Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности функционирования аэропортаДля эффективного функционирования аэропортов необходимо, чтобы они могли сами оценивать свою деятельность. В частности, руководство аэропорта должно быть способно анализировать происходящие изменения в деятельности, определять нуждающиеся во внимании области и принимать своевременно меры по исправлению положения. Оценка деятельности помогает также аэропортам в подготовке реальных планов на будущее и в установлении конкретных целей по отдельным направлениям. Основная цель этих мер заключается в оценке деятельности одной аэропортовой организации. Несоответствие между различными аэропортами настолько велико, что делать попытку сравнения трудно и в какой-то мере опасно. Основными критериями для выбора показателей деятельности аэропорта могут быть: —возможность достаточно легко получать данные в течение короткого —эти данные должны быть достаточно просты, чтобы их можно было —полученные данные не должны быть подвержены влиянию факто —возможность обеспечения широкого охвата различных аспектов дея При определении конкретных оценок следует учитывать организационную структуру аэропорта. Другими словами, руководители отдельных служб аэропорта должны знать, что оцениваются зоньтх ответственности. Таким образом, устраняется потенциальное возражение в отношении того, кто должен предпринимать исправительные меры, если система оценок предполагает необходимость проведения их. Система оценки эффективности функционирования аэропорта должна быть составной плана его деятельности, а не чем-то, навязанным после составления плана. Основными единицами измерения продукции аэропорта является количество пассажиров, взлетно-посадочные операции и тоннаж обработанного груза. Необходимо отделять объемы транзитных пассажиров. Другими основными единицами деятельности аэропорта являются финансовые показатели. Они включают, прежде всего, доход, который должен быть разделен на авиационный и неавиационный. В инструктивных рекомендациях ИКАО эффективность функционирования, предлагается оценивать с помощью следующих коэффициентов: — доход на пассажира; — расход на пассажира; — производственная прибыль на пассажира; — авиационный доход на пассажира; — неавиационный доход на пассажира; — пассажира на одного служащего; — доход на одного служащего; — капитальные затраты на пассажира; — нетто-активы на одного служащего. В отечественной практике оценки эффективности функционирования аэропортов этот перечень следует дополнить следующими: — процент международных отправок грузов и пассажиров; — грузовые отправки; — приведенные отправки аэропорта и др. Эти показатели более полно учитывают особенности функционирования аэропортов Украины. Исследованное значение имеет философское осмысление понятия эффективности функционирования аэропорта в рыночных или переходных условиях. Категория "эффективность" имеет сложную систему определения, в которой, в основном, присутствует влияние исследований и трудов командной экономики. До последнего времени с понятием "экономика аэропорта" или "эффективность функционирования аэропорта" были незнакомы, потому что эти предприятия являлись хозрасчетным подразделением объединенного авиаотряда. В этом случае рассматривалась внутрихозяйственная эффективность аэропорта с притязаниями на часть фондов поощрения и социально-культурного развития. В условиях экономически и юридически независимого функционирования аэропорта, внутрихозяйственные методы оценки непригодны. При разработке методов оценки эффективности функционирование аэропорта и определения как новой экономической категории следует учитывать особенности этого предприятия в общей авиаперевозочной системе. С учетом этих особенностей под понятием "экономическая эффективность функционирования аэропорта" (как новой экономической категории) следует понимать экономически независимое и устойчивое состояние предприятия, постоянно и регулярно взаимодействующее с другими субъектами перевозочного процесса, при осуществлении оптимальных объемов коммерческих и технических операций, определенной системой экономических показателей, которые в совокупности определяют это эффективное состояние. Особенности методических подходов по оценке эффективности функционирования аэропортов и определения их оптимальной структуры состоят в следующем: Экономика аэропортов 477 — при анализе и оценке используются ограничения части экономиче — в сравнительном анализе и оценке используется система удельных — при оценке учитываются не только пассажирские, но и грузовые пере — интегральный показатель рассчитывается с помощью разных систем — система влияния и значимости главнейших показателей на конеч — определяются закономерности изменения авиационной прибыли и — с учетом прогнозных оценок определяются сферы эффективного В условиях переходного периода реструктуризации сети аэропортов, а также с учетом неполноты статистической и финансовой информации при оценке эффективности функционирования аэропортов, можно воспользоваться системой 14—15 показателей, которые в комплексе могут адекватно оценить экономическую деятельность аэропортов. Определяющими, в конечном счете, будут: прибыль на одного пассажира, фондоемкость одного отправленного пассажира, прибыль на одного служащего аэропорта, прибыль авиационная, приходящаяся на единицу приведенной продукции, доля перевозок в международном сообщении. Экономическая эффективность (сравнительная) функционирования каждого аэропорта оценивается не только в отдельности удельным значением единичного показателя, но и, в конечном счете, интегральным показателем, максимальное или минимальное значение которого в общей совокупности аэропортов и означает наивысшую эффективность. Алгоритм определения интегрального показателя состоит из четырех этапов: определения удельных значений показателей по всей совокупности аэропортов, определение ранга по каждому показателю по 10-балльной или иной системе, определение суммы рангов по каждому аэропорту, оценка положения каждого аэропорта в общей совокупности по сумме рангов. Предлагаемый методический подход оценки позволил определить и ранжировать аэропорты Украины по их экономической эффективности, — из всей совокупности аэропортов наиболее значимы следующие: Борис-поль, Одесса, Симферополь, Киев (Жуляны), Львов, Донецк, Николаев, Днепропетровск, Запорожье, Харьков. Из этих десяти опорных аэропортов Харьков пока является убыточным, при увеличении объемов перевозок в 2 раза он становится прибыльным. Раздел VIII ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ 8.1. Вместо предисловия или "с небом шутить нельзя!" Первый рассвет за пять дней в сплошном тумане над "Внуково". На-чальник центральной диспетчерской службы Шаркевич открывает аэро-порт. Но не уточняет времени прилета. Через 20 минут в сторону Москвы из разных городов страны вылетают 32 военных и гражданских самолета, Разрешение на вылет военных бортов дают местные военные диспетчеры, пассажирских — гражданские. Никаких взаимных уведомлений не делает-ся: ни устав, ни инструкции этого не требуют. Между тем погода во "Внуково" резко ухудшается. Рассвета как не бы-вало. Посадка невозможна. 28 бортов, следующих в столицу, удается развер-нуть. Самолеты направляются на запасные аэродромы. Остальные продол-жают полет к Москве: на уход к другим городам у них кончилось горючее. Первый пассажирский самолет, вынужденный приземлиться во "Вну-ково", проскакивает невидимую полосу и врезается в землю. Охваченный пламенем, он сгорает за три минуты. Гибнут все. Среди пассажиров — главный хирург Советской Армии академик Н. Бурденко. Второй самолет, экипаж которого принимает в тумане огни привокзальной площади за огни ВПП, разбивается в тридцати метрах от входа в аэровокзал. Гибнут все. Третий самолет с адским треском падает у здания старой внуковской шко-лы. Погибают все. Четвертый — принадлежащий ВВС — после отчаянных попыток найти хотя бы маленький просвет в тумане, теряет последние капли горючего и сталкивается с землей между "Внуково" и Подольском, Гибельные стоны поглощаются мокрым снегопадом. Так закачивается одна из самых трагических историй — 6 ноября 1946 года, — связанная с небом, человеком и землей. Не вызывает сомнений, что в отличие от многих дру-гиx катастроф именно эта, внуковская, стала главным аргументом в борьбе специалистов за создание единой государственной системы управления воздушным движением (УВД). Первое постановление на этот счет подписывает Сталин. Родоначаль-ники ведомства данного УВД в СССР, — а среди них и поныне здравствующие В. Спорышкин и М. Тетерин, — могли бы торжествовать: их усилия не пропали даром. Но сталинское постановление, как и все последующие, не выполнялось. Законом для страны с самым протяженным в мире воздушным пространством оно не стало. Экономика предприятий по обслуживанию воздушного движения 479 Ан-12 ВВС с розовощекими парнями — завтрашними офицерами на борту следует по курсу, заданному военным диспетчером. На этом же эшелоне и идет гражданский Ил. На его борту уверенные в своей безопасности пассажиры. Ил ведет гражданский авиадиспетчер: ни военный, ни гражданский, — 1969 год — по-прежнему никак не связаны друг с другом, их действия никем не контролируются. На подлете к "Внуково", в небе над Юхновом, борта начинают угловое сближение. Через полминуты сближение становится все стремительнее, ревущие машины крушат одна другую. С огромной высоты на землю летят окровавленные трупы и горящие обломки металла. Эхо трагедии в очередной раз облетает правительственные кабинеты. Очередное схоластическое постановление. 1973 год. Новое столкновение в воздухе. Новое постановление ЦК КПСС и СМ СССР. Не реализовано. 1981 год. Район Благовещенска. В воздухе сталкиваются пассажирский 1982 год. Завершено создание двух ведомственных систем УВД. Снова 1985 год. Ужасающая катастрофа над Львовом: военный Ан-26 таранит пассажирский Ту-134. Бесконечная вереница гробов. 1994 год 11 ноября. Высота 9100 м. Ту-154 с пассажирами на борту следует курсом на Ганновер. В 245 км от аэропорта "Внуково" перед самым носом Ту-154 возникает истребитель ВВС. Занимает атакующую позицию, сближается до 500 метров. Пораженный экипаж и гражданские диспетчеры 1-го класса Московского РДУ Минаков и Козлов замирают у экранов локаторов. В следующее мгновение они начинают действовать, как сверхточные автомашины. В конце концов, с помощью команд выводят Ту-154 за пределы трассы, на которую претендует истребитель ВВС. Управляемый неведомым военным диспетчером откуда-то из под Смоленска после 6 (!) минут атакующих заходов истребитель предоставляет экипажу Ту-154 свободу дальнейшего полета чуть ли не в предынфарктном состоянии. Однако ничего, увы, не меняется. Но ничто не способно устранить причину многолетней драмы терзающей терпеливое небо. Причина же эта, как выразился генеральный директор Ассоциации предприятий УВД РФ Александр Травников, предельно банальна: российская административная дурь. Для прояснения ситуации сегодняшнего дня бывший военный юрист Генштаба, один из ведущих специалистов международного воздушного права, предлагает свой воображаемый диалог с нынешним главкомом ВВС РФ генерал-полковником П. Дейнекиным. Травников: Г-н главнокомандующий, каждые сутки в небе России находится население большого города — около 700 000 человек. Пассажиров перевозят самолеты российских и иностранных авиакомпаний. Аэронавигационное обслуживание, как и "взлет-посадку", осуществляют около 9 000 гражданских авиадиспетчеров. Располагаете ли вы финансовыми, ма- 480 Экономика гражданской авиации Украины териальными возможностями для того, чтобы поддерживать этих людей и вообще систему управления воздушным движением? Денейкин: Нет. Т: Участвуете ли вы, г-н главнокомандующий, в технологическом и техническом переоснащении средств навигации УВД России? Д: Нет. Т: Приходится ли вам, как главкому ВВС, заниматься организационными проблемами управления воздушным движением? Д: Нет. Т: Принимаете ли вы, г-н генерал-полковник, участие в разрешении острых социальных конфликтов — угроз забастовок, — их было 18 — среди авиадиспетчеров страны? Д: Нет. Т: Несете ли вы персональную ответственность за авиационную безопасность тех 700000 пассажиров, что ежесуточно находятся в воздухе? Д: Нет. Т: Но при этом именно вы как главнокомандующий всего лишь одним, пусть самым могущественным и авторитетным из подразделений воздушного флота страны — ВВС, являетесь по действующему законодательству единственным хозяином неба России? Д:Да. Вот так, заключает Травников. Такое возможно только в России. Вывод Травникова печален. Но Россия — приемница СССР. Тоталитарное государство с милитаристической доминантой ни при каких обстоятельствах не могло бы уступить небо гражданским властям. А инерция недавнего прошлого — это вполне устойчивый холодный ветер. Он и дует. И не ослабевает. Между тем проблема принадлежности неба — не только российская проблема. Возникла она и в других, даже самых демократических странах. Например, в Америке. Но Америка потому и демократическая, что терпеть подобное положение вещей не стала. Здесь решили: в военное время небом Соединенных Штатов распоряжаются военные чины, в мирное — гражданские лица. Для российских интеллектуалов подобная простота, по-видимому, оскорбительна. Противостояние вполне дружелюбных в обычной жизни военных и гражданских авиадиспетчеров, таким образом, вплотную приблизилось к философскому понятию вечности. Проблему не сняло и создание в 1992 году указом Ельцина не совсем обычной структуры — Росаэронавигации. Лишь очень незначительное время Росаэронавигация остается надведомственной. Пока движенцы находятся один на один со своими проблемами, их самостоятельность искренне и открыто поддерживается. Причем на всех уровнях. Цифры в Госбюджете 1993—1994 гг. ни разу, разумеется, не реализовывались даже на 10% — что тоже по-своему свидетельствует о признанной самостоятельности. В какой-то момент происходит невероятное: руководство Росаэронавигации пробивает решение правительства о самофинансировании системы УВД. Это означает, что отныне деньгами, которые зарабатывают авиадиспетчеры за навигационное обслуживание российских и иностранных авиакомпаний, в значительной мере можно будет пользоваться самой Аэронавигации. Лучшее решение вопроса! В результате чрезвычайных усилий Экономика предприятий по оослуживанию воздушного движения 481 Росаэронавигации — патриотов и энтузиастов УВД — в системе наступает долгожданный перелом. Вводятся в строй 5 современных навигационных комплексов, закупаются 20 наземных станций спутниковой связи, свыше 500 российских авиадиспетчеров направляются за границу — их обучение английскому языку финансируется авиакомпанией "Аэрофлот" — Российские международные авиалинии, "Финнэйр", "Люфтганза", "Джорж Ат-лантик", "Эйр Транс", "Бритиш Эирвейвз", с которым руководство Аэронавигации установило партнерские отношения. Обновляются региональные центры УВД. Начинаются работы по использованию в интересах УВД, а значит, и миллионов авиапассажиров, космической связи, грандиозных по технологическим возможностям спутников, созданных гением ученых и специалистов, таких как Михаил Решетнев, зачастую бесполезно болтающихся в космосе, подобно осколкам пустой породы. Осуществляются другие меры — только бы выбраться из кризиса. Только бы приблизиться к стандартам, давно освоенным мировой гражданской авиацией. Только бы сохранить профессионалов — семью, преданных ремеслу людей. Первый результат нововведения — лучшая работа всех звеньев УВД. Это почувствовали россияне, увидев летающий мир. За короткое время в небе России открылось больше международных трасс, чем за все годы советской империи. Однако любая радость — дело всегда преждевременное. Не успели диспетчеры и глазом моргнуть, как оказались в системе Минтранса. Рок! Деньги — уже первые деньги, заработанные Аэронавигацией и оказавшиеся в ее — это часть структуры Минтранса. Значит, деньги — на общую бочку! В А что в мире? Брак между УВД и государственной службой никогда не был счастливым, признает Берт Руттенберг, исполнительный вице-президент Международной ассоциации федеральных предприятий УВД (ИФАТ-КА). За последние годы проблемы УВД в развитых странах однозначно вошли в число приоритетных задач, решаемых первыми лицами государства. Вторая особенность — принципиальные изменения в организации УВД, а также в приватизации. Речь идет о работе государственных предприятий УВД на принципах частного права. Идея самоокупаемости — главная идея, все более энергич- но пробивающая себе дорогу в мире, говорит директор фирмы по авиакосмическому бизнес-консультированию Елена Устюжанская, участвовавшая в недавней международной конференции по проблемам глобальной приватизации УВД. Это уже реальность, подтверждаемая все новыми и новыми разительными примерами. В 1992 году немецкое агентство по управлению воздушным движением было преобразовано в корпорацию. В новом названии — все новое. Но, прежде всего принципы, на которых корпорацияяяяяя построена. Его акции целиком принадлежат правительству Германии. Корпорация действует на основе законов частного права. Результат: за два года регулярность полетов повысилась на 28— 30%. Такими же результатами, как и Германия, поразила мир маленькая Новая Зеландия, первой рискнувшая на практике — а не в теории — испытать новую структуру. О намерении рассмотреть проблему приватизации УВД Англии заявила в своем новогоднем приветствии в парламенте королева Елизавета II. Грандиозные перемены в том же духе грядут в УВД Америки. По поручению Клинтона — вице-президент Гор возглавил комиссию, целью которой также являются кардинальные перемены в управлении воздушным движением. Федеральная авиационная администрация (ФАА), какой бы авторитетной она ни была, а по мнению некоторых российских чиновников, и образец для России, не сегодня — завтра отойдет в историю. Снова домой. Воздушного кодекса в России нет1. Правовой статус Роса-эронавигации сверхсложен. Экономический принцип работы авиадиспетчеров — та же частичная самоокупаемость — не защищен. Противостояние Министерства обороны и Министерства транспорта достигло критической точки. Следует признать: в силу исторических, технологических и организационных причин противоречия эти непреодолимы. Ни сегодня, ни завтра. Отсутствие Воздушного кодекса — причина всех бед. Известны три его варианта. Один — в Думе. По мнению независимых экспертов — наилучший. Однако, пока кодекс не принят, именно в Думе происходил поразительный эпизод. Депутат Е.Ищенко возмущен приказом министра транспорта России, предписывающим с ноября 1995 года (цитирую по стенограмме Г.Б.) "все переговоры в воздушном гражданском пространстве вести только на английском языке". "Интересно, — спрашивает депутат у своих коллег, — какой при этом эквивалент будет найден крепких выражений, которые издавна используются на Руси всеми извозчиками — от ямщика до командира современного авиалайнера?" И далее: "Предлагаю пригласить ретивых аэроадминистраторов на "правительственный час""... Вместо того, чтобы поманить депутата в сторонку и спокойно объяснить, что положение об английском языке включено в Международную конвенцию, ратифицированную 187 странами мира, в том числе и нашей, и поэтому обязательно к исполнению соответствующими службами, что в приказе министра речь идет о верхнем воздушном пространстве и исключительно об экипажах, выполняющих международные рейсы; что только в 1 В Украине Воздушный кодекс принят в 1992 году 4 мая, а в России Воздушный кодекс принят только в марте 1997 года. Экономика предприятий по обслуживанию воздушного движения 483 прошлом году над Россией удалось избежать двух авиакатастроф западных авиакомпаний и сохранить, таким образом, не только лицо страны, но и миллиарды долларов ее страховочных издержек и только потому, что российские авиадиспетчеры отлично владели английским, а происшедшие катастрофы, в том числе и горько знаменитая берлинская — гибель десятков детей на борту Ил-62 Аэрофлота, — случились лишь по одной причине: плохого знания советскими авиаторами английского языка. Вместо всего этого, председательствующий ставит предложение депутата о вызове "на ковер" министра транспорта на голосование. Чуть-чуть не дотягивает. Но колесо закрутилось: бумаги, печати, курьеры, докладные, усилия, время! Ни стыда, ни совести. Ни знаний, ни ответственности. Первыми драматизм безвыходной ситуации почувствовали не высокие чины государства: они увлечены сражением, а не безопасностью. Его почувствовали рядовые авиадиспетчеры, сидящие у локационных экранов. И профессиональный инстинкт, чутье подсказали два момента в их собственной судьбе. Первый: выйти из структур местных аэропортов, куда они в свое время, зачарованные словом "акционирование", сгоряча вошли. Выйдя, они сохранили единую систему УВД, а не ее разорванные, обреченные звенья. Второй: образовать ассоциацию предприятий УВД РФ. Ассоциация призвана защищать их юридические, профессиональные и экономические интересы. В более укрупненном плане, ассоциация - уже прообраз корпорации, подобной тем, которые набирают силу в мире, модель объединения субъектов хозяйственной деятельности, сориентированного на принцип самоокупаемости. Сегодня ассоциация создана. Дело за созданием корпорации УВД. Дело безотлагательное. Структура такой государственной корпорации надежна и рациональна. Ее глава назначается Президентом Российской Федерации. В ее наблюдательный совет входят все заинтересованные ведомства - МО, Минтранс (само собой, наконец, исчезает семидесятилетнее противостояние ВВС и гражданской авиации), ФСК, Госимущества и т. д. Именно он — наблюдательный совет — осуществляет контроль над организацией исполнения воздушного пространства. Госкорпорация осуществляет свою деятельность исключительно на основе Воздушного кодекса и иных актов законодательства РФ и устава, утверждаемого правительством РФ. То есть, воздушным пространством страны распоряжается не отдельное ведомство, как сейчас, а именно государство. Государство посредством собственных законов. При этом никто не терзает Государственный бюджет: корпорация работает на принципе самоокупаемости. Какие еще нужны предложения? Сколько можно еще терзать друг друга? Какие жертвы столкновений военных и пассажирских самолетов должны быть принесены, чтобы опомниться и взяться за дело? Проблемы УВД России, Украины и других стран СНГ одинаковы и находятся сейчас в кульминационной точке. Они или будут решены цивилизованно, или небо не выдержит нашего варварства и ведомственной борьбы за его просторы и падет на наши головы, надолго прижав нас к обманутой нами же земле. 8.2. "Краткая характеристика системы использования воздушного пространства (СИВП)" Известно, что транспортной системой называют комплекс объектов (одного или нескольких видов транспорта), предназначенных для выполнения перевозок и оказания других транспортных услуг, находящихся во взаимной зависимости и взаимосвязи. Транспортная система включает транспортную сеть, различный подвижной состав, транспортные узлы, станции, порты и систему управления движением транспортных средств. Система использования воздушного пространства представляет собой одну из системы управления движения транспортной или воздушной системы. Воздушным пространством Украины является часть воздушной сферы, расположенная над сушей и водной территорией Украины, в том числе над ее территориальными водами (территориальным морем). Украине принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины. Использование воздушного пространства Украины или отдельных его районов может быть частично или постоянно ограничено. К элементам структуры воздушного пространства Украины относятся воздушные трассы и воздушные местные линии Украины, воздушные коридоры для пересечения государственной границы Украины, установленные и не установленные маршруты полетов, районы выполнения авиационных работ, запретные зоны, зоны ограничения полетов и опасные зоны. К использованию воздушного пространства относят полеты ВС, все виды стрельб, пуски ракет, взрывные работы и другие виды деятельности, связанные с подъемом и передвижением в воздушном пространстве материальных объектов. Основными пользователями воздушного пространства являются воздушные суда, полеты, совершаемые ими. Воздушные суда делятся на государственные, гражданские и экспериментальные. Воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и зарегистрировано в реестре воздушных государственных судов. Воздушное судно считается экспериментальным, если оно предназначено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Экспериментальное воздушное судно в реестры не заносится. Для реализации целей и выполнения ОВД необходимы данные о регулярных и нерегулярных рейсах, международных и местных рейсах, а также полетах коммерческой авиации и авиации общего назначения. В зависимости от этой классификации и видов полетов организуется собственно и система ОВД, формируется порядок сборов за использование воздушного пространства. Под системой ОВД следует понимать инфраструктуру, осуществляющую управление ВС на всех этапах полета при помощи наземных и бортовых ТС, а также занимающейся вопросами планирования воздушного дви- Экономика предприятий по обслуживанию воздушного движения 485 жения (ВД), взаимодействие летного, диспетчерского и инженерно-технического составов. ОВД включает полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание ВД, диспетчерское обслуживание ВД, районное диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание. Главной целью системы ОВД является обеспечение безопасности полетов ВС всех пользователей воздушного пространства (ВП) и удовлетворения их потребностей в аэронавигационном обслуживании (АНО) в самые кратчайшие сроки. Последнее подразумевает, чтобы "время сеанса радиосвязи земля-борт не превышало допустимого значения" и общее время нахождения ВС в зоне ответственности подсистем ОВД было минимальным. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие выполнять полеты на экономически выгодных для обслуживаемого типа ВС траекториях и выдергиванием рекомендованных изготовителем режимных параметров ВС на каждом этапе полета. Организационную основу системы составляет совокупность оперативных, административно-управленческих и других обеспечивающих органов, объединенных в ПОВД (Украэрорух). В качестве подсистем ПОВД выделим аэродромные, трассовые, смешанные (аэродромно-трассовые), автоматизированные и неавтоматизированные центры ОВД, которые являются филиалами ПОВД. Районные (трассовые) автоматизированные центры ОВД (РАСОВД) решают задачи над территорией площадью 400—1000 кв. км. Аэродромные центры ОВД имеют радиус действия 80—110 кв. км. Они представляют собой производственные структуры предприятия, наделенные материалами и трудовыми ресурсами, главной задачей которых является осуществление непосредственного ОВД. Каждый филиал ПОВД также имеет несколько подсистем: экономическую, технологическую, техническую, организационную. Эти подсистемы тесно взаимодействуют в производственном процессе, составляя единую систему, нацеленную на удовлетворение соответствующих потребностей. В свою очередь, каждая из этих подсистем может быть представлена в виде "большой" системы. Например, техническая