Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный метод в познании. Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»


Системность - всеобщее сво-во материи, фиксирует наличествующую в мире организованность в противовес хаотичным изменениям.

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство и имеющих структуру и организацию. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней.К наиболее сложным типам С. относятся целенаправленные С., поведение кот. подчинено достижению опред. цели, и самоорганизующиеся С., способные в процессе своего функционирования изменят свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных, и т.п.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т.д. По хар-ру связи между частями и целым: неограниченные системы ограниченные системы

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным (в идеале) или необходимым (для каких-то практических целей) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие. Типы связей образуют структуру системы, т е обеспечивают ее упорядоченность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определеность.

Структура - отн-о устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Комплексы или совокупности можно подразделить на те, в которых:

1 слабо выражены черты внутр. организации и связи частей носят внешний, нестаб, случ характер - неорганизованные совокупности (разл. конгломераты - куча камней)

2 ярко выражены системные связи - системные объекты - обладают ценностной, устойчивой структурой. Для них характерно появление новых свойств, возникающих в рез-те взаимодействия элементов в рамках целого (архит сооруж, биологи организм). Характерна иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня

В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы. Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов.

В зависимости от хар-ра отношений со средой различают типы поведения систем: 1 реактивное - определенной преимущественно средой; 2 адаптивное - опред средой и функцией саморегуляции; 3 активное - сущ. роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы; 4 самоорганизующееся (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью.

Поведение системы приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, след это предполагает наличие процессов управления. Системы такие включают как связи координации так и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на хар-р функционирования и развития частей.

Системный подход начал развиваться со второй половины ХХ века. Системный подход - это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. СП – явл-ся не философским, а общенаучным, хотя и базируется на философско-методологическом принципе системности.СП представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых им искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение СП находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др. к числу задач СР относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических систем;

3) исследование структуры теории систем и различных системных концепций и разработок.

Осн. принципы системного исследования:

1.выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учтом того, что свойств ацелого не сводимы к сумме свойств его элементов

2.анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных Эл-тов, так и свойствами ее струткуры

3.исследование механизма взаимодействия системы и среды

4.изучение характера иерархичности, присущей данной системе

5.обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы

6.рассмотрение системы какдинамичной, развивающейся целостности.

Принцип целостности - рассмотрение объекта с 2-х позиций: в соотнесении объекта со средой и внутр расчленение системы с выделением ее элементов, свойств. Представление о целостности изучаемой системы выступает исходным пунктом системного подхода.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Важным понятием СП явл-ся понятие «самоорганизации». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизвелдения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи м/у элементамикоторой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, чел колл-в). В совр науке Самоорг С явл спец предметом иссл-я синергетики.

В системном исследовании объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых определяет целостный характер этого множества. Акцент делается на выявление всего многообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним миром и средой. Свойства объекта или системы определяются не как простое суммирование свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особенностями системообразующих, интегративных связей рассматриваемого объекта. Для понимания поведения системы, прежде всего целенаправленного, и возможностей управлять ею, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управление - формы передачи информации от одних подсистем к другим, координацию низших уровней с высшими, влияние на остальные элементы системы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...