Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция жизненного цикла товара в международной торговле

 

Элемент Внедрение Рост Зрелость Упадок
Цели маркетинга Ввести товар на рынок Завоевать позицию на рынке Удержать достигнутые позиции Перейти к новому товару
Информация О потребителях , готовых принять товар О возможной емкости национального и зарубежного рынков О полной емкости мирового рынка О направлениях обновления рьшочного продукта
Товар Пробный Основной Усовершен ствованны й Дифференц ированный
Потребители Новаторы Массовый национальный рынок Массовый мировой рынок Консерваторы
Задача продвижения Информирован ие о новом товаре Обеспечение узнаваемости Поддержание предпочтений   Выведение товара с рынка
Число конкурентов Небольшое Устойчиво растущее Медленно уменьшающееся Сокращающееся
Цена Высокая Высокая, затем стабилизирующаяся Снижающаяся Низкая, затем минимальная
Уровень продажи Невысокий Растет, затем стабилизируется От стабильного уменьшается Падает до минимального
Прибыль Низкая Увеличивающаяся Стабилизирующаяся Падающая
Экспорт страны нововведения Незначительный Растущий Снижающийся Отрицательн ый Превращение в импортера

 

Новый продукт обычно разрабатывается, когда имеются на него спрос и соответствующий рынок. Если продукт создан, теоретически его можно производить где угодно в мире. На практике, как правило, производство сначала
осуществляется в стране нововведения. Обычно это промышленно развитые
страны, так как для производства данного продукта требуется передовое оборудование, рабочая сила соответствующей квалификации, высокие доходы,
позволяющие рисковать средствами при исследованиях, результат которых
заранее неизвестен. Многие из введенных на рынок товаров не оправдывают
возлагавшихся на них надежд. Причины их коммерческого провала разнообразны: ошибочное определение объема спроса, дефекты товара, недостаточная реклама, завышенная цена, ответные действия конкурентов, неверный выбор времени для выхода на рынок, в том числе зарубежный. Инновационные компании могут пользоваться временной монополией на отечественных рынках, позволяющей им покрывать часть издержек на инвестирование в НИОКР и маркетинг. В период внедрения товара большинство
продаж совершается на внутреннем рынке и лишь небольшая часть продукции
продается за границей. В немалой степени от фазы цикла жизни рыночного товара зависит его цена. Так, по многим товарам и услугам в период их зарождения используется обычно максимальная, но эластичная цена. При развитии жизненного цикла нового товара цены, как правило, постепенно снижаются, затем стабилизируются, после чего применяется минимальная цена. Соответственно и прибыль, закладываемая в цене, также меняется по фазам цикла жизни рыночного продукта.

И последняя из основных теорий внешней торговли - теория эффекта масштаба.

Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки производства на единицу продукции сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.


Резюме

1. Школа меркантилистов в истории экономической мысли была первой, обратившей внимание на внешнюю торговлю как на объект исследования. Меркантилисты исходили из признания золота как воплощения общественного богатства и, соединяя теорию с практикой, рекомендовали своим государям (царям, королям, императорам) больше продавать товаров на внешнем рынке, но меньше покупать, чтобы аккумулировать золотые запасы в стране.

2. Второй школой было учение родоначальников английской классической политической экономии А.Смита и Д.Рекардо. А.Смит критиковал меркантилистов за ошибочное признание золота в качестве общественного богатства. По Смиту воплощением общественного богатства является экономический продукт. Он также упрекал меркантилистов за то, что они не были сторонниками свободы торговли. Кроме того, А. Смит сформулировал экономический закон абсолютных преимуществ и считал, что каждая страна должна найти собственную товарную нишу, чтобы при наименьших национальных затратах на производство иметь абсолютное преимущество на внешнем рынке.

Д.Рикардо считал, что та или другая страна может получать выигрыш от внешней торговли, если она обладает не абсолютным, а сравнительным или относительным преимуществом.

3. Теория Хекшера - Олина (факторов производства) касалась экспортных рекомендаций странам, имеющим избыточный фактор производства: при избытке капитала - на производстве капиталоемкой продукции, при избытке труда - на трудоемкой продукции.

Однако американский экономист Василий Леонтьев, проанализировав структуру внешней торговли США после II мировой войны и пришел к выводам, получившим в истории экономической мысли название «парадокс Леонтьева». Оказалось, что США при избытке капитала вывозили трудоемкую продукцию, а импортировали - капилалоемкую. Леонтьев объяснял этот парадокс различным уровнем профессиональной подготовки работников, высокими затратами на оплату труда в США, а также влиянием внешнеэкономической политики государства.

4. Теория внешней торговли фирмы строится на двух факторах: на автономной деятельности зарубежных филиалов ТНК и либерализации внешнеэкономической деятельности государств, которая насаждается ООН и ВТО.

5. Теорема Рыбчинского связана с монотоварной зависимостью страны на внешнем рынке, получившей название «голландской» болезнью. Излечение такой болезни связано с преодолением моноотраслевой структуры: экономики страны и формирование многоотраслевого хозяйства.

6. В данном разделе учебного пособия рассматриваются также неотехнологическая теория внешней торговли, согласно которой страна -новатор в технике получает на внешнем рынке временное преимущество, а также альтернативные теории международной торговли (теория жизненного цикла товара в торговле, теория эффекта масштаба).


Контрольные вопросы.

1. Раскройте заслуги меркантилистов.

2. Охарактеризуйте закон абсолютных преимуществ и закон сравнительных преимуществ применительно к внешней торговле.

3. В чем состоит основное содержание теории факторов производства (Хекшера - Олина).

4. Раскройте содержание «парадокса» Леонтьева.

5. Охарактеризуйте механизм действия научно - технологической теории внешней торговли.

6. Каковы основные истоки теории внешней торговли фирмы?

7. Объясните действие альтернативных теорий внешней торговли :

а) теории жизненные циклы товара в торговле;

б) теории эффекта масштаба.

8. Раскройте теорему Рыбчинского и содержание «голландской»
болезни.

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...