Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место и роль практики в познанииНаиболее существенное влияние на характер познавательных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, процессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика.
Смысл характеристики практики как источника познания состоит в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности необходимо связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практических задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно воспроизводится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.
Результаты практической деятельности показывают, насколько реализованный, практически идеальный план деятельности был эффективным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.
*************************************************************************** №46 Формы познания. Интуиция Чувственное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека. Формы:
Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Восприятие – это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемы предметов.
Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом.
Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы:
Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи и понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.
Умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании – интуиция. Рациональное познание включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. К основным видам интуиции относят чувственную и интеллектуальную интуициюэ
Таким образом, интуиция – это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме знания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества. ***************************************************************************
№47 Понятие истины и ее критерии Истина – это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерий истинности знаний.
Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании.
Логический критерий связан, прежде всего, с требованием непротиворечивости. В более широком смысле слова требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений.
К критериям истинности знаний относится также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуации и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно.
В человеческих знаниях может заключаться содержание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Всего выделяют три вида истины:
Объективная– не зависит ни от человека, ни от человечества;
Относительная – характеризуется определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания;
Абсолютная – не опровергается последующим развитие познания.
*************************************************************************** №48 Специфика научного познания Научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд характеристик, отличающих его от других форм их организации.
Во-первых, это специализированная форма познавательной деятельности, направленная в идеале исключительно на производство знания.
Во-вторых, в основе данной формы организации познавательных действий лежит четкая выделенность их предмета.
В-третьих, неотъемлемой характеристикой научного познания является его прогностичность – направленность на предсказание будущих событий.
В-четвертых, научное познание предполагает использование специализированного инструментария.
В-пятых, научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами, нормами, стилем научного мышления).
В-шестых, результаты познавательных действий, организованных в форме научного познания, должны соответствовать ряду требований: воспроизводимости, контролируемости путей получения, обоснованности, системности, объективности.
От других форм познавательных действий научное познание отличает также специализированный язык. Качественное своеобразие познавательным действиям, организованным в форме науки, придает специфика ее метода.
Благодаря специфике своей внутренней структуры, а также особой процедуре его обоснования метод имеет прямые каналы связи с каждым из компонентов познавательной деятельности.
*************************************************************************** №49 Уровни научного исследования ***************************************************************************
№50 Структура научного знания
Основное различие между структурой познавательных действий и структурой научного знания состоит в том, что во втором случае главное внимание уделяется содержанию элементов научного знания, воспроизводящих особенности строения, функционирования и развития исследуемых объектов.
Базовый уровень системы научного знания составляют эмпирические знания: данные наблюдений и эмпирические факты. Данные наблюдений отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей, проблем, задач. Эмпирические факты – это основная форма эмпирического знания, выраженного в особого рода предположениях, истинность которых оподляется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.
Теоретическое знание Гипотеза – научное предположение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих исследуемому объекту. Теория – форма научного знания, содержащая обобщающее абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят исследуемый объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных элементов и их корреляций. Метотеоретическое знание Научная картина мира – форма научного сознания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Идеалы и нормы исследования Философские основания науки. Они содержат представления о всеобщих предпосылках, возможности и общей направленности познавательных процессов.
*************************************************************************** №51 Методы научного исследования
*************************************************************************** №52 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |