Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иммануил Кант. Проблема познания

Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризмаи рационализма. Мыслитель считал правильным суждение эмпириков об опытной природе нашего знания. Вместе с тем отклонял идею «чистой доски» Локка, на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал против утверждения рационалистов о врожденных идеях. Вместо врожденных Дей Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Таким образом, познание предстает как действие субъекта, как проявление его активности.

 

Введение понятия «априорных форм чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Мы можем знать лишь мир явлений, внутреннее же содержание вещей непознаваемо. Исследуя возможности ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей.

***************************************************************************

№13

Гегель. Учение о диалектике

Подлинной исторической заслугой немецкого философа является разработка диалектического метода. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Гегель стал первым в создании диалектического метода и диалектического ведения реальности.

 

 

К особенностям Гегелевской диалектики относят:

  1. Обоснование универсальных, объективных принципов развития.
  2. Разработка диалектической системы категорий.
  3. Обоснование противоречия как источника развития и описание механизмов его возникновения и разрешения. В качестве базового концепта выступает триада «тезис – антитезис – синтез». Синтез в свою очередь является новым тезисом и цепочка повторяется.
  4. Идеалистический характер диалектики, т.е. в первую очередь развивается только сфера идей, в то время как природа и история выступает как что-либо произвольное по отношению к ней.
  5. Абсолютизация триады, т.е. отрицание возможных попятных или регрессивных движений, отрицание случайностей.
  6. Финалистский характер развития.

 

Диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не и природы и человеческой истории, а умозрительно, навязывая их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Именно поэтому Гегелем нередко высказывались абсурдные мысли, например, о развитии природы в пространстве, а не во времени или о завершении исторического движения познания его философской системой.

 

***************************************************************************

№14

Людвиг Фейербах

Труды Фейербаха «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и другие сыграли значительную роль в дальнейшем развитии материалистической философии. Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость ее он пытался увязать с новыми задачами человечества, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху призвана носить антропологический характер. Фейербахом была разработана так называемая концепция «разумного эгоизма» - человеку достаточно лишь осознать свою независимость от других людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необходимостью способствовать осуществлению таких же желаний у других.

 

Учение Фейербаха о человеке носило ограниченный характер. Человек как отправной пункт был конкретен лишь в физиологическом отношении, в плане же социально-историческом он представлял собой абстракцию, созданную на основе того образа человека, который запечатлен в религиозном сознании. Философ не сводил всякую реальность к механическому движению, а рассматривал природу как организм. Внимание философа было направлено не на отвлеченное понятие материи, а на человека, являвшего собой психофизическое единство души и тела.

 

Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы, о том, что «эгоизм ныне угнетенного большинства должен осуществить и осуществляет свое право и начнет новую эпоху истории».

 

***************************************************************************

№15

Классическая и неклассическая философия

***************************************************************************


№16

Марксизм

Предпосылки(теоретические):

  1. классическая немецкая философия: диалектика Гегеля и материализм Фейербаха;
  2. классическая политическая экономия – трудовая теория Смита, Риккардо.
  3. социально-утопические проекты.

 

Предпосылки(естественнонаучные):

 

  1. эволюционная теория Дарвина;
  2. закон сохранения и превращения энергии Майера;
  3. открытие Шванном и Шлейденом органической клетки.

 

Важнейшими частями философской системы выступают диалектический и исторический материализм, экономическая теория и научный социализм. Исходя из тезиса о примате материального над идеальным, Маркс конкретизирует его применительно к обществу как первичность в конечном счете общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей есть прежде всего проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к революционным выводам о необходимости насильственной смены экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем коммунистического общества. Наиболее значительным в данной концепции в философском плане является учение о диалектике и распространение его на исследование всех сторон бытия.

 

Одновременно именно в марксизме утверждается идея о том, что время философии в ее традиционном значении миновало и ее место занимает высшая стадия в развитии философии - диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Ф. Энгельс).

 

Экономическую общественную формацию сменяет путем социальной революции коммунистическая формация. Ей присущи:

 

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставление умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;

· всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество может написать на своем знамени: «каждый по способностям, каждому по потребностям».

 

***************************************************************************

№17

В.И. Ленин

Особое место в эволюционном процессе марксизма в конце XIX и первой четверти ХХ вв. принадлежит Ленину. Ленин внес заметный вклад в решение проблем познания, практики, законов и категорий диалектики. Широта спектра проблем социальной философии в ленинских трудах свидетельствовала о том, что данный исторический период требовал новых подходов к анализу социальной действительности, новых идей и решений. И тем не менее Ленин во многом воспринял "позднее" направление развития марксистской мысли, где приобрели самодовлеющее значение такие понятия, как "диктатура пролетариата", "разрушение старого общества", "уничтожение частной собственности", "машина классового подавления", "революционное насилие", "завоевание власти" и т.д.

 

Ленин и его сподвижники, используя революционную ситуацию, стремились провести в жизнь левокоммунистические установки, принципы радикализма и военного коммунизмам. Если у Энгельса в последние годы появилось теоретическое положение об исключительности государственной собственности при социализме, то у Ленина — о капиталистической монополии как ближайшей предпосылке нового строя.

 

"Для настоящего революционера, — с предостережением писал Ленин,— самой большой опасностью, может быть, даже единственной опасностью, является преувеличение революционности, забвение граней и условий уместного и успешного применения революционных приемов. Настоящие революционеры на этом больше всего ломали себе шею, когда начинали писать "революцию" с большой буквы, возводить "революцию" в нечто почти божественное, терять голову, терять способность самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять..." Данное положение направлено против тех, кто склонен абсолютизировать революционный метод, считать его единственно возможным при решении различных проблем без учета социально-экономических и политических изменений.

 

***************************************************************************

№18

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...