Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура управления и функционирования аэропорта

По мнению авиационных специалистов, нет такой формы администра­тивной структуры, которая была бы идеальной для любого аэропорта. Аэро­порты подразделяют по типу и объемам перевозок, различаются они и по их взаимоотношениям с правительственными органами, а также связями внутри аэропортового комплекса. Структура аэропорта может зависеть от той роли, которую играет администрация аэропорта. Администрация может решать различные задачи с минимальным вкладом в реализацию боль­шинства внутренних задач аэропорта (модель США) или непосредственно решить большинство этих задач (европейская модель).

Структура управления аэропорта может подразделяться на управление персоналом и управление службами. Сущность этих двух функций управ­ления различна для различных аэропортов. Способы, которыми отделения персонала и служб информируют администрацию аэропорта, существенно различаются для разных аэропортов.

На рис. 7.1. показаны три характерные структуры администрации аэропорта.


Экономика аэропортов

Первая структурная схема (рис. 7.1., а)) предполагает, что отделение персонала непосредственно информирует администрацию аэропорта. Та­кая структура считается желательной для крупных аэропортов по той при­чине, что она обеспечивает ситуацию, в которой администрация принима­ет основные решения по управлению, хотя сама не полностью участвует в принятии каждодневных решений.

Отделение смешанных служб и персонала

Рис. 7.1. Схема расположения отделений персонала и служб в структуре адми­нистраций аэропортов

Вторая структура (рис. 7.1., б)) предполагает, что отделение персонала непосредственно не подчиняется администрации и осуществляет свою де­ятельность самостоятельно. Целью исключения функций персонала из сферы администрации аэропорта является обеспечение большего участия руководителя администрации в решении фундаментальных задач.

В третьей структуре (рис. 7.1., в)) отделение персонала и служб непо­средственно информируют директора аэропорта. .Это является нормальной ситуацией для небольших аэропортов, в которых функции персонала про-


Экономика гражданской авиации Украины

сты, а администрация аэропорта непосредственно участвует в каждоднев­ном управлении аэропортом.

Крупные аэропорты в условиях жесткой конкуренции все больше внима­ния уделяют так называемой коммерческой или неавиационной деятельности, доходы от которой иногда превышают доходы от эксплуатации (см. табл. 7.1.).

Таблица 7.1. Сравнительная таблица отдельных видов деятельности крупных аэро­портов Европы (данные 1990 года), в%

 

Наименование аэропорта Доходы от авиационной деятельности Доходы от коммерческих операций
Хитроу (Лондон) 52,6 47,4
Гатвик 47,5 52,5
Глазго 66,2 33,8
Эдинбург 70,7 29,3
Лиссабон 74,8 25,2
Амстердам 52,9 47,1
Франкфурт 79,0 21,0
Манчестер 72,0 28,0
Мюнхен 66,0 34,0
Аэропорт Де Пари (Париж) 40,0 60,0

В настоящее время доля доходов от неавиационной деятельности этих аэропортов еще больше увеличилась.

В 2001 году доля доходов от неавиационной деятельности в аэропортах Украины была особенно велика в небольших малодеятельных, в целом, убыточных аэропортах: Винница — 20,1%, Черкассы — 44,4%, Луганск — 62%. В самом крупном аэропорту Украины, обеспечивающем более 50% всех отправок пассажиров, доля доходов от неавиационной деятельности составляла в 2001 году — 44,6%.

В таблице 7.2. представлена структура доходов от авиационной и неавиа­ционной деятельности по 100 ведущим аэропортам мира.

Таблица 7.2. Виды услуг и процентная доля доходов от этих услуг в ведущих аэропортах мира

 

Виды услуг Процент доходов аэропорта
Авиационные услуги (всего 60%), в том числе:
За посадку воздушных судов 22,5
За аэровокзал 13,5
За ангар и зону застройки 11,0
Продажа топлива и масел 5,0
Бортпитание 4,0
Системы и службы 2,5
Страхование полетов 1,5
Неавиационные услуги (всего 40%), в том числе:
Автомобильные стоянки 16,0
Прокат автомобилей 10,0
Ресторан (столовая) 4,5
Наземный транспорт 3,5
Г остиница / мотель 3,0
Реклама 2,0
Прочие 1,0

Экономика аэропортов



Это положение естественно находит свое отражение и в структуре управле­ния аэропорта. Например, из восьми отделов (дирекций) аэропорта Амстер­дам, два заняты управлением коммерческой деятельностью аэропорта, в ре­зультате каждый третий пассажир обслуживается в магазинах этого аэропорта.

Как видно из этих данных, в финансовой деятельности аэропортов авиа­ционные сборы с авиакомпаний составляют только 60% от общих доходов, остальную часть доходов аэропорты получают за счет обширной неавиаци­онной деятельности.

В настоящее время при формировании структуры управления аэропор­тами должны учитывать ряд факторов:

—функции и цели аэропорта (или группы аэропортов);

—количество аэропортов и их географическое расположение (если они
функционируют как группа);

—размер аэропорта (определяется объемом перевозок), определяет сте­
пень удобности или концентрации отдельных функций подразделений;

—виды перевозок (международные, местные, гражданские или свободные);

— степень финансового состояния (прибыльные или убыточные) и
автономии.

Кроме того, следует учитывать рекомендации URAO. Например, с уче­том этих рекомендаций типовая схема управления аэропортом в условиях Украины может выглядеть следующим образом (см. рис. 7.2.), а рекоменду­емая схема управления крупным (региональным) аэропортом на рис. 7.3.


Рис. 7.2. Типовая структурно-функциональная схема управления аэропортом

Организационные структуры управления аэропортами Борисполь и Киев (Жуляны) приведены на рис. 7.4. и 7.5.


Экономика аэропортов



Рис. 7.4. Организационная структура аэропорта Борисполь


Рис. 7.3. Рекомендуемая организационная структура управления аэропортом


Рис. 7.5. Организационная структура аэропорта Киев (Жуляны)


7.2. Принципы формирования сборов, доходы и расходы аэропорта

Основание для взимания аэропортовых сборов, в соответствии с требо­ваниями ИКАО, базируется на следующих принципах:

— распределяемые расходы являются полными хозяйственными расходами
населения на обеспечение аэропорта и его необходимых вспомогательных служб;

— с эксплуатантов воздушных судов и других пользователей не должны
взиматься сборы за оборудование и службы, которые они не используют;

— следует включать только расходы на оборудование и обслуживание
авиации общего пользования в воздушных сообщениях и исключать рас­
ходы на оборудование и помещения, которые арендованы и используются
на особых условиях и за которые взимаются сборы отдельно;

— отдельно следует рассматривать расходы в отношении площади или
оборудования, используемых государственными властями;

— соотношение расходов, распределяемых между различными катего­
риями пользователей, включая государственные воздушные суда, должно
определяться на справедливой основе таким образом, чтобы никакая кате­
гория пользователей не несла расходов, которые, в действительности, не
имеют к ней никакого отношения;

— следует отдельно устанавливать расходы на обеспечение диспетчер­
ского обслуживания подхода и диспетчерского обслуживания на аэродроме;

— платежеспособность клиентов не должна приниматься во внимание
до тех пор, пока все расходы не будут полностью подсчитаны и распреде­
лены на объективной основе.

Система аэропортовых сборов базируется на следующих принципах:

— система взимания сборов должна быть, насколько это возможно,
простой и подходящей для общего применения в аэропортах;

— сборы не должны устанавливаться таким образом, чтобы препят­
ствовать использованию средств и служб, необходимых для обеспечения
безопасности полетов;

— сборы не должны носить дискриминационный характер, как в отно­
шении иностранных пользователей по сравнению с пользователями, име­
ющими гражданство и подданство государства, в котором находится аэро­
порт, и выполняющими аналогичные международные перевозки, так и в
отношении одного или более иностранных пользователей по сравнению с
другим или другими иностранными пользователями;

— в тех случаях, когда на определенные категории пользователей распро­
страняются льготные сборы, специальные скидки или другие виды снижения
сборов, правительства должны, по возможности, принять меры для того,
чтобы недостаток средств, образующийся в результате таких скидок при воз­
мещении расходов, не компенсировался за счет других пользователей.

При определении методов расчета сборов следует учитывать следую­щие основные факторы:

— посадочные сборы должны базироваться на формуле веса воздушно­
го судна с использованием максимально-допустимого взлетного веса, ука­
занного в свидетельстве о летной годности;

— шкала посадочных сборов должна основываться на постоянной став­
ке за 1000 кг или фунтов веса;


466 Экономика гражданской авиации j^yavtnoi

в тех случаях, когда сборы за диспетчерское обслуживание на аэро­
дроме взимаются как часть сбора за посадку или отдельно, при взимании
таких сборов следует учитывать вес воздушного судна, однако, меньше,
чем в прямой пропорции;

—не должно приниматься никакой дифференциации в ставках для между­
народных рейсов в зависимости от расстояния, покрытого воздушным судном;

—единый сбор должен взиматься для компенсации расходов на любое
количество средств и служб, которое может предоставить аэропорт для
нормальной посадки и взлета воздушных судов;

—в тех случаях, когда на коммерческую загрузку воздушного судна на­
лагаются ограничения, вызванные ограниченными возможностями данного
аэропорта, следует рассмотреть возможность корректировки посадочного
сбора, если такие ограничения носят значительный и длительный характер;

—период бесплатной стоянки воздушных судов после посадки должен
определяться на месте, принимая во внимание расписание, наличие сво­
бодного места и другие, связанные с этим, факторы;

—при определении сборов, связанных с использованием мест стоянки,
ангаров и долгосрочной стоянки воздушных судов, следует использовать
максимально допустимый взлетный вес или размеры воздушного судна;

—в тех случаях, когда сборы взимаются различными властями в аэро­
порту, они должны, по возможности, быть объединены в один сбор;

—обычный посадочный сбор должен учитывать использование очного
и специального радионавигационного оборудования для посадки с тем,
чтобы взимание отдельных сборов за их использование не препятствовало
использованию таких средств эксплуатантами воздушных судов;

—при применении всех методов взимания сборов необходимо соблю­
дать максимальную гибкость, чтобы не препятствовать внедрению улуч­
шенной методики, по мере ее совершенствования;

—размер аэропортовых сборов, взимаемых с международной авиации
общего назначения должен определяться на разумной основе, с учетом
стоимости необходимого и используемого оборудования и целей содей­
ствия росту международной авиации общего назначения.

Другие рекомендации по формированию стоимостной основы и взи­манию сборов состоят в следующем:

— сборы за обслуживание пассажиров являются важным фактором в
экономике значительного числа аэропортов. Однако существует возраже­
ния в отношении взимания таких сборов непосредственно с пассажиров,
особенно в больших аэропортах;

—сборы за обеспечение безопасности государства могут определять,
при каких обстоятельствах и в каком объеме расходы на обеспечение средств
и служб безопасности должны покрываться за счет государства, аэропор­
товых органов или других ответственных учреждений;

—сборы, связанные с шумом, устанавливаются по усмотрению государств.
Сборы, связанные с шумами, следует взимать только в размерах, не превыша­
ющих затраты, производимые на снижение или предупреждение шумов.

Все доходы любого аэропорта можно подразделить на два вида: доходы от авиационной деятельности и доходы от вспомогательной деятельности.


Доходы от авиационной деятельности образуются за счет сборов:

— за взлет-посадку (включая сборы за пользование светосигнальным
оборудованием и за аэродромное диспетчерское обслуживание);

— за обслуживание пассажиров;

— за обработку грузов;

— за пользование местами стоянки и ангарами;

— за обеспечение безопасности;

— за шумы;

— за обслуживание авиаперевозок (например, сборы за телескопичес­
кие трапы, перевозку пассажиров и мн.др.);

— за наземное обслуживание.

Доходы от вспомогательной деятельности состоят из:

— концессий на поставку авиационного топлива или масел (включая
за право заправки);

— рестораны, бары, кафетерии и поставка продовольствия;

— магазины беспошлинной торговли;

— парковка автомобилей;

— прочие концессии и коммерческая деятельность, осуществляемая
аэропортом;

— арендная плата;

— прочие доходы от вспомогательной деятельности;

— доходы от банковских и денежных операций;

— дотации и субсидии;

— прочие поступления.

Укрупненные статьи расходов аэропорта состоят в следующем:

— эксплуатация и техническое обслуживание;

— расходы на персонал аэропорта;

— материалы;

— обслуживание по контракту;

— административные и накладные расходы;

— капитальные затраты;

— амортизационные отчисления;

— проценты;

— налоги;

— прочие расходы;

— всего по статьям расходов.

7.3. Порядок определения издержек аэропорта по видам обслуживания

Для определения эксплуатационных расходов аэропорта по вицам обслуживания необходимо использовать два основных метода подразделения расходов:

— прямые и косвенные;

— зависящие и не зависящие от объемов работ.

В прямые расходы включаются затраты, которые полностью относятся к одно­му объекту калькуляции и полностью включаются в себестоимость продукции.

Косвенные расходы имеют отношение к нескольким объектам кальку­ляции и поэтому подлежат распределению между ними.


К расходам, зависящим от объема работ, относятся затраты, общая сумма которых возрастает пропорционально росту размеров движения. В то же время, на единицу продукции (самолето-вылет, отправленный пассажир и т. д.) эти расходы остаются постоянными.

Условно независящие расходы с ростом объема работ остаются посто­янными или увеличиваются в меньшей степени, чем количество отправок пассажиров и грузов, количество самолето-вылетов.

В то же время, на единицу продукции (самолето-вылет, тонну отпра­вок и т. д.) эти расходы уменьшаются.

Методика распределения затрат аэропорта по отправкам и самолето­вылетам по службам аэропорта приведена в таблице 7.3.

К прямым расходам, которые непосредственно касаются пассажирских отправок, относятся следующие:

1. Расходы по доставке бортпитания на ВС.

2. Расходы по обслуживанию пассажиров.

3. Расходы по содержанию СОПП или СОП без затрат по грузовому
складу (оплата работников с отчислениями на социальное и медицинское
страхование, амортизация, содержание и ремонт зданий, сооружений и обо­
рудования, страхование имущества, проценты по краткосрочным кредитам).

4. Расходы по обеспечению пассажирских перевозок службой спец­
транспорта (оплата труда работников с отчислениями на социальное и ме­
дицинское страхование и расходы по эксплуатации машин, обслуживающих
только пассажирские отправки).

5. Расходы по аренде каналов связи в части обслуживания пассажир­
ских отправок.

6. Расходы на рекламу пассажирских перевозок.

7. Расходы по договорам с органами, обеспечивающими безопасность
пассажиров.

8. Другие прямые расходы на отправку пассажиров в соответствии с
имеющимся индивидуальным учетом.

К прямым расходам, которые непосредственно касаются грузовых от­правок относятся следующие:

1. Расходы СОГП или расходы по содержанию грузовых складов (опла­
та работников с отчислениями на социальное и медицинское страхование,
амортизация, содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования,
страхование имущества, проценты по краткосрочным кредитам).

2. Расходы по обеспечению грузовых перевозок службой спецтранс­
порта (оплата труда работников с отчислениями на социальное и меди­
цинское страхование и расходы по эксплуатации машин, обслуживающих
только грузовые перевозки).

3. Расходы по аренде каналов связи в части обслуживания грузовых
отправок.

4. Расходы на рекламу грузовых перевозок.

5. Расходы по договорам с органами, обеспечивающими безопасность
грузов.

6. Другие прямые расходы на отправку грузов в соответствии с имею­
щимся индивидуальным учетом.


Таблица. 7.3. Методика распределения затрат аэропорта на расходы по обеспечению отправок и самолето-вылетов по службам и подразделениям аэроопорта

 

 

Расходы В том числе
Прямые по обеспечению отправок Прямые по обеспечению самолето-вылетов Косвенные по самолето-вылетам и отправ­кам
1. Оплата труда работников с отчислениями на социальное и медицинское страхование 1.1 .Оплата труда работников СОП и води­телей ССТ, обслуживающих только пасса­жирские и грузовые отправки 1.2. Оплата труда работников служб ГСМ, движения, связи, БЭРТОС, наземных со­оружений, а также водителей ССТ, обслу­живающих только самолето-вылеты 1.3. Остальная часть оплаты труда работников относится на объем отправок и самолето­вылеты пропорционально расходам, показан-нымвпп. 1.1, 1.2
2. Амортизация основных фондов (кроме амортизации спецавтотранспорта) 2.1. Амортизация зданий, сооружений, обо­рудования аэровокзального и грузового комплексов (СОП, СОПЛ, СОГП и др.) 2.2. Амортизация остальных зданий, со­оружений и оборудования, кроме админи­стративно-управленческого комплекса 23. Амортизация зданий, сооружений и обору- дования административно-управленческого комплекса распределяется пропорционально суммам пп. 2.1 и 2.2.
3. Содержание и ремонт аэродромов, зда­ний, сооружений, оборудования 3.1. Содержание и ремонт зданий, сооруже­ний, оборудования аэровокзального и гру­зового комплексов (СОП, СОПЛ, СОГП и др.) 3.2. Содержание и ремонт аэродромов 3.3. Остальные расходы распределяются пропорционально суммам пп. 3.1 и 3.2
4. Расходы по эксплуатации спецмашин, автотракторного парка и транспортные 4.1. Прямые расходы по спецавтотранспорту, обслуживающему только пассажирские и гру­зовые отправки 4.2 Прямые расходы ССТ по спецавтотранс-поргу, обеспечивающему обслуживание само­лето-вылетов 4.3. Остальныг расходы ССТ и транспортные распределяются пропорционально суммам пп. 4.1 и 4.2.
5. Расходы по радиосвязи - 5.2. Все расходы по радиосвязи  
6. Расходы по аренде каналов связи Относятся в соответствии с фактическим использованием каналов связи
7. Платежи по обязательному страхованию имущества 7.1. Платежи по обязательному страхова­нию имущества аэровокзального и грузово­го комплексов (СОД СОПЛ, СОГП и др.), а также ССТ в части обслуживания только пассажирских и грузовых отправок 7.2. Платежи по обязательному страхова­нию имущества остальных подразделений, кроме административно-управленческого комплекса 7.3. Платежи по обязательному страхова­нию имущества административно-управленческого комплекса распределяют­ся пропорционально суммам пп. 7.1 и 7.2
8. Уплата процентов за краткосрочные кре­диты Относятся в соответствии с целевым назначением кредита
9. Прочие производственные расходы 9.1. Расходы на рекламу и обслуживание пассажиров 9.2. Остальные прочие производственные расходы -
10. Накладные расходы - - 10.3.Огносятся на объем отправок и на са­молето-вылеты пропорционально суммам пп.1.1 и 1.2
11. Непроизводственные расходы     11.3.Огносятся на объем отправок и на са­молето-вылеты пропорционально сумме всех предшествующих расходов

470 Экономика гражданской авиации Украины

Перечень зданий, сооружений и технологического оборудования,

расходы по эксплуатации которых непосредственно относятся к видам отправок

А. Пассажирские

АЛ. Аэровокзалы.

А.2. Багажные павильоны для хранения бесплатного багажа пассажи­ров (если таковые числятся на балансе аэропорта отдельно).

А.З. Здания камер хранения (если их стоимость не входит в стоимость аэровокзала).

А.4. Привокзальная площадь.

А.5. Служебно-пассажирское здание в аэропортах IV и V классов.

А. 6. Павильоны регистрации пассажиров и багажа (если их стоимость не входит в стоимость аэровокзала).

А. 7. Здание цеха бортпитания.

А.8. Перрон.

А.9. Все механизмы и приспособления, а также непоименованные выше устройства и сооружения для обслуживания пассажиров и их багажа (кро­ме спецавтотранспорта).

Б. Грузовые (включая почтовые)

Б.1. Грузовые склады.

Б.2. Грузовые павильоны.

Б.З. Открытые грузовые площадки.

Б.4. Площадки при грузовых складах.

Б.5. Отделение перевозки почты.

Б.6. Багажные павильоны для обработки и хранения платного багажа.

Б.7. Все другие устройства и сооружения, механизмы и приспособле­ния, обслуживающие только грузо-почтовые перевозки (кроме спецавтот­ранспорта).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...