Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастеВ начальном периоде заикания следует все старания направить к тому, чтобы ребенок не заметил наступившего у него расстройства речи, не говорить при нем о его заикании. Для заболевшего ребенка необходимо создать спокойную обстановку и такие условия, чтобы он слышал только спокойную и плавную, неторопливую речь, чтобы находился больше в постели и как можно меньше говорил. Поэтому в заботах о том, чтобы ограничить его речь, не следует задавать ему вопросов, кроме самых необходимых. Ребенок в окружении спокойной, замедленной речи путем свойственного ему подражания постепенно сам начинает отвечать на вопросы и говорить в спонтанной речи замедленно, что облегчает ему речь и успокаивает его. При возникающих у заболевшего ребенка речедвигателъных затруднений следует облегчить ему произнесение слова, для этого надлежит начать с того слова, которое оказалось для него особенно трудным, не требуя после его произнесения повторения. Все то, что препятствует замедленной и спокойной речи и возбуждает ребенка (волнующие внешние впечатления, быстрая и неправильная речь окружающих, шумные игры и пр.), мешает исправлению нарушенной речи. Надо установить необходимый режим с точно выполняемым распорядком для (должны быть включены прогулки), изолировать от общения и игр с детьми, обеспечить полноценное питание, строго соблюдать режим сна; принять врачебные меры против соматического неблагополучия (если это имеется), укрепить нервную систему, назначить соответствующее лекарственное лечение. При таких условиях в благоприятных случаях скоро, иногда через 2—3 недели, заикание у ребенка может исчезнуть. Такой исход остро возникшего заикания скорее возможен в тех случаях, когда ребенок стал заикаться под действием однократного эмоционального потрясения. Если ребенок освободился от заикания, то он должен и в дальнейшем быть под наблюдением врача; сроки такого наблюдения устанавливаются врачом. Если в начальных периодах заикания лечение основывается главным образом на пассивном подражании заикающегося ребенка правильной речи, то в случаях, когда заикание уже зафиксировалось и когда ребенок прибегает к напряжению речевых мускулов при произнесении звуков, необходимо учить его правильному произношению, без напряжения. Такое лечение требует более длительных сроков и более настойчивых и специализированных мероприятий. Так как в высшей нервной деятельности ребенка преобладает первая сигнальная система, то в лечебных занятиях с ним надо пользоваться главным образом непосредственно зрительными раздражителями. Для таких занятий хороши красочное лото, яркие детские книжки, буквари, игрушки. Занятия могут протекать успешно только при условии, если они заинтересуют ребенка. Занятия не должны перегружать речь ребенка и утомлять его. Они должны протекать без принуждения и по возможности в процессе игры. Ребенок ни в коем случае не должен фиксировать свое внимание на недостатках своей речи. Поэтому не следует ему делать каких-либо замечаний об этих недостатках. Чтобы устранить судороги и привести к норме нарушенную координацию речевых движений, следует использовать также замедленную речь, которую дети легко усваивают путем повторения за логопедом слов и фраз. Лечение в указанном периоде начинают с сопряженной и отраженной речи, постепенно переходят к повторению заученных слов и фраз, к чтению наизусть несложных и доступных детям стихов, к несложным рассказам (по картинкам), к вопросам и ответам и, наконец, к спонтанной речи. Особенно полезны при этом ритмические занятия и пение. Произносимые без заикания слова связываются со всесторонними раздражителями окружающей дошкольника среды по лото, картинкам, во время игр, прогулок и др. Таким образом, постепенно устанавливаются устойчивые связи между словами окружающих, зрительными, звуковыми и другими раздражителями и соответствующими словами, произносимыми ребенком без заикания. Благодаря этому в спонтанной речи дошкольника начинают действовать выработавшиеся у него условные рефлексы с произнесением слов без заикания. В любом периоде заикания требуется врачебное наблюдение и лечение ребенка: рыбий жир, глицерофосфаты, бромиды, кальций, витамины и пр., физиотерапевтические процедуры, нужный режим, психотерапия. Надо иметь в виду, что дети по свойству своей детской психики легко поддаются психотерапевтическому воздействию — внушению со стороны врача и логопеда в процессе занятий с ними и в обстановке врачебного приема. В период лечения заикания у детей проводятся целенаправленные беседы с их родителями, имеющие цель устранить из окружения ребенка вредные влияния на него, если такие имеются, и все то, что мешает делу лечения ребенка, — одним словом, корригировать поведение окружающих, которое иногда в таких случаях им приходится совершенно изменить. Очень полезным является иногда присутствие родителей на занятиях с их детьми для ознакомления с методами перевоспитания речи ребенка. Также необходима спокойная, плавная неторопливая речь окружающих для подражания ей со стороны лечащегося ребенка и правильное, ровное отношение к нему в семье — спокойное, сдержанное, ласковое, но без поощрения капризов[2]. В логопедическом полустационаре при психиатрической клинической больнице № 8 имени З.П. Соловьева в Москве применяется следующая система логопедической работы с заикающимися школьниками. Различаются семь видов речи, которые в порядке постепенности применяются при занятиях: 1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) ответы на вопросы по знакомой картинке, 4) самостоятельное описание знакомых картинок, 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа, 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), 7) нормальная речь (беседы, просьбы и т. д.). Картинки и подражание речи логопедов занимают основное место в речевых упражнениях детей. 1. Сопряженная речь является наиболее легкой речью для больных заиканием детей и поэтому имеет большое психотерапевтическое значение. Приготовляют серию картинок с изображением хорошо знакомых детям домашних животных и птиц, мебели, посуды, одежды, овощей, фруктов, насекомых. Показывая каждую, логопед сначала называет ее сам, потом передает ее ребенку, и тот повторяет ее название вместе с логопедом. Так просматривают все картинки (логопед распределяет их между детьми). На следующем этапе упражнений в сопряженной речи применяют картинки с изображением каких-либо действий и дети повторяют вместе с логопедом уже фразы из трех, четырех, пяти слов. Третий этап — хоровое произношение небольших стихов, доступных для детей. Сначала логопед зачитывает детям весь стишок, потом хором произносят отдельные строчки. Логопед на занятиях говорит неторопливо, плавно, выразительно, четко, с естественной интонацией. 2. Отраженная речь воспитывается вначале по тем же картинкам, затем на стихах, на рассказах с небольшими фразами. Например, при рассказывании по картинкам ребенок повторяет каждую фразу, которую сказал логопед (сначала из двух, потом из трех, четырех, пяти слов). В дальнейшем переходят к отраженному рассказыванию небольших сказок по картинкам и, наконец, к отраженному произнесению стихов. В занятия нужно вносить больше разнообразия 3. Упражнения речи в ответах на вопросы по знакомым картинкам сходны с упражнениями в отраженной речи по картинкам с той разницей, что ребенок в своем ответе на вопрос логопеда одно слово говорит уже самостоятельно, а остальные два-три слова повторяет из вопроса логопеда. Например, у ребенка картинка: девочка играет с куклой. Логопед спрашивает: «Кто играет с куклой? » Ребенок отвечает: «Девочка играет с куклой». У ребенка три картинки, по которым он дает ответы. Второй этап этого речевого упражнения заключается в том, что ребенок в своем ответе говорит уже 3—4 слова самостоятельно. Дети должны отвечать спокойно, плавно. В дальнейшем занятия усложняются тем, что ребенок перевертывает картинку обратной стороной и на вопрос логопеда должен вспомнить и сказать, что было на лицевой стороне картинки. Ребенок отвечает все, что помнит. 4. Упражнения речи при самостоятельном описании картинок возможны только тогда, когда дети уже свободно отвечают на вопросы по картинкам. Эти 5. Упражнения речи в самостоятельном изложении прослушанного рассказа: детям читают небольшие рассказы из детской жизни, написанные доступным им языком (Льва Толстого, Ушинского). Каждый рассказ читают два раза, потом детям задают вопросы по этому рассказу и, когда они усвоят содержание прочитанного, им предлагают пересказать его своими словами. Переход к этим упражнениям возможен только тогда, когда дети овладели построением рассказа по картинкам. 6. Упражнения в спонтанной речи сначала протекают в форме вопросов логопеда, связанных с картинками, и ответов детей, уже научившихся спокойно говорить. Ребенок должен отвечать неторопливо, плавно. Надо спокойно останавливать тех, кто начинает торопиться в речи, вовремя прийти ему на помощь. Следующий, более сложный, этап работы — самостоятельное рассказывание о каких-либо событиях в жизни ребенка: о виденном в зоопарке, о лете, о революционных праздниках и т. п. При спонтанной речи заикание дольше держится, дети начинают при этом торопиться и заикаться, поэтому особенно важно следить теперь за речью ребенка и помогать ему, когда нужно. В дальнейшем следуют всевозможные вопросы, которые задают дети друг другу, их просьбы логопеду и посторонним, организовывают инсценировки (по сказкам), игры, утренники, на которых дети привыкают выступать при посторонних. Перевоспитание речи ребенка можно считать законченным, если у него нет заикания и при посторонних. Группы составляют из 10 детей по возрастному принципу. Логопед учитывает то обстоятельство, что в группе могут быть дети с разной степенью заикания, поэтому на занятиях им дают соответственные их возможностям задания. Так, недавно поступившим детям или тем, у которых заикание еще держится при всех видах речи, речевые задания сначала дают главным образом в форме сопряженной и отраженной речи. На занятиях в группе используются зрительные и слуховые восприятия детей (показываются и называются картинки). Занятия проходят успешно тогда, когда дети заинтересованы ими. Логопед составляет ежедневный план работы с группой, учитывая состав детей своей группы, их возраст, психофизические возможности, степень заикания. Одновременно с лечением заикания проводят логопедические занятия (в подгруппах или индивидуально) по исправлению косноязычия в тех случаях, когда это нужно. Для удобства планирования всей логопедической работы с заикающимися детьми ее делят на три этапа: 1) упражнения в сопряженной и отраженной речи; 2) рассказывание по картинкам, по вопросам и самостоятельно; 3) упражнения в самостоятельной разговорной речи. Первая часть урока заполняется занятиями, которые требуют больше внимания и сосредоточенности. На каждое речевое упражнение отводится не более 15 минут. Через каждые 30 минут — отдых на 10—15 минут. Проводится работа с родителями, которые должны личным примером приучать детей к правильным навыкам поведения и речи. В отношении к заикающемуся ребенку родители должны проявлять большую выдержку, терпение и умелый подход к нему. Дети находятся под наблюдением врача, который проводит нужное лечение. Пение и ритмика, ходьба под музыку способствуют успехам логопедических занятий. Дети проводят в полустационаре ежедневно по 5 часов. Лечение продолжается от 8 до 18 месяцев. В результате лечения в среднем у 75% больных детей удается полностью устранить заикание. Опыт полустационара показывает, что и в этих случаях наиболее успешные и стойкие результаты получаются при лечении заикания, возникшего под воздействием однократного испуга или вследствие подражания. Дети, у которых имелось органическое поражение центральной нервной системы или у которых заикание связано с инфекцией, травмой, труднее поддавались лечению. Лечение затягивалось также у соматически ослабленных детей с особенностями характера (застенчивых, замкнутых и пр.). Катамнестические данные, относящиеся к 600 лечившимся с длительностью наблюдения от 8 до 25 лет после лечения, показывают, что в 60% случаев заикание не рецидивировало, в 35% случаев рецидивировало с различной степенью интенсивности рецидивов (ликвидированных) и в 5% стабилизировалось (Н.А. Власова). Лечение заикания в школьном возрасте по существу также сводится к выработке новых, нормализующих речь условных рефлексов — навыков правильной речи. Основным методическим приемом при этом является также замедленная речь (логопед) в сочетании с психотерапевтическим воздействием и общим, лечением (врач). Однако материал для речевых упражнений в этих группах больных должен быть иным в соответствии с возрастными особенностями и интересами школьника. Упражнения в отраженной и содружественной речи, в произнесении фраз, в чтении, пересказывании, рассказе проводятся на несложном школьном учебном материале. Надо воспитывать у школьника новые условные рефлексы (речь без заикания) и на те раздражители, с которыми он постоянно имеет дело, благодаря чему он не заикался бы и вне логопедического кабинета, в своей обычной среде. На логопедических занятиях (в группах при поликлинике или в школьном логопедическом пункте) очень полезно выслушивать ответы школьников по заданным им урокам с соблюдением ими всех правил речи. Отвечая потом этот урок в классе, школьник будет пользоваться приобретенными им на логопедических занятиях условными нервными связями правильного произношения, которые закрепляются таким путем на окружающую школьную среду. Гимнастические упражнения, ритмика, пение, маршировка под музыку также весьма важны при лечении заикания у школьников. Педагоги в классе не должны выражать неудовольствия по поводу изменившегося темпа речи ученика, лечащегося у логопеда, а наоборот, поощрять его в этом. Следует оберегать заикающегося от травмирующих его влияний. Беседовать с ним по поводу заикания нужно наедине. Педагог должен провести беседу с товарищами заикающегося школьника, разъяснить им, как они должны к нему относиться, однако делать это следует только в отсутствие заикающегося школьника. Пока речь школьника еще не улучшилась, педагоги не должны требовать от него ответов, а в дальнейшем спрашивать понемногу, не обременяя его. Ответы такого школьника должны быть непродолжительными, в спокойном темпе. При затруднениях в речи можно и подсказать ученику (не требуя обязательно повторения), при затруднениях в чтении — начать с ним вместе читать в замедленном темпе, а потом предоставить ему читать одному, следует заставлять его чаще читать стихотворения наизусть. В дальнейшем, по мере закрепления правильных речевых навыков, следует постепенно и осторожно вовлекать ученика в общественную жизнь школы и школьные организации, воспитывая у него на основе замедленной речи условные рефлексы, нормализующие речь, на школьный коллектив. В этих целях очень полезны занятия лечащихся школьников в кружках самодеятельности (декламация, небольшие инсценировки, хоровое пение и пр.). На показательные выступления самодеятельных кружков, в которых участвуют эти школьники, приглашают их товарищей, родителей, других учеников. Это способствует преодолению у лечащегося школьника чувства неуверенности и смущения и отвлечет его внимание от своего недостатка. Возможные из описанных мероприятий, понятно, необходимо применять в классе и тогда, когда школьник не проходит специального логопедического лечения. Педагог может многое сделать для него даже при отсутствии логопеда. При лечении детского заикания нашел применение и электросон как охранительная терапия, нормализующая функционально нарушенные корковые процессы. Электросон имеет несомненные преимущества перед медикаментозным сном, способным вызвать явления токсикоза. Л.Я. Рабичев при лечении заикания электросном применяет 50— 60 процедур. Одновременно применяют общеукрепляющее лечение, проводят логопедические занятия. Л.Я. Рабичев лечит электросном и другие нервно-психические расстройства у детей, но наилучшие результаты, как он отмечает на основе своего 10-летнего опыта, получает при астенических состояниях, малой хорее, заикании и ночном недержании мочи. Он сообщает итоги лечения электросном 50 больных логоневрозом (36 мальчиков и 14 девочек), из которых в возрасте от 3 до 7 лет было 28 детей, от 7 до 12 лет — 13 и от 12 до 18 лет — 9. Из 50 больных в результате лечения выздоровление отмечено у 12, значительное улучшение — у 12, менее выраженное улучшение — у 21 человека. У пяти детей с тяжелой формой заикания терапевтического эффекта не наблюдалось. Рецидивы отмечены у 18% больных, главным образом у старших детей, у которых был значительный и стойкий страх речи. Наилучшие результаты лечения наблюдались у младших детей с недавним заиканием; это позволяет утверждать, что электросон, примененный вскоре после возникновения заикания, может у большинства детей ликвидировать логоневроз. Близ Кемерова в пионерском лагере «Люскус», организованном специально для заикающихся школьников, лечились и отдыхали 70 детей в течение 40 дней. Дети были распределены на 6 групп, логопед работал с 3 группами. К каждой группе был прикреплен воспитатель. Лечебная работа — общеукрепляющая, электросон и пр. — проводилась под руководством врача-психоневролога. В логопедической работе основное внимание было направлено на воспитание слегка замедленной, плавной речи с естественными интонациями. Режим в лагере был щадящий. В результате лечения практическое выздоровление наступило у 33 детей, значительное улучшение — у пяти и у четырех детей улучшения не произошло (Е.А. Мозгунова). Лечение заикания электросном сопровождается и фактором психотерапевтического воздействия (благодаря вообще лечебному вмешательству, ободряющему влиянию персонала, всей необычной обстановке процедур и пр.). Это также способствует успеху лечения и у детей старшего возраста, у которых уже выражено невротическое развитие личности с доминирующим страхом речи. Логопедом-методистом В.И. Селиверстовым в помощь практическим работникам описана схема последовательно усложняемых логопедических занятий со школьниками: «Опыт организации логопедической помощи населению в Кировской области. Методические письма Министерства здравоохранения СССР». М., 1964. Схема представлена по этапам логопедических занятий: 1) подготовительные (дыхательно-артикулярно-голосовые упражнения, психотерапевтические беседы, логоритмика), 2) сопряженная и отраженная речь, 3) ответы на вопросы, 4) пересказ (от отдельных фраз к пересказу урока, прочитанного), 5) рассказ,6) чтение (сопряженное, отраженное, самостоятельное), 7) спонтанная речь (вопросы и обращения к окружающим с приглашением посторонних, участие в коллективных беседах на различные темы, драматизация и пр.). В систему занятий включена практика по выработке и закреплению навыков нормализованной речи и вне логопедического кабинета, в общении в окружающей среде — в магазинах, библиотеке, на почте и пр., при общении к прохожим на улице, телефонные разговоры. Весьма ценным является то, что такая практика вне логопедического кабинета протекает при участии и под наблюдением логопеда, в присутствии которого в силу условного рефлекса остаются здесь действенными навыки нормализованной речи, выработанные в логопедическом кабинете. В дальнейшем школьники по мере упражняемости в силу того же рефлекса будут говорить здесь правильной речью и в отсутствии логопеда, так как у них вырабатываются теперь соответственные нервные связи, нормализующие речь в условиях многосторонних, вне логопедического кабинета, раздражителей среды. Тяпугин Н.П. Заикание. Изд. IV. — М., 1966. — С. 90—100.
Н.А. Чевелева Система исправления речи У заикающихся школьников В процессе ручной деятельности Настоящее пособие предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Данная система является практическим итогом исследования, проведенного под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной в секторе логопедии научно-исследовательского Института дефектологии АПН РСФСР. Коротко остановимся на том, каково содержание нашей системы и каковы основные теоретические предпосылки, положенные в ее основу. В настоящее время можно считать общепризнанным, что основные затруднения возникают у заикающихся при необходимости отвечать полным, развернутым ответом, спрашивать, пояснять, рассказывать. На это указывают целый ряд авторов, как наших, отечественных, так и зарубежных (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Е. Пишон, С. Борель-Мезонни, Е. Фрешельс, И. Стрэкинару и др.). На основании своих исследований Р.Е. Левина приходит к выводу о том, что «заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции»[3]. И далее: «В соответствии с данным пониманием следует привлечь внимание к тому факту, что заикание обычно усиливается в ситуации общения (разговор, сообщение) и ослабевает, например, в условиях эгоцентрической речи, обращенной к себе, а не к другим»[4]. Еще в 1940 г. Р.М. Боскис, занимавшаяся углубленным клиническим анализом заикания у дошкольников, писала о затруднениях, с которыми встречаются исследованные ею дети: «Они довольно легко называют отдельные предметы, находящиеся перед глазами, но часто не умеют сформулировать отношения между этими предметами. Они не умеют сразу подобрать нужную им грамматическую форму»[5]. В этой связи автор приходит к выводу, что «все эти недостатки должны быть в процессе лечения ликвидированы путем систематического накопления запаса слов и грамматических форм, а также путем систематической работы по обучению ребенка развернутым высказываниям »[6]. Как показали наши наблюдения, все это в равной мере относится и к заикающимся детям младшего школьного возраста. В литературе встречаются неоднократные упоминания о том, что заикающимся детям разного возраста часто бывает трудно сформулировать свою мысль в языковой форме, подобрать в данный момент нужное, точное слово, нередко в их речи отсутствует необходимая последовательность. Известные французские авторы Е. Пишон и С. Борель-Мезонни пишут: «Заики в основном страдают лингвистической недостаточностью, т. е. каково бы ни было в остальном качество их интеллекта — им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме»[7]. И далее мы читаем у тех же авторов: «Заикание является нарушением функции лингвистической реализации и абсолютно не зависит от каких бы то ни было парезов мышц, артикуляции или их иннервации»[8]. Причем, как показало исследование Р.Е. Левиной и наше, затруднения такого рода сильнее проявляются в тот момент, когда ребенок лишен возможности опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления. И наоборот, заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь бывает связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью. Это объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает называние производимых действий, манипуляций с предметами, находящимися перед глазами ребенка. В случаях же затруднений в подыскании нужного слова наглядная ситуация позволяет ребенку воспользоваться местоимением или просто жестом, указывающим на тот или иной предмет. Например, если ученик не может в момент ответа припомнить или подобрать нужное слово, он может ответить: «Я склеиваю вот это», или: «Я разрезаю здесь», или: «Я отмерил вот с т о л ь к о» и т. д. Такую форму речи, непосредственно связанную с практической деятельностью ребенка или с наглядной ситуацией, принято в психологии называть ситуативной. В отличие от нее, речь контекстная, т. е. связанная с предметами, которые ребенок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с событиями прошедшими, иногда очень давними, с будущими его действиями, является для заикающихся детей более трудной. Сложность такой речи заключается в том, что ребенку приходится строить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Все вышеизложенное убеждает в том, что развивать самостоятельную речь детей нужно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, т. е. ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи. Развитие самостоятельной речи детей мы начинаем с первых же уроков, не прибегая к традиционным упражнениям в подражательной (сопряженной, отраженной) и репродуцирующей речи. С самого начала занятий мы предусматриваем такие условия, при которых становятся возможными самостоятельные ответы детей, свободные от заикания. Одним из таких благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность. В литературе уже встречались упоминания о применении ручного труда на занятиях с заикающимися детьми. Некоторые авторы видят в этом способ развития моторики детей и улучшения координации их движений (В.И. Городилова, Е.М. Радина, М. Зееман); другие (Н.А. Власова, Е.Ф. Рау) рекомендуют применять ручной труд на последнем этапе занятий с заикающимися дошкольниками в целях активизации речевой практики. Встречаются также попытки сочетать речь детей с различными движениями: произнесение слов и фраз в такт маршировке, в такт хлопков и т. д. (В,И. Рождественская). Предполагается, что таким образом происходит отвлечение внимания детей от процессе произнесения, и они получают возможность тренироваться в размеренной, ритмичной речи. Как можно видеть из сказанного выше, наш замысел не совпадает со всеми перечисленными. Нельзя отрицать положительного значения развития моторики заикающихся детей, активизации их речи, отвлечения внимания в момент произнесения. Но не это имеем мы в виду, предлагая использовать ручной труд на занятиях по исправлению заикания у детей. Главное состоит в том, что общение в процессе речевой деятельности содержит в себе возможность расположить речевой материал с большой постепенностью. Благодаря тому что наглядная опора может постепенно убывать, возникает возможность медленно усложнять речь детей, создавая постепенный переход к более отвлеченным высказываниям, развернутым объяснениям и, наконец, подробным рассказам, лишенным непосредственной зрительной опоры, опирающимся на языковые средства. Этой цели могут служить и другие педагогические условия. Например, можно на занятиях не предлагать детям изготовление поделок, а просто разговаривать с ними о том, что находится в классе, о качестве, цвете, величине этих предметов<... >. На занятиях с заикающимися школьниками можно также использовать и другие виды их деятельности. Например, конструирование из различных строительных материалов, изготовление игрушечной мебели, конструирование планеров, самолетов, ракет, изготовление различных учебных пособий, макетов, оформление живого уголка, классной комнаты или логопедического кабинета и т. д. Но, чтобы все эти занятия принесли наибольший эффект, необходимо прежде всего позаботиться о соблюдении излагаемой системы, осуществлять постепенное развитие у заикающихся детей умения пользоваться самостоятельной речью. Говоря о ручной деятельности, мы имеем в виду изготовление очень простых поделок из бумаги, листьев, картона, ниток, материи, а также лепку из пластилина. Из бумаги делают простые изделия путем сгибания, складывания, оклеивания и резания ножницами по намеченным прямым линиям (пакетики для семян, лодочки, карнавальные шапочки, бумажные папки для тетрадей, закладки для книг, конверты и т. д.). Из пластилина можно лепить овощи и фрукты, изготовлять макеты на различные темы, например: «Наша школа», «Осенние работы в поле и в саду», «Зимние детские игры», «Труд людей зимой» и т. д. Все эти виды ручного труда предусмотрены школьной программой. Мы привели лишь неполный перечень поделок, предлагаемых учащимся с I класса. Примеры занятий с детьми будут даны нами также на материале для I класса. Затем будет сказано о работе с учащимися II—IV классов. Поделки, которые мы рекомендуем изготавливать на занятиях, очень элементарны и не требуют от логопеда никакой специальной подготовки. Кроме того, большинство из них выполняется детьми на уроках труда под руководством учителя, иногда их предлагают изготовить дома (в этом случае учитель так же подробно объясняет детям весь трудовой процесс). В первом случае логопед будет просто повторять на своих занятиях то, что делалось на уроке. В последнем — поможет детям подготовить домашнее задание. Понятно, что для этого логопеду необходимо ознакомиться со школьной программой по ручному труду и поддерживать постоянную связь с учителем. В процессе изготовления тех или иных вещей дети сначала отвечают на вопросы учителя, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал при этом используют, что только еще намереваются делать, как будут мастерить задуманную вещь, какое применение найдут ей впоследствии и т. д. Вначале дети говорят только в условиях непосредственно осуществляемой деятельности. При этом их речь опирается на непосредственное восприятие предметов. В таком случае детям легко формулировать свои ответы, так как предметы, о которых они говорят, находятся перед их глазами, а действия, которые они называют, совершаются ими в данный момент. Дальнейшее постепенное усложнение речи учащихся заключается в том, что они рассказывают о выполненной работе или о том, что еще только намереваются делать. В этом случае нет ситуации, подсказывающей или напоминающей слова. Детям приходится строить свои ответы и рассказы по следам прошлых, иногда очень давно возникших представлений. Разговаривая с детьми таким образом в процессе работы, после ее выполнения или еще до осуществления плана, развивая их умение самостоятельно отвечать на всевозможные вопросы, пояснять, рассказывать, можно воспитать у них речь правильную, плавную, без запинок. Исправлять заикание в процессе ручного труда мы рекомендуем еще и потому, что при этом создаются исключительно благоприятные условия для развития логического мышления ребенка, укрепления его воли, умения доводить начатое дело до конца, а также для формирования характера. Кроме того, развитие самостоятельной речи в процессе ручной деятельности позволяет упорядочить ее темп, который у заикающихся обычно бывает ускоренным и носит скачкообразный характер. Неторопливый, спокойный ритм выполняемой детьми работы естественно переносится и на их речь, делая ее плавной, ритмичной, спокойной. Занятия ручным трудом позволяют также вносить в них элементы соревнования, обсуждения качества выполненного изделия, что делает речь детей особенно эмоциональной, живой. Все это очень важно для заикающихся детей. Предлагаемая читателям книга предназначена для логопедов. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |