Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы (формы) международной экономической интеграции

 

Признаки этапа (формы) интеграции зст ТС Общи й рынок Эконом ический союз Полная интегр ация
1. Свободная торговля внутри союза Да Да Да Да Да
2. Единые тарифы и квоты к третьим странам Нет Да Да Да Да
3. Свободное движение факторов производства внутри страны Нет Нет Да Да Да
4. Согласование экономической политики стран-интегрантов Нет Нет Да Да Да
5. Единая экономическая политика стран-участниц, т.е. создание политического союза Нет Нет Нет Да Да
6. Создание и деятельность надгосударственных органов управления и контроля Нет Нет Да Да Да
7.Валютный союз и введение единой коллективной валюты де-факто Нет Нет Нет Нет Да
8. Унификация; законодательной Нет Нет Нет Нет Да

базы в области налоговой          
системы, стандартизации          
продукции,антимонопольной          
политики,трудового          
законодательства          
9. Установление единого          
гражданства в рамках Нет Нет Нет Нет Да
интеграционного союза          

Характеристику современного интеграционного процесса начнем с наиболее продвинутого этапа и более зрелой формы интеграции. Наиболее наглядным примером развития интеграции на этом этапе является Европейский Союз. Мотивы и истоки возникновения западно-европейского объединения, этапы его развития оставим на хлеб историкам, а потому перейдем к рассмотрению того, что из себя представляет Евросоюз сегодня, с чем он завершал XX столетие и вступил в неведанный XXI век. Если XX век был веком локальных конфликтов и двух самых разрушительных в истории человечества мировых войн, то XXI век наверняка окажется менее идеологизированным, менее политизированным, менее агрессивно-захватническим, но более прагматичным. Именно здравый прагматизм привел в один хозяйственный клуб французов и немцев, не раз скрещивавших шпаги за национально-агрессивные интересы. Практичнее становится индивид, прагматичнее становится и государство, его внешняя, в том числе и внешнеэкономическая политика. Соображения политико-экономического прагматизма и нашли свое воплощение в евросоюзной интеграции.

В настоящее время в состав ЕС входят 27 стран с общей численностью населения более 500 млн. человек. Свыше полутора десятков стран высказывают желание вступить в Европейский Союз. Современная ситуация в Евросоюзе характеризуется рядом особенностей.

Продолжается реализация Единого европейского Акта, подписанного в конце 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987г. Этот документ определил долговременную интеграционную стратегию Евросоюза. В первой части этого документа сведены воедино вопросы экономической интеграции и европейского политического сотрудничества. Вторая часть Акта содержит положения институционального характера - в ней излагается процедура взаимодействия между Евросоветом, Европейской Комиссией и Европарламентом, особенно в части принятия решений. Был провозглашен отказ от принципа единогласного принятия решений. Наконец, третья часть

Единого европейского Акта посвящена сотрудничеству в области внешней политики, разработке общего внешнеполитическогокурса стран ЕС. Задачи, изложенные в Акте, по мере надобности концентрируются и дополняются. В частности, в целях создания единого рынка Еврокомиссией был разработан специальный план, состоящий из 300 мероприятий по устранению различий


и препятствии в торгово-экономической сфере. Выполнение этого плана в значительной мере характеризует современное состояние евроинтеграционного процесса. Новым в нем является лишение правительств стран-интеграторов права действовать в национальных интересах в области импортного контроля в ущерб единой внешнеторговой политики. Существенны подвижки в сфере финансовых услуг. С 1993 г. любой банк-резидент получил право на выполнение всех банковских операций в каждой стране-члене ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг. Полностью устранен контроль за передвижением граждан ЕС по всему территориально-экономическому пространству и отменен визовый режим.

Среди новых элементов интеграционной политики должное место отводится налоговым проблемам. Основной акцент делается на структуру налогообложения, то есть деление на налог, добавленную стоимость и акцизы. Потребуется решить нелегкую задачу регулировки национальных ставок НДС, их сближения на взаимоприемлемом уровне.

Реализуется и углубляется общая политика в области сельского хозяйства, рыболовства, транспортных услуг, охраны окружающей среды, энергетики, внешней торговли, а также в сферах, относящихся к конкуренции, таможенной и социальной политике.

В актив современного этапа интеграции следует вписать и реализуемый Маастрихтский договор о Европейском Союзе, принятый в декабре 1991 г. В соответствии с этим договором учреждены:

1.Единое европейское гражданство - все граждане государств-интеграторов приобретают гражданство ЕС (на сей счет имеется перечень соответствующих прав);

2.Политический союз, находящий свое выражение в общей внешней политике, повышении роли европарламента, общей политики в области внутренних дел и правосудия;

3.Экономический и Валютный союзы.

Поэтому для современного этапа евроинтеграции характерен плавный переход к экономическому и валютному союзу, т.е. к этапу полной, завершенной интеграции. Экономический и Валютный Союз будет основан на единой валютно-финансовой политике стран-членов объединения по внедрению единой европейской валюты «Евро». Настает жизненная потребность денежного валютного регулирования в ЕС на надгосударственном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу. В этой связи формируется двухуровневая система банков, в состав которой входит учрежденный Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) и центральные банки стран – членов ЕС.

Обращает на себя внимание планируемая поэтапность перехода к Экономическому и Валютному Союзу: подготовительный до января; 1996 г. организационный - до января 1999 г. и заключительный - до 2002г. При


этом для присоединения к Валютному Союзу выдвигается ряд обязательных требований к каждой стране-интегратору, равно как и кандидату на вступление в ЕС:

1. Планируемый или фактический бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП в рыночных ценах.

2. Государственный долг - не более 60 % ВВП в рыночных ценах.

3. Годовая инфляция в размере не выше 1,5 %, усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами.

4. Средняя номинальная величина досрочной процентной ставки за год не выше 2 % усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции.

5. Участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют ± 2,25 %).

Из-за существенных различий таких показателей по странам следует сделать вывод о том, что вступление в Валютный Союз будет осуществляться не одновременно, а по мере созревания таких условий в той или иной стране. В настоящее время Великобритания и Дания не присоединились к валютному союзу, а Швеция сентябрьским (2003 г.) референдумом отказалась вводить евро. Сейчас в еврозону входит 17 из 27 стран ЕС.

В целом Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплен Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом ВВП составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн. $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн. $) - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту - евро, образовав еврозону, которая с середины 2011 г. переживает далеко не лучшие

времена из - за большой внешней задолженности ряда стран еврозоны Греции, Испании, Португалии, Италии.

Будучи, субъектом международного публичного: права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и


оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют правительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмерке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

В Европейский союз, как мы уже отметили, входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Причем, страны-члены ЕС имеют очень большой разрыв в душевом производстве ВВП, в чем можно убедиться, проанализировав таблицу 4.3.

Таблица 4.3

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...