Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая культура Древнего Рима.

 

Главным, если не больше сказать, величайшим достижением Рима была его политическая и правовая культура. Примером для всех последующих поколений стали Римская республика и римское право. Мудрость управления более чем что-либо поощрялись государством. В системе образования в Риме активно развивалось ораторское искусство. Красноречие становилось возможностью быть избранным на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).

С установлением в Риме республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов из числа патрициев на центральных собраниях.

Обладая гражданской властью они могли созывать сенат, народное собрание, назначали часть военных трибунов. Ограниченность власти консулов заключалась в том, что один из них мог наложить вето на решение другого. Консул по истечении года становился частным лицом, гражданином.

Наряду с консулами верховным носителем власти в Римской республике было народное собрание (комиции). Формально все граждане Рима могли избираться на государственные должности, служить в войсках Рима, иметь собственность.

Для плебеев был учреждён трибунат. За ними признавалось право иметь свою организацию и избрание ежегодно из своей среды народных трибунов.

Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами. Ими могли быть только богатые римские граждане, поскольку процесс выборов и исполнение обязанностей магистрата требовали больших расходов. Решение магистратов было законным, если принималось единогласно и коллегиально.

Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, к I в. до н.э., включающий 300 человек. Сенат мог быть созван только высшими магистратами. Они и председательствовали на его заседаниях.

Основные права сената: ведал военной жизнью республики, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, утверждал постановления комиций.

Наиболее выдающимся философом Рима был Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.). Он создал учение о первичных элементах всего существующего – об атоме и пустоте, учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и безграничности Вселенной, о чём он изложил в поэме «О природе вещей».

В 106-43 гг. до н.э. в римском обществе проживал Марк Тулий Цицерон – политический деятель и философ виднейший римский оратор и писатель, оставивший трактат «О природе богов».

В I в. до н.э. Римская республика превращается в империю. Императоры старались отмечать своё правление новыми сооружениями. Так император Веспасиане построил огромный амфитеатр для гладиаторских боёв – Колизей; сооружены арка императора Тита; колонна Трояна, Пантеон (Храм всех богов) построен при императоре Адриане (II в. н.э.); конная статуя императора Марка Аврелия (философ на троне).

Музыкальная жизнь Рима отмечалась пестротой, разнообразием, начиная от концертов греческой классической музыки, до игры на флейте и исполнения песен, сопровождающееся танцами.

Поэзия римская подарила миру трёх величайших поэтов: Вергилия (70-18 гг. до н.э.), Горация (65-8 гг. до н.э), Овидия (43 г. до н.э – 18 г. н.э.).

В середине III в. в Римскую империю вторглись варвары, она в 395 г. была разделена на Западную и Восточную.

В 476 г. Западная империя пала, Рим был раздроблен, наступила новая эпоха – эпоха средневековья.

Из глубины Древнего Рима пришли многие учреждения, зачатки юриспруденции и литературы, шедевры архитектуры и образцы республиканской формы правления.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Назовите сроки античной культуры и место ее развития.

2. Назовите цивилизации, располагавшиеся на территории Греции и Рима, их особенности.

3. Охарактеризуйте религию античного периода культуры.

4. Охарактеризуйте театр, музыку, литературу античности.

5. Охарактеризуйте политическую и правовую культуру Рима.

6. Назовите крупнейших философов античности.

7. Величайшие поэты Греции и Рима.

 

Тест

Что принято называть «античностью»

- политическую систему;

- особый период развития Древних Греции и Рима;

- образ жизни;

- способ производства;

- философскую систему.

 

Что из названного не относится к античной культуре

- религия и мифология;

- античное рабовладение;

- христианская этика;

- наука;

- художественная культура.

 

В какой период древнегреческой истории ее культура достигла наибольшего расцвета.

- эгейский (III-II тыс. до н.э.)

- эллинистический (втор. пол. IV – сер. I вв. до н.э.)

- гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

- архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

- классический (V-IV вв. до н.э.)

 

Что было характерной чертой древнегреческой религии?

- антропоморфизм;

- скептицизм;

- суфизм;

- акмеизм;

- гедонизм.

 

Какие сюжеты занимали главное место в греческой мифологии

- антропологические;

- о культурных героях;

- тотемистические;

- космогонические;

- культовые.

 

На какой основе возник древнегреческий театр?

- политического развития общества;

- развития литературы;

- религиозного культа;

- потребности в зрелищах;

- философских воззрений.

 

Что было отличительной чертой культуры римских городов эпохи империи

- храмы;

- театры;

- наличие коммуникаций;

- площади;

- общественное мнение.

 

Назовите самых влиятельных философов Древних Греции и Рима

Назовите ведущих поэтов Древних Греции и Рима.

Согласно мифологии античной эпохи назовите некоторые верховные божества, почитаемые римлянами и греками.

Назовите главные архитектурные сооружения римлян и греков – в античную эпоху.

 

Список обязательной литературы

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...