Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство как доминанта средневековой культуры

Христианство как доминанта духовной жизни обусловливает роль церкви как института культуры. В лице папства она выступает как сила, стремящаяся к господству над миром. Христианство призывало к новому уровню духовного самосознания человека. Сущность нравственного начала средневековой христианской идеологии можно представить единством Веры, Надежды, Любви.

Вера - особое состояние духа, как ведущая к богу святая простота.

Надежда - идея спасения от греха с помощью бога через загробные воздаяния, путь к которому - смирение.

Любовь есть любовь к богу как связь, устремление к нему человека.

Первые христиане жестоко преследовались римскими императорами. Их распинали, заточали, сжигали, терзали дикими зверьми. Несмотря на преследования христианство распространялось быстро в пределах Римской империи, Армении, части Сирии, Эфиопии, Грузии, Руси. К XIII веку вся Европа была христианской. Христианство наложило отпечаток на нравственное, художественное, общественное, политическое, интеллектуальное развитие культуры не только Европы, но и мира.

Чем обусловлено столь активное, всеобъемлющее влияние христианства как религии?

Прежде всего, следует отметить, что христианство как религия содержало в себе идею добра, справедливости, гуманизма, добродетели, лучших человеческих и социальных ценностей.

Кроме того, христианство как религия универсально, оно не ограничено ни этническими, ни политическими условностями и рамками. Христианство обладает большим гуманистическим потенциалом к личности, как к носителю ответственности перед Богом. Христианство требует от человека активного духовного творчества. Христианство являлось объединителем многообразного единства европейского мира.

Христианство выработало новый нравственный канон, систему координат для человека, согласно которому человек ответствен за свою судьбу перед Богом, а ему определены цели и смысл человеческого существования. Христианство выступает в виде концепции человеческого бытия, чести, совести, долга, нравственности, доброты, гуманизма. Библия стала священной книгой христиан. Ветхий и Новый Завет, иконопись, духовная музыка, религиозное искусство, архитектура несут в себе общечеловеческий смысл.

Суть христианства изложена в 12 пунктах «Символа веры», принятого на Никейском соборе (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборе.

Первый Вселенский собор постановил: «Сын Божий есть истинный Бог, рождённый от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рождён, а не сотворён, и единосущен с Богом Отцом».

Второй собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

На Третьем Вселенском соборе признано соединение в Иисусе Христе со временем воплощения двух естеств: Божеского и Человеческого, Иисуса Христа исповедовать совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицею.

Седьмой Вселенский собор (787 г.) осудил иконоборчество. Он определил: постановлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Житворящего Креста Господня и Святые иконы и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божьей Матери и Святым, на них изображенных.

Христианская культура признавала человека как земное воплощение Бога, признавала в человеке личность. Христианство запретило жертвоприношения, отказалось от строгой регламентации человека в быту.

В христианстве, как религии, сформированы её нравственные начала, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относятся: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы».

Впервые в религиозной практике христианство сформировало нравственные заповеди не в запретительном, а в положительном плане, обращаясь к совести человека.

1. Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, не послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них все дела твои. В день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будите на земле.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествую на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть бляжняго твоего.

 

Особенно в средневековье обращалось особое внимание не только на таинства, добродетели, но и на греховность. Смертными грехами считались: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние. Святыми таинствами считались: крещение, миропонимание, причащение, покаяние, священность, брак, елеосвящение. Добродетелями признавались: вера, надежда, любовь.

Из многих нравственных предписаний христианства считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. Первая и наибольшая заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всею мыслею твоею». Вторая заповедь, подобная ей «Возлюби ближнего твоего, яко сам себя».

Воплощением заповедей, несущих элементы и идеи коллективизма можно назвать первые христианские общины на принципах общности имущества. Воплощением идеи индивидуализма, аскетизма, формой осуществления евангельских норм было монашество, с его строгой дисциплиной.

Христианство образовало пространство, на котором сложилась христианская культура, давшая миру высочайшее искусство, архитектуру, научно-технический прогресс, демократические порядки. Не смотря на то, что в истории христианства имели место крестовые походы, жестокая борьба с еретиками, учёными – носителя научного взгляда на жизнь в результате движения Реформации произошло становление версий христианства как выражения социальных и политических изменений, происходящих в Западной Европе в XI-XVII веках.

Католицизм был совместим с наличием церкви как посредника между Богом и человеком, крупным церковным землевладением, монашеством, выплатой денежных средств папской казне и вмешательством папы в политические дела, безбрачием духовенства.

Протестантизм – религия автономного человека, ведущая его к спасению: не доверяй каким бы то ни было авторитетам, ни церкви, ни античным мудрецам, доверяй собственному разуму. Протестантизм внедрял удешевление церковных ритуалов, отказался от поклонения кресту, реликвиям, иконам, мощам, оставил почитание библейских праведников. Из семи наиболее важных католических обрядов протестанты оставили два: крещение и причастие. Протестантизм подорвал монополию католической церкви на истину, повысил доверие к личности.

Однако становление протестантизма не обошлось в Западной Европе без негативных явлений. Франция и Германия пережили эскалацию насилия. В Германии разразилась 30-летняя война, которая почти наполовину сократила население страны. А Франция пережила Варфоломеевскую ночь, когда десятки тысяч гугенотов были вырезаны при одобрении Ватикана.

Основные черты христианства

1. Вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, триединого Бога - Отца, Бога - Сына, Бога - Святого Духа.

2. Боговоплощение, богочеловечение. Бог - Отец в бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невинным. Он искупил грехи людей, и спас их души для жизни вечной.

3. Христианство считает земное, видимое существование несовершенным, подлежащим преодолению. Земной же ценностью считается душа человека, она ценнее всего мира, а свобода есть высшее достояние человека.

4. Внедрялось стремление человека к самоанализу. Люди хотели уравновешения психики, поскольку они постоянно находились между добром и злом, раем и адом, богом и дьяволом, радостью и печалью, благородными поступками и бессмысленными делами.

5. Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее, тем подлиннее - это критерий связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство воспринималось как отдаление от истины. Поэтому литераторы скрывались за анонимностью. Творчество ограничивалось, нормировалось, соблюдало каноничность.

6. Символизм - это культурная деятельность, обращенная в сторону размышления, толкования Библии. В литературе отмечается, что вся интеллектуальная культура средневековья занималась толкованием неясных мест в древних, особенно религиозных текстах, т.е. экзегемой.

- первый этап экзегемы - семантический, т.е. толкование значений слов в текстах Библии;

- второй этап - концептуальный, т.е. смысловой;

- третий этапспекулятивный - автор получает возможность высказывать собственные мысли, маскируя их авторитетными суждениями.

7. Следующей чертой христианства средневековья является дидактизм, что значит поучительность, наставительность.

Поскольку деятели средневековой культуры были в основном проповедники, преподаватели богословия, то главное для них было уяснить величие божественного и передать другим. Поэтому возникли такие формы интеллектуальной деятельности, как дискуссии, аргументации, диалоги учителей и учеников. Это требовало универсальности, энциклопедичности знаний, желания донести их до других.

8. Следующей чертой средневековой культуры христианства как веры и идеологии является рефлексивность, психологическая самоуглубленность, самоанализ, самоизучения.

Рефлексия - это размышление, полное сомнений и противоречий, анализ собственного психического состояния. Более всего сюда подходит исповедь, очищающая душу, и покаяние.

9. Историзм духовной жизни обусловлен христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальным фактом появления Христа как начала истории. Вся история средневековья есть также история борьбы церкви, религии и государства, их слияние; уподобление церкви государству, реализация его мощи, как христианской силы и града божьего на Земле.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...