Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические показатели при патрулировании(1000 летных часов за сезон)

 

Показатели Размер СХ-3 Ан-2
Себестоимость полетов долл.
Расход топлива кг 15 000 140 000
Стоимость топлива долл. 7.500 70 000

Авиация общего назначения 513

Экономическая эффективность применения АСК-1 при обработке полей

 

Показатели Двигатель Величины
Норма внесения рабочей жидкости, кг/га  
Ширина захвата, м.  
Производительность в рабочий час, га/час   156.9 131.4 56.1 28.05
Эксплуатационные затраты авиации в рабочий час долл. / час BMW 1100 R-912 19.03 26.03 17.2 23.54 14.25 19.49 14.25 19.6
Эксплуатационные затраты наземные, долл. / час   5.1 5.1 5.1 5.1
Всего затрат в рабочий час, долл. /час BMW 1100 R-912 24.13 31.13 22.3 28.64 19.35 24.59 19.35 24.6
Время обработки 1500 га/час   9.56 11.4 26.74 53.5
Затраты на обработку 1500 га BMW 1100 R-912 230.7 297.6 254.2 326.5 517.4 657.5 1035.2 1316.1
Участвует в технологическом процессе(человек) специалистов  
подсобных рабочих  
Затраты на обработку 1 га, долл. BMW1100 R-912 0.153 0.198 0.169 0.217 0.345 0.438 0.69 0.877
Затраты топлива на обработку 1 га, долл.   0.09 0.1 0.19 0.37

Сравнительный анализ показывает, что самолет СХ-3 при нормах рас­хода до 25 л/га имеет себестоимость в 2,5 раза ниже, а расход топлива в 10 раз меньше, чем самолет Ан-2 при практически одинаковой производи­тельности.

Авиационный сельскохозяйственный комплекс АСК-1

Состав. Самолет СХ-3 с полным набором оборудования, автофургон с оборудованием жизнеобеспечения для обеспечения автономной работы в удалении от центральной базы.

Применение. Опрыскивание сельхозполей с нормами расхода химика­тов до 25 кг/га, крупномасштабная аэрофотосъемка.

Отличия СХ-3 от Ан-2

1. Производительность меньше — в 1,2 раза.

2. Длина разбега меньше — в 2,5 раза.

3. Стоимость самолета меньше — в 6 раз.

4. Расход топлива меньше — в 7 раз.

5. Обслуживающего персонала меньше — в 8 раз.
Аналоги. Аналоги в Украине и России отсутствуют.

Рынок. Потенциальный рынок в Украине 200—300 ед, СНГ — 600—800 ед.

Стоимость. Предварительная стоимость комплекса — 45 тыс. долл.

Окупаемость. Затраты окупаются при реализации 35 комплексов или при эксплуатации 17 комплексов.

Срок окупаемости. Минимальный срок окупаемости — 2 года.

И в заключение следует сказать, что в деле развития авиации общего назначения в Украине существует множество проблем, таких как: форми­рование нормативно-правовой базы авиации общего назначения, в част­ности порядок сертификации и лицензирования субъектов авиации обще­го назначения, владельцев и членов воздушных судов, организаций осуще-


ствляющих техобслуживание, урегулирование процедур передачи управле­ния ВС другому лицу, а также ряд других важных вопросов.

Информация о результатах деятельности предприятий авиационной отрасли
Регион: Украина 2002 г.

Типы предприятий: АК ПАНХ (период)

Формы собственности: все

Код КВЕД: все

Предприятие: все

Таблица. 9.5. Применение авиации в сельском хозяйстве Украины

 

Регион Предприятие Налет времени, час Обработана площадь, га
   
Всего   30503.0 909868.0
Авт. Респ. Крым   7371.0 98833.0
Винницкая   212.0 14672.0
Днепропетровская   2979.0 141250.0
Донецкая   838.0 27885.0
Закарпатская   635.0  
Запорожская   846.0 83869.0
Киевская   4658.0 54070.0
Кировоградская   1049.0 89866.0
Луганская   180.0 7820.0
Львовская   75.0  
г. Киев   1055.0 41614.0
г. Севастополь      
Николаевская   1907.0 183623.0
Одесская   859.0 85923.0
Полтавская   4208.0 62960.0
Ровенская   761.0  
Харьковская   2806.0 8925.0
Херсонская   25.0 1500.0
Хмельницкая      
Черкасская   39.0 7058.0
  V-Авиа 73.0 3360.0
  Авиаднепр 531.0 61950.0
  Авионика 349.0 13050.0
  Агроавиаднепр 1087.0 79300.0
  Альбатрос 253.0 38500.0
  Антаник-Авиа    
  АС (Бородянка) 370.0 30494.0
  АСВ ТСОУ (а/д Коротич) 754.0 2982.0
  АТСК Сокол 2052.0 5943.0
  Босфор    
  БРИЗ    
  Велес    
  Ветеран (а/д Джанкой) 38.0 3039.0
  ВиАЗ 139.0 11312.0
  Гелиос 139.0 7353.0

Окончание таблицы. 9.5

 

1 2
ДЛАУ 390.0 31148.0
Запор. ЗАТ Универсал-Авиа 846.0 83869.0
Кировоградские авиалинии 659.0 58718.0
Конкордавиа 205.0 1400.0
Кременч. ЛК (а/д Большая Кахновка) 3293.0  
Крым. ДАП "Универсал-авиа) 6168.0 75961.0
Крымавиамонтаж 264.0 15833.0
Лоция 39.0 7058.0
Луга-ЗАНГ 180.0 7820.0
Львовские авиалинии 75.0  
МАРС-РК 38.0 4000.0
Меридиан 177.0 3639.0
Николаев-Аэро 1756.0 170109.0
НАСТА 25.0 1500.0
НАУ    
Нива 1361.0  
Одесские авиалинии 606.0 47423.0
ПАССАТ    
Полт. ДАП Универсал-Авиа 738.0 59321.0
Проминтер сервис    
Простор-Авиа    
Ранвей Агро    
Ровн.ДАП Универсал-Авиа 761.0  
Росьавиа 165.0  
Синком-Авиа    
Скиф-Авиа 838.0 27885.0
Спец-Авиа 4288.0 23576.0
Статус-Альфа    
Ужгор. ДАП Универсал-Авиа 635.0  
Украэрорух, г. Керч 863.0  
Украина-Аэроальянс 197.0 19811.0
Укртранснафта    
Харьк. ЗАТ Универсал-Авиа    
Херсон-Авиа    
Хмел. ЗАТ Универсал-Авиа    
Юг-Авиа 151.0 13514.0

ПРИЛОЖЕНИЯ I

Особенности и перспективы развития транспортной системы, ее характе­ристика, место в ней гражданской авиации

Концепция реформирования транспортного сектора экономики

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2000 г. № 1684 Киев

Об утверждении Концепции реформирования транспортного сектора экономики

С целью ускорения развития транспортной системы Украины, ее ин­теграции в европейскую и мировую транспортные системы Кабинет Ми­нистров Украины постановляет:

утвердить Концепцию реформирования транспортного сектора эконо­мики, которая прибавляется.

Премьер-министр Украины В. ЮЩЕНКО

Общие положения

Транспорт — одна из важнейших областей национальной экономики, эффективное функционирование которой является необходимым услови­ем стабилизации, структурных преобразований экономики, развития внеш­неэкономической деятельности, удовлетворения потребностей населения и общественного производства в перевозках, защиты экономических инте­ресов Украины.

Транспортно-дорожный комплекс (ТДК) представляет собой систему гранспортных коммуникаций, которая объединяет все современные виды транспорта. По размещению и структуре они в целом отвечают внутренне­му и внешнему транспортно-экономическому связям стран, но требуют важного усовершенствования и модернизации для повышения качества гранспортных услуг, особенно в международном сообщении. Цель и задача Концепции

Цель концепции обеспечивать:

—реформирование транспортного сектора экономики;

—стабильное развитие транспортного сектора экономики и интеграцию
гго в европейскую и мировую транспортные системы;

—формирование транспортной системы, которая бы целиком удовлет­
воряла потребности в перевозках пассажиров и грузов;


Приложения Э1(

структурную перестройку транспорта, направленную на усиление
государственного регулирования естественных монополий;

—снижение транспортных затрат в стоимости продукции, определение
экономически обоснованных тарифов;

—создание конкурентной среды на рынке транспортных услуг.

Для достижения указанной цели необходимо провести широкомасштаб­ную структурную реформу на основе решения следующих основных задач:

—демонополизация отдельных видов транспорта и разновидностей их
деятельности;

—развитие рыночной конкуренции на основе разных форм собственности;

 

— обеспечение государственного регулирования и контроля за уста­
новлением экономически обоснованных тарифов, недопущение злоупот­
ребления монопольным положением на рынке транспортных услуг;

— создание экономического механизма для эффективной деятельности
предприятий транспорта и повышение качества транспортных услуг;

— обеспечение целостности развития экономического пространства стра­
ны, недопущение транспортного разъединения его отдельных регионов и
ухудшения транспортного соединения с другими странами;

— создание условий для модернизации и развития транспортного сек­
тора, преимущественно на основе самофинансирования.

Основные направления Концепции

Усовершенствование государственного регулирования работы транспорта.

Государственное регулирование работы транспортно-дорожного комп­лекса осуществляется органами исполнительной власти.

Действующим законодательством предусматриваются следующие на­правления:

а) свободные вход и выход из рынка субъектов хозяйствования, предо­
ставляющего транспортные услуги;

б) защита окружающей среды, уменьшение выбросов загрязняющих
веществ и повышение уровня экологической безопасности транспортных
средств;

в) разработка правовых основ транспортно-экспедиционной деятельности;

г) правовое обеспечение деятельности специальных (свободных) эко­
номических зон, ориентированных на предоставление транспортно-экс-
педиционных услуг.

Приоритетными направлениями государственного регулирования по отдельным видам транспорта являются: 1) железнодорожный транспорт:

—внесение предложений об изменениях в Законы Украины "О
транспорте" и "О железнодорожном транспорте" относительно функций и
структуры управления;

—определение организационно-правового статуса новых структур уп­
равления и тех, которые реформируются, а также статуса отраслевых пред­
приятий в новых условиях;

—усовершенствование отношений субъектов хозяйствования железно­
дорожного транспорта с органами государственной власти на принципах,
выработанных Европейским Союзом;


518 Экономика гражданской авиации Украины

— разработка нормативно-правовых актов.

2) морской транспорт:

—разработка механизма приватизации и реструктуризаци предприятий
морского транспорта, который отвечает требованиям рыночных преобра­
зований, поддержка институционных и ценовых реформ;

—внесение изменений в Кодекс торгового мореходства соответственно
требованиям рыночных преобразований;

—усовершенствование системы безопасного мореходства, грузоперевоз­
ки и защиты окружающей среды на уровне мировых стандартов;

—создание условий слаженной работы разных видов транспорта в при­
морских транспортных узлах.

3) автомобильный транспорт:

—усовершенствование нормативно-правовой базы относительно безопас­
ности автотранспортных услуг и создания равных условий функционирования
субъектов предпринимательской деятельности разных форм собственности;

—усовершенствование системы государственной сертификации авто­
транспортных средств;

4) дорожное хозяйство:

—определение стабильных источников и порядка финансирования до­
рожного хозяйства;

—введение сети платных автомобильных дорог, концессий на их стро­
ительство и дальнейшую эксплуатацию, а также сервисное обслуживание
пользователей, привлечение отечественных и иностранных кредитов, кре­
диты международных и финансовых организаций.

5) авиационный транспорт:

—усовершенствование нормативно-правового обеспечения привати­
зации авиакомпаний, акционирование аэропортов, размежевание
авиационных предприятий (аэропорты, авиационные компании),
вспомогательных служб и формирование рынка грузовых авиаперевозок;

—разработка проекта Закона Украины "Об аэропортах";

—определение порядка закрепления маршрутов за воздушными пере­
возчиками на тендерной основе.

Усовершенствование управления транспортной системойОдним из важных направлений развития и реформирования транспорт­ной системы является дальнейшее усовершенствование управления, что может обеспечить повышение эффективности работы транспорта путем приведения управленческих и производственных структур в соответствие с выполняемыми объемами перевозок на основе внедрения современных информационных технологий.

Реформирование области путем изменений форм собственности и пере­хода на новые организационные формы управления ТДК предусматривает:

— определение объектов транспортной инфраструктуры, которые оста­
нутся в государственной собственности;

— определение объектов транспортной инфраструктуры, которые пе­
редаются в коммунальную собственность;

— определение конкурентных форм деятельности на монопольных
транспортных предприятиях;


внесение предложений относительно приватизации объектов ТДК, учи­тывая особенности каждого вида транспорта.

Основные принципы реформирования системы управления транспор­том:

размежевание функций государственного управления и управления предприятий ТДК;

размежевание производственных и регулятивно-контрольних функций;

создание организационных структур управления в объединениях пред­приятий преимущественно на коммерческой основе.

Усовершенствование экономических отношенийФормирование рынков транспортных услуг

Государство всесторонне оказывает содействие формированию и расши­рению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и добро­совестной конкуренции как одного из основных факторов сокращения затрат и повышения качества транспортного обслуживания, созданию условий, при которых каждый пользователь сможет свободно выбрать наиболее приемле­мый вид транспортного обслуживания, учитывая его цену и качество.

Достижению этого должны оказывать содействие:

—реализация действующих программ развития транспорта и меропри­
ятия государственного регулирования деятельности транспортных пред­
приятий всех форм собственности, в том числе естественных монополистов,
включая разработки и принятия необходимых законодательных актов, усо­
вершенствование организационных форм управления транспортом, над­
зор и контроль за деятельностью предприятий;

—развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания с уче­
том стандартов качества транспортных услуг, создание рынка таксомотор­
ных перевозок;

—создание маркетинговых структур, а также систем лицензирования
международных перевозок и сертификации транспортных средств и услуг.

Тарифная политика

Вобласти тарифной политики предполагается:

—обеспечить свободное ценообразование в секторах транспортного
рынка с высоким уровнем конкуренции;

—осуществлять контроль за фактическими затратами и рентабельностью
транспортных предприятий-монополистов;

—устанавливать в случае потребности фиксированные тарифы на транс­
портные услуги естественных монополий, согласовывая мероприятия та­
рифного регулирования с другими стимулирующими и ограничивающими
мероприятиями;

—разграничивать полномочие из тарифного регулирования между го­
сударственными и региональными уровнями управления транспортной си­
стемой;

—обеспечивать усовершенствование тарифной политики и сохранение
единого тарифного простора соответственно межправительственным со­
глашениям о проведении согласованной политики относительно опреде­
ления транспортных тарифов.


Экономика гражданской авиации Украины

Основным направлением усовершенствования системы тарифов может быть их дифференциация по классам качества перевозок и другим видам транспортных услуг, последовательное прекращение практики "переход­ного" финансирования и дотации убыточных видов деятельности за счет рентабельных.

Реформирование тарифной политики требует усовершенствования на­логового законодательства.

Финансовая реструктуризация области

С целью повышения экономической эффективности деятельности транс­портных предприятий в области осуществляется финансовая реструктури­зация за счет

— на железнодорожном транспорте:

уменьшения количества работников основной деятельности, сокраще­ния парка вагонов и локомотивов (включая их консервацию), закрытия, объединения или перевода на управления из близко расположенных стан­ций и раздельных пунктов; устранения ночных изменений на станциях;

закрытия, перевода на односменный режим работы или передачи пред­приятиям, обслуживающихся железной дорогой, малоактивных участков, на которых отсутствует транзитное и пассажирское движение, сокращения количества путей на второстепенных линиях и станциях;

закрытия или объединения с другими локомотивными и вагонными депо, а также ряда предприятий и структурных подразделов хозяйств ко­леи, связи, энергетики, материально-технического обеспечения и прочих мероприятий в поддержку рационализации системы;

комплекса мероприятий, направленных на переход к ресурсосохраняющим технологиям и оптимизацию размещения ремонтной базы подвижного состава с концентрацией ремонта на предприятиях с наименьшей его себестоимос­тью, внедрения современных технологий осуществления перевозок, ремонта технических средств и организация импортозаменяющих производств;

— на морском и речном транспорте:

ликвидации избыточных активов, сокращения количества работников, вывода из эксплуатации устаревших и экономически неэффективных про­изводственных мощностей, повышения эффективности использования и автоматизации работы системы навигационного оснащения, организации обработки судов на специализированных перегрузочных горючих комп­лексах, внедрения современных технологий для уменьшения стоимости и продолжительность ремонта судов;

— на автомобильном транспорте:

внедрения поощрительного экономического механизма высвобожде­ния чрезмерных и неэффективных производственных мощностей с направ­лением сэкономленных средств на развитие инвестиционной и инноваци­онной деятельности в подотрасли;

— в дорожном хозяйстве:

улучшения использования основных фондов и сокращения затрат, при­ведения размеров активов в соответствие с имеющимся спросом путем приватизации ремонтных и строительных предприятий, перехода на кон­трактную основу выполнения работ по эксплуатационному удержанию


Приложения 521

дорог, просмотра технических стандартов и строительных технологий, при­менения новых строительных материалов;

— в области авиационного транспорта:

списания устаревшей техники с низкой топливной экономичностью, освобождения от лишних активов, передачи несвязанной с авиационной деятельностью социальной сферы органам местного самоуправления, рас­ширения доли сектора сферы услуг в аэропортах, создания совместных предприятий или предоставления объектов в концессию. Интеграция в европейскую и мировую транспортные системыДля обеспечения внешнеторговых связей и поэтапной интеграции Укра­ины в европейскую и мировую транспортные системы необходимо:

—расширить и укрепить сотрудничество в рамках международных транс­
портных организаций и реализации межгосударственных соглашений в
области транспорта;

—создать эффективную государственную систему контроля за деятель­
ностью транспортных предприятий и предпринимателей-граждан в сфере
международных перевозок на территории Украины;

—осуществить необходимые мероприятия защиты и поддержки дея­
тельности транспортных предприятий и предпринимателей-граждан на
внешних рынках;

—гармонизировать нормативно-правовую базу в сфере транспорта с
соответствующими международно-правовыми нормами;

—разработать и осуществить мероприятия по обеспечению технико-
технологического сближения подвижного состава и транспортной сети Укра­
ины с европейской транспортной системой;

—приблизить технические, технологические и экологические стандарты
и требования в сфере транспорта к европейскому и постепенно их ввести
на отечественном рынке.

Интеграционная политика вхождения Украины в общее транспортное пространство СНГ осуществляется через:

—согласованную тарифную политику;

—общее использование и развитие объектов транспортной инфраструк­
туры стран СНГ на основе общего инвестирования проектов;

—унификацию нормативно-правовой базы в сфере транспорта;

—подготовку и внедрение в транспортных областях стран СНГ согла­
сованной научно-технической политики;

—внедрение системы грузопассажирских перевозок, движения транспор­
тных средств территориями стран-членов СНГ без специальных разрешений.

Технологическое восстановление транспорта и вопрос охраны окружаю­щего среды

Реформирование транспортного сектора экономики предусматривает разработку и внедрение новейших технологий работы транспорта, направ­ленных на улучшение охраны окружающей среды и безопасность работы транспорта.

С этой целью необходимо: *

— ускорить списание транспортных средств, ремонт и текущее удержание
которых не могут обеспечить необходимой эксплуатационной надежности;


Экономика гражданской авиации Украины

повысить квалификацию и усиление требований к персоналу, который
обслуживает транспортную технику и отвечает за ее состояние и эксплуа­
тацию;

—повысить безопасность движения полетов и судоходства и обеспечить
соблюдение экологических требований;

—стимулировать производство транспортной техники, которая обес­
печивает высокий уровень безопасности перевозок пассажиров и грузов и
охраны окружающей естественной среды;

—внедрять современные системы диагностики технического состояния
транспортной техники;

—организовать экологический мониторинг функционирования объектов
транспортной системы и обеспечить достижение соответствующих уров­
ней экологической безопасности.

Национальная безопасность

С целью обеспечения национальной безопасности государства необхо­димо:

—уделять первоочередное внимание развитию систем и объектов транс­
порта, имеющих непосредственное оборонительное значение и используе­
мых во время ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливая в случае
потребности особый порядок материально-технического обеспечения та­
ких систем и объектов;

—разработать систему мобилизационной подготовки, структуру моби­
лизационных органов и усовершенствовать необходимые нормативные до­
кументы;

—обеспечивать на транспорте постоянство функционирования средств
информации, связи и управления в особых условиях.

Внедрение новых технологий

Необходимо все усилия и ресурсы направлять на повышение результа­тивности научно-технического прогресса на транспорте, используя кон­курсную систему отбора направлений его реализации и наиболее эффек­тивные проекты, создать механизм, координирующий экономические ин­тересы инвесторов, разработчиков, производителей и потребителей новой транспортной техники.

Обеспечение эффективного использования трудовых ресурсов

Реформирование ТДК требует проведение эффективной социальной и кадровой политики, которая должна обеспечивать:

— осуществление комплекса мероприятий, направленных на смягчение
негативных последствий экономических реформ и структурных преобра­
зований в транспортной системе, исходя из государственной политики в
области трудовых ресурсов;

— продолжение практики заключения отраслевых тарифных соглашений.
Реализация инвестиционных возможностей

Инвестиционная деятельность формируется, исходя из следующих воз­можностей:

— полное самофинансирование за счет собственных средств;

— привлечение частного капитала и кредитов отечественных и иност­
ранных финансовых организаций;


Приложения 523

покрытие государством затрат, связанных с социально важными пе­
ревозками и услугами, которые не возмещаются установленными тарифами;

— бюджетного финансирования для отдельных объектов государствен­
ного значения.

Краткая аннотация важнейших программ транспортного комплекса Украины

1. Проект Государственной программы развития транспортно-дорож-
ного комплекса на 2000—2004 гг.

2. Программа оздоровления финансового состояния железнодорожно­
го транспорта;

 

— о мерах приоритетного использования амортизационных отчислений
на восстановление подвижного состава железнодорожного транспорта;

— о реализации мероприятий по обеспечению эффективности функ­
ционирования и развития железнодорожного транспорта Украины на 2000-
2004 гг.;

3. Программа деятельности и развития дорожного хозяйства Украины
на 2000-2004 гг.;

1. Государственная программа развития транспортно-дорожного комплек­са на 2000-2004 гг.

Программа включает все виды транспорта: авиационные, автомобиль­ные, железнодорожные, морской, речной, а также автомобильные дороги и касается предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления Министерства транспорта.

Программа сформирована, исходя из первоочередных задач, которые стоят перед транспортно-дорожным комплексом по обеспечению потреб­ностей народного хозяйства и населения в перевозках и других транспорт­ных услугах, и имеет целью определения приоритетных направлений раз­вития области на среднесрочный период пути их реализации.

Программа содержит характеристику современного состояния функци­онирования области, использование производственного потенциала, по­движного состава, отображает главные проблемы транспортно-дорожного комплекса, возможные пути их решения, финансовое обеспечение (финан­совые источники) выполнение мероприятий развития на 2000—2004 гг.

Реализация мероприятий Программы разрешит улучшить уровень транс­портного обслуживания, обеспечить удовлетворение потребностей хозяй­ственного комплекса и населения в перевозках, повысить роль Украины как транзитного государства.

Механизмом реализации Программы будет разработка рабочих планов (начиная с 2001 г.), что будут содержать конкретное название работ, срок их выполнения, исполнителей, стоимость и источники финансирования.

Каждая работа ежегодного рабочего плана выполняется по конкрет­ным направлениям, предусмотренным Программой.

В Программе дана характеристика современного состояния функцио­нирования транспортно-дорожного комплекса.

Ежегодно предприятия транспорта, которые входят в сферу управле­ния Минтранса, перевозят свыше 280 млн. т грузов и 530 млн. пассажиров. Морские торговые порты перерабатывают свыше 80 млн. т грузов. Пред-


Экономика гражданской авиации Украины

приятия дорожного хозяйства выполняют капитальный и средний ремонт 18 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием и 30 тыс. погонных метров мостов, строят и вводят в действие 250 км новых дорог.

Часть основных фондов в стоимостном выражении составляет свыше 8% от общей стоимости основных фондов в целом по Украине. Взнос обязательных платежей в сведенный бюджет от предприятий области со­ставляет 12% от поступлений платежей предприятий производственной сферы народного хозяйства Украины.

Продолжительный период (1991—1999 гг.) спада промышленного и сель­скохозяйственного производства в экономике Украины, падение жизнен­ного уровня населения привели к уменьшению спроса на услуги предпри­ятий транспорта и, как следствие, к сокращению объемов грузовых и пас­сажирских перевозок.

По видам транспорта ситуация такова:

на железнодорожном транспорте — падение объемов грузовых перево­зок за период 1995—1999 гг. более чем на 20% и адекватное снижение доходов привели к значительному ухудшению состояния производственно-технической базы железнодорожного транспорта, свертыванию программ экономического и социального развития, создали важную угрозу надежно­му и безопасному функционированию железных дорог;

— в последнее время почти в 10 раз сократились темпы восстановления
основных производственных фондов, степень износа которых достигла
критического уровня и составляет 54%;

— при твердом государственном регулировании тарифов на железнодо­
рожные перевозки базовый уровень оптовых цен и грузовых тарифов, кото­
рый сформировался в ходе последней тарифной реформы 1989—1991 гг.,
был разным, так как просмотр оптовых цен в 1991 г. с увеличением их в
среднем в 2,4 раза был компенсирован железным дорогам повышением
тарифов только на 67%.

Это решение определило разные базовые условия ценообразования, в результате чего образовалась диспропорция между уровнем роста цен в промышленности и тарифами на грузовые перевозки.

Так, цены на дизельное топливо возросли с 1991 г. по 1999 г. в 12 раз (удельный вес затрат на топливо составляет 7,3%; в общих затратах желез­ных дорог). Стоимость электроэнергии выросшла в 7 раз (удельный вес затрат на электроэнергию составляет 11,8%), подвижный состав и детали верхнего здания пути подорожали в среднем в 8 раз.

Грузовые тарифы возросли за это время только в 5,3 раза, пассажир­ские — в 2,1 раза, то есть уровень их роста значительно ниже темпа роста цен в промышленном секторе экономики Украины.

Кроме того, государством возложено на железнодорожников выполне­ние ряда важных социальных функций, включая общедоступность пасса­жирских перевозок для всего населения. Это заставляет железнодорожни­ков ежегодно компенсировать около 1 млрд. грн. убытков от пассажирских перевозок доходами, получаемыми от грузовых перевозок.

Если в 1991 г. компенсация части убытков от пассажирских перевозок составляла 7%, то в 1999 г. эта часть, выросшая в 2,5 раза, достигла 17%.


приложения 525

Начиная с 1996 г. железные дороги стали убыточными и за четыре года убытки составили свыше 2 млрд. грн.

Кроме того, финансовое положение области значительно усложняется крайне низким уровнем платежей за выполненные перевозки.

За счет дебиторской задолженности железнодорожный транспорт еже­годно кредитует в размере 500—600 млн. грн. предприятия других облас­тей, в основном Госкомпром политики и Минуглепрома.

Уровень бактеризации в расчетах за грузовые перевозки достиг катаст­рофических размеров и составлял в целом по "Укрзалiзниці" 85%.

При этом необходимо отметить, что за последние 8 лет из области, которая получает значительные объемы бюджетного финансирования (до 4% госбюджетных средств в 1985—1990 гг.), железнодорожный транспорт превратился в область, которая не только находится на полном самофи­нансировании, но и является "донором" Госбюджета, Пенсионного фонда, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Ежегодные отчисления железных дорог в бюджеты всех уровней, вне­бюджетные фонды, на содержание собственной социальной сферы и жи­лищно-коммунальное хозяйство составляют свыше 1 млрд. грн.

Суммарные отчисления области в бюджеты всех уровней, внебюджет­ные фонды, на содержание социальной сферы и на компенсацию убытков социально необходимых пассажирских перевозок составляют 2,4 млрд. грн., приблизительно 41% всех доходов железных дорог.

Если к этой суммы прибавить еще 100 млн. грн. отчислений в бюджеты всех уровней, осуществляемые 29 ремонтными заводами области, которые помещаются за счет финансирования железных дорог, то общая сумма затрат железнодорожного транспорта на государственные нужды составит более 43% всех финансовых ресурсов области, на собственные производствен­ные потребности остается только 57% от заработанных средств.

В этой ситуации "Укрзалізниця" проводит политику по введению твер­дой системы нормированного планирования затрат. С целью снижения необоснованных затрат, упраздненные для структурных подразделений хозрасчетные показатели переведены на нормативно-сметное финанси­рование, реализуется комплекс ресурсосберегающих мероприятий и тех­нологий.

За счет сокращения численности персонала более чем на 106 тыс. чел., реорганизации 24 малодеятельных локомотивных и вагонных депо, закрытия 159 железнодорожных станций, а также за счет вывода из эксплуатации 739 магистральных тепловозов, 178 электровозов, 218 маневровых локомо­тивов удалось снизить транспортные затраты более чем на 1,2 млрд. грн.

Но проведенных мероприятий недостаточно. В полном объеме соб­ственными средствами охватываются лишь эксплуатационные затраты же­лезных дорог и ремонтных роботов. На восстановление основных средств направляется лишь 10—15% от потребности.

Железнодорожный транспорт является капиталоемкой областью. Здесь сосредоточено п

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...