система РАС ОВД включает следующие комплексы: радиолокационный, вычислительный, средств связи и передачи данных энергоснабжения и т. д. Как видим, ПОВД характеризуется большим разнообразием способов соединения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сочетанием многих видов как однородной, так и разнородной деятельности и функций. Функционирование ПОВД основывается на следующих основных принципах построения процессов ОВД: —непрерывность управления каждым ВС; —единое начало при производстве ОВД в отдельных объемах ВП; —создание наиболее простых схем взаимодействия между диспетчер —учет возможностей диспетчера по выполнению функциональных задач; —рациональное использование радиотехнических средств (РТС) нави 486 Экономика гражданской авиации Украины Процедура взаимодействия диспетчерского состава с экипажем ВС, а также требуемым составом РТС, включая время начала работы групп РТС в зависимости от ожидаемого времени входа ВС в зону аэропорта, регламентируется до принятия соответствующих законодательных актов Украины основным нормативным документом в СНГ — наставлением по производству полетов (НПП ГА), разработанного в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Украины. ПОВД отвечает за выдачу разрешения входа ВС в зону его ответственности. На основе информации об интенсивности ВД на трассе, а также воздушной обстановки в зоне аэродрома, можно задать и временной интервал входа ВС. В этом случае требуется не только координация действий между взаимодействующими ПОВД, но и соответствующая координация с аэропортовыми комплексами (АПК), т. к. последние не могут эффективно работать без учета обстановки обслуживающего ВП. Решение данной проблемы невозможно без детального исследования спроса на пассажирские авиаперевозки, транспортной ситуации в целом, психологии поведения пассажира, влияния наземных видов транспорта, экономических, культурных и других связей, районов тяготения к данному аэропорту. Главной целью является осуществление эффективного ОВД, а также обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов ВС. Безопасность полетов обеспечивается за счет стандартов эшелонирования в трех измерениях. Практически вокруг каждого ВС создается безопасный объем воздушного пространства. Требуемый уровень регулярности, и в определенной степени, экономичность полетов, в основном, достигается при помощи планирования ВД и экономически эффективной организации ВП. В зависимости от полноты выполнения главных целей, которые являются качественными основными показателями функционирования ПОВД, достигается требуемый уровень реализации главной цели. ОВД выполняет следующие основные функции, связанные с анализом воздушной обстановки и выработкой решений: — предотвращение столкновений ВС в воздухе, на земле, с землей; — обеспечение оптимального режима полета ВС; — предоставление в режиме полета ВС; — предоставление в режиме реального времени аэронавигационной — сбор и передачу метеорологической информации; — опознавание ВС для целей обороны. 8.3. Характеристика технического потенциала служб ОВД Украины Современные ПОВД представляют собой совокупность подразделений (СЛУЖБ), обеспечивающих безопасность, регулярность и экономичность полетов ВС всех категорий пользователей. На рис. 8.1. представлена схема взаимодействия ПОВД с пользователями ВП. I Экономика предприятий по обслуживанию воздушного движения
Рис. 8.1. Схема взаимодействия бортовых и наземных средств ОВД Для обеспечения АНО пользователей требуются бортовые и наземные PC. При этом могут быть неавтоматизированы (1) и автоматизированы (2) уровни оснащения радиотехническими средствами. Уровни оснащенная и конкретный набор ТС в каждом ПОВД зависит от интенсивности воздушного движения (ИВД) и условий УВД данного района (региона). На рис. 8.2. указаны факторы, влияющие на оснащение аэродромных ПОВД. Рис.S.2. Факторы, влияющие на уровень оснащения аэропорта техническими средствами Радиотехнические средства ОВД обслуживаются и находятся на балансе БЕРТОС. Оснащенность и состав ТС зависят от класса БЕРТОС. Рассмотрим трассовую автоматизированную систему типа "Стрела". Данная система использует следующий состав ТС: Комплекс аппаратуры автоматизированного управления районного центра (КААУ). Он состоит из аппаратурного комплекса технических средств (ДКТС) и программного обеспечения (ПО) АКТС. Включает: вычислительный комплекс (ВК); комплекс технических средств отображения (КТСО) — рабочие места диспетчеров; ко< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |