Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Конституционный механизм осуществления государственной власти

1. Конституционные основы механизма осуществления государственной власти. Реализация принципа разделения властей, система «сдержек и противовесов».

2. Орган государственной власти как основа государственного аппарата. Понятие и признаки, порядок образования, задачи и функции, компетенция государственного органа.

3. Конституционные принципы формирования государственных органов в Российской Федерации, их система.

Тема 13. Избирательное право и избирательная система

1. Понятие, содержание, источники избирательного права как части конституционного права.

2. Избирательное право в объективном и субъективном смыслах. Активное и пассивное избирательное право.

3. Избирательные системы. Мажоритарная избирательная система и ее виды, пропорциональная избирательная система.

4. Принципы избирательного права в российской Федерации. Сущность всеобщего, равного, свободного избирательного права. Понятие и виды избирательных цензов. Прямые и непрямые выборы.

5. Избирательный процесс и его стадии. Организация и порядок проведения выборов. Регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. Понятие и виды избирательных комиссий, их правовой статус. Выдвижение, регистрация, правовой статус кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок голосования и подсчета голосов избирателей. Установление результатов выборов и их опубликование. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

 

Тема 14. Конституционно-правовой статус главы государства

1. Место и роль института главы государства в системе разделения властей современного государства.

2. Становление института президентства в Российской Федерации. Общая характеристика конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.

3. Порядок выборов Президента России и его вступления в должность. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.

4. Правовые акты Президента РФ. Вспомогательные органы и учреждения при Президенте РФ.

Тема 15. Законодательная власть в конституционной системе разделения властей

1.Законодательная власть: понятие, система, особенности функционирования.

2. Федеральное Собрание – парламент России – представительный, законодательный, 2-х палатный орган государственной власти Российской Федерации. Структура, правовой статус, порядок формирования и функционирования палат Федерального Собрания России.

3. Полномочия парламента: законодательные, судебные, финансовые. Ратификация и денонсация международных договоров. Парламентский контроль. Акты парламента. Конституционные основания для роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Законодательный процесс и его стадии. Законодательная инициатива. Обсуждение зако-

нопроекта. Принятие закона. Санкционирование, промульгация и опубликование закона.

5. Конституционные основы взаимоотношений палат Федерального Собрания друг с другом и иными высшими органами государственной власти Российской Федерации. Правовой статус российского парламентария.

 

Тема 16. Исполнительная власть в конституционной системе разделения властей

1. Исполнительная власть: понятие, система, особенности функционирования.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Правовой статус членов Правительства. Глава Правительства, его статус и политическая роль.

3. Основные направления деятельности, компетенция Правительства Российской Федерации, его взаимоотношения с Федеральным Собранием и Президентом. Ответственность Правительства. Акты Правительства России.

4. Конституционно-правовой статус министерств и иных органов исполнительной власти.

 

Тема 17. Конституционные основы судебной власти. Прокуратура

1. Понятие и конституционные основы судебной власти. Ее основные черты и место в системе разделения властей.

2. Система органов судебной власти и порядок их формирования в Российской Федерации.

3. Основные принципы деятельности судов в Российской Федерации. Конституционный статус судей, принципы формирования судейского корпуса.

4. Конституционно-правовой статус прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти.

Тема 18. Конституционные основы местного самоуправления

1. Понятие и конституционно-правовые основы местного самоуправления. Государственно-территориальное устройство и муниципальные образования.

2. Конституционные гарантии местного самоуправления.

3. Современные модели организации аппарата местной власти.

4. Система и полномочия местного самоуправления в Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления, принципы их организации и деятельности в Российской Федерации.

6. Конституционные основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти.

 

Образовательные технологии

Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа (со всеми студентами); групповая работа (с частью студентов); индивидуальная работа (с отдельным студентом). В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального, устного и письменного опроса, экзамена). Широко (более 20% аудиторных занятий) используются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции в форме презентации с использованием мультимедийного оборудования; ситуационный анализ, ролевые игры, деловые игры, эвристические технологии, социально-психологические тренинги, тестирование. Методическое обеспечение интерактивных форм проведения занятий находится в составе учебно-методического комплекса дисциплины на кафедре.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов реализуется в разных видах. Она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент изучает лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, журнальные и газетные публикации, Интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины», глоссарий. Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время тестовых заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента относится подготовка к зачёту и экзамену. Вопросы к зачету и к экзамену приведены также в разделе 7. Обязательным является подготовка студентом в течение третьего семестра курсовой работы.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Система отрасли конституционного права Российской Федерации.

2. Отечественная и зарубежная наука конституционного права: сравнительный анализ.

3. Источники конституционного права России.

4. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права России.

5. Федеральные конституционные законы как источник конституционного права России.

6. Проблемы обеспечения однородности Конституции РФ и конституций, уставов субъектов Российской Федерации.

7. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права РФ.

8. Порядок изменения и пересмотра Конституции РФ: основные проблемы и решения.

9. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

10. Основные этапы конституционного развития России.

11. Основные характеристики конституционного строя Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.

12. Принцип разделения властей и его отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года.

13. Конституционно-правовые основы референдума в России.

14. Суверенитет народа и формы его проявления в Российской Федерации.

15. Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России.

16. Общественные объединения в России: конституционно-правовой статус, проблемы создания и деятельности.

17. Конституционные основы статуса и деятельности политических партий в России.

18. Конституционные основы современной экономической и социальной системы России.

19. Конституционные основы гражданства Российской Федерации.

20. Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

21. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве Российской Федерации.

22. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: конституционные основы.

23. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: конституционные основы.

24. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Феде-

рации: конституционные основы.

25. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: конституционные основы.

26. Экологические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: конституционные основы.

27. Конституционные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

28. Институты представительность и непосредственной демократии в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект.

29. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее.

31. Развитие России как федеративного государства. Федеративный договор 1992 г.

32. Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.

33. Конституционные принципы федерализма в России.

34. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект.

35. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации: основные проблемы и решения.

36. Конституционные основы взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ: формы влияния, взаимодействия, возможности и механизмы разрешения споров.

37. Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

38. Участие субъекта Российской Федерации в федеральном законотворчестве.

39. Законодательство субъекта Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации.

40. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

41. Проблемы обеспечения всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайны голосования и свободы выборов в России.

42. Избирательный процесс в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект.

43. Особенности организации и проведения предвыборной агитации в Российской Федерации.

44. Проблемы финансирования выборов в Российской Федерации.

45. Возникновение и эволюция института Президента в Российской Федерации.

46. Президент Российской Федерации в системе разделения властей.

47. Проблемы отрешения Президента Российской Федерации от должности: правовая база, основания и порядок.

48. Проблемы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе.

49. Администрация Президента Российской Федерации: назначение и компетенция.

50. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

51. Проблемы формирования и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

52. Проблемы роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

53. Законодательный процесс Российской Федерации: основные проблемы и решения.

54. Парламентское расследование: порядок проведения.

55. Конституционно-правовой статус парламентария в Российской Федерации.

56. Проблемы ответственности Правительства Российской Федерации перед Президентом РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ

57. Правовая природа Конституционного Суда и его место в системе органов государственной власти.

58. Конституционный контроль в России и конституционно-правовая ответственность.

59. Конституционные принципы организации и осуществления местного самоуправления в России.

60. Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие указания.Учебным планом специальности, предусматривается написание курсовой работы по теории государства и права. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем кафедры государственно-правовых дисциплин. Работа выполняется под руководством научного руководителя – преподавателя кафедры.

Курсовая работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы: получить глубокие знания выбранной темы.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

4) выявление способностей к научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Порядок подготовки и защиты курсовой работы.Весь процесс написания курсовой работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы, консультация и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

в) анализ составных частей темы, изложение проблемы;

г) обработка материала в целом;

д) оформление курсовой работы, представление её на кафедру для регистрации и рецензирования;

ж) работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

з) публичная защита курсовой работы.

Тема курсовой работы выбирается студентом из приведённого перечня. Среди студентов одной учебной группы темы не должны повторяться.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке работы, ознакомиться с требованиями, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему. После составления плана необходимо показать его научному руководителю и проконсультироваться по логике изложения вопросов темы.

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к своему руководителю. Готовая курсовая работа с рецензией руководителя должна быть сдана на

кафедру за неделю до защиты для решения вопроса о её допуске к защите.

Курсовая работа подлежит обязательной публичной защите. Получив проверенную работу, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, пометками на полях и выполнить все указания руководителя. Если работа не допущена до защиты, необходимо устранить все недостатки, указанные руководителем, и в новом варианте сдать на проверку.

Защита происходит в установленный руководителем день. На защите курсовых работ могут присутствовать все желающие. После объявления фамилии защищающегося и темы исследования, последний произносит краткую (не более 5 минут) вступительную речь, в которой обосновывает актуальность темы, сформулированные выводы и предложения. Вступительная речь должна быть подготовлена заранее и согласована с руководителем. По окончании вступительной речи научный руководитель и все присутствующие могут задавать вопросы. Ответы на вопросы даются кратко, четко и по существу. В процессе выступления могут быть использованы схемы, графики, слайды, раздаточный материал. Затем оглашается отзыв (рецензия) руководителя. При наличии замечаний студент дает им оценку и, в случае несогласия с ними, приводит аргументы в обоснование своей точки зрения. Окончательная оценка работы с учетом ее актуальности, содержания, оформления и защиты научным руководителем.

Критерии оценки курсовой работы

Отлично:

1. В полном объёме раскрыто содержание всех вопросов темы.

2. Чётко и правильно сделаны выводы по основным вопросам. Выводы обстоятельно аргументированы.

3. Оформление работы соответствует требованиям.

4. Доклад самостоятельный, в выступлении использованы знания, приобретённые ранее.

5. Твёрдые практические навыки.

Хорошо:

1. Раскрыто основное содержание вопросов темы.

2. В основном правильно сделаны выводы по вопросам темы. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

3. Оформление работы соответствует требованиям.

4. Доклад самостоятельный, в выступлении допущены неточности, нарушена последовательность изложения.

5. Практические навыки нетвёрдые.

Удовлетворительно:

1. Усвоено основное содержание вопросов темы, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Выводы по вопросам темы даны не чётко. Допущены существенные неточности в использовании терминов.

3. Оформление работы частично не соответствует требованиям.

4. Неумение использовать знания полученные ранее.

5. Практические навыки слабые.

Неудовлетворительно:

1. Основное содержание вопросов темы не раскрыто.

2. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

3. Допущены грубые ошибки в оформлении работы.

4. Нет практических навыков в использовании материала.

Требования к содержанию и оформлению курсовой работы.Курсовая работа излагается логически последовательно и грамотно. Работа обязательно должна иметь титульный лист (См. Приложение 1). На следующем листе указывается содержание аттестационной работы (См. Приложение 2).

Введение должно быть кратким (1-2 страницы). В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, идентичного плану, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей курсовой работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по теме работы в целом, предложения, рекомендации по совершенствованию законодательства, юридической практики.

На последней странице заключения работы ставится подпись студента и дата.

Страницы курсовой работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём курсовой работы 25-30 машинописного текста. Размер шрифта № 14 (размер сносок 12). Междустрочный интервал полуторный. Параметры страницы: верхнее и нижнее – по 20мм, – 20мм, левое –30мм, правое –15мм.

В тексте курсовой работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых). Дополнительно курсовая работа может иметь приложения (схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.)

В содержании курсовой работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции. Если в период написания курсовой работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

Основной акцент в работе делается на практические выводы, предложения, рекомендации, которые излагаются в завершении каждого вопроса, а также в заключении.

В конце курсовой работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной юридической литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части: 1. Нормативные правовые акты (даются по их юридической силе). 2. Материалы судебной практики. 3. Научная и учебная литература (в алфавитном порядке). 4. Диссертации и авторефераты диссертаций.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания (допускается сокращение названия только таких городов: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – Спб.

4. Год издания.

5. Общее количество страниц в работе, например: Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. – М.: ВШ МВД СССР, 1972. - 88с.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты. Например: Куликов А. Глобальная угроза XXI века // Юрист. 2001, № 12, С. 8-10; Иванов В. Кто допустил Дудаева к российским арсеналам // Российская газета, № 52 (1163) от 15 марта 1995.

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ. Например: Закон Российской Федерации № 150-ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. ст. 5681; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., вступил в силу 18 августа 1995 г. // Российская газета, № 71 (1254) от 18 августа 1995.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник. Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице, либо быть сплошной.

Правила оформления внутритекстовых ссылок:

а) цитаты:

Так, А.М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и «попытки разделения верховной власти между различными социальными силами»[1].

б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе. (например, автор в тексте употребляет цитату Беккариа Ч.М., взятую из работы Решетникова Ф.М. «Беккариа Ч.М.». М., 1981.)

…В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: «чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»[2].

1 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 4.

2 Цит. По кн.: Решетников Ф.М. Беккариа Ч.М. М., 1981. С. 123.

Во внутритекстовой ссылке должен быть точно указан номер страницы откуда взята цитата, идея, фрагмент текста.. При наличии разных точек зрения, существующих в специальной юридической литературе по вопросам раскрываемой темы, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать своё мнение либо аргументировано поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из истории развития вопроса, настоящей действительности и юридической практики. К ним можно отнести материалы конкретных уголовных дел (наиболее интересные протоколы осмотра места происшествия, допроса, постановления о назначении судебных экспертиз, фото-таблиц и т.п.). По ряду тем спецкурса обязателен анализ материалов практики деятельности правоохранительных и судебных органов, органов государственной власти.

Приложение 1

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

И.М. ИВАНОВ

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Курсовая работа

по конституционному праву

студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-10-1

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент С.Н. Николаев

 

Допущена к защите

«___» ___________2011 г.

Дата защиты

«___» ___________2011 г. Оценка __________

 

Тюмень, 2011

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение  
§ 1.  
§ 2.  
§ 3.  
§ 4.  
Заключение  
Список использованных источников и литературы  
Приложения (если имеются)  

ГЛОССАРИЙ

  Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.  
  Акт толкования права (интерпретационный акт) – правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.  
  Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные, родственные общественные отношения.  
  Аналогия права – принятие решения по конкретному делу (если невозможна аналогия закона) исходя из общих начал и смысла законодательства (применяется в гражданском праве, запрещена в уголовном и административном праве).  
  Базис – совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ (экономика).  
  Вето– отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.  
  Вина– психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию.  
  Власть – возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенных лиц, обеспечиваемая авторитетом или принуждением.  
  Всенародное голосование (референдум)– принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.  
  Гипотеза правовой нормы – часть нормы права, содержащая условие, жизненное обстоятельство, при наличии или отсутствии которого связывается действие правовой нормы.  
  Государственный аппарат– система органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.  
  Государственный суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, выражающееся в независимости государства решать свои дела как внутри своих границ, так и за их пределами.  
  Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, располагающая аппаратами управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, защищающая интересы собственников средств производства или всего народа.  
  Гражданское общество– совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.  
  Гражданство– устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.  
  Дееспособность – признаваемая государством способность субъекта своими действиями осуществлять субъективные права, исполнять юридические обязанности и приобретать новые (полная, ограниченная, частичная).  
  Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.  
  Демократия – такой политический режим, при котором законы выражают волю народа, а закрепленные в них экономические, политические и личные права граждан обеспечены максимальной поддержкой и защитой со стороны государства.  
  Диспозиция правовой нормы – основная часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.  
  Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.  
  Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процессуальном порядке органами законодательной власти и направленный на урегулирование основных, наиболее важных общественных отношений (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации).  
  Законность – режим общественно-политической жизни, состоящий в строжайшем соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений.  
  Законодательная инициатива– закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и/или соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект.  
  Законодательство– система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.  
  Законотворческий процесс– установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.  
  Злоупотребление правом– использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.  
  Импичмент– процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.  
  Инкорпорация – форма систематизации законодательства, состоящая в объединении нормативных актов в сборники в определенной последовательности (по предмету регулирования или в хронологическом порядке).  
  Институт права–часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений (напр. институты Президента РФ, судебной власти в конституционном праве).  
  Источники (формы) права – способы выражения и закрепления правовых норм (правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор).  
  Кодификация – это вид правотворчества, предполагающий внутреннюю переработку нормативных актов и создание нового сводного нормативного акта.  
  Компетенция– совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.  
  Конституция– Основной закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.  
  Легальность власти– юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.  
  Легитимность власти– качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.  
  Лоббизм– форма воздействия "групп давления" на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения и интересах определенных социальных структур.  
  Метод правового регулирования–совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений (императивный и диспозитивный).  
  Механизм государства – система органов, учреждений и предприятий, обеспечивающих реализацию государственных задач и функций.  
  Механизм правового регулирования–взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется воздействие права на общественные отношения (нормы права, юридические акты, акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правосознание).  
  Надстройка – совокупность правовых, политических, нравственных, эстети­ческих, религиозных и др. норм и институтов, обусловленных базисом общества и способных активно воздействовать на него (право, государство, политика, культура и др.).  
  Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое устанавливается (санкционируется) и охраняется государством в целях регулирования общественных отношений.  
  Нормативный договор – добровольное соглашение двух и более субъектов правотворчества, содержащее нормы права (международный договор, федеративный договор, коллективный договор).  
  Нормативный правовой акт – акт правотворчества, письменный документ, исходящий от компетентного государственного органа (или уполномоченной общественной организации) и со­держащий правовые нормы.  
  Обратная сила закона – распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Общественно-экономическая формация – этап о

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...