Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и социальные функции науки

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Представление о науке как явлении общественной жизни (культуры), специфика которого подчеркивается указанием на его основные аспекты:

 

  1. Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Выделяют два типа исследований:

 

    • Фундаментальные исследования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих законов и представлений.
    • Прикладные исследования ориентированы на приращение знания используемого непосредственно для решения практических задач.

 

  1. Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. В рамках методологического исследования выработаны две конкурирующие концепции развития научного знания:

 

    • Кумулятивизм – концепция развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося.
    • Антикумулятивизм– концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность.

 

  1. Наука как социальный институт – это сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений.

 

  1. Наука как производительная сила – это одна из важнейших составляющих производительных сил и фактор их развития на пути использования научных знаний при разработке новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности.

 

  1. Наука как форма общественного сознания– это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

 

Интегративное представление о науке как общественном явлении дают также выполняемые ею социальные функции:

 

· Культурно-мировоззренческая функция

· Функция непосредственной производительной силы

· Функция социальной силы

***************************************************************************

№53

Структура научного сообщества и этические нормы науки

 

Как социальный институт наука формировалась наука оформилась в Новое время. Вешнее это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее – в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как ранее в рамках специальных учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, занятых профессиональной деятельностью. Ныне численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек. Считается, что наукой способны заниматься не более 6-8% населения (в развитых странах в ее сфере занято около 0,3% жителей).

 

Важной проблемой развития современной науки является соблюдение учеными этических норм научной деятельности. К числу сложившихся основных норм такого рода относятся:

 

1. Установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового знания;

2. Запрет на плагиат;

3. Бескорыстность (вознаграждение для ученого не главная цель для ученого, а одно из условий работы);

4. Организованный скептицизм (отказ от прежних ошибочных результатов);

5. Равноправие всех членов научного сообщества в обязанности исполнять данные и ряд других этических норм и требований научной деятельности.

 

***************************************************************************

№54

Феномен научной революции

Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительно короткое время. В настоящее время революционные изменения в науке связывают, во-первых, с построением новых фундаментальных теорий, радикально меняющих принципы объяснения исследуемых явлений; во-вторых, с разработкой новых научных средств и методов; в-третьих, с перестройкой оснований научного знания.

 

Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно-технологической сферы и в свою очередь оказывают на них мощное обратное воздействие.

 

***************************************************************************

№55

Программы в обществознании

В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы каждая из которых представляет систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность.К основным относят следующие:

 

 

Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой.

 

Социологическая программа формируется в результате становления в первой половине 19 века социологии – науке об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называемую «социальную физику».

 

Культурно-историческая программа формируется во второй половине 19 – нале 20 вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и, соответственно, разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем.

 

Психологическая и социопсихологическая программы, несмотря на то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека.

 

***************************************************************************

№56

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...