2. Навигация в районе аэропорта -
3. Пассажирский сбор, безопасность -
4. Питание -
5. Техобслуживание и спецавтотехника -
6. Наземное обслуживание -
7. Стоянка ВС - -
8. ПММ -
9. Амортизация ВС -
10. Оплата экипажа -
П. Отчисления -
12. Транспорт - -
13. Метеообеспечение -
14. Содержание экипажа -
15. Навигация на маршруте -
16. Страхование ВС -
  ВСЕГО на рейсе -

Дополнительно: количество пассажиров — 13 чел., расстояние — 1461 км, летное время за парный рейс — 3,5 час, экипаж — 8 чел.

Таблица 6.4. Плановые затраты авиакомпаний при вьшолнении полетов на марш-руте Киев — Берлин —Киев на самолете Ту-134

 

 

№ п\п Статьи затрат Аэропорт "Жуляны" А/п "Берлин" Всего на рейсе
грн. дол. ДОЛ. грн. дол.
1. Взлет/посадка -
2. Навигация в районе аэропорта - - -
3. Пассажирский сбор, безопасность -
4, Питание -
5. Техобслуживание и спецавтотехника -
6. Наземное обслуживание -
7. Стоянка ВС - - -
8. ПММ -
9. Транспорт -   -
10. Амортизация ВС - - -
11. Оплата экипажа - - -
12. Отчисления - - 732,6 -
13. Комиссионный % представительству - - -
14. Содержание экипажа - - -
15. Навигация на маршруте - - -
16. Страхование ВС - - -
17. Непредусмотренные расходы - - -
  ВСЕГО на рейсе -

Дополнительно: количество пассажиров 23 чел., расстояние 2756 км, летное время за парный рейс 4,34 час, экипаж 11 чел.


Таблица 6.5. Порядок разбивки расходов отдельных авиакомпаний по группам маршрутов

 

Категория расходов Статья расходов Данные авиакомпаний, внесенные в исследования Критерии разбивки расходов
А. Расходы, относящиеся непосредственно к типу воздушного судна 1.1. Летные эксплуатационные расходы, исключая стоимость топлива и масла 1.2. Расходы на техобслуживание и капитальные ремонт воздушного судна 1.3. Стоимостной износ воздушного судна и амортизационные отчисления 1.4. Расходы на выплату процентов на воздушное судно Расходы и часы полного полетного времени для каждого типа воздушного судна, находящегося в эксплуатации в рамках всей системы 1.1-1.4 Количество часов полного полетного времени по каждому типу воздушного судна по каждой группе маршрутов
В. Расходы, относя­щиеся, в основном, как к типу воздушного судна, так и к геогра­фическому району эксплуатации ІІ. 1. Расходы на авиационное топливо и масло ІІ. 2. Сборы за посадку и смежные аэропортовые сборы ІІ.З. Сборы за аэронавигационное обеспечение на маршруте II .4. Прочие аэропортовые расходы Или а) расходы по географическому районуэкдалуатации или б) расходы по группе маршрутов (нет необходимости в распределении по группе маршрутов) или с) расходы по типу воздушного судна II. 1 Потребление топлива каждым типом воздуш­ного судна в районе эксплуатации II 2 Количество вылетов с максимальным взлет­ным весом для каждого типа воздушного судна ІІ.З Количество часов полного полетного времени с максимальным взлетным весом для каждого типа воздушного судна ІІ.4 Количество вылетов с максимальной коммер­ческой загрузкой для каждого типа воздушного судна в каждом районе эксплуатации
С. Расходы, относящиеся, в основном, к объему перевозок и к объему емкости III. 1. Расходы на обслуживание пассажиров III. 2. Комиссионные ІІІ.З. Прочие расходы на оформление билетов, коммерческие и рекламные расходы III. 4. Расходы общего характера и административные рас ходы III. 5. Прочие эксплуатационные расходы IV.I. Баланс прочих не эксплуатационных статей (исключая поступления из общественных фондов, а также баланс поступлений из филиалов компаний) Расходы в рамках всей системы III. 1 Количество кресло-часов по каждой группе маршрутов ІІІ.2 Общий доход, полученный по каждой группе маршрутов III.3 Общий доход, полученный по каждой группе маршрутов ІІІ.3 - IV. 1 Количество выполненных тонно-километров по каждой группе маршрутов

Таблица 6.6. Анализ прибыли и убытков условной авиакомпании в динамике лет

 

Показатели 1 995
  долларов США, тыс. % долларов США. тыс. % долларов США, тыс. % долларов США, тыс. %
Доходы
1. Регулярные перевозки 88,6 99,3 92,3 88,3
1.1. Пассажиры 85,1 95,5 88,3 83,0
1.2. Платный багаж 0,7 0,2 0,1 0,2
1.3. Груз, срочный груз и дипломатический багаж 2.7 3,7 3,7 4,8
1.4. Почта 0.2 _ 0,2 0,2
2. Нерегулярные перевозки 0.9 - - 7,5 6,5
2.1 Пассажиры и платный багаж 0.4 - _ 7.5 6,5
2.2. Груз (вкл. срочный груз и дипломатический багаж) 0,6 - - - - - -
3. Побочные доходы 10,5 0,7 0,1 5,2
3.1. Деятельность, относящаяся к воздушным - 0,7 0,1 -  
3.2.1 Прочие побочные доходы (чистый доход) 10,5 - -  
4. Общая сумма эксплуатационных доходов
Расходы
5. Производство полетов 33,8 32,7 37 7 39,8
5.1. Зарплата членов летного экипажа и расходы на них 0,7 2,4 1,8 2,2
5.2. Авиационное топливо и смазочные материалы 8,3 11,7 11,7 10,1
5.3. Страхование летного оборудования и незастрахованные убытки 2,5 2,8 1,6 1,6
5.4. Аренда летного оборудования 14,7 15,4 21,7 25,1
5.5. Подготовка членов летного экипажа 0,5 0,3 0.3 0,4
5.6.1. Прочие летные расходы 7,1 0,1 0,5 0,3
6. ТО и ремонт 6,5 9,2 6.1 5,3
7. Износ и амортизация 0.3 0,5 0,1 0,3
7.1. Обычный износ летного оборудования - 0,5 - _ -
7.2. Обычный износ наземного имущества и оборудования 0,3 - 0,1 0,3
7.3. Избыточный износ (с превышением стоимости) -   - - - - - -
7.4. Амортизация издержек на развитие и до эксплуатационных расходов - - - - - - - -
7.5. Подготовка членов летного экипажа - - - - - - - -
i. Сборы с клиентов и аэродромные расходы 28,7 35,7 22,9 21,9
8.1. Сборы за посадку и связанные с этим аэропортовые сборы 17,2 13,3 12,9 11,6
3.2. Сборы за использование маршрутных средств 9,3 10,6 9.5 9,5
8.3. Аэродромные расходы 2.2 11,9 0,5 0,7
9. Обслуживание пассажиров 6.7 5.6 6,3 6.2
10. Оформление билетов, продажа и реклама 3.4 7,7 7.3 10,0
11. Расходы общего характера и административные расходы 18,3 8,6 11 ,9 10,2
12. Прочие эксплуатационные расходы 2,3 7,8 6,2

Окончание таблицы 6.6.

 

13. Общая сумма эксплуатационных расходов 4562.7
14. Эксплуатационный доход -1551     -2241   -2423  
Неэксплуатационные статьи
15. Списание имущества и оборудования                
16. Проценты -     -653   -1912  
17. Поступления из общественные фондов, не указанные в других статьях (всего)                
17.1. Прямые субсидии -   -   -      
17. 2 . Прочие поступления -   -   -      
18. Дочерние компании -   -          
19. Прочие неэксплуатационные статьи            
20. Прибыль или убыток -       -1343  
21. Прибыль или убыток до вычета подоходного налогов -1551     -1010   -3766  
22. Подоходные налоги                
23. Прибыль или убыток после вычета подоходных налогов -1551       -3766  

Таблица 6.7. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса условной авиаком­пании Украины за 2002 год

 

Показатели На начало года % к валюте баланса На конец года % к валюте баланса Отклонение ст 4 к ст 2
Ед. измерения тыс. $ % тыс. $ % %
АКТИВЫ
Текущие активы:
денежные средства; 2,0 2,1 0,1
депозиты; 14,1 15,5 1,4
полученные платежи; 3,6 0,4
инвентарь; 1,6 1,8 0,2
предоплата и др. 4,3 4,9 0,6
Всего текущих активов: 25,6 28,4 2,8
основные фонды, обо­рудование (не вкл. ВС) и несамортизированые запчасти; 4,6 6,8 2,2
прочие активы; 68,3 64,6 -3,7
ценные бумаги; 1,5 0,2 -1,3
стартовые расходы; 69,8 64,8 -5,0
Всего прочих активов  
ПАССИВЫ
Текущие обязательства:          
краткосрочные займы; 12,9 10,4 -2,5
счета к оплате; 4,1 6,6 2,5
доходы будущих пе­риодов; 4,8 3,4 -1,4
Всего текущих обяза­тельств: 21,8 20,4 -1,4
долгосрочные обяза­тельства; 7,1 8,8 1,7
акционерный капитал;          
уставной капитал; 102,0 76,7 -25,3
убытки предыдущих периодов; -14063 -28,8 -2167 -4,5 24,3
убытки этого года; -1010 -2,1 -626 -1,3 0,8
общий акционерный капитал 71,1 70,9 -0,2
Всего пассивов  

Экономика авиакомпаний

 

Таблица 6.8. Баланс авиакомпании "Люфтганза", на 2000 год
АКТИВЫ тыс. $
1. Оборотные средства
2. Фонды на покупку оборудования
3. Прочие специальные фонды  
4. 4.1. 4.2 Летное оборудование до амортизации за вычетом резерва на амортизацию летного оборудования после амортизации 10876920 -5156504 5720416
5. 5.1 5.2 Наземное имущество и оборудование до амортизации за вычетом резерва на амортизацию наземного имущества и оборудования после амортизации 1778458 -1276044 502413
6. Земля  
7. Капиталовложения в дочерние компании
8. 8.1. 8.2. Расходы будущих лет (всего) расходы на капитальное строительство и доэксплуатационные расходы, прочие расходы будущих лет 291318 291318
9. Неосязаемые активы
10. Прочие активы
11. Общая сумма активов
  ПАССИВЫ  
12. Текущие обязательства (за искл. тех, что указаны в п. 13)
13. Полученные авансом доходы
14. Отсроченные кредиты
Эксплутационные резервы  
16. Резервы самострахования  
17. Прочие резервы
18. Авансы от дочерних компаний  
19. Прочие пассивы  
20. Долгосрочная задолженность
21. Акционерный капитал
22. Избыточный капитал
23. Чистый баланс свободной нераспределенной прибыли
  Общая сумма пассивов

.экономика гражданской авиации Украины

Рис. 6.3. Зависимость себестоимости авиационных перевозок от дальности полета (для условий Украины 2002 г.)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...