Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы

Средневековая культура, как было отмечено ранее, по своему содержанию, методам и формам воплощения в жизнь народа была глубоко противоречива.

В чём же эта противоречивость проявлялась?

1. В страдальческом отречении от мира существующего, с его страданиями и несовершенством и одновременно в непреодолимой тяге к насильственному преобразованию мира (вспомним многочисленные, порою кровавые Крестовые походы). Это сочеталось со стремлением преобразовать мир любой ценой.

2. В раздробленности бытия, самобытности уклада, в расслоении общества и духовном и материальном и тяге ко всеединству (что подразумевало церковь). Это сочеталось с желанием восстановить единство посредством церкви.

 

В Средневековой культуре сочетаются:

§ прикрепленность человека к земле, общине, поместью и христианской универсальности человека, чуждой идее сословной ограниченности и одновременно со стремлением сделать человека и общество посредником Христа.

Эпоха средневековья имеет значение и для современной жизни:

1. В Европе возникло большинство современных европейских государств с их границами, нациями и языками.

2. Появились парламенты, суды присяжных, первые конституции, городской строй с муниципальным управлением.

3. Изобретены часы, ножницы, оконное стекло, книгопечатание, огнестрельное оружие.

4. Написаны научные труды по химии, математике, физике, механике, медицине, первые энциклопедии. Возникла университетская система, а также система христианской церкви.

5. Появилась архитектура, произведения фресковой живописи, иконописание, витражное искусство, резьба по камню, дереву, металлу, скульптура, гобелены, изображающие церковные сцены.

 

Скульптура, в основном, обслуживала церковную архитектуру, живопись также служила украшением архитектурных памятников в виде сцен из библейской жизни на поверхности стен. Обработка металлов служила созданию церковной утвари для религиозных ритуалов. Все это было украдено во время Французской революции.

Конечно, люди средневековья не могли жить в постоянном страхе, они находили удовольствие в труде, в приумножении имущества, в праздниках, развлечениях, часто нарушая церковные запреты, каноны и таинства.

Резкое противопоставление души и тела, духа и материи, присущее официальному христианству, в сознании народа было затемнено и размыто.

В эпоху высокого средневековья копировалась концепция о достоинстве человека, сотворенного богом, как венца творения. Человек не только " раб божий ", но и носитель разума, имеющий способность понимать и рассуждать.

План семинарского занятия

1. Основные черты и характеристики эпохи средневековья

2. Основные характеристики христианства, как ведущей религии средневековья.

3. Романский и Готический стили средневековья, их содержание, особенности.

4. Образование в эпоху Средневековья: школы, университеты, содержание образования.

5. Основные противоречия Средневековой культуры и ее значение в истории.

 

Тест

Средневековье – это

- политическая концепция;

- историческая эпоха;

- способ производства;

- художественный стиль;

- философская система.

 

Какая религия явилась основой европейской культуры средневековья

- иудаизм;

- ислам;

- христианство;

- буддизм;

- конфуцианство;

 

Какой принцип христианского учения провозглашен основным во взаимоотношениях между людьми?

- смирения;

- любви;

- совершенствования;

- успеха;

- равенства.

 

Какой образ жизни проповедовался в монастырях?

- отшельнический;

- аскетический;

- «по Евангелию»;

- духовный;

- мирской.

 

Что являлось просветительским центром в эпоху средневековья?

- школы;

- университеты;

- замки феодалов;

- монастыри;

- города.

 

Что было главной средневековой наукой?

- астрономия;

- схоластика;

- музыка;

- риторика;

- грамматика.

 

Какой из названных литературных жанров не характерен для западноевропейского Средневековья?

- публицистика;

- жития святых;

- героический эпос;

- рыцарский роман;

- поэзия вагантов.

 

Какой вид средневекового искусства был центральным, синтезирующим?

- пение;

- архитектура;

- танцы;

- музыка;

- живопись.

 

Список обязательной литературы

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2- М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

Список дополнительной литературы

1. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои…- М.: Современник, 1998.

2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М.: 1976.

3. Культура и культурология. словарь / Сост. А.И.Кравченко – М.: 2003.

4. Культурология (конспект лекций в схемах) – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001.

5. Токарев С.А. Религии народов мира. – М.: 1976.

6. Хрестоматия по культурологии. Т. Самосознание мировой культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999.

7. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

8. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...