Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)Шопенгауэр стал основателем такого течения, как «философия жизни». Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон – собственное желание. Воля первопричина по отношению к разуму, истории и культуре. Человек – это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Своеобразной нравственной пружиной человечности выступает сострадание, благодаря которому человек забывает о собственных нуждах и делает страдание другого своей заботой. В целом, однако, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: в своей массе люди злобны и эгоистичны, а этот мир – «наихудший из возможных».
Фридрих Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию рационализма как по содержанию, так и по форме. Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти». Закон жизни – это «вечное возвращение» (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности и культуры. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что должно преодолеть».
*************************************************************************** №19 Фрейд и Юнг. Бессознательное Психоаналитическая концепция Фрейдабыла ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Он исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики. «Я» как бы постоянно балансирует между «Оно» и «Сверх-Я». По Фрейду, человек руководствуется двумя принципами: удовольствия и реальности. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Сублимация – это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением в памяти ранее полученного знания. Завершается познание бессознательного обнаружением «эдипова комплекса» - первоначальных сексуальных влечений. Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно.
Карл Густов Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного. Анализ бессознательного привел Юнга к выводу о неправомерности сведения всех психических импульсов «Оно» к сексуальности. Понятием «либидо» о охватывает все проявления жизненной энергии человека, воспринимаемые последним в качестве бессознательного желания. «Коллективное бессознательно» предстает у Юнга как совокупность архетипов (прообразов). Архетип, по Юнгу, - это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, «дремлющие мысле-формы», присущие от рождения всем. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы. Архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или исходные мифические преставления. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Во многом благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике. *************************************************************************** №20 Исторические формы позитивизма Позитивизм –одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре позитивизма находится вопрос о взаимоотношении науки и философии. Позитивизм делится на три этапа.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией. Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Философия – общая наука, раскрывающая связь отдельных наук.
В XIX-XX вв. возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, махизм. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах природы познания, соотношения субъекта и объекта, природы «элементов мира», взаимоотношения физического и психического.
В 20-е гг. XX века заявляет о себе неопозитивизм (логический позитивизм)– третья историческая форма позитивизма. Его основания сводили к следующему:
Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки.
*************************************************************************** №21 Философия прагматизма Прагматизм(гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Развитие философского (Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественнонаучного знаний (Ч. Дарвин) выявили тенденцию к радикальному пересмотру природы знания и истины. Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданном усилиями трех выдающихся американских мыслителей: Чарльза Пирса (1839-1914), Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952). Пирсом различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму составляет важнейшую функцию мысли. Д. Дьюи разработал теорию инструментализма, суть которой в рассмотрении понятий как инструментов для преодоления сомнения на пути к вере. Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий. При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность». Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.
*************************************************************************** №22 Экзистенциализм Экзистенциализмвозник в начале 20-х гг. в Германии. Философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его «хождении по мукам», переживаний жестоких испытаний. В центре внимания философов оказались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, отношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования. Самым глубоким знанием о природе философы признают осознание каждым индивидом собственной смертности и несовершенства.
Философы различают в человеке несколько слоев: · природный; · социальный; · духовный; · экзистенциальный – уровень, который не поддается научному описанию и может быть осмыслен с помощью философии.
Экзистенция – есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием, с ничто. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.
Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т. д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т. е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души». Первая ступень связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая — с «озарением (прояснением) экзистенции» и, наконец, третья — с решением главной для любого философствующего задачей, с приходом к пониманию Бога.
Для Сартра бытие распадается на две формы: «бытие-в-сeбe» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей — неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность.
*************************************************************************** №23 Религиозная философия Наиболее авторитетным течением современной католической церкви является неотомизм, который базируется на учении Фомы Аквинского. Современный томизм взял на вооружение его идею о гармонии веры и разума. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности – Богу. Неотомисты различают два источника знания: естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). Благодаря разуму человек многое познал в природе, но возгордился, возомнил, что он может создать рай на земле, опираясь на науку и технику. И поэтому отвернулся от Бога. Человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли: профессии, должности и т.д. Человеку теперь остается один выход – вернуться к Богу.
Габриэль Оноре Марсель и другие современные религиозные философы на первый план выдвигают поиски человеком своего «Я», своей неповторимой духовности. Они не утешают человека и не гарантируют ему ничего, кроме поиска вути в духовных исканиях к совершенству. Диалог церкви и общества рассматривается религиозными философами как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру.
Ортодоксальным неотомическим представлениям противостоит реформаторское в своей основе течение тейярдизм. Основоположником является Пьер Тейяр де Шарден, который поставил целью осуществить синтез «знания» и «поклонения», т.е. науки и веры. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы – активную и пассивную. Философ отверг идею создаия мира Богов, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Поэтому цель жизни не только послушание, но и покорность. *************************************************************************** №24 Русская философия Философская мысль стала зеркалом русской культуры в целом. Именно с христианством в его Греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской культуры. К системам русской философии относятся:
Импульсом к формированию русской философии стали «Философские письма» П. Я. Чаадаева. Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофиловю
Западники(радикальное направление – Белинский, умеренное – Анненков, либеральное – Боткин) призывали к реформированию России по западному образцу. Славянофилы(«старшие» - Хомяков, «младшие» - Киреевский, «поздние» - Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в философии единства В.С. Соловьева. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуализации как Божественно-единого, так и конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет.
Рубеж 19-20 вв. характеризуют как «золотой век» русской философии. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм. Развитие русской философии было прервано сбытиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли. Развитие философии СССР по преимуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли.
*************************************************************************** №25 Белорусская философия Статус и содержание белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторам:
Белорусская философия в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования. Этапы: Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая).
Второй этап – гуманистическое и реформационное движение(16 – первая половина 17 вв.). Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Скорина трансформирует ее в идею общего блага. Реформационное движение было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма.
Третий этап – доминирование схоластической философии (конец 17 – первая половина 18 вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как Смотрицкий, Тылковский. Видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии.
Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.). Образование и воспитание – основной механизм формирования свободного человека и установления справедливости общества. Белорусское просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ.
Пятый этап – национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли(вторая половина 19 – начало 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенность этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (Калиновский) м творческой интеллигенции (Богушевич, Пашкевич, Копала, Колас).
Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии(20-80-е гг. 20 в.), к рамках которой проводились исследования в области:
В 90-е годы 20 века начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований и попытка более глубокого анализа путей развития РБ в глобализирующемся мире.
*************************************************************************** №26 Бытие Категория «бытие» - одна из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены еще в мифологии. Бытие означает, во-первых, совокупность материальных образований а их противопоставлений явлениям и процессам сознания, духа, т.е. идеальному. Во-вторых, бытие – это совокупность всего существующего «здесь» и «теперь». И, в-третьих, бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, включает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности. К числу основных проблем относится проблема осмысления мира как реальности, независимой от человека и его деятельности.
Выделяют 4 основные формы бытия, каждая из которых в свою очередь включает в себя по две формы. Бытие вещей «Первая природа»- это объективная и первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до человека. «Вторая природа» - это комплексная природно-духовно-социальная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода.
Бытие человека Бытие человека в мире вещей– это его существование как «вещи среди вещей», связанное с общими для человека и вещей природы законами. Специфически человеческое бытие – это жизнедеятельность человека во всей полноте ее проявлений. В мире вещей оно включает бытие человека как индивида, а также его бытие как социально-исторического существа.
Бытие духовного (идеального) Бытие индивидуализированного духовного– это проявления сознания индивидуального человека, а также различные формы бессознательного. Бытие объективированного духовного– это формы материализации духовных образований, порождаемых человеческой культурой.
Бытие социального Бытие отдельного человека в обществе и историиимеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного человеческого сообщества в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деятельности спецификой общественно-исторических условий и активного воздействия с его стороны на исторический ход событий. Бытие общества – это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, культурно-цивилизационых явлений и процессов.
*************************************************************************** №27 Материя Материя(лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.
Первый этап – это поиск материального начала, образующего первооснову всего природного многообразия. Вначале это были стихии, затем – атомы. Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи». Второй этап(Новое время) – материей обозначалась вещь, обладающая всеобщими атрибутами – массой, протяженностью и т.д.
Третий этап (вторая половина 19-20 вв.) – материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия и общественного бытияв частности.
*************************************************************************** №28 Движение Движение – это способ существования материи, ее всеобщий атрибут, проявляющийся в непрерывном взаимодействии и изменении материальных образований. Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Тип движения, связанный с качественными изменениями предметов, называется развитием.Наряду с типами движения существуют формы движения, выражающие специфику процессов изменения материальных образований. Выделяют основные, специфические и общие (интегративные) формы движения материи. Критериями их классификацииявляются следующие признаки:
На основе отмеченных критериев выделяют пять основных форм движения материи: Механическую – пространственное перемещение любых материальных образований. Физическую– охватывает взаимодействие материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном, ядерном и атомном уровнях. Химическую– включает процессы взаимодействия и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях. Биологическую – взаимодействия и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи. Социальную– включает процессы взаимодействия социальных групп.
Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.
Общие (интегративные) формы движения материи представляют собой общий способ бытия, общий тип функционирования материальных систем.
************************************************************************ №29 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |