Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура управления и функционирования аэропортаПо мнению авиационных специалистов, нет такой формы административной структуры, которая была бы идеальной для любого аэропорта. Аэропорты подразделяют по типу и объемам перевозок, различаются они и по их взаимоотношениям с правительственными органами, а также связями внутри аэропортового комплекса. Структура аэропорта может зависеть от той роли, которую играет администрация аэропорта. Администрация может решать различные задачи с минимальным вкладом в реализацию большинства внутренних задач аэропорта (модель США) или непосредственно решить большинство этих задач (европейская модель). Структура управления аэропорта может подразделяться на управление персоналом и управление службами. Сущность этих двух функций управления различна для различных аэропортов. Способы, которыми отделения персонала и служб информируют администрацию аэропорта, существенно различаются для разных аэропортов. На рис. 7.1. показаны три характерные структуры администрации аэропорта. Экономика аэропортов Первая структурная схема (рис. 7.1., а)) предполагает, что отделение персонала непосредственно информирует администрацию аэропорта. Такая структура считается желательной для крупных аэропортов по той причине, что она обеспечивает ситуацию, в которой администрация принимает основные решения по управлению, хотя сама не полностью участвует в принятии каждодневных решений. Отделение смешанных служб и персонала Рис. 7.1. Схема расположения отделений персонала и служб в структуре администраций аэропортов Вторая структура (рис. 7.1., б)) предполагает, что отделение персонала непосредственно не подчиняется администрации и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Целью исключения функций персонала из сферы администрации аэропорта является обеспечение большего участия руководителя администрации в решении фундаментальных задач. В третьей структуре (рис. 7.1., в)) отделение персонала и служб непосредственно информируют директора аэропорта. .Это является нормальной ситуацией для небольших аэропортов, в которых функции персонала про- Экономика гражданской авиации Украины сты, а администрация аэропорта непосредственно участвует в каждодневном управлении аэропортом. Крупные аэропорты в условиях жесткой конкуренции все больше внимания уделяют так называемой коммерческой или неавиационной деятельности, доходы от которой иногда превышают доходы от эксплуатации (см. табл. 7.1.). Таблица 7.1. Сравнительная таблица отдельных видов деятельности крупных аэропортов Европы (данные 1990 года), в%
В настоящее время доля доходов от неавиационной деятельности этих аэропортов еще больше увеличилась. В 2001 году доля доходов от неавиационной деятельности в аэропортах Украины была особенно велика в небольших малодеятельных, в целом, убыточных аэропортах: Винница — 20,1%, Черкассы — 44,4%, Луганск — 62%. В самом крупном аэропорту Украины, обеспечивающем более 50% всех отправок пассажиров, доля доходов от неавиационной деятельности составляла в 2001 году — 44,6%. В таблице 7.2. представлена структура доходов от авиационной и неавиационной деятельности по 100 ведущим аэропортам мира. Таблица 7.2. Виды услуг и процентная доля доходов от этих услуг в ведущих аэропортах мира
Экономика аэропортов Это положение естественно находит свое отражение и в структуре управления аэропорта. Например, из восьми отделов (дирекций) аэропорта Амстердам, два заняты управлением коммерческой деятельностью аэропорта, в результате каждый третий пассажир обслуживается в магазинах этого аэропорта. Как видно из этих данных, в финансовой деятельности аэропортов авиационные сборы с авиакомпаний составляют только 60% от общих доходов, остальную часть доходов аэропорты получают за счет обширной неавиационной деятельности. В настоящее время при формировании структуры управления аэропортами должны учитывать ряд факторов: —функции и цели аэропорта (или группы аэропортов); —количество аэропортов и их географическое расположение (если они —размер аэропорта (определяется объемом перевозок), определяет сте —виды перевозок (международные, местные, гражданские или свободные); — степень финансового состояния (прибыльные или убыточные) и Кроме того, следует учитывать рекомендации URAO. Например, с учетом этих рекомендаций типовая схема управления аэропортом в условиях Украины может выглядеть следующим образом (см. рис. 7.2.), а рекомендуемая схема управления крупным (региональным) аэропортом на рис. 7.3.
Организационные структуры управления аэропортами Борисполь и Киев (Жуляны) приведены на рис. 7.4. и 7.5. Экономика аэропортов
Рис. 7.4. Организационная структура аэропорта Борисполь
Рис. 7.3. Рекомендуемая организационная структура управления аэропортом
Рис. 7.5. Организационная структура аэропорта Киев (Жуляны) 7.2. Принципы формирования сборов, доходы и расходы аэропорта Основание для взимания аэропортовых сборов, в соответствии с требованиями ИКАО, базируется на следующих принципах: — распределяемые расходы являются полными хозяйственными расходами — с эксплуатантов воздушных судов и других пользователей не должны — следует включать только расходы на оборудование и обслуживание — отдельно следует рассматривать расходы в отношении площади или — соотношение расходов, распределяемых между различными катего — следует отдельно устанавливать расходы на обеспечение диспетчер — платежеспособность клиентов не должна приниматься во внимание Система аэропортовых сборов базируется на следующих принципах: — система взимания сборов должна быть, насколько это возможно, — сборы не должны устанавливаться таким образом, чтобы препят — сборы не должны носить дискриминационный характер, как в отно — в тех случаях, когда на определенные категории пользователей распро При определении методов расчета сборов следует учитывать следующие основные факторы: — посадочные сборы должны базироваться на формуле веса воздушно — шкала посадочных сборов должна основываться на постоянной став 466 Экономика гражданской авиации j^yavtnoi — в тех случаях, когда сборы за диспетчерское обслуживание на аэро —не должно приниматься никакой дифференциации в ставках для между —единый сбор должен взиматься для компенсации расходов на любое —в тех случаях, когда на коммерческую загрузку воздушного судна на —период бесплатной стоянки воздушных судов после посадки должен —при определении сборов, связанных с использованием мест стоянки, —в тех случаях, когда сборы взимаются различными властями в аэро —обычный посадочный сбор должен учитывать использование очного —при применении всех методов взимания сборов необходимо соблю —размер аэропортовых сборов, взимаемых с международной авиации Другие рекомендации по формированию стоимостной основы и взиманию сборов состоят в следующем: — сборы за обслуживание пассажиров являются важным фактором в —сборы за обеспечение безопасности государства могут определять, —сборы, связанные с шумом, устанавливаются по усмотрению государств. Все доходы любого аэропорта можно подразделить на два вида: доходы от авиационной деятельности и доходы от вспомогательной деятельности. Доходы от авиационной деятельности образуются за счет сборов: — за взлет-посадку (включая сборы за пользование светосигнальным — за обслуживание пассажиров; — за обработку грузов; — за пользование местами стоянки и ангарами; — за обеспечение безопасности; — за шумы; — за обслуживание авиаперевозок (например, сборы за телескопичес — за наземное обслуживание. Доходы от вспомогательной деятельности состоят из: — концессий на поставку авиационного топлива или масел (включая — рестораны, бары, кафетерии и поставка продовольствия; — магазины беспошлинной торговли; — парковка автомобилей; — прочие концессии и коммерческая деятельность, осуществляемая — арендная плата; — прочие доходы от вспомогательной деятельности; — доходы от банковских и денежных операций; — дотации и субсидии; — прочие поступления. Укрупненные статьи расходов аэропорта состоят в следующем: — эксплуатация и техническое обслуживание; — расходы на персонал аэропорта; — материалы; — обслуживание по контракту; — административные и накладные расходы; — капитальные затраты; — амортизационные отчисления; — проценты; — налоги; — прочие расходы; — всего по статьям расходов. 7.3. Порядок определения издержек аэропорта по видам обслуживания Для определения эксплуатационных расходов аэропорта по вицам обслуживания необходимо использовать два основных метода подразделения расходов: — прямые и косвенные; — зависящие и не зависящие от объемов работ. В прямые расходы включаются затраты, которые полностью относятся к одному объекту калькуляции и полностью включаются в себестоимость продукции. Косвенные расходы имеют отношение к нескольким объектам калькуляции и поэтому подлежат распределению между ними. К расходам, зависящим от объема работ, относятся затраты, общая сумма которых возрастает пропорционально росту размеров движения. В то же время, на единицу продукции (самолето-вылет, отправленный пассажир и т. д.) эти расходы остаются постоянными. Условно независящие расходы с ростом объема работ остаются постоянными или увеличиваются в меньшей степени, чем количество отправок пассажиров и грузов, количество самолето-вылетов. В то же время, на единицу продукции (самолето-вылет, тонну отправок и т. д.) эти расходы уменьшаются. Методика распределения затрат аэропорта по отправкам и самолетовылетам по службам аэропорта приведена в таблице 7.3. К прямым расходам, которые непосредственно касаются пассажирских отправок, относятся следующие: 1. Расходы по доставке бортпитания на ВС. 2. Расходы по обслуживанию пассажиров. 3. Расходы по содержанию СОПП или СОП без затрат по грузовому 4. Расходы по обеспечению пассажирских перевозок службой спец 5. Расходы по аренде каналов связи в части обслуживания пассажир 6. Расходы на рекламу пассажирских перевозок. 7. Расходы по договорам с органами, обеспечивающими безопасность 8. Другие прямые расходы на отправку пассажиров в соответствии с К прямым расходам, которые непосредственно касаются грузовых отправок относятся следующие: 1. Расходы СОГП или расходы по содержанию грузовых складов (опла 2. Расходы по обеспечению грузовых перевозок службой спецтранс 3. Расходы по аренде каналов связи в части обслуживания грузовых 4. Расходы на рекламу грузовых перевозок. 5. Расходы по договорам с органами, обеспечивающими безопасность 6. Другие прямые расходы на отправку грузов в соответствии с имею Таблица. 7.3. Методика распределения затрат аэропорта на расходы по обеспечению отправок и самолето-вылетов по службам и подразделениям аэроопорта
470 Экономика гражданской авиации Украины Перечень зданий, сооружений и технологического оборудования, расходы по эксплуатации которых непосредственно относятся к видам отправок А. Пассажирские АЛ. Аэровокзалы. А.2. Багажные павильоны для хранения бесплатного багажа пассажиров (если таковые числятся на балансе аэропорта отдельно). А.З. Здания камер хранения (если их стоимость не входит в стоимость аэровокзала). А.4. Привокзальная площадь. А.5. Служебно-пассажирское здание в аэропортах IV и V классов. А. 6. Павильоны регистрации пассажиров и багажа (если их стоимость не входит в стоимость аэровокзала). А. 7. Здание цеха бортпитания. А.8. Перрон. А.9. Все механизмы и приспособления, а также непоименованные выше устройства и сооружения для обслуживания пассажиров и их багажа (кроме спецавтотранспорта). Б. Грузовые (включая почтовые) Б.1. Грузовые склады. Б.2. Грузовые павильоны. Б.З. Открытые грузовые площадки. Б.4. Площадки при грузовых складах. Б.5. Отделение перевозки почты. Б.6. Багажные павильоны для обработки и хранения платного багажа. Б.7. Все другие устройства и сооружения, механизмы и приспособления, обслуживающие только грузо-почтовые перевозки (кроме спецавтотранспорта). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |